Гид по петербургу

Музей архитектурного рисунка / Museum für Architekturzeichnung

Местоположение: Германия, Берлин

Адрес: Christinenstraße 18A, 10119, Berlin

Стиль здания: Неомодернизм

Сайт музея:

Берлинский музей архитектурного рисунка придумал русский архитектор Сергей Чобан: он и сам известен своими графическими работами. Музей призван возродить интерес к утраченному искусству архитектурного рисунка. На первой выставке экспонировалась графика Пиранези.

Коллекция Сергея Чобана появилась в 2001 году, когда он купил рисунок итальянского архитектора Пьетро Гонзага. Сейчас собрание состоит из нескольких сотен листов, датирующихся от XVI века и до настоящего времени.

Музей открылся в историческом берлинском районе Пренцлау, на месте пивоварни середины XIX века.  Постройка продолжает стену брандмауэра и встраивается в ряд классических берлинских домов. Четырехэтажное здание со стеклянной крышей своими очертаниями напоминает стопку строительных блоков.

Три бетонных фасада здания украшены рельефами в виде архитектурных эскизов. Они складываются в повторяющиеся паттерны и изображают рисунки Пьетро ди Гонзага и Анжело Тосселли, двух итальянских сценографов XIX века, работавших в России. Поверхность фасадов разбита на группы наслаивающихся друг на друга плоскостей — они имитируют стопки бумажных листов.

Алтайский государственный краеведческий музей: что рядом?

Алтайский государственный краеведческий музей находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Церковь Димитрия Ростовского ~ 0,1 км. Барнаульский Знаменский женский монастырь ~ 0,7 км

Барнаульский Знаменский женский монастырь ~ 0,7 км

Музей автоугона имени Юрия Деточкина ~ 0,7 км

Собор Покрова Пресвятой Богородицы ~ 0,8 км

Древле-Поморская старообрядческая церковь ~ 0,8 км

Памятник Чарли Чаплину ~ 2,7 км

Церковь Иоанна Богослова ~ 7,0 км

Беловский водопад ~ 137,3 км

Музей архитектуры Тойо Ито / Toyo Ito Museum of Architecture

Местоположение: Япония, остров Омисима

Адрес: 2418 Omishimacho Urado, Imabari, Ehime 794-1308, Japan

Стиль здания:

Сайт музея:

Всемирно известный японский архитектор Тойо Ито построил одноименный музей на острове Омисима. Это первый в Японии музей, посвященный творчеству частного архитектора. С участка открывается вид на Внутреннее Японское море, а сама постройка имитирует палубу корабля.

Музей состоит из двух строений. Первое называется «Стальная хижина». Оно облицовано листами стали и спроектировано как трехмерный графический объект. Рядом с ним находится еще один павильон — «Серебряная хижина». Это реконструкция собственного дома Тойо Ито, построенного в Токио в 1984 году. 

Дом состоит из маленьких жилых единиц, соединенных патио и покрытых сводами разного размера. Ито рассказывал: «Прежде всего, я подумал о разных вещах, которыми мы занимаемся дома, например, готовка, еда, отдых, сон. Например, кухня это рабочее пространство, наполненное приборами для приготовления пищи «…» Когда я думаю об архитектуре, я думаю о ней как о предмете одежды, который должен обернуться вокруг людей». Ито наделил свой городской дом элементами примитивной архитектуры, такими, как дома на воде в Юго-Западной Азии или индейские типи.

Архитектор с командой задумали музей как пространство для различных активностей, которые вернут к жизни местное сообщество. Музей должен привлечь местных жителей и возродить почти забытые локальные ценности. Тойо Ито считает, что архитектура «за рамками модернизма» может возникнуть из местных сообществ, таких, как Омисима.

Немецкий музей архитектуры / Deutsches Architekturmuseum

Местоположение: Германия, Франкфурт

Адрес: Schaumainkai 43, 60596, Frankfurt, Germany

Стиль здания: Постмодернизм

Первый архитектурный музей в Европе — Немецкий музей архитектуры, или . Идея основать такой музей появилась во Франкфурте еще столетие назад, в начале 1920-х — тогда главой градостроительного комитета города был Эрнст Май. К этому плану вернулись уже в конце 1970-х, вместе со строительством Музейной набережной, где расположились городские культурные институции. В качестве консультанта пригласили историка искусства и архитектуры Хайнриха Клотца. 

1 июня 1984 года Deutsches Architekturmuseum открылся выставкой The Revision of the Modern, осмыслявшей постмодернизм. Первые несколько лет существования музея сопровождались дебатами о постмодерне, зачинщиком которых стал Хайнрих Клотц, назначенный директором. Музей задуман как место, где проходят образовательные мероприятия и разрабатывается градостроительная политика.

Deutsches Architekturmuseum расположен в здании 1912 года. В 1979 – 1984 годах его реконструировал знаменитый немецкий архитектор Освальд Матиас Унгерс. Он превратил особняк начала XX века в концептуальную постройку, «дом внутри дома». Нетронутыми остались только внешние стены здания. Как говорил архитектор, он хотел создать «чистое пространство, граничащее с самой сущностью архитектуры».

Концепцию проекта придумал Хайнрих Клотц. Он считал, что в его основе лежит главный принцип постмодернистской архитектуры — соединение фасада здания и его интерьера в комплекс, который рассказывает историю. Кроме того, Deutsches Architekturmuseum — это один из первых примеров ревитализации обветшавшего исторического здания.

Экспозиция «Символ вечности»

Под стенами старого здания музея – экспозиция «Символ вечности». Черепаха из тесаного гранита установлена в 1193 году на могильном холме князя Эсыкуя (Дегуная). В середине XIX века на том месте основали село Никольское (ныне город Уссурийск). В 1895 году каменная черепаха доставлена в Хабаровск и стала в числе первых экспонатов только что основанного краевого музея.

Экспозиция «Символ вечности»
6-тонная каменная черепаха в Хабаровске – один из первых экспонатов Краеведческого музея

Если копнуть немного глубже, то это – не черепаха, а биси – помесь черепахи и китайского дракона. Биси «любили носить тяжести». Об этом говорит массивная каменная плита на панцире.

Каменная стела на спине у могильной черепахи из-под Уссурийска

Почему на могилу чжурчжэньского князя поставили черепаху? Потому что для азиатских народов это животное было символом долголетия и вечности. А именно в вечность, по мнению всех этносов мира, уходит душа после разлучения с телом.

Рядом с гранитной черепахой – пара антропоморфных изваяний из того же материала. Это каменные тотемы древнетунгусских племен.

Музей архитектуры в Москве

Местоположение: Россия, Москва

Адрес: ул. Воздвиженка, 5/25, Москва

Стиль здания: Классицизм

Сайт музея:

В 1934 году в Москве появился закрытый музей при Академии архитектуры СССР. Он разместился в Донском монастыре. Первая выставка музея состояла из фрагментов разрушенных памятников, стоящих под открытым небом. Постройки монастыря и сохранившийся некрополь XVIII – XIX веков тоже стали ее частью.

После Великой отечественной войны в усадьбе Талызиных на Воздвиженке открылся Республиканский музей русской архитектуры — публичный музей, исследовательский центр архитектуры и градостроительства. Тогда же с подачи директора — Щусева — в коллекцию попали и объекты советской архитектуры. Усадьба же — памятник классицизма XVIII века, построенный Матвеем Казаковым — стала экспонатом музея, как Донской монастырь для музея при Академии. В 1964 году два музея архитектуры объединили.

В 1991 году Донской монастырь вернули РПЦ. Музей же архитектуры срочно отправили на Воздвиженку, в усадьбу Талызиных, которая к тому моменту находилась в состоянии, близком к аварийному. Из-за нехватки места постоянную экспозицию пришлось закрыть. 

Спас музей Давид Саркисян, который возглавил его в 2000 году и превратил всеми забытый культурный объект в новаторскую институцию. Он сохранил исторические интерьеры усадьбы Талызиных, поменял аббревиатуру ГНИМА на МУАР. У музея не было денег на реконструкцию флигеля усадьбы, и тогда директор придумал превратить его в особенное выставочное пространство — «Руину». Уже после смерти Саркисяна «Руину» реконструировало бюро «Рождественка», сохранив задумку директора — «все должно быть точно в таком же виде, только не падать».

В 2012 году, спустя два года после смерти Саркисяна, в МУАРе открылась инсталляция «Кабинет Давида». Ее спроектировало московское бюро Меганом: архитекторы вручную перенесли все объекты из бывшего кабинета директора в климатический бокс. Кабинет Саркисяна представлял собой огромную коллекцию артефактов, реликвий и повседневных предметов, помещенных в обычное рабочее пространство. Его называли тотальной инсталляцией, «негласным центром архитектурного сообщества». Сейчас кабинет можно посетить на втором этаже «Руины».

«Рем Колхас напрашивался к нему делать выставки, Заха Хадид слала ему по пять эсэмесок в день. И уж все эти иностранцы рассказывали друг другу, что в Москве есть несколько достопримечательностей: Кремль, Мавзолей, храм Василия Блаженного и кабинет Давида Саркисяна», — рассказывал архитектурный критик Григорий Ревзин.

Если вас заинтересовало изучение архитектуры, посмотрите нашу , которые помогут разобраться в этой области. Подробнее про разные стили можно почитать в нашей статье про ключевые направления современной архитектуры.

Музей Баухауса в Веймаре / Bauhaus-Museum Weimar

Местоположение: Германия, Веймар

Адрес: Stéphane-Hessel-Platz 1, 99423, Weimar

Стиль здания: Неомодернизм

Сайт музея:

Еще один музей Баухауса располагается на родине школы — в городе Веймаре. Новая институция открылась в 2019 году, на столетие основания Баухауса.

До появления нынешнего здания музей представителей радикального конструктивизма парадоксальным образом располагался в классицистическом здании конюшни. Там хранилось 250 работ преподавателей и студентов Баухауса. В новом музее находится 13 тысяч экспонатов, причем центральные предметы коллекции выбирал лично Вальтер Гропиус.

Музей выполнен в стиле Баухауса — он представляет собой минималистичный бетонный куб из пяти этажей. Они объединены двухуровневым открытым пространством. Поверхность фасада покрыта 24 линиями LED-светильников и прорезана горизонтальными желобками со словами ‘bauhaus museum’.

В экспозиции сделан акцент на ранние годы деятельности Баухауса, с 1919 по 1925. После 1925 года нацистское правительство заставило школу переехать в Дессау, где она и закрылась в 1933 году. На первом этаже расположена галерея, рассказывающая историю основания школы. На втором этаже находятся выставки, показывающие, как применялись идеи Баухауса. На верхних этажах обустроены галереи, посвященные директорам Баухауса разных лет — Вальтеру Гропиусу, Гансу Майеру и Мису ван дер Роэ.

Рядом со зданием находится ансамбль времен Веймарской республики, бывший нацистский форум и студенческое общежитие ГДР 1970-х годов. Музей объединяет эти стадии веймарской архитектуры, создавая топографию модернизма. Также рядом находится Новый музей Веймара и выставочное пространство с экспозицией, посвященной принудительному труду при национал-социализме. Все эти объекты образуют городской музейный квартал.

Павильон Арсенала / Pavillon de L’Arsenal

Местоположение: Франция, Париж

Адрес: 21 Boulevard Morland, 75004, Paris

Стиль здания: Неоклассицизм

Парижский Pavillon de l’Arsenal — это центр архитектуры и урбанизма. Здание музея было построено в 1878 – 1879 годах по заказу коммерсанта Лорана-Луи Борниша. Он заработал свое состояние на торговле деревом и увлекался живописью. Постройка предназначалась для публичной выставки его коллекции. Название павильона происходит от находящегося рядом бывшего монастыря, который стал арсеналом.

Когда Борниш умер, здание продали и использовали как склад, ресторан, а впоследствии ателье. В 1988 году постройку превратили в архитектурный центр. Здесь расположен архитектурный архив и проходят выставки, посвященные парижскому градостроительству.

Постоянная экспозиция под названием ‘Paris, a city in the making’ посвящена парижской архитектуре и градостроительству. В дополнительном пространстве проходят выставки о зданиях Парижа, жизни города в эпоху Барона Османа и еще не реализованных градостроительных проектах.

Музей открыт и для экспериментальных проектов. Например, в 2017 году, когда Париж выиграл конкурс на проведение Олимпиады-2024, в павильоне возвели 13-метровую скалолазную стену. Она выполнена в цветах айдентики события и призвана воодушевить посетителей на занятия скалолазанием — оно стало олимпийским спортом.

Датский архитектурный центр / Dansk Arkitektur Center

Местоположение: Дания, Копенгаген

Адрес: Bryghuspladsen 10, København

Стиль здания:

Сайт музея:

Датский архитектурный центр строило бюро OMA — его возглавляет . Здание находится в историческом порту Копенгагена, на месте бывшей пивоварни. Сквозь постройку проходит дорога — так архитектурный центр встраивается в городское пространство. Неожиданный элемент исторического ансамбля Копенгагена, здание находится напротив еще двух экспериментальных построек: Национального Парламента и Королевской библиотеки «Черный бриллиант».

Постройка представляет собой комплекс блоков из зеленого стекла. Архитекторы называют цветные облицовочные панели «пикселями». «Мы выбрали зеленый специально, потому что вода в копенгагенской реке окрашена в красивый глубокий зеленый цвет, а кроме того, зеленый на крыше здания связывает его со множеством башенок с медными крышами на горизонте», — говорила одна из руководительниц проекта, Элен ван Лон.

Центральная часть архитектурного центра — выставочное пространство, которое одновременно служит рабочим местом для архитекторов. «Людям не нужен стерильный музей. Им нравится наблюдать процесс производства, как мы работаем, как делаются модели. Для меня самое главное в этом здании то, что музей архитектуры воспринимается как производственный цех с выставочным пространством, а не как традиционный музей», — комментировала Ван Лон.

Музей сэра Джона Соана / Sir John Soane’s Museum

Местоположение: Великобритания, Лондон

Адрес: 13 Lincoln’s Inn Fields, Holborn, London WC2A 3BP

Стиль здания: Неоклассицизм

Сайт музея: soane.org

Один из старейших музеев архитектуры находится в Лондоне. , великий британский архитектор неоклассицизма, превратил в музей собственный дом. Он наполнил его коллекцией картин, скульптур, моделей зданий, архитектурного декора с давно утерянных памятников. Соан также построил картинную галерею Далвич, которая стала прототипом для многих галерей современного искусства, например, Центра Гетти в Калифорнии.

Когда в 1806 году Соана назначили профессором архитектуры в королевской Академии, он задумался о том, чтобы обустроить в своем доме музей для студентов. В его коллекцию попали  тысячи объектов: от предметов эпохи Древнего мира до моделей современных зданий. Один из самых заметных экспонатов — саркофаг египетского фараона Сети Первого. Это самый дорогой предмет в коллекции. Когда в марте 1825 года саркофаг прибыл к Соану, он устроил трехдневное празднование, на котором присутствовало 890 человек.

Музей отличается особенными пространством. Внутри здания — множество ниш, секретных дверей, двойных стен со спрятанными внутри картинами. Архитектор страдал от катаракты и поэтому придумывал новые приемы освещения пространства. Благодаря его изобретениям дом залит светом, преломляющимся в цветных витражных окнах и множестве зеркал. В музее сохраняют атмосферу времен жизни владельца: табличек почти нет, свет приглушен, а стойка информации и кафе отсутствуют.

Каждая комната дома представляет собой своеобразное произведение искусства. Соан постоянно менял экспозицию, добавляя новые предметы и подчеркивая качества разных объектов неожиданными сопоставлениями. В комнате моделей архитектор поставил модели своих построек рядом с моделями античных зданий, послуживших для него источником вдохновения.

Именно в музее Соана появилась первая в Великобритании галерея современной скульптуры. Она располагалась в маленьком помещении, которое отходило от главной лестницы здания и называлось Tivoli Recess. Миниатюрную галерею в 1918 году превратили в служебный туалет, а в 2001 году восстановили.

Сегодня музей широко известен своими программами реставрации. Например, в рамках проекта Opening up the Soane пространство дома реконструируют в соответствии с изначальной задумкой мастера. Это становится возможным благодаря тому, что дом есть на множестве акварелей XIX века.

В комнатах восстановили оригинальные цветовые схемы и расстановку предметов интерьера. Также отреставрировали три внутренних дворика, обустроенных Соаном, а в одном восстановили его пастиччио — колонну из архитектурных фрагментов.

MAXXI

Местоположение: Италия, Рим

Адрес: Via Guido Reni, 4a, 00196 Roma RM, Italy

Стиль здания:

Сайт музея:

Первый национальный музей современного искусства и архитектуры построила в Риме . Сверхсовременное здание контрастирует с обликом города, однако при взгляде с высоты видно, что музей встраивается в планировку Рима и течение его реки. Крылья музея заканчиваются панорамными окнами.

Главные элементы здания — бетонные изогнутые стены, парящие в воздухе черные лестницы и открытый потолок, пропускающий дневной свет. Стены музея меняются по ходу своих изгибов, в некоторых местах перетекая в полы. Критики сравнивали стены MAXXI с треками для бобслея. Сама Хадид говорила, что хочет, чтобы стены музея «раскручивались, как лента в воздухе». Некоторые называют план музея «самым гипнотическим и манящим с тех пор, как больше 50 лет назад Фрэнк Ллойд Райт раскрыл свои, казалось бы, невыполнимые чертежи для нью-йоркского музея Гуггенхайм».

Погружение в музей начинается с огромного вестибюля, растянувшегося на всю высоту здания. На первом этаже можно выбрать свой путь: между галереями, лестницами или же лифтами. Две из этих дорог ведут в сердце выставочного пространства, третья же выходит из основного объема музея и ведет посетителя по застекленной дорожке, позволяя взглянуть на галереи со стороны. 

«Для меня это все равно что стоять на римской Пьяцца-дель-Пополо», — говорит Хадид. «Когда смотришь на север, площадь расходится на три улицы, предлагающие неожиданный и захватывающий выбор направления. Однако все три дороги ведут к одной и той же точке». 

MAXXI построен в районе Фламинио, где в последние годы проходит программа реновации публичных пространств. Например, здесь возведен Аудиториум Ренцо Пиано. MAXXI встраивается в плеяду объектов обновленного города. Музей заполняется по мере того, как протекает XXI век.

Архив Баухауса / Bauhaus Archiv

Местоположение: Германия, Берлин

Адрес: Berlin, Charlottenburg, Knesebeckstr. 1 – 2

Стиль здания:

Сайт:

Этот комплекс хранит коллекцию архивных материалов самой влиятельной в мире . Также здесь есть постоянная экспозиция, где среди прочего можно увидеть работы Василия Кандинского и Пауля Клее.

Впервые собрать коллекцию, рассказывающую историю Баухауса, предложил немецкий историк искусства Ганс Мария Винглер в 1960 году. Так он хотел популяризировать идеи закрывшейся в 1933 году школы. В формировании фондов участвовал — основатель Баухауса.

Коллекция расположилась в здании Эрнста Людвига в Дармштадте. Со временем предметов стало слишком много, и тогда Гропиус создал проект архива, чей внешний вид вступал бы в диалог с работами Баухауса. Местные власти не дали построить это сооружение, зато проект нашел отклик у муниципалитета Западного Берлина.

Здание архива было закончено только в 1979 году, через десять лет после смерти Гропиуса. В процессе строительства проект сильно изменился, однако некоторые черты видения архитектора остались. Например, рисунок крыши сохранился в том виде, каким его придумал Гропиус.

Фото и описание

Алтайский государственный краеведческий музей – это старейший музей Сибири. Он располагается в историческом центре города Барнаул, в здании, которое является историческим и культурным памятником архитектуры середины XIX столетия. Здание музея было возведено в 1851 г. и использовалось первоначально в качестве Главной химической лаборатории Алтайского округа.

Краеведческий музей был основан в 1823 г. и считается правопреемником Барнаульского горного музея, основанного в том же году к 100-летней годовщине горнорудного дела на Алтае. Инициатором основания Алтайского государственного краеведческого музея выступил П. К. Фролов и Ф. Август фон Геблер. Посетителям музея были представлены экспонаты, собранные с начала XVIII столетия. Это были этнографические материалы североамериканских и сибирских моделей горных машин, а также гербарий и богатая на тот момент времени горная библиотека.

К первой половине XIX столетия музей прославился как научно-исследовательское учреждение, в связи с чем, его закрыли для публичного доступа. К окончанию XIX столетия научная ценность краеведческого Музея ослабилась. В 1913 г. Николай II издал указ о передаче музею нового здания по улице Ползунова. Реконструкцией объекта занимался архитектор Н. И. Феодосиевич.

Под конец 1918 г. музейная коллекция включала в себя коллекции насекомых, почвы, минералов, чучела разных птиц и животных, гербарии местной флоры и огромное количество фотографий. В 1920 г. музей открыли для публики.

На сегодняшний день музейное собрание насчитывает более 150 тысяч экспонатов, в том числе здесь хранится единственная в мире модель паровой машины, изобретенной в 1763 г. И.Ползуновым. Этот раритет экспонируется с 1825 г.

Картина «Айгунский договор»

В запасниках музея хранится многофигурное историческое полотно «Айгунский договор», написанное в 1947 г. Художник Василий Евтропович Романов в процессе работы над картиной скрупулезно изучал культурный контекст того времени. Он работал с архивными материалами, знакомился с философией восточно-азиатских народов. По крупицам извлекая нужные знания, концентрируясь на мелких деталях, автор смог достоверно передать атмосферу важнейшего для истории России политического события и создать поистине ценное произведение искусства.

«Подписание Айгунского договора». Художник В.Е. Романов 1947 г.

Картина «Айгунский договор» впервые была показана в Хабаровске на краевой выставке, посвященной 30-летию Октябрьской революции и 25-летию со дня освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. Первую рецензию на это произведения живописи написал Г. С. Новиков-Даурский, именем которого сегодня назван Краеведческий музей в г. Амурске:

Музейный комплекс Мэйдзи-Мура / The Museum Meijimura

Местоположение: Япония, Инуяма

Адрес: 1 Uchiyama, Inuyama, Aichi 484-0000, Japan

Стиль здания: Мэйдзи

Сайт музея:

Еще один классический музей архитектуры — комплекс под открытым небом в японской Инуяме, посвященный постройкам эпохи . Его основали архитектор Ёсиро Танигути и вице-президент железнодорожной компании Nagoya Railroad Мотоо Цутикава.

В эпоху Мэйдзи Япония пережила самые серьезные изменения за всю свою историю: выйдя из многовековой изоляции, страна открылась идеям Запада. Заимствовали в том числе архитектурные стили и техники строительства. Эта практика сформировала облик архитектуры эпохи Мэйдзи.

Проезжая по трамвайной линии Яманоте в Токио, Ёсиру Танигути тосковал из-за сноса дворца Рокумейкан, символа архитектуры Мэйдзи. Он уговорил своего однокурсника Мотоо Цутикаву присоединиться к его работе по сохранению зданий Мэйдзи. 18 марта 1965 года на берегу озера Ирука открылся музей Мэйдзи-Мура из 15 построек.

Цель музея — сохранить ранние образцы архитектуры, возникшей под влиянием Запада. Многие постройки уцелели только благодаря счастливому стечению обстоятельств. 

Самый заметный объект комплекса — здание отеля «Империал», построенное для центра Токио в 1923 году. В 1967 – 1985 годах постройку перенесли в музей, а на ее месте построили более обширное здание. От «Империала» остались только входная композиция и лобби, но это все равно самый большой экспонат Мэйдзи-Мура.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: