Как эдуард мане разоблачает «материальность» картины. переход от содержания к форме

Мане Эдуард | Kramskoy

В 1863 году французское общество задохнулось от возмущения — в Салоне была выставлена картина Эдуарда Мане «Музыка в Тюильри». Она была разнесена критикой в пух и прах. Работа была сочтена попросту недоделанной, однако сейчас большинство знатоков искусства считают, что это полотно произвело революцию в живописи, став первой работой в стиле импрессионизма.

https://youtube.com/watch?v=pJyzn9BXnRs

Картина «Музыка в Тюильри» полна движения, многочисленные герои не позируют, они увлеченно беседуют, не обращая внимания на зрителя. А при этом работа — это групповой портрет, на котором Мане изобразил многих своих друзей и родственников.

Здесь и родители художника, и его младший брат, его возлюбленная Сюзанна, его друг Шарль Бодлер, критик Захария Аструк, художник Альбер де Бальруа и многие другие представители столичного бомонда.

Мастер стремился передать атмосферу шумного веселья, с которым толпа парижан ожидает начала еженедельного концерта в саду Тюильри.

«Музыка в Тюильри» написана быстрыми мазками, композиция наполнена резкими контрастами светлых и темных пятен, часть силуэтов четко прописаны, в то время как остальные персонажи картины лишены светотеневой моделировки и кажутся расплывчатыми. Эта идея, что форма не должна быть стабильна, была в дальнейшем подхвачена импрессионистами.

Родители были против художественного поприща для своего сына, и под давлением отца он поступает в мореходную школу в 1847 году, где не смотря на с треском проваленные экзамены, ему предоставляют возможность отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Это путешествие еще больше убедило Мане в его призвании, и, вернувшись из плаванья, он поступает в школу художника Тома Кутюра.

Через шесть лет обучения Эдуард Мане покидает школу, устав от рамок академизма. Теперь его обучение — копирование работ старых мастеров из коллекции Лувра. Первая известность пришла к художнику уже в начале 1850-х годов, но стремление «показать жизнь как она есть» принесло ему скандальную славу.

Эдуард Мане был похоронен в статусе одного из величайших и самых неординарных художников своего времени. 

Необычный центр картины

А теперь посмотрим в центр картины. К нам боком стоит брат художника, Эжен Мане. А перед ним и чуть позади — очень расплывчатые формы. Как будто изображение сильно выпало из фокуса.

Тем самым мастер хочет продемонстрировать реальное восприятие происходящего. Когда мы смотрим на что-то или кого-то, объекты, находящиеся рядом, оказываются вне фокуса, расплываются. Мы не видим все сразу вокруг себя четко.

Так почему же на картине все должно быть четким, раз это противоречит особенности нашего зрения? Так подумал Мане. И написал свою будущую жену Сюзанну очень широкими, намеренно небрежными мазками. Даже стул стал расплывчатым.

А рядом с ней точно в таком же ключе он изобразил свою мать и сына.

ⓘ Флейтист (картина Мане)

«Флейтист» — картина Эдуара Мане, написанная в 1866 году.

Во время путешествия по Испании в 1865 году, Мане посетил Прадо, познакомившись с работами Диего Веласкеса, произведшими на него большое впечатление. В письме Анри Фантен-Латуру Мане писал о портрете Пабло де Вальядолида: «Пожалуй, самая удивительная из всех картин — это портрет известного актёра времён Филиппа IV. Фон в ней исчезает, и остаётся лишь воздух вокруг человека». Вернувшись во Францию, художник приступил к работе над картиной, изображающей полкового флейтиста в униформе испанской армии на нейтральном фоне.

Подражая Веласкесу, Мане придал фону небольшую глубину с еле различимым переходом вертикальной плоскости в горизонтальную. Согласно искусствоведу Петеру Хайнцу Файсту этим он продемонстрировал красоту «декоративного эффекта крупной одиночной фигуры с подчёркнутым контуром на фоновой поверхности». Персонаж, выполненный в технике импасто с ограниченной палитрой и резко контрастирующий с монохромным фоном картины, выглядит реалистичным, выразительным и полным жизненной силы. Влияние Веласкеса также проявилось в выборе персонажа — им стал юный музыкант оркестра Императорской гвардии «с повадками испанского гранда», которого прислал майор Ипполит Лежон, знакомый Мане. Леон Леенхофф и Викторина Мёран, сходство с которыми заметно в лице и фигуре мальчика, также могли служить натурщиками при создании картины.

Картина, названная «Флейтист», была отклонена жюри Салона 1866 года. Возмущённый решением судей Эмиль Золя, один из первых почитателей таланта Мане, опубликовал в газете «Эвенман» ряд хвалебных статей о реалистичности и актуальности его живописи, где в частности писал, что из всех картин художника предпочитает именно эту:

По примеру Гюстава Курбе художник на собственные средства устроил показ своих работ рядом со Всемирной выставкой 1867 года, включая «Флейтиста», высмеянного массовой прессой за необычное художественное оформление с отсутствующим фоном.

В 1872 году «Флейтиста» приобрёл Поль Дюран-Рюэль. С 1873 по 1893 год картина принадлежала композитору Жан-Батисту Фору, приятелю Мане, после чего вновь оказалась в собственности Дюран-Рюэля. Последним частным владельцем «Флейтиста» был граф Исаак де Камондо, от которого она перешла в собственность французского правительства в качестве компенсации за неуплату налога на имущество в 1911 году. С 1914 по 1947 год картина экспонировалась в Лувре, после чего была перемещена в галерею Жё-де-Пом вместе с другими произведениями импрессионистов и постимпрессионистов. В 1983 году картина была включена в состав крупной ретроспективы работ Мане, проводившейся в Большом дворце к 100-летию со дня смерти живописца. С 1986 года и по сей день хранится в 14 зале музея Орсе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: