История
Картина была написана к XX Передвижной художественной выставке 1892 года, но запрещена к экспонированию президентом Императорской Академии художеств величавым князем Владимиром Александровичем. Возможно, приметное воздействие на это решение оказало письмо Победоносцева Александру III («Христос написан в самом мерзком виде…»).
Его Христос тщедушен, мал ростом, некрасив. А именно, Александр III гласил: «Ну какой это Христос, это нездоровой Миклухо-Маклай».
— Татьяна Карпова, заведующая отделом живописи 2-ой половины XIX — начала XX века Гос Третьяковской галереи
2-ая жизнь «Суда Синедриона» // НТВ, из интервью программке «Сегодня» 19.12.2008
После наложения запрета Ге выставил картину для друзей в конференц-зале Академии, а потом увёз картину в своё имение на хутор Ивановский Черниговской губернии, где продолжал работу над ней; в письмах Л. Н. Толстому Ге упоминал, что не один раз переписывал фигуру и лицо Христа.
После погибели художника в 1894 году картина перебежала по наследию его старшему отпрыску Н. Н. Ге-младшему, который переслал её (вкупе с «Распятием», 1892) Л. Н. Толстому в Ясную Поляну. Для перевозки холст был снят с подрамника, завёрнут в свежайшие газеты и скатан в рулон. Когда дочь писателя Татьяна Львовна, занимавшаяся живописью, развернула рулон, выяснилось, что куски газет влипли в яркий слой. Невзирая на пробы аккуратненько их отделить, в неких местах газетный шрифт отпечатался на картине.
В 1897 году картина была предложена в дар Третьякову. После года размышлений тот согласился принять эту и ещё несколько картин Ге, и в 1898 году эти картины недолго экспонировались. Но в том же году после погибели Третьякова по решению Совета музея картины были убраны из экспозиции, и «Суд Синедриона» на долгие и длительные годы попал в запасники.
В XX веке картина практически не экспонировалась из-за нехороший сохранности: очень тёмный цвет, вспучивания яркого слоя, пузыри текли, а при любом прикосновении взрывались. Последний раз до реставрации картина экспонировалась в 1981 году на монографической выставке Ге.
Современные технологии позволили провести подробные хим и рентгеноскопические исследования, а позже и реставрацию картины, которая была закончена в 2008 году.
В итоге исследовательских работ не подтвердился самый ужасный для картины «диагноз» — «асфальтовая болезнь» (вызываемая применением чёрной краски на базе битума), которую современными средствами приостановить нереально.
Холст картины был не очень высококачественным — рентгенограммы проявили, что, возможно, на нём уже была живопись, которая была счищена. Потемнение яркого слоя было вызвано тем, что живописец в качестве связывающего воспользовался прогоркшим маслом. Не считая того, переписывая картину, он накладывал верхние слои до того, как нижние на сто процентов просохли. Спецы разъясняют всё это тем, что Ге в последние годы жизни испытывал вещественные трудности; не считая того, он торопился, опасаясь не успеть претворить свои планы в жизнь.
Реставраторы укрепили поверхность яркого слоя и грунта. После удаления старенького лака, загрязнений и реставрационных тонировок не только лишь восстановился спектр картины, да и стали видны новые детали. Авторский холст был дублирован на реставрационный; полотно натянули на новый планшетный подрамник и реставрировали раму.
С 23 декабря 2008 года по 18 января 2009 года прошла презентация картины «Суд Синедриона»; отдельный раздел был посвящён истории её реставрации. Вновь широкой публике картина представлена с 2011 года, когда в Третьяковской галерее открылся именной зал Николая Ге.