Поклонение пастухов (картина йорданса)

Простые люди и «короли» на картинах Йорданса


Я. Йорданс. Одиссей в пещере Полифема

Картины Йорданса может отличить от остальных полотен фламандцев даже не особенно сведущий человек – работы этого фламандца излучают оптимизм, прославляют красивую простоту человеческих отношений. Йорданс часто обращался к бытовому жанру, изображая сцены из жизни крестьян и бюргеров, часто – по мотивам пословиц, размещая на холсте много персонажей, наполняя картины грубоватым юмором. В нескольких произведениях на тему «бобового короля», например, отражается старинная игра, когда в пирог запекалось одно бобовое зерно, и тот, кому оно попадалось, становился «королем» вечера.


Я. Йорданс. Бобовый король

Даже мифологические, библейские сюжеты Йорданс воплощал с характерным реализмом и подчеркнутой чувственностью восприятия. Вдохновение художник черпал все там же – в толпе, в деревне, в работе ремесленников, в жизни простого народа. Порой библейские персонажи Йорданса кажутся списанными с обычных горожан – и это, судя по всему, так и было, художник частенько приглашал в качестве натурщиков своих антверпенских знакомых. Одновременно нельзя не заметить глубокий символизм его произведений. Например, на многих групповых портретах семей можно увидеть собаку, или попугая – как знак верности.


Я. Йорданс. Бобовый король (другой вариант)

Йорданса ценили за то, что его произведения создавали настроение, атмосферу, причем некоторые из работ художника оказались причиной наложения штрафов – за еретические настроения и скандальное содержание картин.И все же Якоб Йорданс был очень уважаемым и востребованным художником, среди его заказчиков значился даже король Англии Карл I, который поручил мастеру создание картин для резиденции в Гринвиче. В 1645 году Йорданс стал протестантом, но католическая церковь не перестала заказывать ему создание новых произведений.


Я. Йорданс. Четыре евангелиста

Помимо живописных произведений, Йорданс оставил после себя несколько сотен рисунков, а также много занимался дизайном гобеленов, в то время самым прибыльным из всех видов искусства.Прожив всю жизнь в Антверпене и практически не выезжая за его пределы, художник не получил международной известности, он и не искал ее. Якоб Йорданс скончался в 85 лет от болезни, называемой «английский пот», в один день с ним умерла и его дочь Елизавета, которая не раз позировала отцу и появилась на нескольких его полотнах. Жена Катарина к тому времени уже скончалась, и Йорданс был похоронен рядом с ней.


Я. Йорданс. Автопортрет с женой и дочерью Елизаветой


Автопортрет Якоба Йорданса в возрасте около 56 лет

Картины Якоба Йорданса находятся в коллекциях всего мира, некоторое количество есть и в России. Одно из произведений, «Оплакивание Христа», было выкуплено императрицей Екатериной II и подарено ею Александро-Невской Лавре.

Библейское повествование

Поклонение пастырей основано на повествовании из Луки 2 , о котором не говорится ни в каком другом каноническом Евангелии , где говорится, что ангел явился группе пастырей и сказал, что Христос родился в Вифлееме, а за ним последовала толпа ангелов. говоря Слава Богу в высочайшем , мир на земле доброй воли . Это Благовещение пастухам составляет отдельный предмет в христианском искусстве и иногда включается в сцену Рождества как второстепенный элемент (даже если оно происходит до самого поклонения), как в сцене 1485 года Доменико Гирландайо , где его можно увидеть. в верхнем левом углу. Гирландайо также показывает процессию волхвов, прибывающих со своими дарами.

Затем описывается, как пастухи спешат в Вифлеем, чтобы навестить Иисуса , и широко рассказывают о том, что им было сказано о Нем, прежде чем они наконец вернутся к своим стадам. Они славят Бога «за все, что они слышали и видели, как было сказано им» (Луки 2:20). Роберт Гандри отмечает, что заявление «апеллирует к свидетельствам очевидцев в сочетании с небесным откровением ».

Главный после Рубенса и Ван Дейка

Их было трое – великих фламандцев, на которых ориентировались все последующие поколения художников: Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк и Якоб Йорданс. Последний, пережив своих коллег, стал на тот момент самым знаменитым и уважаемым мастером Северного Возрождения.


Автопортрет Йорданса в возрасте около 22 лет

Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, в семье богатого торговца. Он был старшим из одиннадцати детей – отец, продававший ткани и гобелены, мог себе позволить содержать большое семейство, к тому же, отправляя первенца учиться живописи к Адаму ван Ноорту, он рассчитывал, что впоследствии Якоб станет помощником в семейном деле.Немного раньше ван Ноорт, довольно знаменитый живописец того времени, обучал Рубенса – который был старше Йорданса на 16 лет. Якоб получил, по-видимому, обычное для своего сословия образование – во всяком случае, он прекрасно разбирался в античной мифологии, обладал четким уверенным почерком и владел французским языком. Кстати, имя свое художник писал на французский манер – Jacques.


Считается, что на портрете неизвестного художник изобразил своего учителя и тестя ван Ноорта

С 14 лет став частью семьи ван Ноорта, Якоб сблизился и с его домочадцами, а в 1616 году женился на дочери учителя Анне Катарине. В том же году молодой художник вступил в Гильдию Святого Луки – объединение представителей разных творческих профессий. Сделавшись частью этого закрытого клуба, Йорданс получил возможность открыть собственную мастерскую, набрать учеников, получать заказы на создание произведений – а также рассчитывать на помощь в случае потери трудоспособности. Статус домовладельца и семьянина давал преимущества в иерархии антверпенских мастеров, так что в 1618 году Якоб купил дом – в том самом районе города, где прошло его детство. Спустя двадцать лет художник расширил свои владения, приобретя и соседнее здание. Там, в просторном домовладении, где значительное пространство было отведено под мастерскую, и пройдет вся жизнь Якоба Йорданса, ставшего после смерти Рубенса и Ван Дейка главным и самым уважаемым из фламандских мастеров.


Я. Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами.

В искусстве

Сцена очень часто сочетается с Поклонением волхвов , что обеспечивает сбалансированную композицию, поскольку две группы часто занимают противоположные стороны пространства изображения вокруг центральных фигур и представляют собой богословскую интерпретацию эпизода, в котором две группы: Евреи и язычники — представляли собой народы мира между собой. Эта комбинация впервые встречается в ампулах Монцы 6-го века, сделанных в византийской Палестине Прима .

В искусстве эпохи Возрождения , опираясь на классические рассказы об Орфее , пастухи иногда изображаются с музыкальными инструментами. Очаровательная, но нетипичная миниатюра в часах La Flora в Неаполе изображает пастухов, играющих с Младенцем Иисусом , в то время как восхищенная Дева Мария стоит в стороне.

Многие художники изображали Поклонение пастырей. Известные примеры включают:

  • Корреджо : Поклонение пастухов , Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден
  • Караваджо : Поклонение пастухов , Региональный музей, Мессина
  • Доменикино : Поклонение пастухов , Национальная галерея Шотландии , Эдинбург
  • Джорджоне , Рождество в Аллендейле , Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия
  • Эль Греко , Поклонение пастухов , Музей Прадо , Мадрид
  • Братья Ленен : Поклонение пастухов , Национальная галерея, Лондон
  • Хуго ван дер Гус : Триптих Портинари , Галерея дельи Уффици , Флоренция
  • Лоренцо ди Креди : Поклонение пастухов , также Уффици
  • Андреа Мантенья : Поклонение пастырей , Музей Метрополитен , Нью-Йорк
  • Эдвард Бёрн-Джонс «s витражные окна в Троицкой церкви, Бостон
  • Джотто в капелле Скровеньи , Падуя
  • Жорж де ла Тур , Лувр , Париж
  • Бартоломе Эстебан Мурильо , Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Николя Пуссен и Рембрандт , Национальная галерея, Лондон

    Картина Пуссена была осквернена в 2011 году вместе с его Поклонением золотому тельцу .

  • Мартин Шонгауэр , Берлин
  • Доменико Гирландайо , Часовня Сассетти , Санта-Тринита , Флоренция
  • Жерар ван Хонтхорст , Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн

Рождественские колядки

Некоторые известные рождественские гимны упоминают обожание пастухов. Некоторые из них делают это, призывая слушателя приехать в Вифлеем, например, » Shepherd’s Pipe Carol «. В современной « Калипсо Кэрол » есть строки «Пастухи быстро выйдут из ступора / увидеть Спасителя мира» и припев «О, теперь отнеси меня в Вифлеем». « Ангелы, которых мы слышали на Небесах », — гласит: «Придите в Вифлеем и посмотрите / Его рождение ангелы поют».

« Придите, все верные » («Adeste Fideles» на латыни) есть стих, который гласит:

Другие гимны, в которых упоминается обожание пастухов, включают « Тихую ночь », « Что это за дитя ?», « Младенец святой, младенец смиренный », « Я удивляюсь, когда брожу » и « Приходите, маленькие дети ». Немецкая песня « Vom Himmel hoch, da komm ich her » («Я иду с небес на землю») содержит несколько строф на тему следования за пастухами и празднования новорожденного ребенка. Чешская колядка «Nesem VAM новины (» Come, All Ye овчарок «на немецком языке » Kommet, IHR Hirten «) относится к Поклонение пастухов, средний стих английской версии пробегов Мари РСВЯ Хофера:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: