В России музеи либо топовые, либо дурная самодеятельность. Середины нет
А.С.: Сегодня в России существуют, на Ваш взгляд, хорошие музеи?
А.Л.: В этом вопросе содержится несколько вопросов. Потому что следует уточнить – хорошие с какой точки зрения? – По качеству коллекции, инфраструктуры, по уровню музейной педагогики?.. Поскольку я сегодня говорю с позиции музейного проектировщика, то сужу вопрос: каковы российские музеи по уровню проектирования (например, по концепции, сценарию и дизайну экспозиции)? Если судить по высшим достижениям, всё не так уж плохо: есть у нас несколько музеев, которые не уступают лучшим западным образцам. А вот средний уровень пока очень слабый. И главная проблема не в том, что у нас мало музеев экстра-класса – их везде мало. В западных странах профессионально сделанные музеи крепкого среднего уровня количественно преобладают, а в России их единицы. У нас они либо топовые, либо дурная самодеятельность. Середины нет.
А.С.: Перенимая зарубежный опыт какие из зарубежных музеев стоит взять на образец?
А.Л.: Наиболее продвинутые в области музейного дела страны – Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария и Голландия. На них и нужно ориентироваться.
А.С.: Часто отечественные музеи отправляли и отправляют сотрудников для перенимания опыта в зарубежные. Вам известны случаи, когда увиденное было с пользой внедрено у нас? Существует ли критерий (или должен ли существовать) кого отправлять в подобные командировки?
А.Л.: Совсем не часто! У наших музеев нет средств на зарубежные стажировки для сотрудников. Если это и происходит, то, как правило, за счёт грантодающих организаций. И это сравнительно редкие случаи.
Инзель Хомбройх. Павильон 12-ти залов
Музей хитростей и смекалки, Переславль-Залесский
Как охладить напиток, если холодильника еще не существует? Как выглядят прототипы современных соковыжималки и калькулятора?Фантазия людей безгранична: чего только они не выдумают, чтобы облегчить повседневные дела.
Это сейчас всё просто: бельё стирает машина, продукты долго хранятся в холодильнике, а деревянные телеги сменили комфортные автомобили. А как устраивали свой быт наши предки сто, двести, триста лет назад? Задумавшись над этим вопросом, коллекционер старинных предметов Олег Гундерин создал в 2011 году уникальный Музей хитростей и смекалки.
Музей хитростей и смекалки в Переславле-Залесском. Фото: poznamka.ru
Несмотря на скромные размеры музея, здесь собрана внушительная коллекция вещей, которыми наши предки пользовались в прошлые века. Прялки, первые стиральные доски, посуда, фонари и, конечно, невероятные изобретения – как вам идея переносного стульчика в виде трости? О назначении некоторых экспонатов ни за что не догадаться без подсказки экскурсовода, а какие-то нам хорошо знакомы и, усовершенствованные, служат и сейчас.
Музей хитростей и смекалки открыт со вторника по пятницу с 10 до 17 часов, в выходные и праздничные дни до 18 часов. Цена билета – 150 рублей, экскурсия по экспозиции входит в стоимость.
Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул.Советская, д. 14Б
Что есть коммерция
В российском законодательстве действительно нет определения слова «музей», адекватного нынешним реалиям, соглашаются опрошенные «Известиями» представители сферы. Необходимость решить эту проблему давно назрела, считает директор Музея архитектурной художественной керамики «Керамарх» Константин Лихолат. По его словам, настоящие музеи только выиграют от этого, поскольку их статус повысится.
Беспокойство многих участников индустрии вызвало пояснение Александра Шолохова, что музеи должны быть именно некоммерческими. Большинство частных музеев страны сейчас юридически оформлены как коммерческие структуры — ООО и ИП, сообщили «Известиям» в Союзе частных музеев и коллекционеров.
Музейный фон-5
Зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко
— Инициатива не направлена на дискриминацию какого-либо вида музеев — ни по направлению, ни по принадлежности, ни по виду собственности и организационно-правовой форме, — пояснил свои слова Александр Шолохов.
А вот Министерство культуры настроено более категорично.
— Нередко частными музеями называют себя организации, созданные в виде АНО, НП, ИП, ООО, галерей и т.п., не соответствующие требованиям музейного законодательства, — отметили в пресс-службе ведомства. — Минкультуры России, безусловно, заинтересовано в том, чтобы музеями назывались исключительно некоммерческие учреждения, у которых есть музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда.
Учредитель и директор музеев Тульской области «Филимоновская игрушка», «Гармони деда Филимона», «Кружевная сказка», а также музея советской игрушки «В детство» Сергей Кузнецов, в свою очередь, задается вопросом: если государство разрешает существование таких форм, как ООО и ИП, то почему это недопустимо в сфере музейной?
Музейный фон-2
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
В период пандемии регистрация в качестве ИП и ООО помогла многим частным музеям получить поддержку от государства. Музеи, зарегистрированные как частные учреждения культуры, этой помощи оказались лишены, — напомнил Семен Жильцов.
Много вопросов у музейщиков и в отношении требований к ценности музейных предметов.
— Необязательно у музея должны быть ценные экспонаты. Он может завораживать своей историей, рассказом, — уверен Сергей Кузнецов. — Ввести жесткие критерии — значит задушить маленькие частные музеи, которые находятся далеко от столицы. Кто будет в районном центре, далеко от столицы, оценивать, имеет тот или иной предмет художественную или научную ценность? Муниципальный музей? Или мне надо в столицу посылать предметы?
По мнению Сергея Кузнецова, к музеям надо подходить дифференцированно, аналогично тому, как это делается в отношении коммерческих структур: есть малый, средний и крупный бизнес, и требования к ним разные. Заставлять небольшие региональные музеи включать свои предметы в каталог Музейного фонда неправильно.
Музей атомной энергетики, Обнинск
9 мая 1954 года состоялся пуск Обнинской атомной
электростанции – первой в мире! Она стала важной экспериментальной и научной
площадкой для развития энергетической отрасли и атомного флота страны: за
период с 1955 по 1993 годы на АЭС было построено 243 атомных подводных лодок –
на 64 больше, чем в США. Сейчас уже Обнинская АЭС не производит энергию и подводные лодки здесь не строят
Несколько лет назад её объявили мемориальным комплексом, и теперь на первой в мире атомной электростанции проводят экскурсии и рассказывают о развитии атомной отрасли в СССР и России
Сейчас уже Обнинская АЭС не производит энергию и подводные лодки здесь не строят. Несколько лет назад её объявили мемориальным комплексом, и теперь на первой в мире атомной электростанции проводят экскурсии и рассказывают о развитии атомной отрасли в СССР и России.
Адрес: Калужская обл., г. Обнинск, пл. Бондаренко, 1
Вся обнинская АЭС объявлена мемориальным комплексом. Фото: kartarf.ru
Музей греха, Тамбов
Патологоанатом с большим стажем Юрий Щукин, работавший в тамбовской городской больнице, за годы своей практики насмотрелся всякого: он видел и почерневшие легкие курильщиков, и увеличенную печень алкоголиков, и неродившихся младенцев матерей-наркоманок. Все эти анатомические патологии – результат человеческих грехов и пороков: пьянства, курения, наркомании, прелюбодеяния и других. Чтобы продемонстрировать, к чему приводит приверженность к вредным привычкам, Юрий Щукин объединил свои рабочие «находки» в коллекцию и создал музей греха.
Так выглядят руки курильщиков
Музей греха – часть учебного анатомического музея медицинской кафедры Тамбовского государственного университета. Сюда приходят студенты и практикующие специалисты, проводятся исследовательские работы, лекции и занятия, акции по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи и экскурсии под руководством Юрия Щукина.
Адрес: г. Тамбов, ул. Советская, д. 93
Экономическая эффективность музея в туристском регионе определяется не его доходами по кассе, а тем, сколько турист тратит в городе
А.С.: Убыточны ли музеи в России и нормально ли это? Не рассчитываете ли Вы при проектировании затраты на последующую эксплуатацию?
А.Л.: Если считать «по кассе», то музеи убыточны во всём мире, и это совершенно нормально. Другое дело, что во многих странах от таких подсчётов давно отказались. Музею нужно не зарабатывать, а создавать трафик. А деньги пусть зарабатывают рестораны, гостиницы, магазины… Экономическая эффективность музея в туристском регионе определяется не его доходами по кассе, а тем, сколько турист тратит в городе. А музей при этом может быть вообще бесплатным. В тех местах, где туристов мало или нет совсем, музеи работают в логике мериторного блага. Есть такая категория общественных благ, которую их потребители не могут оплачивать в полном объёме. Мы же не задаём вопроса: «Почему убыточен прогноз погоды или пожарная охрана?»
Затраты на последующую эксплуатацию иногда рассчитываем, но такая потребность возникает сравнительно редко. С этой задачей сами музейщики легко справляются.
А.С.: В Российской империи были музеи «музейного» уровня, удовлетворяющие требования к серьёзным музеям? Или такие музеи появились только в СССР?
А.Л.: Крупнейшие музеи, работающие в России сегодня, появились до революции. Они и тогда удовлетворяли требованиям к серьёзным музеям и сейчас удовлетворяют. Другое дело, что сегодня эти требования сильно отличаются от тех, что были полтораста лет назад.
Государственный музей «Эрмитаж», Санкт-Петербург
-
Иорданская лестница.
-
Большой итальянский просвет.
-
Зимний дворец.
Эрмитаж – истинное произведение архитектурного искусства, созданное в 1762 году по приказу великой императрицы Екатерины II. Оно таит в своих стенах более 3 000 000 «благородных» экспонатов. Состоит из пяти сооружений, которые создают могущественный и невероятно красивый музейный комплекс.
Центром Эрмитажа является Зимний дворец. В его просторных и изысканно оформленных залах представлены мировые шедевры таких великих мастеров, как Рембрандт, Жак-Луи Давид, Джорджоне, Анри Матисс, Тициан Вечелио, Леонардо до Винчи и многих других культурных деятелей.
«Внешность» могущественного сооружения оформлена в стиле барокко и дополнена множеством колонн, статуй и ваз, что придает его фасаду истинного благородства и королевского шарма. Интерьер каждого помещения отличается богатством и великолепием.
«Жемчужиной» музея можно по праву считать царский трон, выполненный из чистого серебра, с которого руководили страной русские цари. В Александровском зале представлен огромный портрет Александра I, который был создан в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Третьяковская галерея на Крымском валу, Москва
Третьяковская галерея – один из величайших музеев не только России, но и всей Европы, который предлагает своим посетителям познакомиться с собраниями русской живописи от времен примитивизма до современного творчества.
Стены тридцати залов украшены абстрактными полотнами Кандинского, плакатами агитационного характера, созданными в 1920-30 годах, работами Малевича и многими другими творениями выдающихся мастеров. Строительство галереи, известной сегодня на весь мир, началось еще в 1959 году, однако существенно затянулось до 1970-х годов.
Со временем сооружение хотели использовать в качестве некого продолжения Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького и Нескучного сада в направлении Кремля. Однако, по окончанию строительства здание было закреплено, как и планировалось первоначально, за Третьяковской галереей. Сегодня огромное здание является олицетворением стилистики тех времен.
Кижи, Республика Карелия
Кижи славится своим архитектурным изобилием, которое состоит из великолепных памятников деревянного зодчества, расположенных под открытым небом. Самое удивительное и необыкновенное в русском музее то, что каждое сооружение было создано исключительно с помощью топора и без использования гвоздей.
В XVII веке здесь возвышался Кижский погост, обнесенный стеной с деревянными башенками. Сегодня на территории заповедника находятся экспозиционные секторы, две деревушки, отдельные монументы карелов и вепсов, а также множество других редкостных исторических и не менее увлекательных экспонатов.
Каждый отдельный элемент рассказывает посетителям о традиционной культуре народов Карелии XIX–XX вв., а также здесь представлены фотонегативы, которые были созданы при изучении достопримечательностей в период с 1940 по 1982 год. Сегодня гости музея могут ознакомиться с 87 памятниками деревянного народного зодчества.
Русский музей, Санкт-Петербург
-
Зал Брюллова.
-
Зал русского искусства второй половины XIX в.
На территории Санкт-Петербурга находится множество исторических достопримечательностей, среди которых особое место в сердцах горожан и гостей города занимает именно Русский музей. В этом огромном и невероятно красивом музейном комплексе, состоящем из нескольких корпусов, замков и дворцов, представлено около 470 000 экспонатов русского изобразительного искусства.
Могущественное сооружение было создано в 1895 году благодаря императору Николаю II. Его центральным зданием сегодня считается Михайловский дворец, который в былые времена возводился для Павла I. Именно в этом величественном здании открылась первая выставка, на которой было представлено 450 старинных картин, 96 скульптур и несколько тысяч древних памятников.
Современный Русский музей готов представить своим гостям несколько тысяч икон, созданных в период с XII по XV вв., а также работы таких выдающихся всемирно известных мастеров, как Ушаков, Рублев, Рокотов, Растрелли, Кипренский, Брюллов, Васнецов, Репин и многих других.
Музей тюремного искусства «Запретная зона», Углич
Музей «Запретная зона» открылся в 2004 году, чтобы, во-первых, привить молодому поколению уважение к закону и правопорядку, а во-вторых, показать творчество и фантазию людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Экспозиция разместилась в двух залах. В первом выставлены экспонаты, сделанные руками заключённых: деревянные шахматы и нарды, иконы, картины на простынях, поделки из хлеба и многое другое. А второй зал – имитация настоящей тюремной камеры с тяжелой металлической дверью, нарами и столом, закреплённым на бетонном полу.
Имитация тюремной камеры в музее «Запретная зона». Фото: well03.ru
Экспозиция разместилась в старом доме, памятнике архитектуры – особняке Истоминых XIX века.
Адрес: Ярославская обл., г. Углич, ул. Ольги Берггольц, д. 1/2
Кунсткамера, Санкт-Петербург
Кунсткамера – необычный и достаточно жутковатый музей, в стенах которого находятся особые экспонаты, а именно образцы анатомических уродств. Его создал Петр I в 1714 году, якобы после того, как увидел вросший в другое дерево березовый ствол.
Первоначально на всеобщее обозрение выставлялись люди, рожденные с какими-либо физическими нарушениями. В те времена Кунсткамера являлась одним из популярнейших европейских музеев. Сооружение создано поистине величественным с применением петровского барокко. Говорят, что сам Петр I трудился над созданием проекта.
В здании построено два идентичных корпуса, эстетика которых оформлена многоярусной шикарной башней с армиллярной сферой. Каждое помещение декорировано лепными узорами, скульптурами и бюстами мировых ученых.
Сооружение разделено на четыре отдельных музея: Ботанический, Зоологический, Минералогический и Этнографический. Современная Кунсткамера – место экстремальных и волнующих ощущений, посетить которое нужно обязательно.
Музей – это не здание, а то, что внутри здания
А.С.: Существуют стандартные ошибки в проектировании музеев? Какие? Когда удаётся понять, что при проектировании допущена ошибка?
А.Л.: Да, их несколько. Первая состоит в том, что люди, принимающие управленческие решения, представляют себе музей как здание (желательно с колоннами), и сразу прибегают к услугам архитекторов. А музей – это не здание, а то, что внутри здания. Поэтому сначала нужно спроектировать именно его, разработать концепцию будущего музея, и только на её основании формулировать техзадание для архитекторов. Иногда бывают просто курьёзные случаи. В одном регионе построили новое здание для областного музея. Говорят: «Музейщики, вот вам музей!». Музейщики приходят, а них скульптура ни в один проём не проходит – нужно фасад разбирать.
Вторая распространенная ошибка – когда для проектирования нового музея привлекают не музейных проектировщиков, а музейных работников. А они, как уже было сказано выше, представители другой профессии. Обычно у них нет опыта создания новых музеев. Эти эксперименты тоже не всегда заканчиваются удачно.
И наконец, третья ошибка типична для частных коллекционеров, создающих собственные музеи. Многие из них искренне полагают, что если выставить свою коллекцию в публичном пространстве, она и станет музеем. Увы, это не так. Разница такая же, как между самосвалом кирпича и готовым домом.
А.С.: Приходилось ли исправлять ошибки работе в уже существующих музеев?
А.Л.: Конечно. Любая модернизация существующего музея предполагает исправление выявленных ошибок. Порой это даже не ошибки, а процесс естественного старения. То, что было хорошо 40 лет назад, сегодня уже не годится. Бывает, приходится исправлять ошибки в проектировании ещё не открытого музея. Реальный случай: создавался крупный региональный музей. Заказчики решили не привлекать музейных проектировщиков, обойтись силами дизайнеров. Два года мучились, а за четыре месяца до открытия (которое нельзя было отложить) осознали, что не будет никакого музея – даже плохого. Бросились за помощью к нашей Лаборатории. Пришлось взять на себя роль бригады скорой помощи. Не могу сказать, что этот вид работы принадлежит к числу мною любимых: куда лучше делать с нуля, чем исправлять чужие «косяки». Но иногда приходится.
Музей мусора, Калужская область
Пять лет назад творческая группа из Москвы решила
подарить ненужным вещам, вышедшим из строя инструментам, да и просто обычному
мусору, найденному на помойке, вторую жизнь. Они не пытались использовать или продать
все это добро на блошином рынке, а создали настоящий музей, где все экспонаты
сделаны из отходов. Огромный початок кукурузы из теннисных мячиков, шахматы из гаек
и болтов, цветок из автомобильных свечей зажигания. Глядя на эти оригинальные объекты,
можно только удивляться фантазии и мастерству художников.
Российский музей мусора — пока что единственный в мире
в своем роде, но не первый. До 2016 года подобный музей существовал в
Нью-Йорке, но из-за недостатка финансирования закрылся.
Художественный музей мусора «МУ МУ» работает каждый день, кроме понедельника, с 10 до 19 с пятницы по воскресенье и с 11 до 18 со вторника по четверг. Стоимость билетов – от 150 рублей.
Адрес: Калужская обл., бизнес-парк «Грачи»
Все экспонаты музея «МУ МУ» сделаны из ненужных вещей. Фото: art-mumu.ru
Оружейная палата, Москва
Оружейная палата – один из величайших музеев Кремля, в котором представлены мировые экспонаты казны патриархов и царей, а также изысканные ювелирные творения зарубежных и отечественных мастеров. Ежегодно миллионы туристов посещают стены сокровищницы, чтобы собственными глазами увидеть реликвии, созданные лучшими златокузнецами, серебряниками и оружейниками.
В девяти просторных залах музея находятся царские одеяния, дорогостоящие ткани, созданные вручную, западноевропейские изделия, изготовленные из чистого серебра, восточные шедевры, конные роскошные экипажи и дипломатические редчайшие подношения.
Гордостью музея-сокровищницы является исключительный экспонат – шапка Мономаха, украшенная жемчугом, драгоценными камнями, золотыми нитями и соболиной опушкой. Особого внимания требует двойной белоснежный трон Иоанна IV Грозного, который был создан в XVII веке. Также здесь можно увидеть облачения патриархов и митрополитов.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Это невероятно красивое сооружение было создано в 1912 году одним из лучших архитекторов того времени – Р. И. Клейном. Он смог в эстетике своего «творения» гармонично объединить греческие изысканные колонны, мраморные лестницы, выполненные в розовом цвете, а также элегантный фасад.
Первоначально в музее были представлены коллекции скульптур, копии которых создавались со знаменитых образцов времен античности и эпохи Возрождения. Также на всеобщее обозрение в 1913 году было представлено богатейшее собрание оригинальных памятников искусства и культуры, изготовленных во времена Древнего Египта.
Сегодня в стенах музея находятся великолепные статуи и живопись, над созданием которых трудились западноевропейские мастера в период с XII по XX век. Также ряды выдающихся работ пополнили частные коллекционеры, представившие живопись испанских, итальянских, фламандских, голландских, французских и английских художников.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Москва
Первоначально галерея должна была состоять исключительно из работ отечественных художников и деятелей, которые внесли существенный вклад в развитие русского искусства, по крайней мере, так планировал П. М. Третьяков – основоположник одного из величайших достояний России.
Сегодня истинные ценители прекрасного смогут насладиться непревзойденными коллекциями,созданными в XIX веке такими мировыми мастерами как Крамский, Перов, Саврасов, Поленов, Васильев, Куинджи, Суриков, Васнецов, Репин, Врубель, Малявин и пр. В 1917 году стены музея пополнились холстами советской живописи.
Также был создан отдел с работами современного творчества. Кроме живописи, галерея предоставляет огромнейшие коллекции скульптур, графики и икон. Сегодня Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке является одной из лучших во всем мире благодаря уникальному собранию 150 000 произведений искусства.
Музей мыши, Мышкин
Нигде в мире вы не увидите столько мышей, как в городе Мышкине Ярославской области. Этот маленький зверёк здесь – и символ, и талисман, и герой (по легенде, город основал князь, которого мышка спасла от опасной змеи). Образ грызуна в Мышкине повсюду. И, конечно, музей мыши здесь тоже есть.
Этот музей – настоящее мышиное царство. Здесь собраны фигурки мышей из разных стран: плюшевые игрушки, фарфоровые статуэтки, отлитые из серебра, сделанные из шоколада, вырезанные из дерева и даже кокоса. Всего около 10 тысяч экспонатов. Есть здесь даже мышиная библиотека – собрание книг, посвященных этим грызунам.
Музей мыши работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 17 часов.
Адрес: Ярославская обл., г. Мышкин, ул. Угличская, д. 19-21
Музей мыши расположился в деревянной избе
Музей одной картины, Пенза
Музей одной картины имени Г. В
Мясникова создан для того, чтобы посетители сосредоточили внимание только на одном предмете живописи. В музее нет постоянной экспозиции, в небольшом выставочном зале представлено лишь одно полотно
В разные годы это были работы Васнецова, Левитана, Сурикова, Шишкина, Репина и других великих живописцев. Все экспонаты предоставляются крупнейшими музеями России: Русским, Третьяковской галереей, Эрмитажем и другими.
Посещение Музея одной картины возможно по сеансам, на которые нужно заранее записываться. Сеансы рассчитаны на 45 минут. За это время посетителям показывают слайд-фильм о выставляемой картине, её авторе, а также о времени, в которое жил и работал художник. Затем сотрудники музея демонстрируют саму картину.
Здание музея — памятник архитектуры XIX века
Примечательно и здание, в котором расположился музей, – это памятник архитектуры второй половины XIX века.
Музей одной картины работает ежедневно, кроме вторника и четверга, с 11 до 18 часов. Стоимость билетов – 120 рублей.
Адрес: г. Пенза, ул. Кирова, д. 11
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Петергоф – шикарное и могущественное творение мастеров XVIII столетия, которое полностью характеризует императорское величие Петра I. Современный музей когда-то был летней резиденцией правителя, а сегодня он является триумфальной исторической памяткой, которая восхищает каждого посетителя своей красотой и грациозностью.
На территории огромного заповедника находится множество царских величественных сооружений, эстетика которых дополнена самой крупной в мире системой водных каскадов и фонтанов, различными скульптурами, каждая из которых по-своему оригинальна и утонченна.
Находящиеся неподалеку шикарный дворец Петра I и дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» также являются частью Петергофа. Всего на его просторах находятся 22 музея, в стенах которых таится много интересного, необычного и захватывающего.
Музей смайликов, Республика Крым
Смайлики, забавные желтые (и не только) колобки, обозначающие человеческие эмоции, хорошо знакомы всем, кто хоть немного пользуется социальными сетями. Как еще в виртуальном мире выразить реальные чувства, если не с их помощью? А теперь представьте, что эти самые кружочки с глазами увеличены в 500 раз по сравнению с теми, что вы видите на экранах своих компьютеров, телефонов и планшетов. Именно такие смайлики «поселились» на территории нового музея в Крыму. Здесь можно увидеть более 50 фигур высотой два метра (это самые большие смайлики в мире!), выражающие все разнообразие эмоций. Кроме привычных всем смайликов, есть и уникальные работы – например, единственный в России интерактивный смайлик, с которым можно поговорить, и даже живой смайлик.
На территории музея расположились более 50 2-метровых смайликов. Фото: smileymuseum.com
Музей смайликов особенно нравится детям. Здесь их встречают не только персонажи из интернета, но и сказочные герои, мудрый гриб и дерево желаний.
Адрес: Республика Крым, Симферопольское шоссе, пос. Заречное
Музей-заповедник «Коломенское», Москва
-
Дворец Алексея Михайловича.
-
Церковь Вознесения.
Коломенское – одна из «жемчужин» российских земель, на просторах которой находится множество архитектурных исторических памятников. Однако не только грациозность царственных построек будоражит сознание каждого посетителя, но также невероятные красоты грушевых аллей, пышных садов и красочных цветов, которые наполняют благородной атмосферой это прекрасное место.
Стоит посетить «Дьяково городище», созданное финно-угорскими племенами, которое во всей своей красе предстало перед современниками, пройдя нелегкий многовековой путь. Человек, посетивший эту загадочную достопримечательность, не сможет пройти мимо величественных сооружений, которые возвышаются к небу, озаряя все вокруг своим очарованием и могуществом.
Здесь находятся «Девичий камень» и «Гусь-камень», история создания которых покрыта романтичными и в то же время жуткими преданиями и легендами. И это только малая часть того, что может предложить своим гостям один из лучших российских музеев-заповедников – Коломенское.