Аверкамп Хендрик – первый реалист голландской школы живописи
.
Зимний пейзаж. Дерево, масло. 75 x 51 см. Пинакотека Амброзиан, Милан.
Как отмечают специалисты, в его ранних работах очень заметно влияние фламандской школы, в частности, пейзажиста Гилисса ван Конинкслоо. Более поздний период был отмечен наследованием манеры и стиля Питера Брейгеля Старшего. Но при этом художник смог создать свой авторский почерк, который и лег в основу становления реалистического направления в голландском искусстве. К слову сказать, до начала 17 века доминирующей на то время фламандской школе живописи, реализм был совершенно несвойственен. И именно Хендрик был одним из первых, кто приблизил к реализму пейзажную живопись этой школы.
Ледяной город, 1600-1610 годы
Ледяной город, 1600-1610 годы, Маурицхейс, Гаага.
На фоне морозного неба и заснеженных просторов очень четко и ярко прорисованы деревья и дома, вдали видны контуры башен и стен города, деревянных построек, каменного моста, ветряно мельницы, вмерзших в лед до весны лодок.
Ледяной город. (Фрагмент 1).
Ледяной город.(Фрагмент 2).
Ледовый пейзаж.(Фрагмент 1).
Согласитесь, филигранные работы голландского мастера можно рассматривать часами, находя в них каждый раз новые детали, подробности и, разумеется, новых персонажей.
Ледовый пейзаж.(Фрагмент 2).
Вот такими добрыми, полными умиротворения и жизни предстают перед нами работы известного «немого из Кампена» – Хендрика Аверкампа – признанного мастера реалистичного городского пейзажа. Его картинами очаровываешься, несмотря на неяркость цветовой гаммы и повторяемость сюжета. Но они по-детски жизнелюбивы и жизнерадостны.
Порой случается так, что художники берут в руки не только кисть и краски, но и совершенно не подходящие для работы инструменты. Зачем импрессионист Игорь Грабарь копал траншею в лесу, становится понятно, когда узнаешь секрет картины «Февральская лазурь».
Питер Брейгель-младший: биография
Сын Питера Брейгеля-старшего по прозвищу Крестьянский и его жены Майкен Альст родился в Брюсселе и лишился отца в возрасте пяти лет. Вместе с братом Яном (которого называли Бархатным, Райским или Цветущим) и сестрой Мари он стал жить у своей бабушки Мейке Верхюлст. Бабушка была вдовой плодовитого художника Питера Кука ван Альста. Она и сама была опытной художницей, известной своими миниатюрами. Возможно, Карел ван Мандер Майкен Верхюлст, фламандский живописец в стиле северного маньеризма, поэт, историк и теоретик искусства, был первым учителем ее двух внуков.
Через некоторое время после 1578 года семья Брейгелей переехала в Антверпен. Вероятно, Брейгель Питер младший пришел в мастерскую ландшафтного живописца Гиллиса ван Конингсло, который учился у Питера Кука ван Альста. Его учитель уехал из Антверпена в 1585-м, но к этому времени Брейгель уже был принят в гильдию святого Луки в качестве независимого, самостоятельного живописца.
5 ноября 1588 года Брейгель Питер младший женился на Элизабет Годделет. У них родилось семь детей, многие из которых умерли в раннем детстве. Один из сыновей, которого звали Питер Брейгель III, также станет художником. Сам Брейгель Питер младший держит большую мастерскую в Антверпене, в которой в основном изготавливаются недорогие копии работ его отца, которые хорошо продаются и в стране, и за рубежом. Однако несмотря на достаточное количество заказов художник часто испытывает материальные затруднения. Скорее всего это связано с чрезмерным употреблением алкоголя. У него было не менее девяти учеников, в том числе такие, как и Андриес Даниэлс. После того как они научились работать, изготавливая копии в мастерской Брейгеля, оба прославились как мастера натюрморта.
Художник Питер Брейгель-младший умер в Антверпене в возрасте 72 лет.
Биография
Хендрик Аверкамп родился в Амстердаме в 1585 году, в доме рядом с Ньиве Керк, и был крещён 27 января в Ауде Керк. Был глухонемым от рождения, за что получил прозвище «Немой из Кампена».
В 1586 году семья переехала в Кампен, где отец Хендрика получил должность городского аптекаря. Однако для изучения живописи Хендрик впоследствии вернулся в Амстердам. Там он учился у художника-портретиста Питера Исаака, но после увлёкся пейзажем. Его живописная манера сформировалась под влиянием таких художников, как Гиллис ван Конингсло и Давид Винкбонс.
В 1613 году Аверкамп вернулся в Кампен, где и проживал до самой смерти в 1634 году. У него было несколько учеников, но собственной школы он не создал.
Живописное мастерство голландского мастера
«На льду у городских стен». 1610 год. Размер картины 58 x 90 см, дерево, масло.
Свою живопись художник творил на небольших по размеру дощечках, используя масляную краску. Для справки хотелось бы сказать, что холст, как основу живописи, в странах Западной Европы начали использовать с начала 16 века. Флорентийские и венецианские живописцы первыми оценили преимущества этого материала. Гораздо позже холстом стали пользоваться художники северных школ.
Ледовый пейзаж, 1611 год.
Тем не менее, в своих картинах на дереве Хендрик сумел достичь высокого мастерства, изображая голубовато-серебристую поверхность покрытых льдом каналов и рек, небесную зимнюю дымку. Аверкамп тонко смог передать глубину пространства, используя атмосферную перспективу в виде легкой туманности, создаваемой влажным морозным воздухом. Именно он первым среди голландских художников в своем творчестве применил законы атмосферной перспективы, которая позволила максимально увеличить пространственную панораму небольших по размеру картин художника. И это благодаря изменению цвета предметов и образов в зависимости от близости к линии горизонта. Одним словом, художник писал так как видит глаз человека, то есть максимально реалистично.
«На льду у городских стен». (Фрагмент 1).
Аверкамп любил писать небо, почти всегда затянутое облаками, пасмурное, занимающее обычно почти половину всей картины. И, как правило, всегда на заднем плане замерзшие в воде лодки, большие и малые суда с покренившимися мачтами.
В картине «Катание на коньках» художник знакомит зрителя с одной из примечательных сторон голландского быта: замерзшие зимние каналы становятся для жителей прибрежных селений местом излюбленных зимних развлечений. Здесь можно увидеть катающихся на коньках и санях, гоняющих клюшкой мяч, перевозящих грузы, удящих в проруби рыбу. Дети и взрослые, нарядно одетые дамы и господа, простые люди в скромных одеждах, кажется, все местные жители вышли на ледяную гладь канала. Особое место на картинах занимают различные строения, башни, крепости, а на некоторых ветряные мельницы.
«На льду у городских стен». (Фрагмент 2)
Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь людей – такой предстает перед нами Голландия на картинах художника. К счастью, немало работ художника сохранилось до наших дней, но почти все они повторяют один и тот же сюжет.
Конечно, в некоторых работах мастера чувствуется подражание известнейшему художнику фламандской живописи – Питеру Брейгелю Старшему, но индивидуальность таланта Аверкампа неоспорима, в чем можете убедиться более подробно, в деталях рассмотреть некоторые из произведений художника.
Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду и ловушкой для птиц. 1609 год.
Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду 1609 год.
Это одна из знаменитых сюжетных работ голландского мастера, которую искусствоведы считают прямим цитированием Питера Брейгеля. К слову у прославленного мастера есть полотно с аналогичным названием: «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», написанным в 1565 году.
Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду. (Фрагмент 1)
Хендрик, как и его знаменитый предшественник, намеренно разместил линию горизонта довольно высоко, что дало возможность максимально детального изобразить происходящее на замерзшем канале. Сюжетно-пейзажная композиция полна людей, они катаются на коньках, санках, даже на лодках по льду, несут солому и вёдра, играют в нечто вроде хоккея. Судя по одеянию, на каток вышли жители всех сословий и всех возрастов.
Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду. (Фрагмент 2)
В левой части картины живописец изобразил большое строение с гербом Антверпена на фасаде, судя по всему это – пивоварня и постоялый двор. Перед домом во льду вырублена прорубь, из которой при помощи специального приспособления достают ведра с водой для варения пива.
Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду. (Фрагмент 3)
Левее видим строение, по двору которого разгуливает живность, и бегают ребятишки. Дом принадлежит вероятнее всего достаточно зажиточным крестьянам. А вот ловушку для птиц, о которой идет речь в названии картины, сооруженную из двери подпертой палкой, можно увидеть в левом нижнем углу картины.
А на ледяной «дороге», в которую превратилась река, жизнь кипит и идет своим чередом. Вот на переднем плане подошел мастеровой люд, присматривают, как лучше перебраться по льду. Возле дерева оживленно беседует парочка, вокруг которой кружится веселый пес. Рядом двое мужчин около лодки, они надевают коньки, и сейчас пополнят ряды беззаботных отдыхающих.
Вдали на среднем и дальнем плане художник рисует простых жителей города, они катаются на коньках, играют в игры с клюшками, скользят и падают, общаются и знакомятся. Каждая фигурка создает свой сюжет, который можно мысленно «дорисовывать».