В чем секрет самой дорогой картины в мире?

Владельцам полотна «Спаситель мира» стыдно, что их обманули, подсунув вместо картины Леонардо подделку?

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: nordonart.wordpress.com

История картины Salvator Mundi и история с этой картиной мутны. Считается, что «Спаситель мира» был написан на рубеже XV и XVI веков. Еще 60 лет назад это полотно стоило всего 45 фунтов стерлингов, и все думали, что это работа одного из последователей Леонардо да Винчи: Бернардино Луини, Франческо Мельци или Марко д’Оджоно.

Чтобы убедить потенциальных покупателей в том, что полотно принадлежит кисти Леонардо, была предпринята дорогостоящая пиар-кампания. В итоге картина была куплена неизвестным лицом (потом прошла информация, что саудовским принцем) на аукционе Christie’s 16 ноября 2017 года за 450 миллионов долларов при начальной цене $ 100 млн. Такую сумму за произведение искусства не платили ещё никогда.
Salvator Mundi был выставлен на продажу российским миллиардером Дмитрием Рыболовлевым, который купил его в 2013 году за 127 миллионов долларов.
После того рекордного аукциона голосов экспертов и журналистов, сомневающихся в подлинности полотна, стало больше, и они зазвучали громче.
Администрация Christie’s обнародовала видео, показывающее, как преобразилось полотно в результате реставрации. Это – на минуточку – другая картина! Сомневающихся меньше не стало.
Арт-критик из Нью-Йорка Джерри Сальц сказал: «Один взгляд на эту картину говорит мне, что это не Леонардо. Картина абсолютно мертва. Её поверхность инертна, лакирована, тускловата, вычищена и перекрашена так много раз, что она выглядит одновременно и новой, и старой».
«Ни минуты не верю в то, что это Леонардо», – заявил Тодд Левин, куратор и арт-советник Levin Art Group в Нью-Йорке: «Когда кто-то стоит перед картиной, независимо от авторства, он видит, что это отнюдь не захватывающий шедевр».
Майкл Дейли, художник и директор ArtWatch UK, также ставит под сомнение авторство да Винчи, указывая на то, что до 1900 года у картины не было никакой достоверной истории. Где полотно находилось с 1763 по 1900 год, не знает никто. Авторство же великого Леонардо установлено только в 2011 году, что выглядит довольно подозрительно при всём уважении к экспертам, подписавшим заключение.
Немецкий историк-искусствовед Фрэнк Зельнер признает, что авторство картины противоречиво: «Ей пришлось пройти очень обширную реставрацию, из-за чего её первоначальное качество чрезвычайно сложно оценить». Такого же мнения придерживается и галерист Old Masters Роберт Саймон.
Некоторые эксперты, не щадя чувств новых владельцев, так прямо и говорят: подделка.
Сегодня главная культурная новость дня — сообщение New York Times о том, что работники филиала Лувра в Абу-Даби не знают, где находится приобретённая департаментом культуры и туризма ОАЭ картина «Спаситель мира».
Осенью 2018 года полотно должны были выставить в Louvre Abu Dhabi, но неожиданно это решение это было отменено без объяснения причин. И сегодня никто не знает, где находится картина.
Одна из гипотез – новые владельцы спрятали «шедевр» подальше, ибо им стыдно, что их провели, подсунув подделку.
Если этот так, то жизнь Дмитрия Рыболовлева вы опасности. Принцы не любят, когда их разводят.

Леонардовские цвета

В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.

Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».

Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508. Национальная Лондонская галерея.

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.

Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.

Самые интересные картины

Вообще, продажа и покупка картин это очень интересная тема. В 2018 году на аукционе была продана картина «Портрет Эдмонда Белами», которая полностью написана искусственным интеллектом. Она ушла с молотка за 432 500 долларов и это первый в истории случай продажи картины, нарисованной компьютером. Авторами «компьютерного художника» являются французские студенты, объединившиеся в команду Obvious. Созданный ими искусственный интеллект научился рисовать картины, изучая портреты исторических личностей. Подробнее об этом произведении искусства можно почитать в этом материале.

«Портрет Эдмонда Белами» написанный искусственный интеллектом

Спаситель мира в кино

В 2021 году вышел фильм «Утраченный Леонардо» (режиссёр: Андреас Койфоэд) — о самой невероятной истории в мире искусства. Это детективная история, которая кажется слишком надуманной, настолько в ней много необычных событий. Но она правдивая. От этого ещё больше ошеломляет.

Фильм непременно нужно смотреть. Но если у Вас нет такой возможности, я предлагаю Вам познакомиться с невероятной историей картины в моем аккаунте в Инстаграм @arts.dnevnik (в вечных сторис «Спаситель Мира»).

Там я также отвечаю на вопросы, почему же “Спаситель мира” так и не попал ни в один музей. А также в связи с чем картину так и не показали в рамках выставки в Лувре в 2019 году (хотя об этом было заявлено).

Даже если Вы смотрели фильм, мой рассказ в Инстаграм поможет Вам ещё раз пройтись по главным вехам этой удивительной истории.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

А была ли картина

Доподлинно известно, что Леонардо работал над картиной с образом «Спасителя Мира». Сохранилось несколько эскизов мастера. На них мы видим характерное одеяние Христа с большим количеством складок.

Леонардо да Винчи. Подготовительный эскиз к «Спасителю мира». Около 1500. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон. Wikimedia Commons

Также до нас дошла вот эта гравюра. Это черно-белая копия «Спасителя Мира» Леонардо. Согласитесь, довольно похоже на ту работу, что была найдена и отреставрирована в наше время.

Вацлав Холлар. Гравюра с оригинала картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира». 1650. Британский музей, Лондон. Esquire.ru.

К тому же в музеях и частных коллекциях хранится около 20 копий «Спасителя мира» учеников Леонардо. Некоторые из них являются почти точными копиями. Но образы на этих полотнах явно уступают по силе и качеству.

Марко д’Оджоно. Спаситель мира. 1505-1519. Галерея Курто, Лондон. Arabena.livejournal.com

Но никто не ожидал, что когда-нибудь мы найдём оригинал! Мартин Кемп, эксперт по Леонардо да Винчи, так комментирует это событие: «Когда Вам сообщают о найденной картине Леонардо, это равносильно фразе «В вашем дворе приземлились пришельцы». Настолько это ошеломляет».

Шар, как символ нашего мира

Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.

Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?

Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.

Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.

Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.

Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.

Но сам шар тоже интересный. Критики считают, что художник написал его неверно. Так как складки одежды, а также ладонь должны выглядеть по-другому. Как минимум, в перевёрнутом виде. Как же так получилось, что прекрасно разбиравшийся в оптике Леонардо, допустил такие ошибки?

Да, изображение не верно, если речь идёт о полностью стеклянном шаре. Но в данном случае он ПОЛЫЙ! А значит все написано правильно. И даже свет в этом случае создаёт три световые точки на стенках.

Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500. Лувр в Абу-Даби.

Сфумато

Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.

Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая «Мона Лиза».

В «Спасителе» сфумато тоже есть. Когда Даян Модестини реставрировала картину, то довольно долго работала над сильно повреждённым участком над верхней губой. И тут она осознала: между губой и кожей нет линии! Переход почти не заметный, как на портрете Моны Лизы. Так в то время мог работать только Леонардо…

Нью-Йоркская версия Спасителя

В середине 17 столетия график Вацлав Холлар по заказу королевы Генриетты Марии сделал гравюру на картинку «Спаситель мира». Если гравюра была выполнена с произведения Леонардо да Винчи, что по мнению многих экспертов, очень вероятно, то в те времена подлинная картина принадлежала королевской династии Стюартов. В 1763 году «Спаситель мира» был продан на аукционе в качестве произведения великого художника Возрождения. Покупатель остался неизвестным, и после этого след картины был надолго затерян.

«Спаситель мира» появился снова лишь в 1900 году, когда Фредерик Кук, на тот момент самый богатый человек Англии, приобрёл её на аукционе, однако уже лишь как произведение миланской школы. Картина находилась в доме Кука во дворце Монсерат.

Следует также заметить, что картина досталась Куку в исправленном виде. На ней были сделаны разнообразные записи и пометки реставраторов, а также к невероятно нежному и женственному лицу Иисуса аккуратно были пририсованы борода и усы, характерные для эпохи Контрреформации.

С такой «реставрацией» точно определить авторство было очень сложно. Поэтому Кук продал полотно в 1958 году лишь за 45 фунтов.

В 2004 году плотно было приобретено за почти 10 тысяч долларов Робертом Сайманом, который отправил его на реставрацию. В ходе неё с картины были удалены лишний записи и усы с бородой. Кроме того, реставраторы обнаружили на картине пентименто — автор перерисовывал положение большого пальца на правой руке Иисуса. Этот факт свидетельствует о том, что картина является оригинальной, а не копией.

После реставрации «Спаситель мира» проходил экспертизу в нескольких музеях США и Европы. Лишь английские специалисты после долго обсуждения с другими специалистами признали Леонардо да Винчи автором этого полотна. Позже их поддержало и вся остальная общественность.

В 2013 году отреставрированное полотно досталось российскому предпринимателю Дмитрию Рыболовлеву за 127,5 миллионов долларов.

Самая дорогая картина в мире

Картина «Спаситель мира» также известна как «Сальватор Мунди». На ней Иисус Христос держит прозрачный шар, который олицетворяет собой мироздание. Если присмотреться, можно заметить, что шар совершенно не искажает пространство за собой. А ведь если объект прозрачен и имеет округлую форму, одежда должна исказится, а на поверхности материала — появиться световые блики. Некоторые люди считают, что Леонардо да Винчи совершил грубую ошибку. Но художник всегда был внимателен к деталям, поэтому ученые считают, что ни о какой ошибке не может быть и речи.

Неужели Леонардо да Винчи допустил ошибку?

Исследователи из американского штата Калифорния предположили, что на картине фигурирует не монолитный, а полый шар. Если бы это был цельный кусок стекла, то одежда Иисуса действительно бы исказилась, потому что объект бы имел свойства линзы. А вот если внутри шара ничего нет, в отсутствии искажения нет ничего странного. Картина была нарисована в конце XV века и в то время Леонардо да Винчи уже хорошо знал, что полый стеклянный шар не должен искажать пространство.

Авторство полотна

Принято считать, что «Спасителя мира» сотворил Леонардо да Винчи. Однако самая дорогая картина на свете до сих пор вызывает споры в плане авторства у некоторых учёных.

Одни приводят факты, говорящие о принадлежности к Леонардо да Винчи:

  • Высокое характерное мастерство исполнения.
  • Применение приёма сфумато — смягчение контуров. Приём был разработан Леонардо да Винчи и использовался им во многих произведениях.
  • Сходство пигментов краски на полотне с другой картиной художника — «Мадонна в скалах».
  • Сходство черт лица Иисуса на картине со знаменитой Моной Лизой.

Другие приводят аргументы против авторства известного художника:

  • Перенасыщенность светом правой руки Иисуса, что нехарактерно для стиля художника.
  • Простая поза Иисуса, которая отличается от других произведений отсутствием динамичной сложности.
  • Некорректное преломление света через сферу в левой руке Иисуса, что выглядит странно для Леонардо, который отлично разбирался в оптике.

Несмотря на доводы против, которых меньшинство, сегодня картина официально считается принадлежащей перу Леонардо да Винчи.

Композиция «Спасителя»

Вы не найдёте ни одного портрета у Леонардо, где бы он изображал героя в четкий анфас. Его фигуры всегда обращены к нам в пол-оборота

Не важно, берёте вы раннюю работу или самую позднюю

Леонардо делал это намеренно. Более сложной позой он пытался вдохнуть жизнь в своего героя, придавая фигурам хоть немного динамики.

Слева: Портрет Джиневры Бенчи. 1476. Национальная галерея Вашингтона. Справа: Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Однако Леонардо осознавал разницу между религиозным образом и светским портретом. Христос придет на Землю перед Страшным судом. Это Второе Пришествие. Он строг и справедлив. В таком положении изображали Христа Пантократора на иконах.

Христос Пантократор. XIII век. Монастырь Ватопед на Афоне. Wikimedia Commons.

Леонардо точно осознавал, в чем сила такого образа. Тем более наверняка он писал его на заказ. И владелец ожидал именно такого расположения героя.

Его последователи делали попытки немного развернуть фигуру Христа. И значительная часть магнетизма образа сразу исчезала.

Справа: неизвестный автор (последователь Леонардо да Винчи). 1505. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Факты о картине «Спаситель мира»

  • Настоящий владелец картины (по состоянию на 2018 год) — наследный принц Саудовской Аравии, который выплатил за неё 450 миллионов долларов (400 миллионов за картину и 50 миллионов в счёт комиссии аукциону).
  • Для сравнения: за 450 миллионов долларов можно купить два Boeing 777, пять раз отправить в космос современную ракету Falcon Heavy, снять 2-3 хороших фильма на уровне Голливуда с известными актёрами и современными спецэффектами.
  • В настоящее время (по состоянию на 2018 год) самая дорогая картина на свете экспонируется в музее Лувр Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.
  • «Спаситель мира» — это не только самая дорогая на свете картина, но и вообще самое дорогое произведение искусства.
  • Автор произведения Леонардно да Винчи, но у некоторых учёных есть сомнения.
  • Прозрачная сфера в руке Иисуса на картине неправильно преломляет свет.
  • Иисус на картине имеет общие с Моной Лизой черты лица.

«Спаситель мира» — это действительно ценный шедевр. Но ценность его вовсе не в миллионах. На видео ниже реакции людей, которые пришли посмотреть на картину. Среди них множество знаменитостей.

https://youtube.com/watch?v=KV0UDvEJmmc%3F

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector