Капелла скровеньи в падуе

Творчество и слава

Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.

Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».

Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.

До Джотто

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.

Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.

Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Джотто — один из…

Джотто — представитель флорентийской живописной школы, шедший к этому статусу издалека, через Милан и Рим, Неаполь и Падую.

Еще до поступления во флорентийское цеховое живописное братство он успел не только выучиться художественному ремеслу, но и обзавестись учениками. Вместе с ними он поступает на обучение к Чимабуэ во Флоренции. Вместе с учителем участвует в создании его самых известных полотен, дописывая по традиции того времени наименее значимые элементы.

Интересна бытующая легенда о начале его обучения у мастера: считается, что Чимабуэ заметил его и позвал в ученики, благодаря рисунку на скале, оставленному юным пастушком Джотто.

Постепенно в процессе обучения он овладевает уникальным мастерством универсалиста, его живописные работы становятся новаторскими, а их автор — реформатором живописи того времени, переломившим устойчивые средневековые традиции. Кроме живописи осваивает он и мастерство архитектора, которое с успехом применит в руководстве строительством флорентийского Дуомо и его колокольни.

Чимабуэ

Никто не мог себе представить, что мальчик по имени Джотто, крестьянский сын, пасший чужой скот, чтобы помочь семье, в будущем станет известным художником. Выбиться в люди помог ему счастливый случай. Судьба свела его со знаменитым художником того времени, Чимабуэ, в окрестностях Флоренции.

Чимабуэ случайно встречает юношу, который увлечённо что-то рисует невдалеке от пасущегося стада овец. Подойдя ближе к незнакомцу, Чимабуэ видит, что рисунок детально проработан.

Увидев незнакомого мужчину, юноша радушно приветствует его. Он замечает, что незнакомец с большим интересом изучает только что выполненный рисунок. Джотто делится с незнакомцем тем, что он любит рисовать больше всего на свете.

Чимабуэ (слева) и Джотто (справа)

Незнакомец проникается к юноше симпатией и рассказывает, что на самом деле он — художник. Чимабуэ предлагает парню ходить к нему на занятия живописью.

Молодой человек был рад такому предложению. Но временно был вынужден отказаться от всего, что связано с рисованием. Родители решили отдать его в школу ткачей для обучения ткацкому мастерству. Ремесло не пришлось ему по душе. Спустя два года, он ушёл из школы.

Флоренция

Школа ткачей была уже позади. И парень отправился во Флоренцию, чтобы осуществить свою мечту об уроках живописи у несравненного мастера. Во Флоренции он быстро нашёл мастерскую Чимабуэ и поступил к нему в ученики.

Прошло совсем мало времени и Чимабуэ стал замечать, что его ученик во многом превзошёл своего учителя. Он ещё не преуспел в понимании человеческой анатомии и перспективы, но уже видел мир трёхмерным.

Никто из художников того времени мир не видел таким, каким его видел Джотто. Это было глотком свежего воздуха в мире живописи.

По всей видимости, первые серьезные работы молодого художника были тесно привязаны к религии. Самыми ранними его самостоятельными произведениями считаются фрески в церкви Ассизи.

Затем он написал несколько икон, в соответствии с Ветхим заветом. Эти иконы вызвали настоящий шок у священнослужителей. Они очень сильно отличались по стилю написания от привычных фресок Византии.

Скульптура Джотто на фасаде галереи Уффици, Флоренция

Джотто был современником и близким другом поэта и мыслителя Данте (1265 — 1321). Вполне возможно, он был первым читателем его бессмертной «Божественной комедии». Как писали современники Джотто, он обладал острым умом, умел и любил шутить в кругу друзей. Он никогда не вмешивался в какие-либо политические коллизии.

В отличие от многих художников, которых признали уже посмертно, слава нашла Джотто при жизни. Он расписывает храмы, дворцы и дома самых знатных господ. В 1334 г. великий мастер назначается главным архитектором Флоренции. Прах Джотто покоится в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Истории Анны и Иоахима

Первые шесть панелей южной стены повествуют об Анне и Иоакиме, родителях Мадонны, по сюжету апокрифического Евангелия, то есть Протоевангелия от Святого Иакова. У пожилых супругов, не было детей, а в то время это считалось бесчестием. Поэтому Иоаким был изгнан из Иерусалимского храма и, униженный, скрылся у пастухов. Но архангел Гавриил объявил Анне, что она скоро станет матерью. Иоахим, предупрежденный во сне ангелом, смог вернуться домой.

Джотто, Благовещение Святой Анны, из Историй Анны и Иоакима, 1303-5. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла Скровеньи

Встреча с женой происходит у Золотых Ворот Иерусалима, которая на фреске Джотто изображена под названием «Встреча Анны и Иоакима у Золотых Ворот» и напоминает Арку Августа в Римини, городе, где Джотто останавливался до приезда в Падую. Двое обнимаются и целуются в губы. Это один из самых нежных и искренних супружеских поцелуев за всю историю итальянской живописи. За Иоахимом следует пастух, который наполовину вырезан из сцены, предполагая, что пространство выходит за рамки картины — очень современное и эффективное художественное решение для того времени.

Цвета и богословские добродетели

Анну сопровождает группа женщин, одетых в праздничную одежду, цвета которой символизируют богословские добродетели: зеленый — Надежду, белый — Веру, красный — Милосердие. Только одна женщина полностью одета в черное и частично закрывает лицо мантией. Эта таинственная фигура может символизировать иудейскую религию или Синагогу, изображённую в противовес рождающейся христианской церкви, или состояние фактической вдовы, которое Анна переживала в отсутствие мужа и которое сейчас подходит к концу.

Джотто, Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот, из рассказов Анны и Иоакима, 1303-5. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла СкровеньиДжотто, Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот, из рассказов Анны и Иоакима, фрагмент

Поклонение волхвов


Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия Джотто отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство. А не абстрактная золотая пустота.

Его герои твёрдо стоят на ногах. Вспомните, как этим пренебрегали мастера до него. Лошади и люди могли “парить” над землёй.

Ещё герои Джотто полны внутреннего достоинства. Это чистосердечные люди. Живые люди. В отличие от ликов-масок Византии.

Всем известные библейские сюжеты мастер делает правдивыми, жизненными. Как будто это происходит в реальности. С реальными людьми.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Сравните “Поклонение волхвов” двух мастеров-современников. И вы поймёте все изумление людей, которые впервые видели работы Джотто. Ведь мастер как бы объяснил потусторонние, трансцендентные библейские сюжеты простым, понятным языком.


Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия. Справа: Джотто. Поклонение волхвов.

Кстати, изображённая в небе звезда необычна. Считается, что Джотто изобразил комету Галлею, которая была видна невооружённым взглядом в 1301 году.

Основоположник современной живописи

Джотто жил на рубеже двух столетий — 13-го и 14-го. Ровно середина его жизни пришлась на этот период, и эпоху эту во всей мировой культуре принято называть эпохой Данте и Джотто. Они были современниками.

Философ Мераб Мамардашвили про картины Джотто когда-то сказал: «Джотто вышел в трансцендентный ноль». Эта сложная фраза в своё время заставила многих смеяться. Но если подумать, то точнее все-таки сказать нельзя. Ведь Джотто как художник начал с нуля.

Посмотрите на самые известные картины Джотто. То, что он сделал в искусстве, то, что он предложил искусству, до него никто никогда не делал. Он начал с нуля, и, может быть, в этом смысле каждый гениальный человек выходит в трансцендентный ноль. Микеланджело, Поль Сезанн и Казимир Малевич сделали это. Они начинали с начала, с нуля. В этом смысле и Джотто вышел в трансцендентный ноль. Потому что о нем можно сказать совершенно спокойно и уверенно: именно с Джотто Бондоне начинается современная европейская живопись.

Революционный художественный язык

Фрески в капелле Скровеньи считаются выражением художественной зрелости Джотто. Всего за несколько лет, освободившись от последних стилистических колебаний, ещё присутствовавших в Ассизи, он привнес в свои картины больше нюансов светотени, смягчил формы, приобрел большую уверенность в анатомической визуализации тел и в использовании интуитивной перспективы. Одним словом, Джотто посвятил себя, получив отличный результат, максимально натуралистической передаче реальной жизни.

Воображаемое пространство стало более рационально, архитектура — это уже не просто пространственные коробки или театральный фон иллюстрируемой сцены, а образ конкретной среды, в которой живут люди как в обычной жизни — в окружении сундуков, скамеек, полок, кроватей, штор и полосатых одеял. Образ персонажей естественно вписывается в окружающую их обстановку своей натуральностью. Редко в истории искусства художник склонен смотреть на своих божественных персонажей с таким снисхождением к их человеческой природе.

Такое приближение к реальной жизни ещё более удивительно, если учесть, что Джотто был средневековым художником, писавшем картины на религиозные сюжеты. Например, в сцене «Омовения ног» внимательный наблюдатель не может не заметить жеста апостола, который, перед приходом Иисуса, явно смутившись, от того, что ноги его грязны, пытается исправить ситуацию, вытирая их указательным пальцем руки между пальцев ног.

Джотто, Омовение ног, из Историй Христа, 1303-5. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла СкровеньиДжотто, Омовение ног, из Историй Христа, фрагмент

Внешняя отделка

Нижние яруса колокольни, как мы упоминали ранее, выглядят более приземистыми. Они богато украшены резными плитами и барельефами. Работа над первым ярусом — заслуга мастера Джотто. На фоне серо-зеленого мрамора, зодчий распорядился разместить вертикальные картины из розового мрамора в белой окантовке. По центру каждой плитки располагаются медальоны, иллюстрирующие семь таинств и сцены из библии. Каждая из четырех стен башни украшена семью такими картинами-плитами.

Следующие ярусы кампанилы отделаны барельефами, которые родились в умелых руках Луки делла Робиа и Андреа Пизано. Талантливые художники показали в своих работах сложный путь прогресса человечества. Барельефы иллюстрируют генезис человека, а затем познание им ремесел, науки и культуры. Изображены вполне типичные для средних веков профессии: винодел, астроном, камнетес, пастух и т.п. Дела мирские разбавлены целой коллекцией добродетелей.

Один из ярусов лишен декоративных барельефов. По четыре плиты с каждой стороны сиротливо сияют ничем незаполненными рамками. Четвертый ярус башни лишился своих украшений – скульптур, воплощавших в камне библейских пророков. Работы зодчих Нино Пизано, Донателло, Андреа Пизано и Нанни ди Бартоло были определены в Музей Дуомо, где им гарантирована сохранность.

Яруса колокольни имеют явное горизонтальное разделение за счет мозаичных вставок, созданных братьями-художниками Космати. Три завершающих этажа башни имеют вытянутые окна в стрельчатых рамах. Снаружи эти окна отделаны лепниной, напоминающей витый шнур, что придает строению дополнительную элегантность. Легкость линий и ажурная внешняя отделка превращают кампанилу в нечто воздушное, сводя на нет тяжеловесный камень и огромную высоту.

Кстати, в музее при соборе можно увидеть рисунок, выполненный Джотто, изображающий общий вид колокольни. Нынешнее здание выглядит на порядок интереснее и изящнее задуманного. Тем не менее, башня носит имя художника и архитектора, положившего последние годы своей жизни на ее создание.

Джотто ди Бондоне – биография

Джотто ди Бондоне родился в 1266 или 1267 г. в деревне Веспиньяно недалеко от Флоренции в семье мелкого землевладельца. Предположительно в возрасте 10 лет Джотто начал учиться живописи в мастерской Чимабуэ, известного флорентийского живописца.
Джотто был гражданином Флоренции, хотя работал также в Ассизи, Риме, Падуе, Неаполе и Милане. Его талант художника и практическая деловая хватка обеспечили ему солидное состояние. Несмотря на то, что мастерская Джотто процветала, история сохранила всего лишь несколько полотен, подписанных его именем, да и те, по мнению специалистов, скорее всего принадлежат кисти его помощников.
Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса, прежде всего, склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения. Его живопись воплощает в себе идею человечности и несет первые зачатки гуманизма.
В 1290—99 гг. Джотто создал росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи — 25 фресок, живописующих сцены из Ветхого Завета, а также эпизоды из жизни Франциска Ассизского («Чудо источника»). Фрески отличаются наглядностью, незамысловатой повествовательностью, наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам. Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей: с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами, правильным разрезом глаз и т.п. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами. Они помышляют скорее о земном, чем о небесном, переживая вполне человеческие чувства и эмоции. Впервые в истории итальянской живописи душевное состояние героев живописного произведения передается мимикой лица, жестами, позой. Вместо традиционного золотистого фона на фресках Джотто изображен пейзаж, интерьер или скульптурные группы на фасадах базилик. В каждой композиции художник изображает лишь один момент действия, а не последовательность различных сцен, как это делали многие его современники.
В начале 1300-х гг. художник посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини способствовало становлению его творческого метода.
Творческие достижения Джотто получили дальнейшее развитие в росписях капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе, выполненных им в 1304—06 гг. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, фрески живописуют сцены из жизни Иоакима и Анны («Иоаким среди пастухов», «Жертвоприношение Иоакима», «Сон Иоакима», «Встреча у Золотых Ворот»), Девы Марии и Христа («Рождество», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев», «Крещение Христа», «Воскрешение Лазаря», «Иуда, получающий плату за предательство», «Поцелуй Иуды», «Несение креста», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Воскресение»), а также сцены Страшного Суда. Эти росписи — главное произведение и вершина творчества художника.
В 1300—02 гг. Джотто выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции.
К 1310—20 гг. исследователи относят знаменитый алтарный образ «Мадонна Оньиссанти». Композиция не подписана, однако исследователи единодушно приписывают ее Джотто.
В 1320-е гг. Джотто создает росписи капелл Перуцци и Барди во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Франциска Ассизского («Стигматизация св. Франциска», «Смерть и вознесение св. Франциска»).
В 1328—33 гг. Джотто при посредстве многочисленных учеников делал росписи при неаполитанском дворе короля Роберта Анжуйского, который пожаловал художнику титул «придворного».
С 1334 г. Джотто руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений во Флоренции, чем снискал широкое признание среди современников и граждан Флоренции. Джотто приписывают проект кампанилы (колокольни) флорентийского собора (начата в 1334 г., строительство продолжено в 1337—43 гг. Андреа Пизано, завершено около 1359 г. Ф. Таленти).
Джотто был дважды женат и имел восемь детей.
В 1337 г. Джотто умер.

Интересует реклама, продвижение сайтов в Самаре если есть специалисты отзовитесь.

Tags: Джотто ди Бондоне

На главную   


This entry was posted on Thursday, April 9th, 2009 at 14:12 and is filed under Художники. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.

Both comments and pings are currently closed.

Происхождение

По наиболее распространённой версии год рождения Джотто – 1266 или 1267, место рождения – маленький городок Веспиньяно (современный Виккьо) в провинции Флоренция. По другим предположениям год рождения может быть любым с 1266 по 1276 год, именно на последнем варианте настаивал в своих биографических исследованиях автор «Жизнеописаний» Джорджо Вазари (1511-1574). Нет полной уверенности и относительно места рождения, возможно, это была сама Флоренция.

Отец художника по разным данным был кузнецом или крестьянином. Непоседливого и расторопного сына к трудовой жизни простых людей он привлекал с ранних лет, в том числе к присмотру за скотом на пастбище.

Картины Джотто ди Бондоне

Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)

Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи

Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку. Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук». В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).

Вид верхней церкви Сан-Франческо

К другим крупным работам Джотто относятся:

  • Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
  • Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
  • Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции

Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте). Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.

К самым известным относят:

  • Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
  • Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
  • Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
  • Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.

Биография Джотто ди Бондоне

Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По сообщению Вазари, был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.

По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.  А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На  тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Уникальная коллекция: «Великие художники». Джотто

Мы увеличиваем нашу коллекцию до 80 альбомов!

Еще 30 выдающихся имен!

51 Василий Тропинин 52 Антуан Ватто 53 Иван Билибин 54 Никола Пуссен 55 Густав Климт 56 Василий Верещагин 57 Василий Кандинский 58 Константин Коровин 59 Альфред Сислей 60 Илья Глазунов 61 Константин Маковский 62 Аполлинарий Васнецов 63 Ван Дейк 64 Игорь Грабарь 65 Александр Бенуа 66 Орест Кипренский 67 Кузьма Петров – Водкин 68 Владимир Боровиковский 69 Ян Вермеер 70 Федор Рокотов 71 Глазунов Илья 72 Якопо Тинторетто 73 Камиль Писсаро 74 Виктор Борисов – Мусатов 75 Джотто 76 Михаил Нестеров 77 Лукас Кранах Старший 78 Жан Энгр 79 Аркадий Пластов 80 Зинаида Серебрякова

Отец итальянской живописи Денис Корсаков, заместитель редактора отдела культуры «КП», — о своем любимом художнике:

Денис Корсаков

Заказать сейчас

— О жизни Джотто нам известно довольно мало: даже точная дата его рождения остается загадкой. Множество его картин утрачено, об авторстве других искусствоведы спорят веками. Лакуны в биографии за почти семь столетий, прошедших со дня его смерти, заполнились анекдотами и легендами. Рассказывали, например, что Джотто в детстве пас овец и от нечего делать рисовал их на скалах с помощью заостренных камней; проезжавший мимо живописец Чимабуэ, считавшийся в Тоскане одним из лучших, увидел мальчика, восхитился его наброском и взял в ученики. Ученик довольно быстро превзошел учителя (Данте через тридцать лет напишет в «Божественной комедии»: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, и живопись того затемнена»). Так или иначе, в конце XIII века Джотто, возможно, расписывал вместе с Чимабуэ стены церкви Св. Франциска в Ассизи, а в начале XIV, уже вместе со своими собственными учениками, приступил к главной работе всей жизни — росписи падуанской капеллы Скровенья. Яркие фрески, полные золота и лазури, изображают жизнь Христа и Девы Марии. Эти фрески навсегда изменили европейскую живопись. На стенах капеллы Скровенья Джотто совершил революцию: вместо статичных персонажей икон на его фресках были живые люди, к которым, казалось, можно прикоснуться. Они располагались среди настоящих скал, деревьев и зданий, их движения выражали живые и искренние эмоции; эти фигуры рассказывали историю, и рассказывали ее очень ясно и увлекательно. «Богослужение стремится к сохранению позы, символизм церковного обряда удерживается в некоторых положениях, занимаемых священнослужителями, и всякое движение в храме есть только тихий переход от одного такого положения к другому. Живопись Джотто похожа на богослужение, — писал Павел Муратов в «Образах Италии». — Старинное прозвание Джотто «отцом итальянской живописи» остается в полной силе и теперь. Джотто не только до конца исчерпал художественные возможности своей эпохи, но и последующие эпохи в искусстве были возможны только благодаря тому, что было сделано Джотто». Говорят, он был веселым и жизнерадостным человеком; в этом отношении он практически ничем не напоминал своего великого соотечественника и современника Данте Алигьери (впрочем, Джотто — автор единственного портрета, который можно с оговорками считать прижизненным портретом Данте). При этом, по свидетельству знакомых, художник, создавший самые прекрасные фрески своей эпохи, не отличался красотой (его называли «самым безобразным человеком во всей Флоренции»). Его многочисленные дети тоже были некрасивыми. («Я делал их в темноте», — оправдывался Джотто, когда Данте в шутку его в этом упрекнул.) Впрочем, и эта фраза, и сам факт дружбы и вообще знакомства Джотто и Данте являются недоказуемыми, непроверяемыми. Мы не можем даже с уверенностью говорить, что знаем, где именно в огромном флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре был похоронен Джотто. Его эпоха потонула во мраке, и туда же отправилось множество работ гениального художника. Но кроме мрака, есть еще золото и лазурь фресок в Падуе, Ассизи и Флоренции — и они, слава богу, до нас дошли. Cпрашивайте в киосках города!

«Великие художники». Джотто

Заказать сейчас

Дорогие читатели! Пропущенный том еще не потерян! Если вы не успели купить один или несколько томов, вы можете приобрести любой из вышедших альбомов в нашем фирменном магазине по адресу: Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1. Пн. — пт.: с 10.00 до 20.00; сб.: с 10.00 до 18.00. Без перерыва на обед. Проезд: ст. м. «Динамо», далее автобусом № 84 или маршрутным такси № 384 до остановки «Фабрика «Вымпел». По всем вопросам, связанным с коллекцией, обращайтесь по телефону. Также подробная информация об этой и других коллекциях размещена на нашем сайте

Бичевание Христа


Джотто. Бичевание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия Объемность фигур особенно заметна на фреске “Бичевание Христа”. Они тяжеловесны. Даже глыбообразны. Это не удивительно. Джотто, конечно, не знал анатомию человека. Но он изо всех сил стремился показать людей объёмными. А значит реальными.

Эта фреска еще кое-чем примечательна. Посмотрите, насколько разные мучители Христа. И по внешности, и по выражению лиц. Такая индивидуальность до Джотто вообще не встречалась у средневековых мастеров.


Джотто. Бичевание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector