Концепция — Проект — Здание
-
Проекты и концепции
- Концептуальные архитектурные объекты
-
Общественные здания и сооружения
- Культовые здания и сооружения
- Многофункциональные и административные здания
- Зрелищные здания и сооружения
- Торговые комплексы
- Экспозиционные здания и комплексы
- Клубные здания
- Гостиничные комплексы
- Предприятия общественного питания
- Образовательные и социальные учреждения
- Спортивные здания и сооружения
- Здания и сооружения транспортной инфраструктуры
- Павильоны и временные сооружения
-
Жилые здания
- Одноквартирные дома
- Многоквартирные дома
- Жилые комплексы
- Экспериментальное проектирование жилых зданий
- Градостроительство
- Благоустройство городской среды
- Дизайн архитектурной среды
- Ландшафтная архитектура и дизайн
- Рекреационные комплексы и объекты
- Промышленные здания и сооружения
- Общественный интерьер
- Частный интерьер
- Промышленный дизайн
- Постройки
- Дипломный проект
- Курсовой проект
- Детские работы
Что можно увидеть в музее
На период создания московский музей считался первым европейским музеем, который специализировался на показе архитектуры. Современный музей — это уникальное собрание архитектурной графики, коллекций обмерных чертежей памятников русского зодчества, коллекций строительных материалов, а также макетов и моделей, выполненных самими известными отечественными архитекторами.
Проект дома Наркомфина
В его залах хранятся картины, гравюры, изделия из художественного металла, скульптуры из мрамора и дерева, старинная мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, надгробия и малые архитектурные формы. Отдельного упоминания заслуживает музейная фототека. По мнению специалистов – это самое большое в мире собрание фотографий, негативов и слайдов по градостроительству и архитектуре.
В музей попадают с заднего двора, где выставлена коллекция малых архитектурных форм, каменных львов, фрагментов старинных оград и образцы садово-парковой скульптуры XVIII-XIX веков. В закрытом дворике также можно увидеть барельефы снесенного Храма Христа Спасителя и фрагменты Триумфальной арки, созданной Осипом Бове.
Макет Коломенского на музейной выставке «В борьбе за Красные ворота и Охотный ряд. Пётр Барановский и Москва»
Сейчас главная экспозиция реставрируется. В здании проводятся временные выставки по истории российской и зарубежной архитектуры, и работает кабинет-музей Давида Саркисяна.
Экспонаты размещены в трех выставочных пространствах старинной усадьбы. Они занимают представительную парадную Анфиладу, Руину или флигель усадебного дома Талызина и памятник архитектуры XVII столетия – Государев Аптекарский приказ.
Филиалом музея является здание в Кривоарбатском переулке, 10, в котором находится Дом-мастерская архитектора Мельникова. Здесь можно познакомиться с жизнью и творчеством архитекторов-авангардистов Константина и Виктора Мельниковых. Правда, экспозиции доступны только для экскурсионных групп.
С самого основания в музее проводят лекции для всех любителей архитектуры. При желании можно прийти на занятие по интересной теме или посетить цикл лекций. Лекции проходят так живо, что зал бывает всегда заполнен до отказа. Они начинаются по рабочим дням в 19:00, а по выходным — в 16:00.
Макет Сухаревой башни в музее имени А. В. Щусева
История музея после 1949 года
Когда академика Щусева не стало, музею присвоили его имя. Подготовка экспозиции для публики растянулась на 8 лет, и залы музея приняли первых посетителей только в 1957 году. В Донском монастыре были выставлены исторические объекты, а в здании на Воздвиженке посетителей могли познакомиться с работами современных архитекторов.
Лестница на второй этаж выставочного павильона «Руина»
В 1991 году все изменилось. Правительство Москвы передало Донской монастырь Церкви. Экспонаты из обители были срочно перевезены на Воздвиженку и стали храниться в неприспособленных для этого помещениях. Произошли и другие неприятности. Под музейным комплексом начали перестраивать линию метро. Это привело к тому, что многие экспонаты деформировались и со временем пришли в негодность.
Как создавался музей
В конце XIX столетия, когда жители Российской империи переживали подъем национального самосознания, родилась идея организовать музей, который бы рассказывал о достижениях российской архитектуры. Однако, решение о создании первой экспозиции было принято только в 1934 году, вместе с образованием Академии архитектуры страны.
Это был период, когда в СССР велась активная антирелигиозная кампания. Большинство храмов и обителей сносили или закрывали. Власти города передали под новый проект постройки пустующего Донского монастыря. Потом внутри монастырских стен провели первую выставку, посвященную работам российских зодчих. На ней можно было увидеть чертежи, фотографии и фрагменты спасенных от уничтожения старинных зданий.
Часть макета Большого Кремлёвского дворца
Осенью 1945 года музею отдали старинный особняк Талызина, спроектированный знаменитым российским зодчим Матвеем Федоровичем Казаковым. С этого времени экспозиция стала размещаться в двух местах – в монастыре и на улице Коминтерна. Такое имя Воздвиженка носила в годы советской власти.
Архитектурные экскурсии
Хотя музей находится в стадии реновации, это не означает что все его экспонаты стали недоступными. Музейные работники проводят интересные экскурсии по улицам столицы и показывают туристам уникальные памятники архитектуры Москвы.
У путешественников и москвичей популярны экскурсии по переулкам Арбата, где можно увидеть немало зданий, построенных в традициях авангарда. Много туристов приходит на экскурсии, посвященные архитектурным стилям Москвы, сталинскому плану по реконструкции Тверской улицы и новой архитектуре в районе Остоженки.
Посетителям нравятся экскурсии, рассказывающие об истории строительства первой ветки московского метро, биографии московского архитектора Федора Шехтеля и неосуществленных планах строительства Большого Кремлевского дворца, которые разрабатывал известный зодчий екатерининских времен Василий Иванович Баженов. С актуальным расписанием экскурсий всегда можно познакомиться на сайте музея.
Первый директор Музея
Щусев появился на свет в 1871 году в дворянской семье, которая жила в Кишиневе. Начальное и среднее образование он получил в родном городе, а в возрасте 20 лет переехал в столицу Российской империи и стал учиться в Высшем художественном училище.
В залах музея
В качестве специализации Алексей выбрал архитектуру. Особое художественное видение форм и пространства он приобрел, благодаря своим учителям — Леонтию Николаевичу Бенуа и Илье Ефимовичу Репину. Еще будучи студентом, он создал проект часовни в Санкт-Петербурге. А за диплом, посвященный архитектуре барской усадьбе, Щусева наградили медалью и правом выбора стажировки за рубеж.
Молодой архитектор поехал по городам Средней Азии и исследовал гробницу, где был похоронен Тамерлан, а также древнюю мечеть Биби-Ханым в Самарканде. Это путешествие наложило след на последующие проекты архитектора. Потом он отправился Тунис и целый ряд европейских стран. Маршрут зарубежной поездки пролегал через Вену, Триест, Венецию, Англию, Бельгию и Францию.
После получения художественного образования Щусев остался жить в северной столице и работал историческим реставратором. Он участвовал в восстановлении старинной церкви Святого Василия и за реставрацию этого храма был удостоен звания академика. В 1920-е годы Щусев возглавил Третьяковскую галерею. Благодаря его усердию, было спасено множество картин, у которых, как тогда считали, не было будущего.
С 1945 года и до дня своей смерти именитый архитектор руководил новым Музеем архитектуры. Кроме того, он занимался восстановлением советских городов, разрушенных в ходе военных действий. Архитектор проектировал здания и улицы Истры, родного Кишинева и Новгорода.
Выставочный павильон музея «Руина»
Последним успехом в жизни великого архитектора была станция метро «Комсомольская — кольцевая» в Москве. Величественная постройка вписана в огромный каменный цилиндр и посвящена победе советского народа над немецким фашизмом. Отделку станции Щусев доделать не успел, ее достроили уже после смерти мастера, с участием художника Корина.
Структура
Дом Мельникова, 2016 год
Экспозиционное пространство флигеля «Руина», 2002 год
Лекторий, 2012 год
Музей Мельниковых
Дом Мельникова был построен в 1927—1929 годах как квартира и мастерская для архитектора Константина Мельникова и его семьи. Отличительной особенностью здания стала его форма — на примере этого проекта архитектор воплотил в жизнь идею возведения круглой постройки. Мельников завещал свой дом детям — Виктору и Людмиле. После смерти архитектора в здание заселился Виктор Мельников, из-за чего в 1988 году Людмила подала на брата в суд с требованием присудить ей половину дома-мастерской с правом проживания. Мосгорсуд удовлетворил иск и присудил Людмиле ½ здания, однако без права проживания в нём. В 2005-м Виктор Мельников завещал передать государству как дом, так и творческие архивы Константина Мельникова с условием создания в помещениях музея. Соответствующее постановление Минкульта вышло в 2014 году. Однако с начала 2010-х в здании на основании прописки проживала внучка архитектора Екатерина Каринская, которая отказывалась покинуть помещения и в 2014 году заявила о взломе исторической двери сотрудниками Щусева, которые пытались пробраться в дом. Последовали суды о законности проживания внучки Мельникова в его здании. В 2016 году руководство Музея Щусева заявило об урегулировании юридического конфликта и включении дома Мельникова в качестве филиала. Вторая внучка архитектора Елена Мельникова стала куратором мемориальной экспозиции музея.
Флигель «Руина»
В 1991 году в состав музея вошло здание бывшего каретного сарая усадьбы Талызиных. Изначально в нём планировалось расположить фондохранилище для экспонатов Донского монастыря. Однако музей не нашёл финансирование для переоборудования здания под хранение документов, а в середине 1990-х годов из-за пожара пострадала крыша
В 2009-м директор музея Давид Саркисян организовал в полуразрушенном флигеле выставку, чем привлёк внимание. Вторая временная выставка, организованная в 2012 году, была посвящена деятельности архитектурного бюро «Руина»
Через два года бюро взялось за реставрацию флигеля, получившего в итоге такое же название.
Особенностью процесса реконструкции здания стало сохранение аутентичных материалов, открытых сводов XVIII века, наслоений краски на стенах, оригинальной штукатурки и старой укладки. Интерьер и экспозиции можно рассмотреть со специальных дорожек — новый пол в здании укладывать не стали.
Во флигеле представлен законсервированный кабинет бывшего директора Давида Саркисяна, а на втором этаже оборудован лекторий, вмещающий до 100 человек. Лекторий Музея архитектуры был создан одновременно с Музеем академии архитектуры СССР в 1934-м. В первые годы существования лекторий был выездным: многие ведущие специалисты выступали с речами на заводах и фабриках. Работа лектория не прекращалась даже во время Великой Отечественной войны. После объединения двух музеев в 1964 году лекторий получил постоянный зал в усадьбе Талызиных. С того момента основная работа была направлена на освещение исторического процесса развития русской архитектуры. В музее выступали с лекциями архитекторы Михаил Посохин и Константин Мельников. После переноса экспозиции древнего зодчества из Донского монастыря в усадьбу Талызиных лекционный зал был также отдан под размещение фондов из-за недостатка помещений. По этой причине лекции проводились раз в неделю среди экспозиции главного здания. Лекторий в «Руине» открыли в 2011 году.
Кострома городок – Москвы уголок
29 ноября 2018, четверг, 19:00
На лекции речь пойдет о Костроме – городе, в который действительно можно влюбиться с первого взгляда, и не только благодаря официальному статусу «исторического города» или вхождению его в состав «Золотого кольца» России, а благодаря особой атмосфере, которую удалось сохранить и по сей день. Город, известный еще с XII века, сегодня представлен в первую очередь архитектурными памятниками XVIII-XIX веков, к ним относятся и Торговые ряды, и центральная Сусанинская площадь, и расположившиеся по лучам улиц музеи и особняки
Вы узнаете, на что обратить внимание при поездке в Кострому, какие архитектурные символы ассоциируются с этим городом, как менялась Кострома с течением времени и что сохранилось до наших дней
Лектор – Полина Евгеньевна Покладок, искусствовед, научный сотрудник отдела популяризации архитектуры Государственного научно- исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, специалист по русской архитектуре второй половины XIX – начала ХХ веков.
Смоленск
11 октября 2018, четверг, 19:00
Смоленск — «город-щит», «город-ключ», город-герой – один из древнейших городов России. Яркая и героическая история его отразилась и в архитектуре. Возвышающийся на крутом берегу Днепра, опоясанный как ожерельем, величественной крепостной стеной, Смоленск богат уникальными домонгольскими памятниками, отдельными зданиями эпохи классицизма, яркими постройками эпохи модерн. На лекции мы поднимемся по главной улице города – Большой Советской, заберёмся на великую Смоленскую стену, отыщем неоготические постройки рубежа веков, полюбуемся советским авангардом, ощутим всю мощь послевоенной сталинской ансамблевой застройки, и даже прокатимся по смоленской области, заглянув в знаменитое имение княгини Тенишевой Талашкино.
Лектор – Ксения Вячеславовна Смирнова, искусствовед, специалист по отечественной архитектуре ХХ века, заведующая отделом популяризации архитектуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Барселона Антонио Гауди
25 октября 2018, четверг, 19:00
Барселона – столица Каталонии, знаменитая своей архитектурой и искусством. Богатая история этого города отражается в сохранившихся памятниках от Римской империи до фантастических проектов Антонио Гауди. На лекции вы узнаете историю города, как формировалась его планировка, о самом ярком периоде каталонского искусства рубежа XIX-XX веков, отраженного в творчестве Гауди и его современников, а также о современной архитектуре города.
Лектор – Анна Константиновна Кистанова, искусствовед, главный хранитель Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, специалист по архитектуре второй половины XIX – начала ХХ веков.