Стрепетова, пелагея антиповна

Самые известные картины Ильи Репина

Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:

«Бурлаки на Волге» (1872-1873) — самое известное произведение Репина, в которой он не просто реалистично изобразил тяготы простого народа, но и поставил философский вопрос о судьбах России

Обратите внимание на буксир на заднем плане — это символ прогресса, который далёк от тех, кто тянет лямку на берегу. Картину сравнивали с адом Данте, она вызвала сенсацию в стране и за рубежом

Это один из немногих примеров в живописи, когда жанровая сцена стала монументальной.
«Садко» (1876) — красочная работа, переносящая зрителя в волшебный мир русских сказок. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика.
«Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) — исторический портрет, передающий непростой характер сестры Петра I. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной.
«Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881). На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883) — ещё одна монументальная работа, в которой отражен народный быт. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой.
«Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2021 годах.
«Не ждали» (1888) — передвижническая работа из «народовольческой серии» Репина. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога. Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми.
«Какой простор!» (1903). Импрессионистское произведение, наполненное эмоциями людей и стихии.

Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.

Примечания

  1. Масик С.Н. Пушкинская улица в Санкт-Петербурге. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Гамма, 2010. — С. 301—302. — 424 с. — ISBN 9785433400177.
  2. Масик С.Н. Пушкинская улица в Санкт-Петербурге. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Гамма, 2010. — С. 352—353. — 424 с. — ISBN 9785433400177.
  3. Масик С.Н. Пушкинская улица в Санкт-Петербурге.. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Гамма, 2010. — С. 310—313, 320-325. — 424 с. — ISBN 9785433400177.
  4. Масик С.Н. Пушкинская улица в Санкт-Петербурге. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Гамма, 2010. — С. 53—57, 300-304, 320-325. — 424 с. — ISBN 9785433400177.
  5. Энциклопедия «Санкт-Петербург» — М.:РАСПЭ, 2004, стр.843

Живопись

В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.

Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.

Илья Репин в молодости

Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.

Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников

Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника

Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.

Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».

Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.

В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.

Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.

После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.

Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.

В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.

Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.

Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.

Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.

Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.

В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.

Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.

В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.

Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.

Биография Репина

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в Харьковской губернии. Все свое детство он провел в небольшом городе Чугуеве.

Его отец, Ефим Васильевич, был отставным солдатом. Мать, Татьяна Степановна, являлась грамотной и мудрой женщиной.

Детство и юность

В детстве Ильи Репина мать самостоятельно учила детей грамоте, а также часто читала им вслух произведения Пушкина, Лермонтова и Жуковского (см. интересные факты о Жуковском).

Более того, эта удивительная женщина организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Но все это было на плечах матери будущего гения.


Отец и мать Ильи Репина

Вообще семья Репиных была набожной: там часто читали Библию и прочие священные книги. Поскольку семья была небогатой, матери нередко приходилось шить шубы на продажу.

Однажды в гости к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин. Он принес с собой акварельные краски и кисти. Это стало отправной точкой в творческой биографии Репина.


Автопортрет 19-летнего Репина, 1863 г.

Дело в том, что когда маленький Илюша попробовал ими рисовать, он пришел в настоящий восторг. После этого любовь к рисованию осталась у него на всю жизнь.

В 1855 г., когда Репину исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться в топографическую школу, которую вскоре закрыли. После этого Илья начал трудиться в иконописной мастерской.

Он делал хорошие успехи в написании образов, в результате чего о его таланте узнали не только в Чугуеве, но и за его пределами.

Достигнув 16-летнего возраста, Илья получил предложение на работу в иконописной артели за 25 рублей в месяц.

Интересно, что артельщикам приходилось вести кочевой образ жизни, выполняя заказы то в одном, то в другом городе.

ПЕРВАЯ СЕМЬЯ И ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

В феврале 1872 года художник женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора, с которой Илья Репин познакомился ещё в годы студенчества, когда гостил в доме своего однокашника Алексея Шевцова, брата Веры. В конце этого же года у них родилась первая дочь. Осенью 1874 года родилась вторая дочь. К тому времени в семье Репиных появился и неродной ребёнок — Валя Серов. Его мать, Валентина Серова (она позировала Репину для картины «Царица Софья»), в Париже была сильно занята концертами и репетициями, и мальчик стал проводить много времени в семье художника. Репин научил мальчика рисовать, а Серов на всю жизнь стал ему любимым учеником и близким другом.

Позже в семье Репина появилось ещё два ребёнка, но семейная жизнь так и не заладилась. Скромная девушка с толстой косой любила мужа, но — как показало время — совершенно не годилась в качестве жены художника. Илья Ефимович был жаден до общения. Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кроме тех, кого художник писал, в доме постоянно толпились студенты, его ученики. На молодёжных вечеринках собиралось по многу десятков человек. Репин любил пылкие дискуссии и ярких, умных, самостоятельных женщин. А Вера была слишком тихая, никогда не высказывала своего мнения, была поглощена бытом и детьми. Такая женщина перестала быть музой для художника, а брак не оправдал его надежд. В 1884 году всё это закончилось и Вера покинула мужа, узнав о его связях с другими женщинами. Старшие дочери остались с Ильёй Репиным.

За успехи в учёбе Репин получил от Академии стипендию для поездки за границу. Путешествие по Европе продлилось три года (1873-1876). Большую часть этого времени художник жил в Париже, успев, кроме того, посетить Италию и Англию. Приезд Репина в Париж совпал по времени с первой выставкой импрессионистов (1874), наделавшей много шума. Репин отнёсся к увиденному двойственно: с одной стороны, его восхитили свет и колорит новой живописи, а с другой, эти работы показались ему «социально» легковесными.

Вскоре после возвращения в Россию Репин на целый год уехал в родной Чугуев, где написал ряд полотен на современные сюжеты. Работал он медленно и вдумчиво, одновременно занимаясь, как правило, несколькими картинами. В сентябре 1877 года Репин приехал в Москву. Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи.

В 1882 году Репин перебрался в Петербург. В эти годы он, набираясь впечатлений, много ездил по России. Так, в 1880 году художник побывал на Украине, в 1882 году — в Курской губернии, а в 1888 и 1899 годах — на Кавказе.

биография

Она родилась в Нижнем Новгороде и была подкидышем, воспитывалась и воспитывалась цирюльником городского театра Антипом Григорьевичем Стрепетовым, который буквально нашел младенца на пороге своего дома. Она так и не смогла установить личности своих биологических родителей и приняла день, когда ее нашли, как свой день рождения. Ее приемная мать Елизавета Ивановна была актрисой-любителем и певицей, работавшей в популярном Театре Шепелева, и с ранних лет Полина решила, что пойдет по ее стопам.

Стрепетова начала выступать в Нижегородском театре с семи лет и была признана исключительно одаренным ребенком, но не получила формального образования. Она дебютировала в 1865 году на сцене Рыбинского театра и за следующие три года исполнила более сотни ролей, переходя из одного губернского городского театра в другой: из Рыбинска в Ярославль , затем в Симбирск , Муром , Новгород , Самару. , Орёл и Казань .

Портрет Репина 1882 г.

Первым успехом она добилась в Ярославле в партии Лизаветы в «Горькой судьбе » Алексея Писемского , затем повторила этот триумф в Самаре, в девятнадцать лет. Исключительно хорошо здесь были приняты ее партии в партии Верочки в опере Петра Боборыкина « Ребенок » и Софии в опере Ивана Самарина « Все будет хорошо » . Полное отсутствие образования на этом этапе, видимо, не беспокоило Стрепетову: она быстро училась у своих более известных коллег, в основном у Любови Никулины-Косицкой и Александры Шуберт , а также у своего будущего мужа Модеста Писарева . Лишь в 1880-х годах стало очевидно, что художественная палитра Стрепетовой ограничена, а ее неспособность развить ее или приспособиться к меняющимся общественным вкусам стала подрывать ее репутацию великой актрисы.

История успеха Стрепетовой продолжилась в Казани, где в 1871 году она сыграла Марью Андреевну в «Бедной невесте » Александра Островского , а также Аннету в «Семейных схемах » Николая Куликова. Последнее (принятое в его развитии на протяжении многих лет) позже стало считаться ее самым значительным достижением на сцене, после Лизаветы, которая оставалась ее визитной карточкой в ​​течение тридцати лет. Другими ее известными ролями того времени были Лиза (« Горе от ума» , Александр Грибоедов ), Дуня ( Останься в своих санках ) и Катерина ( «Гроза» ) Александра Островского.

Стрепетова в роли Лизаветы. Репин 1881 г.

В 1873 году Стрепетова начала праздновать свои первые триумфы в Москве, где она поступила в Московский публичный театр, которым руководили Урусов и Танеев. Позже, в 1880 году, она побывала в Театре Пушкина Анны Бренко, где стала примой очень сильной труппы, но вынуждена была уехать в Петербург после банкротства театра. До этого она пользовалась огромной популярностью у московской художественной и литературной элиты, Иван Тургенев , Владимир Немирович-Данченко и Петр Чайковский считали себя поклонниками ее таланта. Ее портреты писали Илья Репин , Виктор Васнецов и Николай Ярошенко . Журналист, редактор и мемуарист Александра Якоби подружилась, а позже опубликовала мемуары о Стрепетовой.

В 1876 году она впервые появилась на сцене Александринского театра в роли Лизаветы, но была приглашена в труппу только через пять лет. Ее девятилетнее пребывание в ведущем императорском театре было омрачено конфликтами с ее более успешной и разносторонней соперницей Марией Савиной , мелкими скандалами по поводу заработной платы и многочисленными интригами со стороны как ее недоброжелателей, так и последователей. К тому же ее страстная, чрезмерно эмоциональная манера игры считалась в петербургском театральном обществе провинциальной и старомодной. В период с 1881 по 1890 год у нее было более тридцати ролей в Александринке, но из 22 новых только три были позже признаны соответствующими уровню ее сценического дара: Кручинина ( Без вины , Островский), Степанида ( Близкие к деньгам , Виктор Крылов ) и Сарра ( Иванов , Антон Чехов ).

В 1886 году умер Островский, неизменно поддерживавший Стрепетову в ее распрях с администрацией театра. Непопулярная в труппе, она оказалась в изоляции и в 1890 году была вынуждена покинуть Александринку. Последним ее успехом стала Матрена в спектакле Льва Толстого « Власть тьмы» в Театре Литературно-художественного кружка в 1895 году. Последние годы жизни Стрепетова провела в Петербурге, где в 1896-1897 годах играла в Малом Суворинском театре, а затем. работал над книгой мемуаров под названием Minuvshiye DNI (Минувшие дни, давно минувших дней), который остался незаконченным.

Стрепетова скончалась в Санкт-Петербурге 17 октября 1903 года от рака желудка и была похоронена на Никольском кладбище . В 1936 году ее прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств .

Снова Петербург

Осенью 1882 года Репин переехал в столицу – Москва опостылела, а город молодости обещал зарядить свежими силами для осуществления творческих задумок. Так и случилось – здесь родились настоящие шедевры, герои которых исторические личности и события прошлого и настоящего.

Новые знакомства словно вливали свежую кровь – за плечами пол жизни, опыта накоплено много, намётанный глаз безошибочно выхватывал главное. Увидев интересный типаж, художник загорался желанием написать портрет. Так, глаза литератора Всеволода Гаршина с первой встречи зажгли художника идеей. Позже он осуществил её, привлекая писателя к работе моделью неоднократно.

В период 1894-1899 Репин сблизился с объединением «Мир искусства», участвовал в международных выставках, что поначалу принял восторженно. Приверженцев объединения называли декадентами, их идеология строилась на отрицании школ передвижников и Академии художеств, в выражениях они не стеснялись («школа безвкусицы» и т.д.). Со временем такая резкость стала коробить Репина, и он отказался сотрудничать с «Миром искусства», защищая академистов и передвижников.

Учёба в Академии

Краткая биография Репина как студента изобилует наградами.

С первых лет своего пребывания в Петербурге молодой художник жадно учится и стремится отличиться. Для этого периода наиболее значительны картины Репина под названиями (с описанием евангельских сюжетов):

  • «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» (1865) – серебряная медаль;
  • «Иов и его друзья» (1869) – малая золотая медаль;
  • «Воскрешение дочери Иаира» (1871) – большая золотая медаль.

Годы учёбы и написание конкурсных работ с непростой тематикой, требующей творческих мук, осложнялись нехваткой средств на холсты и краски. Но Репин художник целеустремлённый, он всегда находил выход. Так, готовясь к выпуску, он с целью продажи довольно быстро написал жанровую работу: студент отвлекается от занятий, наблюдая за девушкой из окна. Отданная в комиссионный магазин, картина быстро и выгодно была продана, обеспечив возможность работать над картиной, завершающей учёбу. В результате в 1871 году Репин стал художником I степени и мог на шесть лет уехать за границу. Слава о молодом таланте, выпускнике Академии, вышла за её пределы.

Литература

  • Е. П. Карпов. П. А. Стрепетова — Катерина в драме Островского «Гроза». СПб, 1903
  • А. И. Урусов. Статьи. Письма. Воспоминания. М., 1907.
  • П. Гнедич. Хроника русских драматических спектаклей на Императорской петербургской сцене 1881—1890 гг. // Сборник историко-театральной секции. Т.1. Пг., 1918.
  • В. М. Дорошевич. Старая театральная Москва. Пг.-М., 1923.
  • М. Н. Читау-Кармина. П. А. Стрепетова.//ж. «На чужой стороне». Париж, 1924.
  • В. Н. Давыдов. Рассказ о прошлом. «Академиа». М.-Л., 1931.
  • П. А. Стрепетова. Воспоминания и письма. / Вступительная статья М. Д. Прыгунова. М.-Л., «Академиа», 1934. С.590.
  • И. Н. Крамской. Письма. Т.2. 1937.
  • В. В. Стасов. Избранные сочинения в трех томах. М., 1952.
  • П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы. / Сост. и вступ. статья Р. М. Беньяш. М.-Л., 1959.

Гаевская М. Ю. Пелагея Стрепетова. Роковой талант. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — 320 с. — 5000 экз. — ISBN 5-462-00313-7.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: