Императорское театральное училище (Академия русского балета им. А. Вагановой)
Академия русского балета им. Вагановой / фото: Потехин, wikimedia.org
Знаменитое на весь мир хореографическое училище основано в 1738 году в правление императрицы Анны Иоанновны. Основу школы русского балета заложили французские мастера классического танца. Первым педагогом и основателем училища был танцмейстер Жан-Батист Ланде. Занятия проходили в специально оборудованных комнатах Зимнего дворца. За годы существования училище не раз меняло название, структуру и адреса. В 1836 году оно заняло здание в самом центре Санкт-Петербурга и остается там по сей день. В одном здании с ним с 1918 года размещается музей музыкального и театрального искусства.
Императорское театральное училище, благодаря своему расположению, было центром театральной и богемной жизни Питера. Члены императорской фамилии и высшие сановники постоянно присутствовали на выпускных спектаклях училища. Можно сказать, что училище готовило не только артистов балета, но воспитывало будущих любовниц и фавориток для членов августейшей семьи.
Красивые, воспитанные и образованные артистки пленяли сердца великих князей. Именно сюда на один из показов приехал будущий император Российской империи Николай Александрович
Здесь он обратил внимание на Матильду, здесь завязался их роман, чему в монаршей семье были отчасти рады, желая, чтобы «Ники перебесился»
И все-таки главным достоинством училища было и остается до сих пор воспитание артистов балета. Нынешняя Академия русского балета может гордиться своими выпускниками, имена которых вписаны золотыми буквами в историю российского танцевального искусства. Это Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Ульяна Лопаткина, Михаил Барышников и многие другие.
Адрес: ул. Зодчего Росси, 2.
Полина Сафронова
сотрудница сектора гостеприимства
«Мне 25 лет, работать в музее я начала в апреле 2017 года. Работаю по специальности: я изучала музееведение в Институте культуры.
Когда пришла устраиваться сюда, поняла, что упустила момент, когда музей полностью поменял экспозицию. Для меня это стало одним из решающих факторов. Я зашла и подумала: „Вау, какой крутой современный музей!“. Дело в том, что где бы я ни путешествовала, стараюсь заходить в музеи — и мне есть с чем сравнить. Центральная экспозиция устроена именно так, как нас учили: она интерактивная, обращена к зрителю, позволяет погрузиться в исторический процесс — от Александра I до современности. И сам особняк Кшесинской — очень красивое здание
Для меня было важно попасть в то место, где работать будет комфортно. Чтобы приходить и понимать: я дома
О месте
Из книги «Особняк Кшесинской» В. Д. Боброва и Б. М. Кирикова
«Здание в стиле модерн привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, разнообразием форм. Разная высота его звеньев, меняющиеся ритм и размеры окон повторяют особенности внутренней планировки. Выразительна богатая палитра отделочных материалов: красный и серый гранит, светлый облицовочный кирпич и синяя майликовая плитка, элементы металлических конструкций и кованые узоры. Палисадник, ограда и угловая беседка подчеркивают впечатление уютной камерности. Облик особняка ясен и функционально четок. Не претендующий на внешнюю роскошь, он по-своему импозантен. Недаром его часто называли дворцом Кшесинской.
<…> Структура особняка Кшесинской развивается „изнутри — наружу“, от внутреннего пространства к внешним объемам. Свободная планировка соединяется с парадными анфиладами. Одноэтажное крыло, заключающее в себе две параллельные анфилады, словно прорастает сквозь двухэтажный массив. <…>
Никольский собор
Вдоль улицы Глинки открывается замечательный вид на Никольский собор. Его золоченые купола расположены напротив массивных голубых куполов Троицкого собора у Фонтанки. Никольский собор называют «Морским», потому что туда ходят молиться офицеры военно-морского флота. Это здание представляет собой великолепный образец русского барокко XVIII века. Его создал архитектор Савва Чевакинский.
Никольский морской собор
Стены собора небесно-голубые, а коринфские колонны и пространство вокруг оконных проёмов – белые. Собор увенчан золотыми куполами необычайной красоты. Своды сравнительно низкие, стены украшены иконами. Как и в других больших церквях, там иногда проводят по две семейные службы одновременно. Например, в одной части собора идёт отпевание, а в другой в то же самое время – крестины. Во время службы собор наполнен величественными звуками литургии и запахом ладана.
В царское время на высокой отдельно, стоящей колокольне обитала стая голубей. Птицы питались рисом, который набожные люди оставляли для покойников. Есть примета, что колокола в Петербурге звонят каждый раз, когда кто-нибудь приносит жертву, угодную Богу. Местное предание гласит, что однажды двое беспризорных детей – брат и сестра – собирались принести жертву: корочку хлеба и копейку. Но мальчик решил отдать хлеб больному нищему и остался, чтобы позаботиться о нём, а сестре сказал идти в церковь.
Внутри Никольского собора
Она пришла в Никольский собор в конце дня, перед самым закрытием, когда столы для пожертвований ломились от золотых монет и других подарков. Однако как только она положила на стол копейку, по всему городу зазвонили колокола. Имеет смысл прогуляться до пересечения Мойки и Крюкова канала. С этого места вы сможете увидеть семь мостов, то есть больше, чем где бы то ни было в Петербурге. Эти мосты упомянуты в самом романтическом произведении Достоевского – «Белые ночи».
Интересный факт
Матильда Кшесинская, изгнанная из своего дома большевиками, покинула Петербург не сразу. Отважная балерина не собиралась так просто расстаться со своим законным имуществом. В условиях революционной неразберихи, она все-таки подала в суд на посторонних лиц, самовольно занявших ее дом и расхитивших ее имущество. Одним из ответчиков по этому делу был лично Владимир Ульянов. Мировой судья безоговорочно признал требования хозяйки дома законными, и потребовал немедленного выселения комитета Компартии из особняка Кшесинской. Но законные методы уже не работали. Летом 17го года большевики были вытеснены правительственными войсками, которые довершили дело разорения частной собственности. После этого Кшесинская эмигрировала во Францию.
Где находится особняк Кшесинской
Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге / фото: Alex ‘Florstein’ Федоров
Особняк Кшесинской — одно из самых красивых зданий Санкт-Петербурга. Легенд про этот дом сложено немало. Есть даже фантастическая: будто бы из подвала дома под руслом Невы проходит подземный ход, связывающий особняк балерины с Зимним дворцом. По этому ходу Николай II якобы ходил на свидания с Матильдой. На самом деле, к моменту начала строительства особняка роман Кшесинской с наследником давно закончился. Место Николая Александровича заняли поочередно великие князья Сергей Михайлович, Владимир Александрович и Андрей Владимирович, ставший в 1921 году ее мужем.
Место для постройки дома было выбрано неслучайно. В 1902 году возвели Троицкий мост. Петроградская сторона переживала настоящий строительный бум. Кшесинская была одной из первых, кто приобрел здесь участок земли и начал строить собственную резиденцию. Проект дома Кшесинская поручила известному архитектору А. фон Гогену, но и сама активно участвовала в планировании здания. Из окон особняка на Кронверкском проспекте открывался изумительный вид на Зимний дворец, Сенат и Адмиралтейство.
Интерьеры особняка Кшесинской, Большой зал / фото: Потехин, wikimedia.org
Особняк построен в стиле северного модерна. Это разноуровневый дом с прекрасным садом и различными хозяйственными постройками. Учитывая, что к тому времени у Кшесинской уже рос сын от великого князя Александра Владимировича, среди хозяйственных строений числился коровник, где содержалась корова, дающая ребенку свежее молоко. Тут же проживал любимый сыном поросенок и коза, с которой когда-то Матильда Феликсовна танцевала Эсмеральду.
Комнаты и залы Кшесинская оформила в самых разных стилях: столовая и салон в стиле модерн, спальня в английском стиле, один из залов — в стиле Людовика XVI.
Особняк Кшесинской был одним из самых модных мест того времени. Сюда захаживали самые известные люди из круга художественной богемы и высшего общества.
В 1917 году, когда хозяйка была в отъезде, здание заняли большевики. С балкона дома Кшесинской с речами к толпе обращался В. И. Ленин. Кшесинская пыталась вернуть дом, судилась, требовала возместить ущерб, но тщетно. После ее окончательного отъезда сначала из Петрограда, а потом и из России, особняк менял хозяев довольно часто.
До нашего времени роскошь внутренней отделки практически не сохранилась. Восстановлены лестница с балюстрадой, белый зал, зимний сад и ротонда. Наборный паркет и плиточный пол в зимнем саду подлинные.
Сегодня в особняке Кшесинской расположен Музей политической истории России.
Адрес: ул. Куйбышева, 2-4, вход с Кронверкского проспекта.
Мариинский театр и Консерватория
На Театральной площади стоят Мариинский театр и Консерватория. Внутри Мариинский театр гораздо красивее, чем снаружи. Отделка помещения имеет цвет морской волны, а обивка сделана из синего бархата и серебряной парчи, которая сверкает в лучах многочисленных светильников и люстр. К сожалению, это старое театральное здание не приспособлено для такого большого коллектива, который работает в нём в наши дни. Кроме того, здание устарело с технической точки зрения. Чтобы решить проблемы театра, рядом возводят новое здание, которое будет связано переходом со старым.
Мариинский театр
Первоначальный проект нового здания был чрезвычайно экстравагантным и вызвал резко негативную оценку в обществе. В 2003 году состоялся повторный конкурс проектов, и его выиграл Доминик Перро, построивший здание Национальной библиотеки в Париже. Он спроектировал зал на 2 тысячи мест со стеклянной крышей, пронизанной золочеными алюминиевыми полосками. Этот проект также вызывает много нареканий, причём не только с эстетической точки зрения. Многие считают, что он не подходит к петербургскому климату, и опасаются обрушения стеклянной крыши под тяжестью снега (как это произошло с застеклённой крышей аквапарка в Москве в 2004 году).
Мариинский театр был основан в 1869 году, а балетные спектакли на его сцене появились через 20 лет. Своего высшего расцвета театр достиг в конце XIX века, когда на его сцене выступали такие звёзды мирового балета как Анна Павлова, Матильда Кшесинская и Вацлав Нижинский, а также оперный певец Фёдор Шаляпин. Большинство выдающихся артистов покинули страну в революционные годы. Однако после периода упадка в советское время театр вновь возродился и завоевал всемирное признание благодаря работавшим в нём композиторам Прокофьеву и Хачатуряну и балерине Галине Улановой.
Сцена и зал Мариинского театра
1980-е годы были не самыми лучшими для театра. Однако теперь при новом руководстве Мариинский вернул себе былую славу и даже затмил своего всегдашнего соперника – московский Большой театр. За рубежом Мариинский театр по-прежнему больше известен как «Кировский». Название было присвоено ему в 1935 году, когда многие учреждения города переименовали в честь убитого «большевика-мученика». Коренные жители Санкт-Петербурга всегда ласково называли этот театр «Мариинка». Напротив Мариинского театра стоит здание Государственной Консерватории, ведущего музыкального учебного заведения России.
Консерватория была основана в 1862 году великим пианистом и композитором Антоном Рубинштейном (до 1867 года и в 1887-1891 годах – её профессор и директор). Целью своей он ставил «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Строительство здания было завершено в 1880-е годы. В стенах Консерватории состоялись премьеры оперы Мусоргского «Борис Годунов» (1874 год), оперы Бородина «Князь Игорь» (1890 год) и балета Чайковского «Спящая красавица» (1890 год). П.И. Чайковский был одним из первых выпускников Консерватории. Другой великий русский композитор, Д.Д. Шостакович, преподавал здесь в 1930-е годы.
Государственная Консерватория
В 1944 году Консерватории было присвоено имя Римского-Корсакова. Перед зданием стоит памятник этому композитору. Там же есть памятник Глинке, в честь которого названа улица, пересекающая площадь. Рядом с Консерваторией жили многие знаменитости музыкального мира. У хореографа Михаила Фокина (1880-1942 годы) была квартира на набережной канала Грибоедова, в доме № 109. Балерине Тамаре Карсавиной принадлежал дом № 8 на Крюковом канале. А в доме 3-5 на улице Глинки вырос Игорь Стравинский (1882-1971 годы). Вопреки православным традициям, композитор женился на своей двоюродной сестре и был вынужден уехать из дома, чтобы не навлекать позор на семью.
Музей сегодня
Экспозиция музея посвящена переломным моментам истории России, основным политическим реформам, которые повлекли за собой значимые экономические и культурные сдвиги.
Самые ранние экспонаты относятся к XVIII веку. Это уникальные бумаги, характеризующие реформаторскую деятельность Екатерины Великой, а также документы, отражающие российскую политическую реакцию на события французской революции.
Значительная часть экспозиции отражает период правления «царя-освободителя» Александра II. Его судьбоносные политические изменения в государственном строе России, такие как отмена крепостного права, отражены большим комплексом экспонатов.
Документы, связанные с коронацией трех последних российских самодержцев, с деятельностью общественно политических движений от декабристов до народовольцев – хронологически подводят посетителя к истории политических партий России нового и новейшего времени.
Основная экспозиция музея дополняется двумя его филиалами. Это Детский музейный центр исторического воспитания на Болотной улице и Музей политической полиции России на Гороховой. Последний посвящен истории органов государственной безопасности нашей страны, начиная с полиции XIX века и заканчивая деятельностью ВЧК.
Кроме основной экспозиции, Музей политической истории России ведет разностороннюю и активную работу. Здесь проводятся временные выставки, специализированные экскурсии (одна из которых посвящена жизненному и творческому пути изначальной хозяйки особняка Матильде Кшесинской). Есть специальные образовательные программы для школьников, также здесь проходят научные конференции и круглые столы. Значимая часть музейной деятельности посвящена издательскому делу. По инициативе музея издается аналитическая, документальная и историческая литература. К столетию коллекции музея вышел цветной каталог под названием «Изъятию не подлежит… Хранить вечно!», который стал своеобразным отчетом о деятельности Музея политической истории России за все время его существования.
В активе музея имеется также целый ряд передвижных выставок различной тематики, которые могут экспонироваться в разных помещениях, в рамках культурных мероприятий.
Экскурсии
Название экскурсии | Тип экскурсии | |
Обзорная экскурсия | Основные выставочные экспозиции музея | Обзорная |
Советская эпоха: между утопией и реальностью | Создание и становление СССР | Обзорная |
Революция в России. 1917-1922 | Февраль и октябрь 1917 года, приведшие к Гражданской войне | Тематическая |
Россия, 1917 год | Путь от империи до социализма | Тематическая |
Память дома | Дома Кшесинской и Бранта в гуще XX века | Обзорная |
Человек и власть в России в XIX-XXI веках | Главная экспозиция музея | Обзорная |
Матильда Кшесинская: фуэте судьбы | Жизненный путь любимой балерины императорского дома | Тематическая |
История одного отречения | Отказ императора Николая II от притязаний на трон | Авторская |
Потерянные звезды русского балета | Судьба звезд русского балета, бежавших от Революции | Авторская |
Жемчужины петербургского модерна | Архитектура особняков Бранта и Кшесинской | Авторская |
Судьба реформатора | Жизнь и смерть Александра II | Тематическая |
Узнать расписание экскурсий и записаться можно по телефонам:
- 8 812 233-70-52
- 8 812 313-61-63
Также в музее можно заказать индивидуальную и групповую экскурсию на русском и иностранном языках. Более подробную информацию можно найти на сайте:
Красносельский театр
В Красном Селе под Петербургом был расквартирован петербургский гарнизон. Село было постоянным местом его летней дислокации. Для развлечения гарнизонных офицеров и их семей в 1851 году возвели деревянный театр. В 1868 году по приказу великого князя Николая Николаевича всего за 10 месяцев срубили новое здание театра, роскошно его оформили. На спектаклях часто бывали члены императорской семьи. За кулисами Красносельского театра проходили первые свидания будущего Николая II и Матильды Кшесинской.
До нашего времени здание театра не дошло, оно сгорело во время Великой Отечественной войны. В бывшем Красносельском парке сохранилась театральная улица. Сейчас парк — объект культурного наследия и охраняется государством.
Адрес: Красное Село, ул. Равенства, д. 8, Красносельский район.
История здания
Здание Музея Политической истории России, также известное как «Особняк Кшесинской» было построено в 1906 году по проекту архитектора Александра фон Гогена для знаменитой артистки балета Матильды Кшесинской. Выдержанное в стиле «северный модерн», оно следует традициям средневековой архитектуры Скандинавии и Прибалтики. Облицован дом серым и красным гранитом, дополняющимся металлическим и майоликовым декором. Фасад с ассиметричными разноразмерными окнами выходит на Кронверксий проспект. Внутри здания были обустроены не только парадные и жилые помещения, но также и зимний сад.
Февральская революция 17го года заставила хозяйку особняка спешно покинуть свой дом, где впоследствии расположился Центральный комитет РСДРП(б) и лично Владимир Ильич Ленин.
После Октябрьской революции, в сменившейся эпохе, особняк великой артистки занял сначала Совет рабочих и солдатских депутатов, затем – Научно-исследовательский институт физиологии питания, позднее – общественный клуб для так называемых «старых большевиков», примкнувших к большевистскому движению до революций.
После 38 года здесь расположилась экспозиция музея Сергея Кирова. В 1957 году в здании была проведена масштабная реконструкция, к нему присоединили соседний особняк, который стал дополнительным корпусом. В расширенном помещении разместился Музей революции, перевезенный сюда из Зимнего дворца.
Такая сложная судьба здания объясняет тот факт, что большАя часть внутреннего и внешнего декора особняка Кшесинской было утрачено. Реставрационные работы, проведенные в 80х годах прошлого столетия частично восстановили первоначальный его облик.
С 1991 года экспозиция носит название «Музей политической истории России».
Лилия Кураева
Зам. генерального директора по научно-просветительной работе
«Я работаю в музее с 2007 года. Пришла как методист, потом стала заведующей отделом по работе с аудиторией, а сейчас занимаю должность заместителя генерального директора.
Я, можно сказать, ситуативный начальник: мой подход к работе с сотрудниками заключается в том, что я вижу в них ответственных специалистов. А вот когда появляется какая-то сложность, напряженность, мы обсуждаем проблему, и я принимаю решение. Думаю, это наиболее правильный путь, потому что люди должны быть не исполнителями, а участниками процессов. Это и им интересней, и для музея бо́льшая польза.
Мне интереснее различные творческие проекты: разработка концепций экскурсий, занятий, выставок, программ. Считаю, наш музей должен входить в топ главных музеев для посещения, потому что в нем представлена социальная история, которая касается каждого. При входе в музей мы поместили слоган, который сформулировали так: «Время осмыслить прошлое и заняться настоящим». Прошлое нас удерживает, и если мы его не понимаем и никак к нему не относимся, то путаемся в настоящем.
В 09:30 я уже на работе, а ухожу после 18:00. В обеденный перерыв мы ходим в столовую или кафе за пределами музея. В музее есть кафе, но там нет горячих блюд, так что мы лишь спускаемся туда попить кофе. Кстати, кафе работает с 2013 года, и для нас само его появление — большая удача. В музеях, которые занимают исторические особняки, трудно проектировать инфраструктуру и прокладывать маршруты в тех помещениях, которые не были предназначены для массового посещения.
Служебные помещения музея отделены от доступной для посетителей зоны системой безопасности. У сотрудников есть специальные ключи-проходки, которые позволяют войти в служебные зоны. Они находятся в стороне от „столбовых“ маршрутов посетителей. Сейчас идет активная работа на четвертом этаже, под крышей особняка барона Бранта: мы осваиваем чердачное помещение. Когда будут завершены работы, туда переместятся сотрудники и освободятся площади, в которых мы нуждаемся для расширения зоны Детского исторического музея. Это позволит выстроить удобный маршрут для детских и семейных групп.
Доходный дом Козляниновых (квартира Владимирова — бывшая Алексеевская улица, 10)
В этом доме М. Ф. Кшесинская жила некоторое время в 1917 году.
В 1917 году, получив несколько недоброжелательных писем во время волнений Февральской революции, Кшесинская с сыном спешно выехала из своего особняка. Особняк захватили большевики. Кшесинская остановилась у П. Н. Владимирова, бывшего ее поверенным и помощником во многих делах. В квартире Владимирова она прожила несколько месяцев, пытаясь вернуть свой особняк и возместить нанесенный ей ущерб. После неудачи в этом деле Кшесинская с сыном уехала в Кисловодск, затем в Новороссийск, а оттуда в эмиграцию.
Адрес: ул. Писарева, 10.
Как доехать до особняка Матильды Кшесинской
Ближайшая станция метро — «Горьковская», 5–10 минут пешком
При выходе из метро обратите внимание на два подземных перехода. Вам нужен тот что справа, который ведет на противоположную сторону Кронверкского проспекта
При выходе из подземного перехода пройдите по скверу мимо мечети. Угловое здание на пересечении Кронверкского проспекта и улицы Куйбышева — особняк Матильды Кшесинской.
Совсем недалеко от музея находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга как Петропавловская крепость, крейсер Аврора, Домик Петра I, Соборная мечеть и загадочные скульптуры Ши-Цза. Их посещение можно совместить.
Мариинский театр
Историческая сцена Мариинки / фото: А. Патрикеевой
Один из самых знаменитых в мире музыкальных театров открылся в 1783 году. В свое нынешнее здание театр въехал в 1860 г.
Театр назвали Мариинским в честь супруги императора Александра II Марии Александровны.
Оперная и балетная труппы Мариинского театра всегда были образцом высочайшего профессионализма. Свои лучшие оперы и балеты сюда приносили Глинка, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Рубинштейн. На этой сцене пели Ф. Шаляпин, Б. Штоколов, С. Лейферкус, И. Богачева, А. Нетребко, танцевали В. Нижинский, А. Павлова, Г. Уланова, М. Барышников, Р. Нуреев. Бессмертные балеты создавал на этих подмостках М. Петипа, здесь начинал Дж. Баланчин. Спектакли оформляли лучшие художники: А. Бенуа, С. Вирсаладзе. За дирижерский пульт вставали великие дирижеры, среди них Е. Мравинский, Ю. Темирканов, В. Гергиев.
Внушительное здание Мариинского театра роскошно оформлено внутри. Интерьеры заслуживают отдельной статьи. Стоит прийти в театр пораньше, чтобы до начала спектакля насладиться прекрасным убранством его залов и фойе.
Матильда Кшесинская танцевала на сцене Мариинского театра с 1890 по 1904 годы.
В 1904 году она ушла из театра по собственному желанию, но заключила с театром контракт на разовые выступления с очень приличным гонораром. Кшесинская дослужилась до статуса прима-балерины, но заметного следа в истории русского балета не оставила. Специально для нее было поставлено несколько балетных спектаклей, о которых знают лишь узкие специалисты.
Адрес: Театральная площадь, 1.
Биография Матильды Кшесинской
Именно здесь, напротив Петропавловской крепости, известная прима балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская в 1904 году приобрела участок земли. В то время у нее подрастал сын и прежний дом, на Английском проспекте, подаренный Николаем II, стал ей тесен. Не желая оглашать свое имя по известным причинам, первоначально Кшесинская оформила землю на посредника — дворянина Александра Коллинга.
Имя знаменитой танцовщицы окутано множеством домыслов и сплетен и, конечно, у столичных обывателей того времени возникал вопрос, на чьи деньги куплена земля и строился дворец, если годовое жалованье балерины не превышало 8 тысяч, а участок земли стоил в 10 раз больше? Многие посчитали, что вся недвижимость балерины (у нее было несколько домов в России и вилла во Франции) достались ей от влюбленного в нее императора.
Согласно одной из легенд, под Невой между домом балерины и Зимним дворцом был прорыт подземный тоннель, которым часто пользовались влюбленные. Отметим, что это предание явно не выдерживает критики, поскольку лишь за несколько лет до этого был построен Троицкий мост, соединяющий Петроградскую сторону с центром города и по сей день считающийся чудом инженерного искусства.
Впервые Матильда Кшесинская и цесаревич Николай Александрович встретились в 1890 году на выпускном балу хореографического училища. Она сумела обворожить наследника престола и между ними завязался роман.
Сразу после училища Матильда начинает танцевать в Мариинском театре и в первый же год она выступила в 22 балетах и 21 опере. Она была талантлива и трудолюбива, но и встречи с цесаревичем, начавшиеся в 1892 году, безусловно, имели огромное значение для её карьеры.
Любовная связь продолжалась два года. Однако, в апреле 1894 года состоялась помолвка Николая с Алисой Гессенской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Матильда сильно переживала, хотя с самого начала встреч знала, что цесаревич никогда на ней не женится. С этого времени влюбленные перестают встречаться и остаются друзьями. Вместе с тем, многие годы после женитьбы император помогал и защищал балерину, когда ее старались унизить и оскорбить.
Балерина рассталась с императором, но не рассталась с семьей Романовых. Ее возлюбленным стал близкий друг императора — великий князь Сергей Михайлович, утешивший балерину в трудные дни. Охладев к нему, она завела роман с 53-летним князем Владимиром Александровичем, а затем с его сыном — князем Андреем Владимировичем. В 1902 году у Матильды от него родился сын Владимир, а поженились они лишь через 21 год после знакомства, в 1921 году в Париже.
На сцене Мариинского театра она танцевала 12 лет, причем самые лучшие спектакли принадлежали ей. Она сама решала, кому танцевать.
В 1904 году 32-х летняя балерина оставила сцену, но позже танцевала в Мариинском театре на договорной основе (ей платили 500 рублей за выступление, огромные по тем временам деньги). В этот же год она приступает к реализации своей мечты — строительству для себя и сына большого просторного дома с садом.
Особняк Матильды Кшесинской — краткое описание
В начале XX века, когда был построен Троицкий мост, на Петроградской стороне начался настоящий строительный бум. Место для своего дома Матильда Кшесинская выбрала сама и стала одной из первых, кто построил свой особняк на Кронверкском проспекте. Проект и создание дома были поручены модному в то время академику архитектуры Александру Ивановичу Гогену. Отметим, что и сама заказчица сыграла немаловажную роль в замысле и реализации проекта.
Здание выполнено в стиле северного модерна, большая его часть расположена в саду. Окна всех жилых комнат выходят на юг и лишь лестница, вестибюль и уборная — на север. Внешний вид здания не отличается роскошью и вместе с тем, оно импозантно и интересно своей асимметричной композицией. Мы видим разную высоту отдельных звеньев и разную ширину окон. Дом украшает ажурная ограда, беседка-ротонда и палисадник,
Расположение и оформление комнат выбирала сама балерина. В его интерьерах, согласно ее замыслу, присутствуют все европейские архитектурные направления, Так, для зала она выбрала стиль ампир, для углового салона — стиль Людовика XVI. Спальня была оформлена в английском стиле, а столовая и соседний с ней салон — в стиле модерн. Особой гордостью Матильды были две ее гардеробные, в одной из них хранилась одежда танцовщицы, а в другой — театральные костюмы.
В подвале находился винный погреб и небольшая столовая, в которой после спектаклей на ужин приходили друзья. В доме собирался весь цвет петербургской интеллигенции. Здесь часто проводили время актеры петербургских театров, в том числе звезды балета, среди которых были Айседора Дункан и Анна Павлова. Наведывались в дом и представители высшего света, в том числе великие князья Романовы.
Дворец был меблирован и освещен по парижскому каталогу. Он поражал утонченной роскошью и уютом интерьеров, смелым и неожиданным сочетанием новых и традиционных отделочных материалов, живописной асимметричностью наружных деталей и свободной внутренней планировкой.
Прислуга жила с светлых удобных комнатах, а обедала в просторной столовой. Чтобы сын Володя мог каждый день пил парное молоко, при доме держали корову. Была также и толстая любимая сыном свинья, а в самом доме жила козочка, с которой Матильда выступала в балете «Эсмеральда».
С началом февральских событий 1917 года, опасаясь за жизнь сына и свою жизнь, балерина была вынуждена покинуть любимый дом. 28 февраля большевики заняли особняк Кшесинской, вывезли из него все ценности, испортили мебель и ковры. Интерьеры были разграблены и разрушены.
Первоначально миниатюрная прелестная хозяйка дома надеялась отсудить свою недвижимость и вернуть ценности, она даже подала в суд (интересно, что одним из ответчиков указывался Владимир Ульянов). Однако, Матильда быстро поняла, что ни одно судебное решение во время революционных событий не выполняется. Вскоре она уехала в Кисловодск, а в 1920 году вместе с князем Андреем Владимировичем навсегда покинула Россию, поселившись в Париже.
С балкона дворца 3 апреля 1917 года Владимир Ленин зачитал знаменитые «Апрельские тезисы».
В 1955–1957 годах особняк Кшесинской соединили двухэтажным переходом с соседним домом известного предпринимателя и благотворителя барона Василия Бранта, Согласно одной из легенд, Василий Брант был влюблен в свою очаровательную соседку и стремился ее почаще видеть. Доподлинно неизвестно, была ли между ними любовная связь но, несомненно, то, что они были знакомы и в гости друг к другу наведывались.
Комплекс зданий занял Музей революции, а в настоящее время в этих зданиях располагается Музей политической истории России. К сожалению, от прежних интерьеров почти ничто не сохранилось. Восстановлены лестница с балюстрадой и ротонда, белый зал и зимний сад. Подлинными является наборный паркет и плиточный пол в Зимнем саду.