Эдвард мунк: жизнь и творчество художника, знаменитые картины

Описание изображения

Композиция Jealousy распадается на две почти равные по размеру половинки. Слева влюбленные, справа ревнивый мужчина, смотрящий на зрителя в лоб. Его бледное, поразительно белесое лицо сильно выделяется на фоне, на котором коричневатая верхняя часть тела и темно-зеленый фон, на котором видны контуры листвы к центру, сливаются в однородно темную поверхность. Волосы у мужчины красновато-коричневые, его бородка выделяется из-за более сильного красного компонента, его осанка впадает в глубину, подбородок находится под плечами. По словам Вернера Хофманна, небо «бледно-желтое и тяжелое». Слева желтая стена снова разделяет мотив по вертикали. Перед ней растет красный цветок, идентифицирующий Арне Эггама как цветок крови .

В центре созвездия фигур изображена блондинка в ярко-красном плаще, расстегнутом спереди и обнажающем ее обнаженное тело. По словам Вернера Хофманна, он напоминает «фрукт с соблазнительно зияющей кожурой». Фактически, ее правая рука тянется к красным плодам дерева, а другая рука спрятана за спиной. Рядом с ней, лицом к женщине и, таким образом, отведенным от зрителя в профиль, стоит мужчина, чей костюм такого же коричневатого цвета, как и у другого мужчины. Однако он обрамлен красным мазком. Лица пары — это просто красноватые пятна без черт лица или индивидуальных черт. Прядь волос женщины касается ее возлюбленного.

Откуда взялся крик и ужас на картине

Так откуда же взялся этот бесконечный стон природы? По мнению некоторых ученых, это могло быть связано с природным явлением. В 1883 произошло извержение вулкана Кракатау, который вызвал оглушительный шум, самый громкий из слышимых на Земле. Говорят, что сейсмические толчки прошли семь раз вокруг земного шара с таким мощным звуком, что его было слышно на расстоянии 4800 км.

Сообщается также, что в результате извержения в атмосферу были выброшены миллионы частиц вулканического пепла, разлетевшиеся до самой Норвегии.

Другая теория больше связана с измученной и эмоциональной личностью художника. Мунк жил по соседству с психиатрической больницей, куда была помещена его сестра. Крик мог быть отражением тревоги и страданий. На картине изображен реальный пейзаж современного Осло.

Фото картины «Крик» на фоне пейзажа в Осло

С раннего возраста рисование было способом изолироваться от печали, которую Эдвард Мунк испытывал в семье. В картине он вспоминает захватывающий закат в Осло, который придавал небу и облакам драматический красный оттенок. На литографии художник добавил надпись на немецком языке: «Я почувствовал великий крик природы» (Ich fühlte das Geschrei der Natur).

Считается, что главный герой руками закрывает уши, чтобы «заглушить» стон природы. Очень легко неверно истолковать изображение как крик персонажа. В 1892, за год до полотна «Крик», автор написал «Отчаяние». Два холста очень похожи: цвета, небо, формат, пропорции… все идентично, кроме главного героя.

В картине «Крик» Мунка мужчину в пальто и шляпе заменяет таинственная фигура на фоне моста с исхудавшим лицом, которое трудно описать: это скелет, эмбрион, мужчина или женщина? Живой или мертвый человек? Какие эмоции он испытывает?

Роберт Розенблюм, историк искусства, предположил, что это лицо может быть вдохновлено мумией перуанского народа чачапойя. Действительно, в 1889 году Мунк учился в Париже после получения стипендии. Возможно, он видел эту мумию на выставке в Этнографическом музее на Трокадеро, и это правда, что сходство поразительно.

Работа была впервые показана публике в 1895 в галерее Бломквист в Осло. В то время было достаточно критики и многие ставили под сомнение вменяемость Мунка, настолько, что один студент-медик даже назвал его сумасшедшим.

Влияние Достоевского

Мунк прочитал «Преступление и наказание» в 1883 году сразу,
как только вышел норвежский перевод романа. Моментально оценив масштаб гения писателя,
тогда еще юный Эдвард на всю жизнь остался пылким поклонником творчества Федора
Михайловича. Даже на свои работы он перенес почерк Достоевского – тягучую
тревожность, рваные движения, постоянные вибрации света, пафосные шляпы на
головах обывателей и нелепые яркие мелочи в траурных вздохах сюжетов.

Эдвард Мунк «Тревога» 1894
Эдвард Мунк «Отчаяние» 1894

В Достоевском Мунка привлекало то же, что и в другом его любимом писателе, Эдгаре По, то же, что всегда тревожило его самого – связь трансцендентного с реальным и борьба идеи с материей. Он всегда ощущал внутреннюю правду выше внешней. Чувствовал необходимость глубинной рефлексии и духовной работы.

Депрессивные бормотания Раскольникова, его бесцельные
скитания по улицам мрачного города, приступы тошноты и страха были похожи на
блуждания самого Мунка. Поиски самого себя в бесконечной тоске унылых
пространств.

В конце XIX
века Санкт-Петербург и Христиания были удивительно похожи – мрачные городские
ландшафты и нарастающая власть капитала. Набирающая темпы индустриализация
превращала людей в безропотных винтиков системы. Осознание тяжелой жизни
простых людей приводила к тягостным раздумьям людей творческих, чувствующих.
Русский писатель и норвежский художник, два гения, жили на одной волне. Им
обоим было доступно глубинное понимание тотальной неправды современного мира.
Они оба слышали крик.

В мунковском «Крике» кроме страшного вопля природы, изломанного и нестерпимого, слышен и крик, который почудился Родиону Раскольникову, после убийства старухи. Крик ужасный, похожий на вой и скрежет. Исступленный глас, указующий на зарождение нового существа – человекобога, вскормленного камланиями утонченных интеллигентов, типа Ставрогина и Кириллова. Крик, предваряющий сюрреалистические фантазмы и адские кошмары XX века.

Эдвард Мунк «Крик» 1893

Новый Веймар. Поздний период творчества. Экспрессионизм

В начале ХХ века в творчестве Мунка происходят серьезные
метаморфозы. От символизма и загадочности среднего периода он переходит к более
простым и прямолинейным сюжетам. Витальность, яркий солнечный свет,
монументальные фигуры и экспрессивные пейзажи стали преобладать в его работах.
Плавные изгибы фона выпрямились и превратились в ровные движения кисти.

Мунк обратился к портретам и пейзажам, но уже в другом
ключе. В работах стали преобладать монументальность, мощная энергетика и чистые
цвета, что сильно контрастировало с его предыдущими мрачными и депрессивными
работами.

Эдвард Мунк «Косарь» 1916

Возможных причин для таких фундаментальных изменений в
творчестве могло быть несколько. Одной из них был сильнейший нервный срыв и
последующая госпитализация в психиатрическую лечебницу в 1908 году.

Другой причиной были новейшие тенденции в живописи, характерные
для того времени. Подражание Ван Гогу, Гогену и Матиссу дали начало новому
стилю – немецкому экспрессионизму. Входил в моду фовизм, использовавший яркие
цвета. Мунк вбирал в себя современные ему тренды и сам внес лепту в развитие
целых направлений.

Еще одной, более вероятной, причиной метаморфозы стало
сближение Мунка с веймарским кругом почитателей Фридриха Ницше.

С философией Ницше Мунк был знаком еще в конце XIX века, а в
начале XX века он вошел в тесное общение с сестрой философа, Элизабет Ферстер.
В 1906 году Мунк написал знаменитый портрет Ницше, где изобразил философа высоко
парящим над миром обыденной жизни. Философ стоит на импровизированном балконе,
между небом и землей, и размышляет над фундаментальными вопросами бытия.

Эдвард Мунк «Фридрих Ницше» 1906

Экелю. Последние годы

В 1916 году Эдвард Мунк приобрел недалеко от Христиании
небольшое поместье Экелю, где прожил около 30 лет, до своей кончины. Годы в
Экелю оказались самыми плодотворными в его творчестве. Сад и окрестная природа
стали для художника бесконечным источником вдохновения.

Мунк увлеченно пишет крестьян, лошадей, бескрайние поля,
деревья и цветы. Он находит неожиданное успокоение и наслаждение в сельской
жизни. Картины того периода отличает реалистический и прагматичный настрой.
Умиротворенное воспевание обыкновенного и нарочито банального среза бытия.

Эдвард Мунк «Женщины на мосту» 1940

Но его эксперименты продолжаются. Мунк переосмыслил
некоторые свои старые картины, дал им второе, подчас более тревожное, дыхание.
Продолжил писать автопортреты, где предчувствие смерти и бренности
человеческого существования перемежаются с усталостью пожилого человека.

На последнем автопортрете, найденном только после смерти
художника, Мунк изобразил себя в комнате рядом с обыкновенными вещами,
окружающими человека. Он показал себя вещью среди вещей. Частью того хлама,
который выкидывается при смене хозяина. Художник – прах, и в прах возвратится.
Только искусство имеет непреходящую ценность, только оно вечно. Любопытно, что
над кроватью Мунка, на этом автопортрете, изображена его собственная и самая
любимая картина «Кроткая».

Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью» 1943

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года в полном одиночестве. На
столике, рядом с кроватью лежал потертый томик датского перевода «Бесов»
Достоевского.

Эдвард Мунк «Голгофа» 1900

Берлинский период и особенности творчества Мунка

Все началось со скандала. Первая выставка Мунка в Берлине, на которой автор представил полсотни картин, вызвала скандал. Никто из организаторов раньше не видел работ Мунка, и ни один зритель не был готов к таким видам. Таким образом, в начале ноября 1892 года в столице Германии царила суматоха. Произведения Мунка считались оскорблением искусства. Консервативные члены Союза художников требовали подотчетности выставочного комитета. Работы стремились убрать «из уважения к искусству и честным художественным устремлениям». Через неделю выставку закрыли, но о скандальном художнике заговорили все Посыпались предложения о дальнейших выставках, и публика, привлеченная скандальной атмосферой, собиралась толпами.

Мунк остался в Берлине. Он снял студию и начал писать серию «Фриз жизни». Несомненно, на создание этих работ вдохновило существование берлинской богемы. Мунк принадлежал к сообществу художников, поэтов, писателей и философов разных национальностей. Серия Frieze of Life включает в себя такие полотна, как «Ревность», «Вампир», «Танец жизни», «Поцелуй», «Мадонна» и самая известная картина норвежца — «Крик». Полотно, получившее широкое общественное признание, изображает фигуру, которая пытается заглушить крик природы. Его художник услышал прогуливаясь с друзьями по Осло. Несколько копий шедевра находятся в стенах музея Мунка, а другие — в музее в Осло и частной коллекции.

Мунк и смерть

1 / 2

Эдвард Мунк. Смерть в комнате больного. 1893 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

2 / 2

Эдвард Мунк. Больная девочка. 1885–1886 годыNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Семью Мунка преследовали беды: когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать, а через десять лет он потерял любимую сестру. Позже другая сестра оказалась в клинике для душевнобольных (1894), а его брат умер в воз­расте 30 лет (1895). Эти события потрясли Мунка, и в своих работах (начиная с «Больной девочки», написанной в 1885–1886 годах) художник постоянно воз­вращался к темам болезни и потерь. В его мастерской всегда находился тот же стул, что фигурировал на этой картине (там виден край сиденья), и, по свиде­тель­ству друга Мунка Йенса Тииса, Мунк говорил, что на нем «мы все сидели, болели и умирали», связывая предмет с травматическими событиями. Кресло с высокой спинкой и гнутыми ручками, изображенное на картине «Смерть в ком­нате больного» (1893), встречается на нескольких картинах мастера (самая известная из них — автопортрет «Больной испанкой» 1919–1920 годов). При этом несчастья были и источником вдохновения: «Без страха и болез­ней моя жизнь была бы лодкой без руля»  Цит. по: У. Бишофф. Мунк. М., 2003..
Более оптимистичными его картины стали после лечения в психиатрической клинике Даниэля Якобсона в Копенгагене в 1908–1909 годах, однако прежних напряжения и мощи в них уже не было.

Как появился Эдвард Мунк

Хрупкое здоровье самого Эдварда, преждевременная смерть сначала матери, а позже нежно любимой старшей сестры сформировали тревожного молодого человека, который относился к природе с опаской, ведь все, что она делала – отнимала.

Одна из первых картин Мунка — «Больная девочка» — воспоминание об угасании сестры Софии. Изможденная, больная и отчаявшаяся поза сидящей на стуле женщины передают, вероятно, обреченность, которую чувствовал художник после смерти сестры. Страх и тревога пропитывают холсты и всех последующих работ автора.

Главная заслуга художника в том, что он одним из первых изобразил на картине внутренний мир – не «что я вижу», «как я вижу». Консерваторам это пришлось не по вкусу. Выставку Мунка 1892 в Берлине освистали. Но этим они только добавили художнику славы – среди прогрессивных людей стало принято восхищаться его картинами. «Я не верю в искусство, созданное не по зову сердца. Мои картины – это мой дневник. Я все это пережил сам. Искусство дало смысл моей жизни. Я верю в картины, написанные кровью сердца», — пояснял Эдвард Мунк.

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ Вернер Хофманн : Эдвард Мунк на носителе изображений . В: линии разломов. Очерки искусства XIX века . Prestel, Мюнхен, 1979, ISBN 3-7913-0446-1 , стр. 115-116. После: Арне Эггум, Гвидо Магнагуаньо: Мадонна, около 1894 года . В: Эдвард Мунк . Museum Folkwang, Essen 1988, без ISBN, кат.42.
  2. ↑ Арне Эггум: Мадонна . В: Эдвард Мунк. Любовь, страх, смерть . Kunsthalle Bielefeld, Bielefeld 1980, без ISBN, стр.103.
  3. Ингебьорг Идсти: Ревность . В: Мара-Хелен Вуд (ред.): Эдвард Мунк. Фриз жизни . Национальная галерея Лондона, Лондон 1992, ISBN 1-85709-015-2 , стр.79 .
  4. Арне Эггум, Гвидо Магнагуаньо: Мадонна, около 1894 года . В: Эдвард Мунк . Museum Folkwang, Essen 1988, без ISBN, кат.42.
  5. Ингебьорг Идсти: Ревность . В: Мара-Хелен Вуд (ред.): Эдвард Мунк. Фриз жизни . Национальная галерея Лондона, Лондон, 1992, ISBN 1-85709-015-2 , стр. 79-81.
  6. Матиас Арнольд: Эдвард Мунк . Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 56.
  7. Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Чтения о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе рассвета современности . Каталог к ​​выставке Эдварда Мунка. Вампир , 25 января 2003 г. — 6 января 2004 г., Kunsthalle Würth, Schwäbisch Hall. Swiridoff, Künzelsau 2003, ISBN 3-934350-99-2 , стр. 29, 51.
  8. Матиас Арнольд: Эдвард Мунк . Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 57.
  9. Матиас Арнольд: Эдвард Мунк . Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 80, 88.
  10. Матиас Арнольд: Эдвард Мунк . Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 56-57.
  11. Матиас Арнольд: Эдвард Мунк . Rowohlt, Reinbek 1986. ISBN 3-499-50351-4 , стр. 57.
  12. Музей Мунка .
  13. Урсула Зеллер : Тайна женщин: Мунк и его модели-женщины . В: Иоганн-Карл Шмидт , Урсула Целлер (ред.): Эдвард Мунк и его модели . Hatje, Штутгарт 1993, ISBN 3-7757-0413-2 , стр. 165.
  14. ↑ Арне Эггум: Мадонна . В: Эдвард Мунк. Любовь, страх, смерть . Kunsthalle Bielefeld, Bielefeld 1980, без ISBN, стр. 104.
  15. Петра Реттиг : «В центре вашего искусства — графика». О графических работах Эдварда Мунка . В: Майкл Зауэр (ред.): Эдвард Мунк: «… из современной душевной жизни» . Издание Hachmann, Бремен 2006 г., ISBN 3-939429-03-1 , стр. 22.
  16. ↑ Ингебьорг Идсти: Ревность . В: Мара-Хелен Вуд (ред.): Эдвард Мунк. Фриз жизни . Национальная галерея Лондона, Лондон 1992, ISBN 1-85709-015-2 , стр. 81.
  17. Арне Эггам: Мадонна . В: Эдвард Мунк. Любовь, страх, смерть . Kunsthalle Bielefeld, Bielefeld 1980, без ISBN, стр.105.
  18. на Sotheby’s , аукцион 9 мая 2016 года.
  19. в музее Мунка .
  20. в музее Мунка .
  21. в PubHist.
  22. Герд Волл: Полное собрание графических работ . Орфей, Осло 2012, ISBN 978-82-93140-12-2 , номера 68 и 69.
  23. , и в музее Мунка в Осло .
  24. Герд Волл: Полное собрание графических работ . Орфей, Осло 2012, ISBN 978-82-93140-12-2 , номер 471.
  25. Герд Волл: Полное собрание графических работ . Орфей, Осло 2012, ISBN 978-82-93140-12-2 , номера 709 и 710.
  26. в Städelsche Kunstinstitut , аудиофайл: основная информация.
  27. Герд Волл: Полное собрание графических работ . Орфей, Осло 2012, ISBN 978-82-93140-12-2 , номера 166 и 465.
  28. Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк. Жизнь и работа . Престел, Мюнхен, 1993. ISBN 3-7913-1301-0 , стр. 52-53.
  29. Арне Эггум: красное дикое вино, 1898-1900 . В: Эдвард Мунк . Museum Folkwang, Essen 1988, без ISBN, кат. 50.

интерпретация

Символ ревности

Для Арне Эггума мотив Мунка указывает не на прямую биографическую подоплеку, а на общий символ ревности, с которой художник «придал этому человеческому чувству общие черты». Он сделал это не с юмором, как это обычно бывает в случае с рогатым мужем, а со смертельной серьезностью, которая переносится на зрителя. Фронтальность ревнивца, в частности, имеет функцию усиления выражения. Мунк сделал первые наброски этого мотива еще зимой 1891/92 года, то есть еще до контакта со сценой с черным поросенком . Итак, у вас есть корни в опыте Мунка, уходящем далеко в прошлое. Эггум относится, в частности, к таким символам, как женские волосы, тянущиеся к мужчине (см. Также ), или цветок крови, который Мунк использовал во многих других картинах на тему любви и любви. любовь скорбь, так в влечении , непривязанности и цветке боли . По мнению Ингебьорга Идсти, ревность нельзя интерпретировать без контекста фриза жизни : как чувство, которое является неотъемлемой частью любви. Сам Мунк выразился так: «Мистический взгляд ревнивца. В этих двух пронзительных глазах сосредоточено множество зеркальных отражений, как в кристалле. — Взгляд пристально заинтересованный, полный ненависти и любви. Её сущность, которая их всех объединяет ».

Падение человека

Для Арне Эггума также очевидна библейская отсылка к пейзажу: влюбленные напоминают Адама и Еву в Эдемском саду . Женщина срывает плод с дерева познания ; в этом смысле он интерпретирует свое полуобетое состояние как надевание одежды после позорной реакции на познание наготы. Согласно этой интерпретации, фигура на переднем плане — не только ревнивый муж, но и сам Бог, который становится свидетелем грехопадения человека. У Ингебьорга Идсти, с другой стороны, голова человека вызывает больше ассоциаций с сатаной, чем с ветхозаветным Богом. Для нее эта сцена становится «пародией на священные писания», и одна из причин выбора Пшибышевского в качестве мужской головы также видна в его обращении к сатанизму .

Детство и юность

Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в небогатой, но известной в культурных кругах семье: их дальним родственником был Якоб Мунк, известный художник-неоклассицист, ученик французского живописца Жака-Луи Давида.

Лаура Мунк, 1868 Портрет Мунка в молодости, 1885

Из-за того, что отец работал военным врачом, детство мальчика прошло в разъездах. Большую часть взросления будущий экспрессионист провел в Христиании (Осло), столице Норвегии.

С малых лет ребенка преследовали смерть, меланхолия и чувство обреченности. Когда мальчику было пять лет, от туберкулеза умерла его мать. Отец, Кристиан Мунк, ушел в граничащую с фанатизмом, «доходящей до психоневроза» религиозность. Впечатлительный ребенок мучился по ночам от кошмаров из-за «проповедей» главы семейства с красочными описаниями ада. Чтобы сбежать от навязчивых образов, мальчик начал рисовать:

«Вернулся домой и хотел помириться с отцом. Он уже лег. Я тихонько открыл дверь в его комнату. Стоя на коленях перед постелью, отец молился. Таким я его никогда не видел. Я закрыл дверь и ушел к себе. Мною овладело беспокойство, я не мог заснуть.

Кончилось тем, что я взял блокнот и начал рисовать. Я написал отца на коленях перед постелью. Свеча на ночном столике бросала желтый свет на ночную рубашку. Я взял коробку с красками и написал все в красках. Наконец это мне удалось. Я спокойно лег в постель и быстро заснул.».

Когда Эдварду было пятнадцать, старшая сестра Софи, с которой у них были очень теплые и близкие отношения, тоже умерла от туберкулеза. Ее смерть сильно потрясла брата. С этим событием многие биографы связывают разочарование художника в религии. Мальчик не мог осознать, почему, несмотря на молитвы отца, высшие силы не спасли Софию.

После смерти Софии младшей сестре Лауре доктора поставили диагноз шизофрения. Она умерла в дома призрения душевнобольных.

Учеба в Париже

Настал момент, когда Мунк смог узнать о последних тенденциях в искусстве, увидеть работы уважаемых импрессионистов и символистов и черпать в них вдохновение. Он восхищался картинами Моне, Тулуза-Лортека и Сёра. Со временем он порвал с натурализмом, но продолжал искать собственный творческий путь. Он пробовал разные техники, создал несколько импрессионистических пейзажей, написанных в технике пуантилистов, которую так охотно и успешно использовали Поль Синьяк и Винсент Ван Гог.

«Весенний день на улице Карла Иогана» — это одна из картин, нарисованных крошечными вибрирующими пятнышками чистого цвета. Сам мастер назвал эти работы «проблеском импрессионизма в творчестве».

Творчество Эдварда Мунка

Мунк Эдвард (1863-1944) — норвежский живописец, театральный художник, график.

Учился в Осло в Королевской школе рисования (1881-1886) и в мастерской Крога (1882-1883).

В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии.

Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло).

С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.

Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).

В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах.

Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».

«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизматемы одиночества, отчаяния и отчуждения.

Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:

  • В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
  • В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия. Она написана маслом.
  • Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что представляет собой рекорд для произведений искусства.

Умер Мунк 23 января 1944 года в местечке Экели близ Осло.

В Осло находится открытый в 1963 году музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна «Крик» и «Мадонна».

В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы.

За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.

Крик

Вампир

Звездная ночь

Автопортрет с бутылкой вина

Улица в Асгардстренде

Женщина в синем

Танец жизни

Поцелуй

Убийца в переулке

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: