Якоб йорданс: картины с названиями и описанием

«Автопортрет с сэром Эндимионом Портером»

Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.

О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.

НАШИ ЛЮДИ

JWoww Живопись

американская художница

JR (художник) Живопись

это флайпостинг  больших черно-белых изображений в публичных местах, в манере освоения антропогенной среды граффити-художниками

Alva Noto Живопись

сценическое имя звукового художника Карстена Николая , работающего в стилях экспериментальной электронной музыки , одного из основателей лейбла raster-noton

Яшке, Владимир Евгеньевич Живопись

российский художник и поэт

Яшвиль, Наталья Григорьевна Живопись

русская художница и общественная деятельница

Яхилевич, Михаил Фритиофович Живопись

российский и израильский художник, дизайнер, художник сцены

Ясуи, Сотаро Живопись

японский художник

Ясновский, Фёдор Иванович Живопись

русский художник-пейзажист, мастер акварели

Легенда Фландрии: в ГМИИ им. Пушкина показали работы Якоба Йорданса

Якоб Йорданс — самый фламандский из всех фламандских художников. В отличие от своих современников, постоянно выезжавших в Италию, почти не покидал родного Антверпена и очень любил обращаться к местным традициям, обыгрывать в своих картинах пословицы и поговорки. Национальная идентичность чувствуется в его живописи, хотя и без следов Караваджо не обошлось. Впрочем, куда большее влияние на него оказал Питер Пауль Рубенс, который, как и Йорданс, учился у Адама Ван Ноорта, правда, в разное время. Рубенс был старше Йорданса на 16 лет, что не мешало их сотрудничеству и дружбе. То же касается и другого знаменитого фламандца Антониса Ван Дейка.

Собственно, сегодня, когда мы говорим о фламандской школе, то имеем в виду в первую очередь именно этих трех художников — Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. Перечислять их принято именно в таком порядке — по значению и известности. После смерти старших товарищей (Рубенса в 1640-м и Ван Дейка в 1641-м) Йорданс остался единственным представителем «большого стиля», стал получать много заказов из королевских домов и занял место главного художника Антверпена. Он прожил 85 лет и умер не от старости, а от болезни, которая вошла в историю под названием «английский пот» (природа инфекции, которая не раз косила Европу, до сих пор остается загадкой).


«Пир короля».

В России интерес к Йордансу спровоцировала Екатерина II, которая приобрела ряд его работ, в том числе картину «Мелеагр и Аталанта» — она открывает выставку в Голландском зале ГМИИ (произведение входит в собрание Екатеринбургского музея). Однако открытием проекта стала работа из Нижегородского художественного музея — авторство Йорданса было под вопросом.

— Картина «Христос и самаритянка» действительно принадлежит не Йордансу, а его сыну — Йордансу-младшему. В ходе исследований под краской была обнаружена подпись, подтверждающая авторство, — рассказывает Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастером ГМИИ им. Пушкина. — Для исследователей любое открытие, связанное с такой крупной фигурой, как Йорданс, имеет огромное значение и является редкой удачей. Это как раз такой случай.

Для современного зрителя живопись фламандца может показаться константной: с одинаковым мастерством и рвением он погружается в библейские сюжеты и сцены разгульных пиров. Однако для той эпохи это было нормой. Новаторство Йорданса в отношении картин, посвященных сценам из Ветхого и Нового Завета, связано с добавлением неканонических персонажей. Как, например, в работе «Оплакивание Христа», приобретенной императрицей Екатериной в 1764 году и пожертвованной ею собору Александро-Невской лавры, которой она принадлежит до сих пор. Картина обрела статус молитвенного образа и нашла свое место среди икон. За 225 лет своего пребывания в Свято-Троицком соборе произведение покинуло его во второй раз: первый был в мае, когда выставку представляли в Эрмитаже.


«Оплакивание Христа» из Александро-Невской лавры.

Отдельной главой на выставке показаны рисунки Йорданса. Художник оставил большое графическое наследие, и в первую очередь потому, что любил рисовать без повода.

— Йорданс любил рисовать сам по себе, просто для удовольствия, в отличие от Рубенса, для которого рисунок был этапом подготовки к созданию большого полотна, — рассказывает Вадим Садков. — Самый ранний из представленных рисунков 1616–1617 гг. из собрания Эрмитажа. Примечательно, что вначале он считался работой неизвестного итальянского художника. Но рисунки Йорданса показывают его как прекрасного рисовальщика, который очень тонко чувствует цвет. Даже в самом позднем рисунке, где видно, как дрожит рука мастера и зрение ослабло, он прекрасно работает с цветом.


Один из последних рисунков Якоба Йорданса.

Мазаччо (1401—1428).

Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425—1427. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.

Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425—1427. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.

Вместо глыбообразных персонажей Джотто — прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.

Мазаччо. Крещение неофитов. 1426—1427. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.

Также Мазаччо добавил выразительности не только лицам, но и телам. Эмоции людей мы уже читаем по позам и жестам. Как, например, мужское отчаяние Адама и женскую пристыженность Евы на самой знаменитой его фреске.

Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426—1427. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.

Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.

Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.

О фреске мастера читайте в статье “Изгнание из Рая” Мазаччо. Почему это шедевр”.

Биография Йорданса и особенности творчества

Выдающийся фламандский живописец первой половины XVII века Якоб Йорданс родился в Антверпене в семье торговца тканями. Основы профессионального образования он получил в мастерской художника Адама ван Ноорта, который в свое время был учителем Рубенса. Начал Иорданс с декоративных росписей для шпалер.

К 1615 году исследователи относят «Портрет семьи Йорданса», весьма уверенно написанный; 1618 годом датиро­вано «Поклонение пастухов», в котором уже проявилась характерная особенность зрелого стиля Йорданса — трактовка религиозных тем в жанровом плане. 20-е — 30-е годы XVII века стали периодом расцвета искусства Якоба Йорданса. Именно в это время создает он такие шедевры, как «Сатир в гостях у крестьянина» и «Бобовый король». Могучий жиз­нелюбивый дух фламандской школы находит здесь классическое свое выражение.

Сюжетом картины «Сатир в гостях у крестьянина» послужила известная басня Эзопа о дружбе человека со сказочным обитателем лесов и о наивном разочаровании последнего в людской породе. Сатир усмотрел двуличие в том, что, дуя с морозу на руки, крестьянин согревал их, а, дуя на варево, охлаждал его.

В картине Якоба Йорданса встреча крестьянской семьи с лесным гостем показана совершенно реалистично, как обычное, несколько забавное событие. Энергичная лепка крупных фигур, грубоватые простонародные типы, резкие светотеневые контрасты, глубокий золотисто-коричневый с огненными от­блесками колорит полностью отвечают этому замыслу. Жестикуляция и мимика крестьян, силящихся понять Сатира и растолковать ему свой обычай, чрезвычайно выразительны.

Еще более жизнерадостна картина «Бобовый король», или «Король пьет!», как ее иногда называют. Художник изображает праздник во фламандской семье среднего достатка. Кусок пирога с запеченным бобом достался на этот раз дедушке. Вот он посажен во главе стола, надета бумажная корона. выбрана королева — и всех захватило шумное веселье. Великолепно передает Иорданс и этих здоровых, полнокровных, беззлобно потешающихся людей и всю обстановку шуточного события. Отлично написан натюрморт.

Иорданс несколько раз варьировал композиции этих двух прославленных полотен. Близко к ним стоит картина «Диоген. ищущий человека», написанная около 1643 года. Но в это время художник уже начинает терять особое чувство непосредственности, отличавшее его лучшие работы. Портреты и композиции Йорданса становятся асе более парадными и эффектными («Триумф Фридриха Генриха Оранского». «Время, изгоняющее клевету и порок». 50-е годы).

Tags:

  • биография йорданса
  • иорданс
  • йорданс
  • картины йорданса
  • мифологические сюжеты
  • фламандская живопись
  • фламандская школа
  • фламандское барокко
  • якоб йорданс

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Задания с кратким ответом

1. Восстановите хронологическую последовательность собы­тий жизни Леонардо да Винчи.

А) несколько лет провел во Франции при дворе Франци­ска!
Б) создал знаменитый портрет Моны Лизы («Джоконды»)
В) жил в маленьком итальянском селении около городка винчи
Г) расписал фресками стены итальянского монастыря на тему библейского сюжета «Тайная вечеря»

2. Установите соответствие между именами художников и названиями произведений.

Художники

А) Рафаэль Санти
В) Рембрандт
В) Ганс Гольбейн
Г) Диего Веласкес

Произведения

1) Сикстинская Мадонна
2) Портрет Генриха VIII
3) Пряхи
4) Возвращение блудного сына
5) Джоконда

3. Напишите имя художника, считавшего живопись цари­цей искусств.

4. Напишите имя творца искусства Возрождения, посмерт­ное чествование которого описывает его современник и биограф Дж. Вазари.

«…Распорядись поставить тело в церковную усыпальницу… А в это время, когда молва разнеслась по всему городу, сбежалось столько молодых людей на него взгля­нуть, что трудно было закрыть усыпальницу. И если бы и днем продолжалось то же, что было ночью, пришлось ос­тавить ее открытой, чтобы всех удовлетворить. А на сле­дующее утро, когда живописцы и скульпторы начали го­товиться к торжественным похоронам, множество поэтов, какими Флоренция всегда весьма изобиловала, начали прикреплять к усыпальнице латинские и итальянские стихи; и так продолжалось долго».

5. Определите, о каком портрете знаменитого живописца Возрождения идет речь в приведенном ниже отрывке.

«Прибег он (художник. — Авт.) также и к следующей уловке: так как … была очень красива, то во время писа­ния портрета он держал при ней певцов, музыкантов и по­стоянно шутов, поддерживающих в ней веселость. Чтобы избежать той унылости, которую живопись обычно придает портретам, тогда как в этом портрете …была улыбка, настолько приятная, что он казался чем-то скорее божест­венным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».

Микеланджело (1475—1564).

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г. 

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

Шедевр из Брюсселя

В 1625-1628 годах, мастерски владея кистью, художник Якоб Йорданс напишет полотно, которое называют немного по-разному: «Аллегория плодородия» или «Аллегория изобилия». В это время у него, как у большого мастера, уже 15 учеников. На своей многофигурной композиции он с большим искусством расположил нимф и сатиров. Все фигуры тщательно реалистично выписаны и расположены по-прежнему диагонально

Сатир, расположившийся на корточках в левом углу, привлекает внимание огромной корзиной с плодами и фруктами – чудеснейшим натюрмортом, традиционным для голландской живописи

Нимфы и сатиры занимают две трети полотна. Они все заняты гроздьями сизого винограда. Изысканно выписана белейшая кожа женщин, которая представляет контраст со смуглыми сатирами справа.

Вся композиция – это полнокровная цветущая жизнь, которую так любили голландцы.

литература

  • Йорданс и античный мир . Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель, музеи Гессен-Кассель. Hirmer Verlag, Мюнхен 2013, ISBN 978-3-7774-2022-6
  • Джозеф Эдуард Уэссели :  Йорданс, Джейкоб . В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Том 14, Duncker & Humblot, Leipzig 1881, p. 521 f.
  • Феликс Биллетер: О художественных дебатах в кругу Рубенса. Расследование на примере ранних исторических картин Якоба Йорданса и Антониса ван Дайкса . 1993, ISBN 3-631-45875-4
  • Роджер-Адольф Д’Хюльст: Якоб Йорданс . 1982, ISBN 3-608-76158-6
  • Роджер-Адольф Д’Хюльст : Жак Йорданс / Р.–А. d’Hulst. Перевод с голландского Карла Жакеса. Штутгарт 1982.
  • Роджер-Адольф Д’Халст: жизнь и работа Йорданса . В: Жак Йорданс (1593–1678) . Том I: Живопись и гобелены . Каталог Р.–А. д’Хюльст, Нора де Портер и Марк Ванденвен, изд. Ханс Девишер и Нора де Портер, Антверпенский музей Конинклейка для Шоне Кунстен, 27 марта — 27 июня 1993 г., стр. 23–30.
  • Юстус Ланге : Введение. Якоб Йорданс или Жак Йорданс (1593–1678) . В кн . : Йорданс и древний мир , под ред. от Mercatorfonds. Брюссель 2012 г., ISBN 3-7774-2022-0 , стр. 9-14.
  • Биргит Ульрике Мюнх, Зита Агота Патаки (ред.): Йорданс. Genius of Grand Scale — гений большого формата , с коллаборацией. v. Эльза Освальд и Сара-Софи Ридель. Штутгарт 2012, ISBN 978-3-89821-951-8 .
  • Кристи Нельсон: Джейкоб Йорданс. Дизайн для гобелена . Brepols Pub 2003, ISBN 2-503-50578-3
  • Макс Роузес: «Левен в творчестве» Йорданса . 1907. Немецкий язык: Жизнь и творчество Йорданса . . Базовая работа о фламандском живописце со списком работ.
  • Ирен Шодис: Немного латыни, еще меньше греческой. Йорданс и гуманистическая традиция . В кн . : Йорданс и древний мир , под ред. от Mercatorfonds, Брюссель 2012 г., ISBN 3-7774-2022-0 . С. 15-54.
  • Мартин Варнке: Питер Пауль Рубенс, Афонис ван Дейк и Жак Йорданс. Три художника-основоположника антверпенского барокко . В: Ортруд Вестхайдер, Майкл Филипп: Рубенс, Ван Дайк, Йорданс. Барокко из Антверпена . Гамбург 2010, стр. 23–35.

Якоб Йорданс

Cр. Библия в живописи.

Rooses, Max. Jacob Jordaens. His Life and Work. London: J.M.Dent; New York: E.P.Dutton, 1908. 420 pgs.

Йорданс прожил небогатую событиями, спокойную жизнь бюргера и неутомимого труженика. Рубенс пригласил его исполнить ряд декоративных работ, в том числе – украсить несколько триумфальных арок (1635) и написать картины для замка Ла Торре де ла Парада близ Мадрида (1637).

Йорданс был хорошим декоратором. Он создавал эскизы шпалер; четыре исполненных им картона принадлежат коллекции Лувра.

Йорданс написал огромные декоративные полотна для дворца Хейс-тен-босх в Гааге (1651 и 1652), а также три больших композиции для амстердамской ратуши (1661). На протяжении всей своей долгой жизни он не прекращал работать для церквей и по частным заказам.

Знаменитый холст Иисус среди книжников (1663, Майнц, Картинная галерея) свидетельствует о большой внутренней силе его живописи. Умер Йорданс 18 октября 1678.

Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Йорданс (1593—1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Якоб Йорданс делит с Антонисом ван Дейком славу наследника Питера Пауэла Рубенса. И ван Дейк, и Йорданс испытали влияние его многогранного творчества. Однако и утонченному ван Дейку, и простодушному, грубоватому Йордансу одинаково не хватало здоровой умеренности Рубенса. В творчестве Йорданса почвенное начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Даже религиозные и мифологические сюжеты трактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим и нравственным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусстве Йорданса праздничная зрелищность сочетается с оттенком прозаической обстоятельности.

Якоб Йорданс, сын торговца холстом из Анверпена, в 1607 г. поступил в ученики к местному художнику. В 1615 г. он был аттестован гильдией Святого Луки как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи.

Йорданс не пожелал закончить своё образование в Италии. Будучи протестантом, он каждое воскресенье ходил слушать проповеди в ближайший голландский форт. Художник познакомился с северо-нидерландской жанровой живописью и проникся обаянием её стиля.

В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от наивной веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе присутствует козлоногий сатир («Сатир в гостях у крестьянина», около 1620 г.).

Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем на время праздника, если найдет в своем куске пирога запеченный боб. Йорданс написал ряд картин на тему этого нидерланского обычая: «Бобовый король» (около 1638 г.

), «Король пьет» (около 1656 г.) и др.

Любопытная сторона творчества Йорданса – его портреты. Обычно он писал семейные пары. На холсте, запечатлевшем чету Сурпелен (конец 20-ч гг. XVII в.), величественная осанка мужчины не может ввести в заблуждение зрителей.

Глава этого семейства, конечно, дородная матрона, покойно, но не особенно изысканно расположившаяся в кресле. Рядом устроился на жердочке попугай – неизменный в подобных портретах персонаж, символизирующей бюргерское тщеславие.

Но есть у Йорданса и более одухотворённые образы. Около 1643 г. художник написал поразительную картину «Диоген». Большое полотно изображает торжище (рынок). На первом плане громоздятся овощи, живность.

Между горами снеди – почти неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев. И среди этого изобилия – сутулая, изможденная фигура старика. От движется прямо на зрителя из глубины картины, разрезая композицию надвое, как корабль, рассекающий волны.

Безумный мудрец ищет того, кто достоин имени Человека.

Выполняя в 1630-х гг. в Антверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смерти Рубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживает творческий перелом.

Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие, исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Одна из самых помпезных работ такого рода цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск («Домик в лесу») исполнен Йорданс совместно с Г. ван Тульденом.

«Святой Бруно»

Картина «Святой Бруно» была написана в 1620 году. По сей день точных данных о том, что это картина Антониса, нет. Тем не менее есть предположение, что это его произведение, которое относят к раннему периоду творчества. Картина была написана в то время, когда молодой живописец помогал Рубенсу работать над росписью церкви.

Описание картины Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа

Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет

Описание картины Якоба Йорданса «Бобовый король»

Описание картины Якоба Йорданса «Бобовый король»

Художник эпохи барокко Якоб Йорданс еще при жизни стал весьма востребованным художественным мастером. Он отличался удивительной творческой работоспособностью – более 700 полотен остались в наследии мировой культуры. Жизнь во Фламандии пользовалась неизменным интересом живописца, особенно моменты празднований у простого народа.

«Бобовый король» 1638 г. – картина с удивительной предысторией. У местного населения зародилась традиция – отмечать религиозный праздник особым способом. Накануне 6 января здесь собирались пышные застолья, на которых путем лотереи разыгрывалось почетное место короля. Король мог выбрать среди присутствующих королеву и назначить остальную свиту: различных министров и шута.

https://youtube.com/watch?v=UfkeTGipuMI

Избирался главный на вечеринке с помощью боба, который перед ужином клали в тесто – и кому попадется пирог с заветным зерном, тот и выиграл. Боб был выбран неспроста: он символизировал путеводную звезду Вифлеема, приведшую волхвов ко Христу. Подобная традиция веселила и забавляла простой люд, а заодно избавляла от напряженности в отношении к представителям власти.

Йорданс пишет момент, когда гости уже захмелели и в ритме единого настроения предаются самозабвенному веселью. В центре композиции – избранный бобовый король. Его окружают верные «подданные»: женщины и мужчины разных возрастов. Особенность таких картин – постоянное присутствие в поле зрения детей и животных.

Здесь единство и общность народа: совсем пожилая дама на заднем плане сдержанно одобрительно улыбается; музыкант подле нее забылся в хмельном полусне; сидящая мать с младенцем совсем позабыла о разомлевшем ребенке у нее на коленках; слева женщина средних лет, будто не замечая, дает вино маленькой дочке. Орудия трапезы и поднятые бокалы завершают атмосферу картины.

(1 votes, average: 5.00

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: