Франсиско гойя. картины с названиями и описанием

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.

Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.

В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.

У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.

Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.

К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.

В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной».

Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

«Капричос», что переводится как «причуды»

После кровавой французской революции характер творчества художника меняется.

Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Штрихи его иглы острые, царапающие. Политику, социальные вопросы и религию – все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании, их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. Тем было освещено великое множество. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.

История создания[ | ]

В 1819 году Гойя приобрёл дом вблизи Мадрида, расположенный на берегу реки Мансанарес. Жители округа называли это двухэтажное строение «Виллой Глухого» (исп. Quinta del Sordo

). И хотя это название относилось к прежнему владельцу, но после тяжкой болезни, перенесённой Франсиско Гойей в 1792 году и вызвавшей у художника глухоту, старое название дома было вполне применимо и к художнику. В период с 1819 по 1823 годы, до переезда в Бордо, Гойя создал серию из 14 фресок, которые он нарисовал на стенах дома. В возрасте 73 лет, пережив две тяжкие болезни, Гойя находился в весьма мрачном состоянии духа. Как патриота его также не могли не расстраивать неудачи Испанской революции, начавшейся в те же годы. Поначалу Гойя создал фрески на более светлую тематику, но в вышеуказанный период он написал поверх этих работ новые фрески, получившие название «Чёрных картин». Фрески, изначально не предназначенные для публичного просмотра, демонстрировали сцены исполненные насилия, жестокости и безысходности.

Своим работам на стенах «Виллы Глухого» Гойя не дал никаких названий. Все названия фрески и полотна получили уже после его смерти. Поэтому за картиной закрепилось несколько имён: «Сатурн, пожирающий своего сына», «Сатурн, пожирающий своих детей» или просто «Сатурн».

Жизнь Франсиско Гойя

Великий художник появился на свет в 1746 году в городе Сарагоса (столица испанского автономного сообщества Арагона). Его мать, Грасиа Лусьентес, происходила из семьи мелких аристократов, а отец – Хосе Гойя – был ремесленником, он занимался обработкой металла. Понятно, что семья Франсиско была среднего достатка. О ранних годах жизни будущего художника известно не слишком много подробностей. Исследователи утверждают, что образование он и его два старших брата получили довольно поверхностное. В 1751 году мальчика отдали в церковно-приходскую школу, где он показал хорошие способности в двух направлениях – живопись и математика. Видя у сына тягу к изобразительному искусству, Хосе Гойя отдал четырнадцатилетнего Франсиско на обучение к монаху Хосе-Ласан-и-Мартинес, местному весьма посредственному рисовальщику. Вряд ли он мог дать действительно серьезную подготовку своему ученику. Во всяком случае, сам Франсиско высказывался о своем учителе не слишком лестно. Он утверждал, что все обучение Ласан-и-Мартинеса заключалось в копировании картин художника Веласкеса. Однако, несмотря ни на что, учитель сумел разглядеть большой талант, скрытый в его ученике. Именно благодаря Мартинесу Франсиско смог получить в 1761 году свой первый большой заказ – ему было поручено расписать ризницы в церкви деревни Фуэндетодос.

Дважды, в 1763 и 1766 годах, Франсиско Гойя делает попытки поступить в мадридскую Академию Сан-Фернандо, но обе они оказались безуспешными.

В 1775 году Гойя приступил к работе у своего родственника Франсиску Байеу, который в то время был придворным художником, а уже в 1779 году он с успехом представляет монарху свои работы. Кроме того, Гойя зарабатывает трудом живописца свой первый капитал. В 1780 году он заключает выгодный контракт на роспись купола одного из самых больших храмов в Испании – собора дель Пилар. В 1786 году Франсиско становится придворным художником Карла III, а после смерти этого монарха он продолжает работать при дворе Карла IV.

Известно, что в конце 1792 – начале 1793 годах Гойя тяжело заболел. Точно не известно, какой именно недуг подкосил здоровье художника, но последствия для него были самыми печальными – Франсиско Гойя оглох.

Война с Францией 1808-1814 годов сильно повлияла на творчество художника. В течение этих долгих военных лет Гойя работал над интересными жанровыми картинами и создал целый цикл картин, посвященных этой войне. В 1820 году он снова тяжело заболел. Спустя два года, в 1822 году художник навсегда покинул Мадрид и поселился в Париже. Вдали от своей родины он продолжал писать картины. Скончался великий мастер в 1828 году.

Бордо (октябрь 1824 — 1828)

Доярка из Бордо (1825–1827 гг.) — третий и последний портрет Гойи, на котором может быть изображена Леокадия Вайс.

Леокадия Вайс (урожденная Зоррилла, 1790–1856), служанка художника, моложе на 35 лет и дальняя родственница, жила с Гойей и заботилась о нем после смерти Байе. Она жила с ним на его вилле Quinta del Sordo до 1824 года со своей дочерью Росарио

Леокадия, вероятно, была похожа по чертам лица на первую жену Гойи Хосефу Байё до такой степени, что один из его широко известных портретов носит осторожное название Хосефа Байё (или Леокадия Вайс) .

О ней мало что известно, кроме ее пылкого темперамента. Вероятно, она была связана с семьей Гойкоэчеа, богатой династией, в которой женился сын художника Хавьер. Известно, что у Леокадии был несчастливый брак с ювелиром Исидором Вайсом, но с ним расстались с 1811 года, после того как он обвинил ее в «противоправном поведении». До того времени у нее было двое детей, и она родила третьего, Росарио, в 1814 году, когда ей было 26 лет. Исидор не был отцом, и часто высказывались предположения — хотя и с небольшими твердыми доказательствами — что ребенок принадлежал Гойе. Было много предположений, что Гойя и Вайс были связаны романтическими отношениями; однако более вероятно, что привязанность между ними была сентиментальной.

Гойя умер 16 апреля 1828 года. Леокадия не оставила ничего в завещании Гойи; любовниц в таких обстоятельствах часто не упоминали, но также вероятно, что он не хотел останавливаться на своей смертности, обдумывая или пересматривая свое завещание. Она написала нескольким друзьям Гойи, чтобы пожаловаться на ее исключение, но многие из ее друзей тоже были Гойей и к тому времени уже были стариками или умерли, и не ответили. В значительной степени обездоленная, она переехала в арендованное жилье, а позже бесплатно передала свой экземпляр « Капричос» .

Личная жизнь

Друг Гойя, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Белокурая красавица Хосефа и темпераментный аргонец сразу же влюбились. Но Франсиско не торопился жениться и решился на этот шаг только после известия о беременности девушки.

Портрет Хосефы, жены Франсиско Гойи

Немаловажным моментом было и то, что брат будущей жены владел мастерской, где работал художник. Торжественное событие состоялось 25 июля 1773 года. Ребенок, родившийся вскоре после свадьбы, прожил недолго. Супруга родила пятерых детей, некоторые источники указывают большую цифру. Выжил только один мальчик по имени Франсиско Хавьер Педро, который в будущем стал художником.

Как только Гойя стал вхож в круг придворных дам и аристократов, Хосефу он сразу забыл. В отличие от большинства жен художников супруга не позировала для Франсиско: он написал один портрет жены. Это как нельзя лучше описывает отношение художника к ней. Несмотря на это, Франсиско оставался в браке вплоть до смерти супруги в 1812 году.

Герцогиня Альба

Мужчина не был верным мужем, в его личной жизни всегда присутствовали другие женщины, помимо жены. Желанней остальных придворных аристократок для Гойи была герцогиня Альба. После знакомства с девушкой летом 1795 года у пары начался бурный роман. В следующем году умер престарелый супруг герцогини, и она отправилась в Андалузию. Гойя поехал с ней: они несколько месяцев прожили вместе.

Однако в биографии Франсиско произошло неприятное событие: по возвращении в Мадрид Альба покинула художника, предпочтя ему военного на высоком посту. Франсиско оскорбил этот поступок, но расставание оказалось коротким – девушка вскоре вернулась к нему, роман продлился 7 лет. Нужно сказать, что эти отношения не подтверждены какими-либо документами.

Реставрация Испанских Бурбонов (1814—1819)

Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна, или её сестры герцогини Абрантес. В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно, изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60 000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. За эту работу Гойя получил 16 000 реалов, из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше».

Болезнь и творчество в 1793—1799-е годы

Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В это время Гойя нашёл приют в Кадисе у местного торговца и коллекционера Себастьена Мартинеса (исп.)русск., чей портрет он создал. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп.)русск., по прозвищу «Ла Тирана». Сославшись на тяжёлую болезнь, Гойя отказал директору королевской мануфактуры на эскизы для шпалер. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены — в полный рост. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет. Франсиско безуспешно просил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4 000 реалов.

4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. В мае Гойя пребывал в загородном дворце семьи Альба в Сан-Лукаре де Беррмеда, герцог же Альба скончался 9 июня в Севилье. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп.)русск., новаторские в изображении жизни Христа. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп.)русск. и Гаспара Ховельяноса.

В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп.)русск.. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено совершенное изображение ночного освещения. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос», их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо,1. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.

Гойя в Мадриде

В начале 1764 года Гойя как конкурсант терпит провал: никто из жюри не проголосовал за его работу. Живописная копия статуи Силена из гипса академикам не понравилась. Горячий Гойя был в бешенстве, он возненавидел слепки и статуи.

Но через два года совершает следующую попытку. На этот раз конкурсные работы должны содержать сюжеты, связанные с испанским королём XIII века Альфонсо Х Мудрым и подвигами героев XVI века. Эта тематика также не находит отражения в душе художника. А при отсутствии вдохновения сложно создать нечто особенное, к тому же странный, несколько фантазийный стиль конкурсанта не был понят и оценён членами жюри – сторонниками академической живописи.

Жизнь Гойя в Мадриде – это не только конкурсы и подготовка к ним. Никуда не делся его характер: общительность и задиристость Франчо вовлекали его в шумные сборища и многочисленные дуэли, а ловкость и смелость были залогом многочисленных побед, в том числе и в любви.

Упрямство, воля и уверенность в собственных силах на любом поприще не оставили его и после попыток покорить Академию Сан-Фернандо: друзей у Гойя много, побед в драках и дуэлях хоть отбавляй, успеха у девушек тоже. Значит, обязательно будут победы и в профессии, пусть другим путём и позже, но живопись – его настоящее и будущее, и нет сомнений, он ещё о себе заявит этому миру.

С такими мыслями Франсиско Гойя с группой матадоров отправился в Италию.

Полуостровная война (1808–1814 гг.)

Французская армия вторглась в Испанию в 1808 году, что привело к войне на полуострове 1808–1814 годов. Степень причастности Гойи к двору «царя-нарушителя» Иосифа I , брата Наполеона Бонапарта , неизвестна; он писал работы для французских покровителей и сочувствующих, но сохранял нейтралитет во время боевых действий. После восстановления испанского короля Фердинанда VII в 1814 году Гойя отрицал свою причастность к французам. К моменту смерти своей жены Хосефы в 1812 году он писал картины «Второе мая 1808 года и третье мая 1808 года» и готовил серию офортов, позже известных как «Бедствия войны» ( Los desastres de la guerra ). Фердинанд VII вернулся в Испанию в 1814 году, но отношения с Гойей не были теплыми. Художник выполнил портреты короля для различных министерств, но не для самого короля.

Выздоравливая между 1793 и 1794 годами, Гойя завершил серию из одиннадцати маленьких картинок, написанных на жести, которые знаменуют значительное изменение тона и тематики его искусства, и черпают из темных и драматических царств фантастического кошмара. Двор с лунатиками — это воображаемое видение одиночества, страха и социального отчуждения. Осуждение жестокости по отношению к заключенным (преступным или невменяемым) — это тема, которую Гойя исследовал в более поздних работах, посвященных деградации человеческой фигуры. Это была одна из первых кабинетных картин Гойи середины 1790-х годов , в которой его ранние поиски идеальной красоты уступили место исследованию взаимосвязи между натурализмом и фантазией, которая будет интересовать его до конца его карьеры. У него был нервный срыв и продолжительное физическое заболевание, и он признал, что сериал был создан, чтобы отразить его собственную неуверенность в себе, тревогу и страх, что он сходит с ума. Гойя писал, что эти произведения «занимали мое воображение, терзаемое созерцанием моих страданий». По его словам, серия состоит из картин, которые «обычно не находят места в заказных работах».

Хотя Гойя не заявил о своем намерении при создании «Бедствий войны» , историки искусства рассматривают их как визуальный протест против насилия во время восстания Дос-де-Майо 1808 года , последующей войны на полуострове и действий против либерализма после восстановления монархия Бурбонов в 1814 году. Сцены необычайно тревожные, иногда мрачные в своем изображении ужаса поля битвы и представляют собой оскорбленную совесть перед лицом смерти и разрушения. Они не были опубликованы до 1863 года, через 35 лет после его смерти. Вполне вероятно, что только тогда было сочтено политически безопасным распространять серию произведений искусства, критикующих как французов, так и восстановленных Бурбонов.

Первые 47 листов серии посвящены инцидентам во время войны и показывают последствия конфликта для отдельных солдат и гражданских лиц. Средняя серия (пластины 48–64) описывает последствия голода, поразившего Мадрид в 1811–1812 годах, до того, как город был освобожден от французов. Последние 17 отражают горькое разочарование либералов, когда восстановленная монархия Бурбонов, поощряемая католической иерархией, отвергла Конституцию Испании 1812 года и выступила против как государственной, так и религиозной реформы. С момента их первой публикации сцены зверств, голода, деградации и унижения Гойи были описаны как «колоссальный расцвет гнева».

Его работы с 1814 по 1819 год в основном представляют собой портреты по заказу, но также включают алтарь Санта-Хуста и Санта-Руфина для собора Севильи , серию принтов La Tauromaquia, изображающую сцены корриды , и, вероятно, офорты Los Disparates .

Смена власти и ситуации в стране

В 1789 году Карлом IV, следующим монархом, вставшим на престол, Гойя назначен придворным художником. Но в портретах королевских особ он не находит вдохновения и пишет их без энтузиазма. Наступает время перемен: двор напряжённо следит за событиями в соседней стране – за Французской революцией. Теперь не до украшения дворцов.

Начинаются гонения на просвещённых испанцев, многие друзья художника арестованы или сосланы. Гойя также столкнулся с интригами и был отправлен в Валенсию, якобы отдохнуть. Вернуться, укрепить своё положение при дворе и возобновить работу ему помогло вмешательство Байеу.

Quinta del Sordo и черные картины (1819–1822)

Сатурн, пожирающий своего сына , 1819–1823 гг.

Записи о более поздней жизни Гойи относительно скудны, и когда-либо политически осведомленный, он подавил ряд своих работ того периода, вместо этого работая в частном порядке. Гойя мучился страхом перед старостью и страхом перед безумием, последнее, возможно, из-за беспокойства, вызванного невыявленной болезнью, которая оставила его глухим с начала 1790-х годов. Гойя был успешным художником, занимающим царское положение, но в последние годы ушел из общественной жизни. С конца 1810-х годов он жил почти уединенно за пределами Мадрида в фермерском доме, переоборудованном в студию. Дом стал известен как «La Quinta del Sordo » (Дом глухого), по названию ближайшего фермерского дома, который по совпадению также принадлежал глухому.

Историки искусства предполагают, что Гойя чувствовал себя отчужденным от социальных и политических тенденций, последовавших за восстановлением монархии Бурбонов в 1814 году , и что он рассматривал эти события как реакционные средства социального контроля. В своем неопубликованном искусстве он, кажется, выступал против того, что он считал тактическим отступлением в средневековье . Считается, что он надеялся на политическую и религиозную реформу, но, как и многие либералы, разочаровался, когда восстановленная монархия Бурбонов и католическая иерархия отвергли Конституцию Испании 1812 года .

В возрасте 75 лет, в одиночестве, в душевном и физическом отчаянии, он завершил работу над своими 14 черными картинами , все из которых были выполнены маслом прямо на штукатурных стенах его дома. Гойя не планировал выставлять картины, не писал о них и, вероятно, никогда о них не говорил. Примерно в 1874 году, через 50 лет после его смерти, они были сняты и перенесены на холст владельцем барона Фредерика Эмиля д’Эрланжера . Многие из работ были значительно изменены во время реставрации, и, по словам Артура Любова, то, что осталось, «в лучшем случае является грубым точным копированием того, что нарисовал Гойя». Воздействие времени на фрески в сочетании с неизбежным повреждением, вызванным деликатной операцией по установке крошащейся штукатурки на холст, означало, что большинство фресок сильно пострадали и потеряли краску. Сегодня они находятся в постоянной экспозиции в Музее Прадо в Мадриде.

«Шабаш ведьм» или « Аквеларр» — одна из 14 картин из серии« Черные картины

Самые известные картины

Любимого жанра у художника не было. За свою жизнь он написал не менее 500 картин, среди которых и пейзажи, и портреты, и натюрморты, множество картин, изображающих праздничную и повседневную жизнь испанцев. По его полотнам можно изучать Библию и историю. Особенностью Гойи как живописца являются крайняя убедительность и достоверность изображения человеческих пороков. Жестокость и безумие на его полотнах максимально реалистичны и тем страшны.

Наиболее известные произведения:

  • 3 мая 1808 года в Мадриде (казнь мадридских патриотов);
  • Сатурн, пожирающий своего сына;
  • Обнажённая Маха;
  • Капричос (серия гравюр, критикующих общество);
  • Бедствия войны (цикл из 80 гравюр);
  • Тонущая собака;
  • Семья Карла IV;
  • Великий Козёл;
  • Автопортрет с доктором Арриета.

На самом деле список можно продолжать долго. Большинство полотен мастера хранятся в испанских музеях.

Франсиско Гойя: шедевры испанского художника

Сегодня Франсиско Гойя считается одной из самых влиятельных фигур в истории искусства. Его обычно связывают с движением романтизма, которое появилось в XVII веке.

Однако Гойя одновременно прославился и как один из мастеров «старой школы», и как основоположник современного искусства. Хотя эти роли могут показаться несовместимыми, его картины доказывают эту взаимосвязь.

Представляем шесть знаменитых шедевров испанского художника.

Благодаря царственности, наготе, войне и даже оккультизму, эта подборка иллюстрирует необычный и, самое главное, беспрецедентный подход художника к живописи.

«Маха обнаженная», 1797-1800

В 1797 году Гойя начал работать над одной из своих самых противоречивых картин — «Маха обнажённая». Как следует из простого названия девушку из низших классов Мадрида, позирующую полностью обнаженной.

Хотя точное происхождение произведения неизвестно, историки считают, что оно было заказано Мануэлем де Годой, первым государственным секретарем Испании, который хотел пополнить свою коллекцию произведений с изображением обнаженных фигур.

«Маха одетая», 1798-1805

Через пять лет после окончания работы над «Махой обнажённой» Гойя написал «Маху одетую». Картина отображает одну и ту же девушку в такой же позе.

Одежда — не единственное различие между двумя работами. Фигура и кровать во втором случае занимают больше места в композиции. Это могло быть сделано преднамеренно, потому что девушка в одежде, как правило, не так смущает зрителя. Разница особенно очевидна при взгляде на обе картины в музее Прадо.

«Портрет семьи Карла IV», 1800-1801

В 1799 году, в возрасте 53 лет, Гойя стал Primer Pintor de Cámara — самая престижная должность для испанского придворного художника. В своей картине, на которой изображена королевская семья, он передал все недостатки фигур в деталях.

Разница между декоративным и изобразительным искусством

«Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814

Несмотря на то, что Франсиско Гойя был придворным художником, самая известная его работа не связана с королевской семьей. «Третье мая 1808 года в Мадриде» — это радикально политическая работа. Художник отдает дань уважения испанцам, которые восстали против французской армии во время одной из наполеоновских войн.

На картине изображена армия Наполеона, столкнувшаяся с испанскими гражданами после восстания. Драматический, полный действия и наполненный эмоциями сюжет показывает момент, когда французы убили группу беспомощных пленных, все из которых сражались, чтобы спасти своих лидеров и страну от завоевания Наполеона.

«Сатурн, пожирающий своего сына», 1819-1823

После «Третьего мая 1808 года в Мадриде» в работах Гойи все больше стало заметно отчаяние. С 1819 по 1823 год он написал несколько депрессивных картин, которые висели на стенах в доме больного и стареющего художника. В это время он пережил два тяжелых заболевания. Депрессия выражалась не только в сюжетах, но и в темной цветовой гамме.

Одной из самых известных работ этой серии является картина «Сатурн, пожирающий своего сына». В римской мифологии Сатурн был лидером титанов, которые свергли своего отца, Целуса, в попытке стать правителями Вселенной.

После успешного свержения Целуса он боялся, что его собственные потомки сделают то же самое. Чтобы избежать этой участи, он убил и съел всех своих детей вскоре после рождения. Гойя изобразил ребенка в образе взрослого.

«Шабаш ведьм», 1821

Еще одна всемирно известная работа из «темной» коллекции — «Шабаш ведьм». Жуткий сюжет, как полагают, связан с ухудшением психического и физического состояния художника. Тем не менее, еще до своих страданий он предпочитал мрачную палитру и говорил, что для него более важны тень и свет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: