Исторические музеи санкт-петербурга

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Режим работы 2021

  • Территория Заячьего острова открыта для посещения ежедневно с 06:00 до 21:00
  • Территория Петропавловской крепости (в границах крепостных стен) открыта для посещения ежедневно с 10:00 до 20:00
  • Музей работает в понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу и воскресенье
  • Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница: 10:00-18:00, вторник 10:00-17:00, суббота 10:00-17:45, воскресенье: 11:00-18:00
  • Тюрьма Трубецкого бастиона  ежедневно: 10:00-18:00, вторник 10:00-17:00

Важно знать

  • Во вторник Петропавловский собор и Тюрьма Трубецкого бастиона закрываются на час раньше указанного времени закрытия
  • В воскресенье Петропавловский собор открывается на час позже.
  • В дни богослужений часы работы Петропавловского собора могут быть изменены.

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

Спустя некоторое время был опубликован двухтомный каталог, демонстрирующий все экспонаты Кунсткамеры, включая иллюстрации и объяснения на немецком языке.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

Бесплатное посещение

Бесплатные билеты для граждан

Право бесплатного посещения музея предоставляется следующим категориям граждан (льгота не распространяется на услуги по экскурсионному обслуживанию):

  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • Полные кавалеры ордена Славы;
  • Члены многодетных семей;
  • Дети дошкольного возраста

Для детей до 7 лет

  • Для детей дошкольного возраста бесплатный вход в музей и экскурсионное обслуживание предоставляется бесплатно.
  • Льгота не распространяется на услуги музейно-просветительских программ для данной категории посетителей (экскурсии, лекции, мастер-классы).

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко

В Петропавловской крепости расположен уникальный музей космонавтики, который будет интересно посетить и взрослым, и детям.

История развития ракетостроения, начиная с 30-х годов 20 столетия представлена в экспозиции. Портреты ученых, внесших неоценимый вклад в развитие космоса и космических полетов, макеты кораблей и настоящие агрегаты, скафандры космонавтов, в которых они совершали полеты и тренировались, оснащение кораблей – все можно увидеть в стенах этого музея.

Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко

Интерьер тренировочных площадок и кабинетов ученых позволят вам ощутить себя в центре важного процесса освоения космоса. Много впечатлений оставят рассказы опытных экскурсоводов: история космонавтики не оставит равнодушным ни одного посетителя

Чтобы осмотреть хотя бы большую часть музеев и достопримечательностей Петропавловской крепости, запланируйте на посещение этого места часов 5.

Станция метро: Горьковская. От м Спортивная на трамвае № 6, 40. От м. Петроградская автобус № 46, маршрутное такси № 46, 76, 183, 223.Адрес: музейный комплекс расположен на Заячьем острове Санкт-Петербурга, телефон 8-812-230-64-31, 8-812-498-19-85.
Стоимость билета: на территории Петропавловской крепости работает несколько выставочных комплексов, входной билет от 100 до 450 рублей.Время работы: ср-пн — с 10.00 до 18.00, отдельные объекты работают до 19.00 выходной – вт.

Архитектура

Музей политической истории России находится в 2 зданиях: особняках М. Ф. Кшесинской и  В. Э. Бранта. Оба построены в 1900-х годах в модном тогда стиле модерн, но их проектированием занимались разные люди.

Для примы-балерины Кшесинской особняк строил архитектор А. И. фон Гоген, создавший элегантное здание с причудливой асимметрией основных объектов. Внешнее архитектурное решение соответствует внутреннему: различная высота отдельных помещений соответствует различной высоте фасадов, размеры и расположение окон также отражают внутреннюю планировку.

Предприниматель В. Э. Брант заказал проект своего особняка у архитектора Роберта-Фридриха Мельцера, который щедро использовал в декоре здания кованые элементы, горельефы и витражи. К созданию витражей, среди прочих художников, был привлечен К. С. Петров — Водкин.

С передачей этих зданий в ведение музея к ним был пристроен вестибюль. Архитектурные элементы вестибюля перекликаются с архитектурой особняков XX века.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Первые выставки, посвященные героической обороне Ленинграда были представлены еще в 1944 году, хотя официальное открытие датируется 1946 годом.

Экспозиция музея посвящена рассказу о военных действиях, начиная со сражений на Лужском рубеже летом 41-го года, заканчивая полным разгромом летом 44-го года и освобождением от финских войск на территории Карелии. Каждый бой на подступах к Ленинграду представлен документами и воспоминаниями очевидцев, боевым оружием того времени.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Особое место отводится представлению подвигов моряков-балтийцев: можно увидеть фрагменты кораблей, оружие, форму, карты и фотографии того времени. О мужестве военнослужащих, не только сражавшихся с врагом, но и старавшихся помогать населению города, можно узнать из представленных документов.

Отдельные стенды демонстрируют вооружение немецких солдат, стремившихся захватить город

По тому, как оснащены были захватчики, можно понять, насколько важно было им занять город. Здесь же представлены фрагменты снарядов, сброшенных на дома

О том, как жили в осажденном городе ленинградцы, в музее рассказывается с особой теплотой.

В музее можно узнать о выступлениях на ленинградском радио во время поэтов и музыкантов, о концертах и даже новогодних елках, которые проходили в осажденном городе.

Мужество и стойкость простых людей, умиравших от голода и холода, но не сдавшихся, не сломившихся, а продолжавших работать, учиться, заслуживают преклонения потомков. Истории народного ополчения, добровольцев, помогавших обессиленным и больным, детей, женщин, стариков, переживших блокаду и погибших в эти суровые годы, — все это можно увидеть и услышать в музее.

Станция метро: ЧернышевскаяАдрес: Соляной переулок, дом 9, телефон 8-812-275-75-47
Стоимость билета: взрослый: 250 рублей, школьники, студенты, пенсионеры — 60 рублей, льготные категории граждан РФ – бесплатно, аудиогид -300 рублей.Время работы: пн, чт-вс с 10.00 до 18.00, ср- с 12.30.00 до 20.30, вт- выходной.

Как появился Музей печати в Петербурге

История дома № 32 на протяжении столетий тесно связана с развитием типографского и издательского дела в России. Это здание — некогда многоквартирный дом, который буквально кипел «печатной» жизнью. Издатель А. А. Суворин, который владел зданием в начале XX века, не только сдавал квартиры под жильё, но и устроил здесь собственное печатное производство. Стены дома помнят многих гостей, так или иначе связанных с типографским делом, здесь напечатаны тысячи страниц — этому месту действительно есть что рассказать.

Ещё в XVIII веке на месте дома № 32 на Мойке находился дом Луки Частихина — шута при дворе императора Петра I. Позднее, в 1874 году, жилище было перестроено, и в разные годы здесь поочерёдно располагались редакции политической и литературной газеты «Русь» и еженедельной народной газеты «Сельский вестник».

С марта по июль 1917 года на Мойке, 32 находилась редакция «Правды» — главной газеты в СССР. За столом, покрытым зелёным сукном, Владимир Ильич Ленин написал около 170 статей.

Неудивительно, что именно в этом историческом здании в 1984 году открыли мемориальный музей «Ленин и газета «Правда»» — филиал Государственного музея истории Ленинграда, а на фасаде по Мойке установили мемориальную доску. И сейчас в современной экспозиции музея есть кабинет Владимира Ильича. Интерьер редакции воссоздан по известной картине с такой дотошностью, что даже обои заказывали специально.

В 1991 году «правдинский» музей был преобразован в Музей печати. Здесь разместилась экспозиция из нескольких частей:

  • «Издательство и типография начала XX века»;
  • «История печатного дела в Петербурге в XVIII веке»;
  • «Музыкальный салон»;
  • «За порогом старой квартиры».

Сегодня Музей печати является филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Попасть сюда можно через книжную лавку на углу набережной Мойки и Волынского переулка.

Экскурсии

Название экскурсии Тип экскурсии
Обзорная экскурсия Основные выставочные экспозиции музея Обзорная
Советская эпоха: между утопией и реальностью Создание и становление СССР Обзорная
Революция в России. 1917-1922 Февраль и октябрь 1917 года, приведшие к Гражданской войне Тематическая
Россия, 1917 год Путь от империи до социализма Тематическая
Память дома Дома Кшесинской и Бранта в гуще XX века Обзорная
Человек и власть в России в XIX-XXI веках Главная экспозиция музея Обзорная
Матильда Кшесинская: фуэте судьбы Жизненный путь любимой балерины императорского дома Тематическая
История одного отречения Отказ императора Николая II от притязаний на трон Авторская
Потерянные звезды русского балета Судьба звезд русского балета, бежавших от Революции Авторская
Жемчужины петербургского модерна Архитектура особняков Бранта и Кшесинской Авторская
Судьба реформатора Жизнь и смерть Александра II Тематическая

Узнать расписание экскурсий и записаться можно по телефонам:

  • 8 812 233-70-52
  • 8 812 313-61-63

Также в музее можно заказать индивидуальную и групповую экскурсию на русском и иностранном языках. Более подробную информацию можно найти на сайте:

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница

Центральное место в крепости занимает Петропавловский собор, действующий по настоящее время храм. Его строительство началось еще при Петре Первом, по проектам которого был обустроен интерьер и фасад здания. В самом храме установлен специальный помост, где во время служб и проповедей находился Петр Первый, а позже члены императорских семей.

Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница

Высота самого собора более 120 метров, а его шпиля – около 40, поэтому храм хорошо виден с противоположного берега Невы. На верхушке шпиля установлен ангел, оберегающий, по преданию, город.

Собор соединяется с Великокняжеской усыпальницей, где были погребены представители дома Романовых. Посетителям будет интересно узнать и о захоронениях 19 века, и о потомках императорской семьи, чей прах перевезен в усыпальницу уже в конце 20 века.

Из Петропавловской крепости открывается прекрасный вид на стрелку Васильевского острова, Эрмитаж и Дворцовую набережную.

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Государственный музей истории религии

Открытие музея произошло еще в начале 30-х годов 20 столетия. Именно в это время в стране было гонение на церковь, но появление музея, рассказывающего о истории религии, в первую очередь было необходимо в качестве демонстрации философской мысли. Несмотря на то, что в 50-е годы учреждение называлось «Музеем истории религии и атеизма», в его стенах велась серьезная научно-исследовательская работа, сотрудники изучали имеющийся материал и делали важные открытия.

Посещение музея истории религии прежде всего будет интересно тем, кто серьезно увлекается этим вопросом, поскольку цель выставочных материалов – предоставить научную информацию.

Основная задача музея – сохранение культурных традиций народов, придерживающихся разным вероисповеданиям.

Начинается рассказ с формирования первых религиозных представлений у первобытных людей, ритуалах и обрядах, подтверждением которых являются находки археологов. Религии Древнего мира, демонстрация уникальных погребальных масок и захоронений всегда вызывают особый интерес у посетителей.

Развитие религиозных представлений христианства, ислама, иудаизма, буддизма освещаются с научной точки зрения.

Здесь же можно встретиться с уникальными религиозными артефактами, принадлежавшими различным религиозным течениям, иконами известных мастеров, ритуальными скульптурами и предметами.

Станция метро: Адмиралтейская (900 м), Невский проспект (1, 5 км), Гостиный двор (1,5 км), Сенная площадь, Садовая (1,6 км)
До музея можно добраться автобусами № 3, 22, 27; троллейбусами № 5, 22, маршрутным такси № 169, 190, 360, 306.Адрес: ул. Почтамтская, дом 14/5, телефон 8-812-315-30-80
Стоимость билета: взрослый: 250 рублей, школьники, студенты -100 рублей, пенсионеры — 85 рублей.Время работы: чт-пн с 10.00 до 18.00, вт — с 13.00.00 до 21.00, ср — выходной.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Скульптура, найденная на чердаке, и скульптура, разбитая на куски

1 / 2

Марина Рындзюнская. Лежащая девушка. Не позднее 1921 года Максим Глуховцев / Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

2 / 2

Акоп Гюрджан. Спящая девушка. 1918 годГосударственная Третьяковская галерея

В 1929 году по списку № 6 в Третьяковскую галерею были переданы две скульп­туры — с очень похожими названиями: «Лежащая девушка» и «Лежащая жен­щина». Первая — автор­ства Марины Рындзюнской, вторая — Акопа Гюрджяна. Эти популярные в начале ХХ века скульпторы сегодня почти неиз­вестны. По ошибке обе работы были записаны в учетной книге Третья­ковской галереи с одним и тем же инвентарным номером МЖК (594). А еще там есть запись о том, что в том же 1929 году обеих «Лежащих» отправили в Кубанский художественный музей им. Луначарского.

В конце 2017 — январе 2018 года, на одном из этапов подготовки выставки к 100-летию Музея живо­писной культуры, начались поиски этих двух скульптур. «Лежащую девушку» Рындзюнской нашли в Краснодар­ском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко только в апреле 2018 го­да. Впрочем, обнаружилась скульптура Рындзюн­ской не в экспозиции музея и не в за­пас­нике, а на чердаке. Именно туда в 1929–1930 годах была выселена вся музейная коллекция авангарда. В 1946-м «Лежащая девушка» была признана рабо­той, не имеющей музейной ценности, и вклю­чена в Обменный фонд  Второстепенный по своей значимости фонд, куда помещали работы, не очень интересные для коллекции музея, но пригодные для обме­на с другими музеями. Краснодар­ского художе­ственного музея. В конце 1960-х, когда у музея появилось новое помещение для хранения, авангардную живопись вынесли с чердака, но «Лежа­щая девуш­ка» так и осталась лежать в чердач­ном шкафу. И если бы не выставка, она, возможно, так и не верну­лась бы в искус­ство­вед­ческий обиход.

А что же случилось с «Лежащей женщиной»? Документа о прибытии скульп­туры Гюрджяна в Краснодар найдено не было. Зато была найдена приписка, сделан­ная в книге учета Третьяковской галереи, вероятно, вскоре после 1929 года: «Нах в Г Т Г». Однако поиски скульптуры в Третья­ковке ничем не увенча­лись. И так как инвентар­ные номера двух скульптур совпадали и почти совпадали их названия, было решено, что за­пись о работе Гюрджяна ошибочная: повтор, обычный для пута­ной доку­мен­тации Музея живописной культуры и Третья­ковской гале­реи 1920–30-х.

Но на этом история «Лежащей женщины» не закончилась. В ав­густе 2019 года неожи­данно появилась информация о новой работе в коллекции Третья­ковской галереи. Ею оказалась «Спящая девушка» Акопа Гюрджяна. В прове­нансе  Провенанс (фр. provenance — источник) — история владения художе­ственным произве­дением, его происхождение. скульптуры значилось: «САХП МК  САХП МК — Специальный архив художе­ственных произведений Министерства куль­туры СССР, Загорск, Московская область. В 1992 году архив вошел в состав РОСИЗО.; РОСИЗО; дар О. В. Яхонта». Несмотря на то, что МЖК в этом ряду отсутствовал, на всякий случай был сделан запрос в РОСИЗО  РОСИЗО — государственная структура в составе Министерства культуры, которая занимается хранением, изучением, реставра­цией и публичным представлением музейных предметов и коллекций.. Выяснилось, что в 1957 году скульптура была передана из Третья­ковской галереи в Загор­ский архив художественных произведений — такова была судьба тех работ, которые, по мнению сотрудников Третьяковской галереи того времени, не имели музейного значения.

Долгое время «Спящая девушка» хранилась в одном из помещений Троице-Сергиевой лавры, где располагался фонд скульптуры Загорского архива. В 1994 году по приказу Министерства культуры работу — из-за плохой сохран­ности — списали с баланса РОСИЗО и передали реставратору Олегу Яхонту. По его словам, «Спящая девушка» была в катастро­фическом состоя­нии — разбита более чем на 10 фраг­ментов. Олег Яхонт отреста­врировал «Спящую девушку» и в 2019 году вместе с дру­гими произве­дениями искусства подарил Третья­ковской галерее. Проверка обстоятельств передачи и всех учетных номеров показала: это та самая «Лежащая женщина» из Музея живописной культуры, все совпало! Так, совершив невероятное путешествие и превратившись из «Лежа­щей женщины» в «Спя­щую девушку», скульптура вернулась в Третьяков­скую галерею как раз накануне выставки, посвященной юбилею основания Музея живописной культуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: