Поклонение волхвов
Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия Джотто отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство. А не абстрактная золотая пустота.
Его герои твёрдо стоят на ногах. Вспомните, как этим пренебрегали мастера до него. Лошади и люди могли “парить” над землёй.
Ещё герои Джотто полны внутреннего достоинства. Это чистосердечные люди. Живые люди. В отличие от ликов-масок Византии.
Всем известные библейские сюжеты мастер делает правдивыми, жизненными. Как будто это происходит в реальности. С реальными людьми.
Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Сравните “Поклонение волхвов” двух мастеров-современников. И вы поймёте все изумление людей, которые впервые видели работы Джотто. Ведь мастер как бы объяснил потусторонние, трансцендентные библейские сюжеты простым, понятным языком.
Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия. Справа: Джотто. Поклонение волхвов.
Кстати, изображённая в небе звезда необычна. Считается, что Джотто изобразил комету Галлею, которая была видна невооружённым взглядом в 1301 году.
Поцелуй Иуды
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия На фреске изображена сцена предательства. Подкупленный Иуда должен подать страже знак. Чтобы те поняли, кто из стоящих – Иисус. Иуда должен его поцеловать.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
В центре мы видим два лица. Благородное, красивое лицо Христа с правильными чертами. Высокий лоб. Развитая шея здорового мужчины. И обезьяноподобное, уродливое лицо Иуды. Выделяющиеся надбровные дуги. Скошенный подбородок. Маленькие, как будто бегающие глаза.
Нравственная красота соединена с физической. А уродство физическое с нравственным уродством. Именно так и будет заведено после Джотто в эпоху Ренессанса. Красота лиц у благородных людей и уродство предателей.
Вспомните, каким страшным изображает Иуду Леонардо да Винчи на своей знаменитой фреске “Тайная вечеря”.
Работы Леонардо да Винчи 1498 года. Слева: фрагмент фрески “Тайная вечеря”. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Справа: “Голова Иуды”. Подготовительный рисунок к фреске “Тайная вечеря”. Замок Виндзор, Англия
Более подробно об этой фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”
P.S.
Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше.
Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему.
Просто они не могли ещё до конца осознать его реформы и подхватить его знамя. Это сделают их потомки. О которых читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Капелла Скровеньи в Падуе
Север Италии скрывает огромное количество самых настоящих сокровищ мирового изобразительного искусства и архитектуры.
Италия
Падуя – одна из самых интересных точек на карте Италии, которая привлекает ценителей мирового искусства со всех уголков земного шара.
Падуя
Главная падуанская жемчужина – Капелла Скровенья — прославилась благодаря блестящему фресковому циклу, созданному Джотто ди Бондоне.
Капелла дель Арена
Капелла Скровеньи была заложена в 1300 году в честь Богоматери и была освящена через три года в светлый день Благовещенья, который был одним из самых главных праздников в ренессансной Италии.
Капелла была построена на землях Энрико Скровеньи, а фундаментом для нее послужили остатки древнеримского театра, что дало капелле второе название – Капелла дель Арена.
По мнению историков, Капелла должна была искупить грехи отца Энрико Скровеньи – Реджинальдо, который занимался ростовщичеством, считавшимся смертным грехом.
Энрико Скровеньи
Имя Реджинальдо Скровеньи встречается даже в «Божественной комедии» Данте, поместившего ростовщика в 7-ой круг ада. Дело отца продолжил и сам Энрико, однако, папа Римский Бенедикт XI отпустил ему этот страшный грех. Видимо поэтому для своей Капеллы Энрико хотел самых лучших мастеров: для создания обширного фрескового цикла богатый купец пригласил Джотто, по праву считавшегося художником номер один.
Джотто Ди Бондоне
Джотто занимался росписями в течение 2-х лет, начав работу практически сразу после освящения Капеллы и завершив её в 1305 году.
Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
Этот цикл стал своеобразной квинтэссенцией художественных методов Джотто. Фрески Капеллы Скровеньи становятся еще более смелыми и эмоционально насыщенными.
План Фресок в Капелле Скровеньи
Джотто в капелле Скровеньи
Многие художники проявили себя в написании этого эпизода «Страстей», столь важного и, в то же время, столь иконографически сложного. Показательной, безусловно, столько веков спустя, является интерпретация, предоставленная Джотто (1267-1336), в капелле Скровеньи в Падуе
В 1303 году богатый банкир Энрико Скровеньи построил в Падуе небольшую однонефную часовню, известную как капелла Скровеньи, и попросил Джотто, к тому времени на пике своей славы, расписать её фресками. Великий художник, находившийся в то время в городе, принял заказ и посвятил ему себя по крайней мере до 1305 года, когда капелла была освящена. Он покрыл всю поверхность стен несколькими циклами фресок, иллюстрирующими важнейшие эпизоды из «Историй Анны и Иоакима» (родителей Мадонны), «Историй Богородицы» и «Историй Христа». Цикл завершается большим изображением Страшного Суда, расписанным на обратной стороне фасада.
Джотто, капелла Скровеньи, 1303-5, интерьер контрфасада. Падуя
Изобразив множество священных сюжетов, Джотто не раз попытался передать реальную жизнь с превосходным натурализмом. Воображаемое пространство правдоподобно, расписанная архитектура создает ощущение конкретной среды. Изображённые на фресках сундуки, кровати, шторы и полосатые одеяла вовлекают в повседневную жизнь людей, а персонажи натуральным образом вписываются в быт этого пространства.
Целью Джотто было здесь не только изобразить божественную историю, а ввести её в повседневное измерение, близкое мироощущению средневекового зрителя, который мог в ней легко распознать и почувствовать самого себя. В Историях Христа драма разворачивается с особенным пафосом, но Джотто не делает это навязчиво — движения, жестокость, страсть, жесты и взгляды — это не просто художественные приёмы, они не выглядят излишне театрализованными.
Джотто, «Поцелуй Иуды», из Историй Христа, 1303-5 гг. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла Скровеньи
Хронологические рамки эпохи Ренессанса в Италии
Номер периода | Название | Года | Название периода |
---|---|---|---|
1 период | Дученто (от итальянского ducento — двести) — название произошло от сочетания двух слов Ду (то есть 2) и ченто (сто) — это итальянское название XIII века. | 1200-е гг. | Проторенессанс (прото – пред) |
2 период | Треченто (Трече́нто от итальянского trecento — триста) — принятое в итальянском языке наименование XIV в. — название произошло от сочетания двух слов тре (то есть 3) и ченто (100 — сто) | 1300-е гг. | Ранее Возрождение |
3 период | Кватроченто название произошло от сочетания двух слов Кватро (то есть 4) и ченто (сто в переводе с итальянского языка). Кватроченто — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века. | 1400-е гг. | Высокое Возрождение |
4 период | Чинквеченто — название произошло от сочетания двух слов Чинквеченто (то есть 5) и ченто (сто). Чинквеченто в переводе с итальянского буквально пятьсот, а также 1500-е годы) — итальянское название XVI в. | 1500-е гг. | Позднее Возрождение |
Разобравшись в формировании названия того или иного периода, можно легко атрибутировать произведение, увидев дату его создания. Например, диптих «Мадонна с младенцем», датируется 1340 годом, значит речь идет о треченто или Раннем Возрождении.
Фрески капеллы дель Арена (или капеллы дельи Скровеньи) в Падуе (1304-1306)
Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.
Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи. Падуанские фрески стали настоящим откровением для Италии начала XIV века, в них можно сразу увидеть все достоинства творчества мастера, обеспечившие ему в истории искусства почетное положение великого новатора, являющегося образцом для других художников. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, предваряя перспективу Ренессанса.
Бичевание Христа
Джотто. Бичевание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия Объемность фигур особенно заметна на фреске “Бичевание Христа”. Они тяжеловесны. Даже глыбообразны. Это не удивительно. Джотто, конечно, не знал анатомию человека. Но он изо всех сил стремился показать людей объёмными. А значит реальными.
Эта фреска еще кое-чем примечательна. Посмотрите, насколько разные мучители Христа. И по внешности, и по выражению лиц. Такая индивидуальность до Джотто вообще не встречалась у средневековых мастеров.
Джотто. Бичевание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Техника создания фресок
Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.
Отдельные цвета, особенно – ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике «сухой фрески» – краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.
Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном случае – поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.
Оплакивание Христа
Джотто. Оплакивание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия Драма. Скорбь, горе изображены невероятно правдоподобно. Это уже не условные жесты. А самые настоящие эмоции.
Джотто. Оплакивание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Достаточно просто сравнить с фреской того же 14 века. Разница колосальная. Не даром Джованни Боккаччо, итальянский писатель, сказал о Джотто: “Он вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное”.
Слева: Неизвестный мастер. Оплакивание Христа. Фреска в церкви св. Пантелеймона в Нерези (бывшая территория Византии), Македония. Вторая пол. 12 в. Справа: Джотто. Оплакивание Христа.
Оплакивание Христа — Джотто
Этот шедевр Джотто — жемчужина капеллы дель Арена. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Именно сюда ведут глаз зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Очень выразительна поза Богородицы, склонившейся над Христом и неотрывно вглядывающейся в безжизненное лицо Сына. Эмоциональное напряжение этого «живописного» рассказа беспрецедентно — аналогов ему в тогдашней живописи мы не найдем.
Символическим тут выглядит «пейзаж». Каменный склон делит картину по диагонали, подчеркивая глубину роковой утраты. Окружающие тело Христа фигуры своими позами и жестами выражают различные эмоции. Мы видим перед собой стоически переживающих горе Никодима и Иосифа Аримафейского, рыдающую Марию Магдалину, прильнувшую к ногам Христа, женщин, заламывающих в отчаянии руки, и оплакивающих смерть Спасителя ангелов. Этот шедевр Джотто в концентрированной форме демонстрирует новаторский характер его живописи. Разрыв с византийской традицией, господствовавшей в средневековом искусстве, здесь резко обозначен. Это касается абсолютно всего. Сакральный сюжет превращается в живое повествование.
Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение. Художник уходит от стереотипов, отказывается от жесткой символической системы, его интересуют сложные пространственные и оптические эффекты. Его интересует мир в его многообразии. Его, наконец, интересует правда человеческого чувства и человеческой мысли. Его персонажи теряют прежний иконописный облик,- они — коренасты, широколицы, наделены величавым обликом, облачены в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Боккаччо писал, что герои художника — совершенно живые люди, лишь не могут говорить.
Важнейшую роль у Джотто начинает играть колорит. Он не только и не столько выражает теперь небесную символику, сколько помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции. В своих композициях Джотто подвергает анализу душу человека, разбирает его чувства, показывает различные стороны его характера, его нравственное состояние. Религиозные сцены он изображает в земной обстановке,-вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания.
Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства, но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Да, на сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно. Но путь намечен. И этот путь приведет к высшим взлетам Ренессанса. Кажется, Джотто и, скажем, Микеланджело даже и сравнивать нельзя, но того Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти неуверенные, на наш взгляд, шаги.
Первые шаги к новому искусству Сам Микеланджело это хорошо понимал, высоко ценя заслуги своего предшественника. Да и оценки других великих современников и близких потомков говорят о многом. Говорят о потрясении, испытанном ими от картин Джотто. Назовем Данте, Боккаччо. Назовем того же Вазари.