Портрет актрисы антонии сарате (картина гойи, эрмитаж)

Произведения

Живопись


Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде


Семья Карла IV


Портрет маркизы Санта-Крус

Насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений (все — в Прадо, Мадрид):

  • «Зонтик» 1777;
  • «Продавец посуды» и«Мадридский рынок» , 1778;
  • «Игра в пелоту» , 1779;
  • «Молодой бык» , 1780;
  • «Раненый каменщик» , 1786;
  • «Игра в жмурки» , 1791.

С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист:

  • Портрет графа Флоридабланка ,1782-83 (банк Уркихо, Мадрид)
  • «Семья герцога Осуна» , 1787, (Прадо);
  • Портрет маркизы А. Понтехос , около 1787 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
  • Сеньора Бермудес (Музей изобразительных искусств, Будапешт);
  • Франсиско Байеу (Прадо),Доктор Пераль (Национальная галерея, Лондон) оба 1796 г. ;
  • Фердинанд Гиймарде , 1798 (Лувр, Париж),
  • «Ла Тирана» , 1799 (АХ, Мадрид);
  • «Семья короля Карла IV» 1800 (Прадо);
  • Сабас Гарсия , около 1805 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
  • Исабель Ковос де Порсель , около 1806 (Национальная галерея, Лондон);
  • портрет Т. Переса , (1820 (Метрополитен-музей);
  • П. де Молина , 1828 (собрание О. Рейнхарта, Винтертур).

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени — Сон разума рождает чудовищ.

Картины, посвященные освобождению Испании

  • «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» ;
  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо).

Автопортрет

(1815, Прадо).

Серии офортов

  • «Капричос» ,1797—1798 — творение на 80 листax с комментариями, которое раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка»;
  • «Тавромахия» , 1815 — 33 офорта, изданных в 1816 в Мадриде;
  • «Бедствия войны» , 1810—1820 — 82 листа, изданы в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808—1814);
  • «Диспаратес» («Причуды» или «Глупости» ), 1820—1823 — 22 листа, изданы в 1863 в Мадриде под названием«Los Proverbios» («Притчи» ,«Пословицы» ).

Основная масса уникальных медных пластин, выгравированных Гойей, сохраняется в Королевской Академии Изобразительных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде. При жизни художника его офорты не были широко известны. «Бедствия войны» и «Пословицы» были впервые изданы Академией Сан-Фернандо лишь в 1863 году, спустя 35 лет после его смерти.

Неполнота собрания живописи[править | править код]

Многие великие художники не представлены в эрмитажном собрании (равно, как и в других музеях России). Связано это как с большевистскими распродажами, так и с глобальной переоценкой истории живописи в конце XIX и начале XX века, когда перестали «котироваться» художники-академисты болонской школы — обычный объект восторгов ценителей искусства эпохи классицизма — и были заново открыты старонидерландское искусство и искусство кватроченто.

В Эрмитаже не представлены величайшие мастера треченто (Чимабуэ, Дуччо, Джотто) и многие важнейшие представители кватроченто, как флорентийского (Мазаччо, Учелло, Пьеро делла Франческа, Доменико Гирландайо, Вероккьо, Донателло), так и венецианского (Мантенья, Карпаччо, Беллини).

Панораму Северного Возрождения сложно себе представить без работ Ван Эйка, Мемлинга, Босха, Грюневальда, Гольбейна, Брейгеля, а они в музеях России отсутствуют. В России и в Эрмитаже в частности нет ни одной работы Вермеера.

Невозможно ознакомиться с живописью английских мастеров — Хогарта, Тёрнера, Констебла и прерафаэлитов.

Такие важные художники, как Рогир ван дер Вейден, Корреджо, Караваджо и Гойя, представлены в Эрмитаже одной картиной каждый.

В советское время эрмитажное собрание искусства Новейшего времени по сути не пополнялось, с чем связано отсутствие в нём целых направлений, как, например, сюрреализм. Отсутствуют те художники, творческий расцвет которых пришёлся на годы после национализации коллекций Щукина и Морозова, — Кокошка, Бранкузи, Клее, Миро, Мондриан, Дали, Магритт, Джакометти, Бэкон, Поллок, Уорхол и др. То же самое касается художников, получивших всемирную известность уже после 1917 года, как, например, Климт, Модильяни и Мунк.

В чем революционность Махи обнаженной?

На первый взгляд, нам, искушенным зрителям, может показаться вполне себе традиционным такое изображение

Однако обратите внимание на раскованность позы Махи. Она откровенно демонстрирует свое тело и даже закинула руки, без какого-либо стеснения обнажая свою грудь

Такая откровенность позы, такая уверенность во взгляде и в целом реалистичность женщины до этого в живописи практически не встречалась.

Франсиско Гойя. Маха обнаженная (фрагмент). 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

До Гойи предпочитали изображать мифических, а не реальных женщин. Такой уход от реальности как бы негласно давал моральное право художнику изобразить обнаженное тело. Так делал, например, знаменитый соотечественник Гойи – Веласкес.

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1647-1651 гг. Национальная галерея Лондона

К тому же обнаженная натура, как правило, старалась прикрыть свое тело, и ее взгляд не был таким прямым и уверенным, как у Махи.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Гойя был первым, кто изобразил такую откровенную и реалистичную наготу. И не только в этом он был первопроходцем.

Так, в некоторых его работах просматривается импрессионистская техника, например, в картине . Хотя до её расцвета еще целое столетие!

А чего только стоят его гравюры Капричос! Во времена жесточайшей цензуры мастер обличал пороки общества и социальную несправедливость. Это было не просто новаторством. Это ещё было очень смело. Говорить правду тогда, когда все молчали.

Картины Гойи в России

В России хранится несколько картин Гойи. Если будете в Эрмитаже и Пушкинской музее, не пройдите мимо них.

Франсиско Гойя. Актриса Антониа Сарате. 1810 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франсиско Гойя. Портрет художницы Лолы Хеменес. 1813 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Интересные факты о заказчике

Франсиско Гойя. Маха одетая. 1801-1803 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Заказчиком Гойи был всемогущий министр Годой. Во времена, когда изображение обнаженных тел было строго запрещено, только вафорит королевы и фактический правитель страны мог позволить себе такую “шалость”.

Кстати, сразу после приобретения “Махи обнаженной” он заказал у художника и “Маху одетую”. Считается, что он показывал ту или иную картину в зависимости от уровня терпимости к вольностям у его гостя. Я слабо верю в эту версию – думаю, если его гостем был ярый сторонник Церкви, ему картина просто не показывалась.

Я больше склоняюсь к гипотезе, что обе Махи ему нужны были для создания остроты ощущений у избранных гостей. Сначала демонстрировалась Маха одетая, а затем уже и обнаженная. Или наоборот.

Примечания[править | править код]

  1. Сокровища Эрмитажа
  2. 123 The State Hermitage Museum: Collection Highlights(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 декабря 2011. Архивировано 25 декабря 2011 года.
  3. The State Hermitage Museum: Collection Highlights (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 декабря 2011. Архивировано 19 апреля 2010 года.
  4. The State Hermitage Museum: Collection Highlights (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 декабря 2011. Архивировано 18 октября 2012 года.
  5. The State Hermitage Museum: Collection Highlights (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 декабря 2011. Архивировано 18 октября 2012 года.
  6. The State Hermitage Museum: Collection Highlights (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 января 2012. Архивировано 1 января 2012 года.

Неординарность в генах у испанцев

Видимо, такова испанская генетика: она заставляет идти во что бы то ни стало наперекор традициям и шаблонам. Вспомните хотя бы крайне неординарного архитектора Гауди или бесшабашного Дали.

Если вы были в Испании, то наверняка обратили внимание, что испанцы в принципе любят все неординарное: на улицах много необычных скульптур, памятников, ландшафтных решений. Революционность “Махи обнаженной” стала для меня очевидной после просмотра фильма “Призраки Гойи” (2006 г., США и Испания)

Революционность “Махи обнаженной” стала для меня очевидной после просмотра фильма “Призраки Гойи” (2006 г., США и Испания).

Художник жил в тяжелое время, когда в Испании властвовала Инквизиция. Это означало даже сожжение людей, обвиняемых в ереси. Служитель церкви мог безосновательно обвинить миловидную девушку в ереси, отнять ее навсегда у семьи, заточить в тюрьме и годами насиловать, судя по сюжету фильма!

Ничего удивительного, что Церковь стремилась влиять и на искусство. Так, например, ею было запрещено изображать обнаженные тела. И в такое время Гойя пишет свою “Маху обнаженную”!

Фильмы о Гойе

  • 1958 — «Обнажённая Маха» (The Naked Maja ), производство США — Италия — Франция. Режиссёр Генри Костер; в роли Гойи — Энтони Франчоза.
  • 1971 — «Гойя, или Тяжкий путь познания», производство СССР — ГДР — Болгария — Югославия. По одноимённому роману Лиона Фейхтвангера. Режиссёр Конрад Вольф; в роли Гойи — Донатас Банионис.
  • 1985 — «Гойя» (Goya ), производство Испания. Режиссёр Хосе Рамон Ларрас; в роли Гойи — Энрик Махо и Хорхе Санс.
  • 1999 — «Гойя в Бордо» (Goya en Burdeos ), производство Италия — Испания. Режиссёр Карлос Саура; в роли Гойи — Франсиско Рабаль.
  • 1999 — «Обнажённая Маха» (Volaverunt ), производство Франция — Испания. Режиссёр Бигас Луна; в роли Гойи — Хорхе Перугоррия.
  • 2006 — «Призраки Гойи», производство Испания — США. Режиссёр Милош Форман; в роли Гойи — Стеллан Скарсгорд.
  • 2015 — Мордекай (Mortdecai ) — о краже картины Гойи.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: