Девушка с кошкой (1882)
Крамской — очень смелый портретист для своего времени. Он всегда изображал самую суть человека, передавал его характер не только за счёт внешних данных модели, но и при помощи различных деталей и окружающих предметов.
Изображая свою дочь Софию, он выбрал необычный, не очень выгодный ракурс. Девушка запрокинула голову и думает о чём-то своём. Рядом с ней устроилась кошка, обняв свою хозяйку лапкой. Девушка не умиляет своей юностью и красотой. Этот портрет довольно реалистичен, прямолинеен, и кошка смягчает некоторую угловатость девушки.
Словно предчувствуя печальную судьбу дочери (в 30-е годы 20-го столетия она была репрессирована и находилась долгое время в ссылке), Крамской изобразил её без прикрас, обычным «гадким утёнком», которому только предстоит превратиться в белого лебедя.
13
Лунная ночь (1880)
Для написания картины художнику позировали две женщины. Первой позировала Анна Попова (будущая жена Менделеева), затем — Елена Третьякова (жена основателя Третьяковской галереи).
На картине изображена молодая романтичная женщина в роскошных белых одеждах. Она сидит в парке, облокотившись на спинку скамьи. Ясная, летняя лунная ночь заставила её задержаться и помечтать на берегу пруда.
Над скамьёй свисают ветви цветущего кустарника, из пруда скромно выглядывают кувшинки. Ночь так восхитительна, что кажется, слышен стрекот сверчков и тихий шорох листьев. Многообразие оттенков полотна передаёт чудесное состояние природы и красоту молодой женщины.
11
Портрет Александра III (1886)
Портрет предпоследнего российского самодержца, выполненного Крамским, достаточно ярко описывает Александра III, как человека. Его личность незаслуженно держится в тени своих венценосных предков. Этот человек имел множество достоинств. Царь обладал недюжинной силой и довольно мягким характером.
Это строгий, лаконичный, не обременённый различной царственной атрибутикой портрет. Чёрный суконный мундир царя не увешен орденами и не украшен лентами. На нём виден лишь орден святого Георгия II степени. Царь сидит в кресле и опирается на рукоять шашки.
Основное внимание притягивает лицо Александра III. Его мощь, духовная твёрдость и уверенность в себе
Этот человек крепко держал в своих руках Российскую империю. В его царствование не велось ни одной войны, и создались предпосылки для экономического рывка России.
16
Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса (1887)
Крамской являлся мастером психологического портрета, и хотя портрет К.А. Раухфуса считается неоконченным, это нисколько не уменьшает его ценности и качества. Прорисованы лишь голова и фон вокруг неё. Остальная часть холста только слегка проработана широкими произвольными мазками грубой кисти — намечены плечи и руки позируемого. Несмотря на это, перед зрителем возникает образ интересного, высокообразованного человека.
Уверенный, умный взгляд, высокий лоб, интеллигентное лицо характеризуют доктора Раухфуса как передового мыслителя и учёного. Это портрет профессора медицины, одного из первых педиатров России.
17