Почему глухонемой живописец позднего cредневековья писал только зимние пейзажи: хендрик аверкамп

Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду и ловушкой для птиц. 1609 год.

Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду 1609 год.

Это одна из знаменитых сюжетных работ голландского мастера, которую искусствоведы считают прямим цитированием Питера Брейгеля. К слову у прославленного мастера есть полотно с аналогичным названием: «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», написанным в 1565 году.

Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду. (Фрагмент 1)

Хендрик, как и его знаменитый предшественник, намеренно разместил линию горизонта довольно высоко, что дало возможность максимально детального изобразить происходящее на замерзшем канале. Сюжетно-пейзажная композиция полна людей, они катаются на коньках, санках, даже на лодках по льду, несут солому и вёдра, играют в нечто вроде хоккея. Судя по одеянию, на каток вышли жители всех сословий и всех возрастов.

Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду. (Фрагмент 2)

В левой части картины живописец изобразил большое строение с гербом Антверпена на фасаде, судя по всему это — пивоварня и постоялый двор. Перед домом во льду вырублена прорубь, из которой при помощи специального приспособления достают ведра с водой для варения пива.

Зимний пейзаж с жителями, катающимися на льду. (Фрагмент 3)

Левее видим строение, по двору которого разгуливает живность, и бегают ребятишки. Дом принадлежит вероятнее всего достаточно зажиточным крестьянам. А вот ловушку для птиц, о которой идет речь в названии картины, сооруженную из двери подпертой палкой, можно увидеть в левом нижнем углу картины.

А на ледяной «дороге», в которую превратилась река, жизнь кипит и идет своим чередом. Вот на переднем плане подошел мастеровой люд, присматривают, как лучше перебраться по льду. Возле дерева оживленно беседует парочка, вокруг которой кружится веселый пес. Рядом двое мужчин около лодки, они надевают коньки, и сейчас пополнят ряды беззаботных отдыхающих.

Вдали на среднем и дальнем плане художник рисует простых жителей города, они катаются на коньках, играют в игры с клюшками, скользят и падают, общаются и знакомятся. Каждая фигурка создает свой сюжет, который можно мысленно «дорисовывать».

Произведение искусства

Аверкамп это один из великих художников голландской школы XVII — го  века , специалист , как никто другой из пейзажей или сцен зимой , в районе Кампен и реки Ijsel . Живые и красочные картины Аверкампа в маленьких, широких форматах показывают множество прекрасно нарисованных персонажей всех классов в их развлечениях или повседневной работе. Благодаря его воспоминаниям о тонких эффектах зимнего света и тщательности своих представлений, Аверкамп считается великим наблюдателем, хотя он, вероятно, никогда или очень редко думал о представлении мест путем строгого воспроизведения реальности.

Его самые старые работы показывают его интерес к деталям повествования во вкусе Питера Брейгеля Старшего , создателя в традициях световых календарей особого жанра зимнего пейзажа, из которого он, должно быть, знал в Амстердаме Зимний пейзаж с фигуристами и фигуристами. ловушка для птиц ( , Королевские музеи изящных искусств Бельгии ) или одна из его копий, сделанная в мастерской Питера Брейгеля Младшего . Поэтому мы часто встречаем, разбросанные среди множества представленных ходоков, фигуристов или гольфистов, несколько тривиальных элементов, знакомых фламандской традиции, мужчин, занимающихся своим делом, женщину, которая только что попала в нескромное положение, обнимающуюся пару. В Avercamp мы находим похожие элементы, характерные для техники Питера Брейгеля Старшего, перспективу с высоты птичьего полета и высоко расположенные горизонты, декоративную сеть ветвей очень больших голых деревьев, ритмы пространственной прогрессии от переднего плана, рассеивание цвета в композиции.

Вероятно, что Аверкамп был также вдохновлен формами ферм и амбаров, которые он рисовал, серией гравюр Жерома Кока (1507-1570), опубликованных в Антверпене в 1559 и 1561 годах по рисункам анонимного «Мастера малого. пейзажи », перепечатанные Теодором Галле в Антверпене в 1601 году и Класом Янсом Вишером (ок. 1550–1681) в Амстердаме в 1612 году. Он также должен был наблюдать сцены, нарисованные Вишером, иллюстрирующие края карт Голландии, опубликованных в 1608 году Виллемом. Jansz. Блау (1571 — 1638) и в 1610 году Питером ван ден Кере в Амстердаме.

Лодки, застрявшие во льду, мельницы, фермы и амбары, пивоварни, замки (художник первым применил фламандский мотив в своих композициях), дома и церкви — элементы, которые регулярно появляются в картинах Аверкампа. Многие из них проводят на круглых панелях и Аверкамп был , пожалуй, первым голландским художником , который будет принят, вероятно , до 1610 года , этот инновационный, популярный в XVI — м  века во Фландрии.

По мере взросления, когда горизонт его картин уменьшается с 1609 года, а деревья и дома, окружающие пространство его картин, исчезают, Аверкамп становится более привязанным к пробуждению света. Зима, розовая или золотая, фильтруется растворяющимся туманом. расстояние. Его вклад считается важным в развитии голландской пейзажной живописи.

Аверкамп создал множество рисунков фигур и пейзажей, которые он часто использовал в качестве подготовительных этюдов. Таким образом, в коллекции художника Яна ван де Каппелля (1619–1679) было девятьсот рисунков Аверкампа.

Баренд Аверкамп (Кампен 1612–1672 или 1679), племянник и ученик Хендрика Аверкампа или его младшего брата, работал в том же стиле, что и он, над предметами, весьма похожими, но, по оценкам, менее энергичными. Среди других его последователей — Арент Аренц дит Кабель (1585/86 — 1635) и Дирк Харденштейн II (1620 — после 1674), а также Адам ван Брин (ок. 1585 — 1642/48), Эсайас ван де Вельде (ок. 1590 — 1630), Аерт ван дер Нер (1603/4 — 1677) и Кристоффель ван Берге.

Аверкамп Хендрик — первый реалист голландской школы живописи

Зимний пейзаж. Дерево, масло. 75 x 51 см. Пинакотека Амброзиан, Милан.

Как отмечают специалисты, в его ранних работах очень заметно влияние фламандской школы, в частности, пейзажиста Гилисса ван Конинкслоо. Более поздний период был отмечен наследованием манеры и стиля Питера Брейгеля Старшего. Но при этом художник смог создать свой авторский почерк, который и лег в основу становления реалистического направления в голландском искусстве. К слову сказать, до начала 17 века доминирующей на то время фламандской школе живописи, реализм был совершенно несвойственен. И именно Хендрик был одним из первых, кто приблизил к реализму пейзажную живопись этой школы.

Живописное мастерство голландского мастера

«На льду у городских стен». 1610 год. Размер картины 58 x 90 см, дерево, масло.

Свою живопись художник творил на небольших по размеру дощечках, используя масляную краску. Для справки хотелось бы сказать, что холст, как основу живописи, в странах Западной Европы начали использовать с начала 16 века. Флорентийские и венецианские живописцы первыми оценили преимущества этого материала. Гораздо позже холстом стали пользоваться художники северных школ.

Ледовый пейзаж, 1611 год.

Тем не менее, в своих картинах на дереве Хендрик сумел достичь высокого мастерства, изображая голубовато-серебристую поверхность покрытых льдом каналов и рек, небесную зимнюю дымку. Аверкамп тонко смог передать глубину пространства, используя атмосферную перспективу в виде легкой туманности, создаваемой влажным морозным воздухом. Именно он первым среди голландских художников в своем творчестве применил законы атмосферной перспективы, которая позволила максимально увеличить пространственную панораму небольших по размеру картин художника. И это благодаря изменению цвета предметов и образов в зависимости от близости к линии горизонта. Одним словом, художник писал так как видит глаз человека, то есть максимально реалистично.

«На льду у городских стен». (Фрагмент 1).

Аверкамп любил писать небо, почти всегда затянутое облаками, пасмурное, занимающее обычно почти половину всей картины. И, как правило, всегда на заднем плане замерзшие в воде лодки, большие и малые суда с покренившимися мачтами.

В картине «Катание на коньках» художник знакомит зрителя с одной из примечательных сторон голландского быта: замерзшие зимние каналы становятся для жителей прибрежных селений местом излюбленных зимних развлечений. Здесь можно увидеть катающихся на коньках и санях, гоняющих клюшкой мяч, перевозящих грузы, удящих в проруби рыбу. Дети и взрослые, нарядно одетые дамы и господа, простые люди в скромных одеждах, кажется, все местные жители вышли на ледяную гладь канала. Особое место на картинах занимают различные строения, башни, крепости, а на некоторых ветряные мельницы.

«На льду у городских стен». (Фрагмент 2)

Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь людей – такой предстает перед нами Голландия на картинах художника. К счастью, немало работ художника сохранилось до наших дней, но почти все они повторяют один и тот же сюжет.

Конечно, в некоторых работах мастера чувствуется подражание известнейшему художнику фламандской живописи — Питеру Брейгелю Старшему, но индивидуальность таланта Аверкампа неоспорима, в чем можете убедиться более подробно, в деталях рассмотреть некоторые из произведений художника.

Зимний пейзаж художника

Аверкамп Хендрик не рисовал больших полотен – его пейзажи камерны по своим размерам. Рисовал их художник в зимний период, как правило,  с натуры, а вот в другие поры года на помощь художнику приходили эскизы, сделанные им зимой.

Излюбленной темой у Аверкампа Хендрика был зимний пейзаж – к нему он обращался на протяжении всей своей жизни. Эту тему художник позаимствовал из фламандской живописи, которую он изучал еще в годы своего обучения.

Перспектива его зимних пейзажей уходит вдаль. Главную роль в этих картинах играет цвет – белизна снега, бело-зеленый цвет льда, серость неба… И все эти цвета в картинах Аверкампа имеют еще большое количество оттенков.

Но это не значит, что на этих картинах только Природа. Художник изображает и людей, но в основном он изображает не отдельных людей, а толпу, которую художник досконально не детализирует. Яркая одежда, в которой он изображает своих героев, лишь оттеняет белизну снега. Аверкамп Хендрик уменьшает роль деревьев в своих картинах – они играют  роль своеобразных кулис.

Не смотря на большое количество персонажей, передний план голландский художник оставляет свободным. Что касается неба, то на немногих картинах Аверкампа оно ясное. Голландское небо предстает у художника серым, затянутым тучками.

Глядя на его картины, можно придти к выводу – что в них художник сочетает два направления – пейзаж и жанровая живопись.

Более зрелые зимние пейзажи Аверкампа получили большую популярность, нежели его ранние работы. В них художник расширяет пространство, делая картины еще глубже. Цвет красок, а художник в этот период пользовался в  основном акварелью, максимально приближен к реальным цветам и оттенкам.

ВНИМАНИЕ!http://anysite.ru

Перелистывая страницы биографии

Аверкамп Хендрик (Avercamp Hendrick) по прозвищу «Немой из Кампена»,(1585–1634), голландский живописец эпохи барокко. Хендрик Аверкамп родился в Амстердаме, а уже через год его семья переехала в Кампен, где отец Хенрика получил должность городского аптекаря. Будущий художник родился глухонемым за что впоследствии и получил своё прозвище «Немой из Кампена». Мама, дочь известного по тем временам ученого, научила сына писать и рисовать, благодаря чему тот смог в дальнейшем выражать свои детские чувства в рисунках. И это у мальчугана получалось весьма талантливо. Поэтому родители решили двенадцатилетнего сына отдать в ученики к учителю рисования. Однако его учеба продолжалось недолго, мастер вскоре умер от чумы.

«Развлечения на льду». Размер картины 37 x 54 см, дерево, масло.

В возрасте восемнадцати лет Аверкамп уехал в Амстердам, где стал постигать азы живописи у датского художника-портретиста Питера Изаксца. С портретами у юного художника не заладилось, зато его полностью поглотила жанрово-пейзажная тематика, которой он целиком посвятит все свое творчество в дальнейшем. Невозможность ощущать этот мир с помощью слуха необыкновенно обострило его чувство цвета и формы, способность замечать мельчайшие детали в многофигурных композициях.

Зимний пейзаж с башней, 1620 год.

Постигнув премудрости живописи 29-летний молодой художник вернулся в свой маленький провинциальный городок Кампен, где и оставался жить и работать вплоть до своей смерти в 1634 году. В последние годы жизни глухонемой художник обучал живописи своего племянника Барента Аверкампа, который впоследствии также стал живописцем преимущественно зимних городских и сельских ландшафтов.

биография

 Аверкамп родился в Амстердаме ( Нидерланды ) недалеко от  Новой церкви.27 января 1585 г.в »  Ауде Керк  » города. Он тупой . Его отец Барент Аверкамп Hendricksz (с. — ) вышла замуж в Беатрикс Pietersdr Vekemans ( / — ), дочери директора школы , где он преподавал латынь. В следующем году он был зарегистрирован в качестве аптекаря из Фрисландии и обосновался в этом качестве в 1586 году в районе Ауде Страат в Кампене ( Нидерланды ). Брат Хендрика Аверкампа Ламберт сменил отца на должности аптекаря, другой брат изучал медицину.

В своем художественном образовании, Аверкамп был направлен на обучение в Амстердаме портретист и живописец истории датского Pieter Isaacks  (в) ( — ). Антверпен художники Adriaen ( — ) и Виллем ван Nieulandt ( — ) были также его ученики. В продаже , предшествующий возвращению в Питера Isaacks в Дании до Кристиана IV , Аверкамп идентифицируется среди покупателей , как «тихой одной из Питера Isaacks». Нет никаких указаний на то, что «немой Хендрик Аверкамп», согласно другому документу от 1622 года , или, согласно его более позднему прозвищу, «де Стомме ван Кампен» («немой Кампена») также является глухим. В 1633 году его мать, считая, что ее старший сын, «тупой и несчастный», который не был женат, может оказаться не в состоянии жить с его долей наследства, оговорила, что он должен получать ежегодную сумму в размере ста за свою жизнь. взяты из семейного капитала.

Самые старые датированные работы из Аверкампа относятся к 1601 году . В годы становления он находился под влиянием пейзажной живописи, которую практиковали в Амстердаме фламандские художники, живущие в Амстердаме, Гиллис ван Конинкслоо ( 1544-1607 ) и Дэвид Винкбунс (1576-1633), из которых один продвинулся на стилистических основах, которые « он мог иметь ». был еще одним учителем Аверкампа. Первые рисунки , которые мы знаем из Аверкампа на самом деле являются частью этой традиции , а также напомнить Hans Bol ( — ). Есть также связи между его ранних работ и тех его коллег Кампен, Геррит ван дер Хорст ( / +2 — ).

Аверкамп, вероятно, вернулся в Кампен в 1613 году . Историки выдвинули гипотезу о последующих поездках в Средиземное море, что кажется невероятным. Аверкамп пользовался большой популярностью при жизни. Он продавал свои рисунки, многие из которых раскрашены смесью акварели и гуаши в соответствии с техникой, уже использованной Питером Брейгелем Старшим, в качестве картинок для вставки в коллекционные альбомы. Хендрик Аверкамп умер в Кампене, где был похоронен в «Синт-Николааскерк».

Сцена на льду возле города , 1610, 58 × 89,8  см , Национальная галерея , Лондон

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: