Несение креста (картина босха, гент)

Несение креста — Иероним Босх


Картину Иеронима Босха «Несение креста» отличает щемяще холодная интенсивность цвета. И лишь на лице Христа — его голова опущена, как бы прижата точкой пересечения диагоналей — теплые, человеческие оттенки, живой румянец. Но только цвет и выделяет его. Ибо черты лица родственны у всех. И даже светлое, почти белое лицо святой Вероники той же природы, что и других фигур.

Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями. Босх приходит к утверждению мрачного, иррационального и низменного характера жизни. Он не только выражает свое мировосприятие, свое чувство жизни, но дает ей морально-этическую оценку.

Для Босха образ Христа — олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.

Картина считается поздним произведением Босха. Сцена, изображенная крупным планом, помогает добиться эффекта безжалостной злобы, искривляющей лица людей. Но безмятежен лик Христа, склонившегося под тяжестью ноши, причем его образ, запечатленный на фоне полотна ткани святой Вероники, смотрит прямо на зрителя. Перед лицом своей участи Христос бесстрастен и непоколебим, тогда как разбойник, тоже осужденный на казнь, бледен от ужаса. В этой работе Босх применяет эффектный прием особого стиля маньеризма, который станет затем модным в Антверпене.

К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций, изобилующих маленькими подвижными фигурками, и возвращается — уже на новом творческом уровне — к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ. Обличительная направленность картины «Несение креста» оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Фьеран писал об этой вещи: «Все человеческое здесь атрофируется, все скотское гипертрофируется. В карикатурной манере художник множит низкие лбы, толстые губы, крючковатые клювы, перебитые носы, двойные и тройные подбородки. Тем самым он создает почти клинические образы глупости, ипохондрии, жестокости, трусости, идиотизма, кретинизма и т. п. Скотская сущность налицо». По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.

Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

Описание картины

Босх написал три картины «Несение креста», но все они посвящены одному эпизоду библейской истории. Путь Христа на Голгофу был тяжелым не только физически, но и прежде всего эмоционально. Люди, окружавшие его, разделились на два лагеря — те, кто злорадствовал, и те, кто искренне сочувствовал своему учителю.

Описание картины «Несение креста» стоит начать именно с изображения этих людей, чьи образы, совершенно отвратительные, перемешаны с немыслимо прекрасными и грустными. Лица персонажей картины больше карикатурные, чем реалистичные, они будто восстали из ада и в своих насмешливых выражениях напоминают больше чертей, чем людей.

На всех картинах в центре Иисус Христос. Он наклонился под тяжестью креста, также ему тяжело под тяжестью гнева, направленного на него со стороны окружающих людей.

Подробнее о картинах «Несение креста» и описание ниже.

Картина в Мадриде

Одна из трех картин «Несение креста» находится в Королевском дворце в Испании. В центре картины кажущийся безмятежным образ Христа. Взгляд устремлен на нас, выражает свою отстраненность от происходящего. Тело Иисуса падает под тяжестью креста, но на лице нет выражения муки. Терновый венец обрамляет его голову, но также не кажется мучительным.

Престарелый мужчина в белой одежде — Симон Киринеянин, тот самый знаменитый библейский персонаж, что помогал Иисусу нести его крест часть пути до Голгофы. Именно он, влиятельный и богатый ученик Христа, уговорит Понтия Пилата дать ему захоронить учителя по-человечески в гробу.

Множество людей, окружающих Христа в левой части картины, — его враги и охрана, ведущая его на казнь. Лица их выражают злорадство и презрение. В то же время художник изображает их уродливыми и страшными. Озлобленные души как бы отпечатываются на их лицах.

На заднем плане можно увидеть мать Иисуса Христа — Марию, которая плачет на руках апостола Иоанна. Это страдание матери художник изобразил в правом верхнем углу картины, двух людей нельзя не заметить на общем плане происходящего хаоса.

Иероним Босх

Ерун ван Акен родился примерно в 1450-х годах в герцогстве Брабант в Нидерландах. Его отец и дед были художниками, неудивительно, что Босх решает продолжить семейное ремесло.

После смерти отца в 1478 году Иероним получает в наследство его художественную мастерскую. Однако признание как художник он получает только после удачной женитьбы на девушке из богатой купеческой семьи.

В 1486 году художник вступает в религиозное братство, посвященное Деве Марии. Это в значительной степени отразится во всех его работах. Одними из таких работ станут известные произведения Иеронима Босха — «Несение креста».

Босх умер 9 августа 1516 года в родном городе Хертогенбосе.

Библейская история

В Новом Завете историю Иисуса Христа описывают достаточно подробно. «Крестный путь» — один из эпизодов четырнадцати библейских стояний. После того как Иисуса приговорили к смерти, он взял крест, на котором его должны распять, и понес на место казни. Дальше описывается тяжелый путь Христа, где под тяжестью креста он не выдерживает и падает несколько раз. В дороге он встречает свою мать и сострадающих людей, помогающих ему нести свой крест. Святая Вероника протирает лицо Христу, что также будет отображено на картине Босха. После третьего падения его лишают одежды. Жестокие надзиратели избивают и унижают Иисуса. Эта жестокость будет запечатлена в уродливых лицах на картине художника. После того как Иисуса Христа пригвождают к кресту, он умирает в страшных муках. Дальше его тело положат в гроб и похоронят.

«Несение креста» из Гента[ | ]

Картина напоминает кинематографический крупный план. Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. Лишь двое — Христос и Св. Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они всматриваются в то, что предстаёт их внутреннему взору, не обращая внимания на творящуюся вокруг вакханалию. Губы Вероники даже тронуты чуть заметной улыбкой, в руках она держит покрывало, и вот с него-то, как ни странно, умоляюще смотрит на нас проступивший на ткани лик Христа.

При взгляде на разноликую злобную толпу ещё большее сочувствие вызывает тихая покорность Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу один, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу — другой разбойник, замученный страданиями, раскаивающийся. Над ним насмехается первосвященник с исключительно мерзкой физиономией. Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к позднему периоду творчества Босха.

У изображения малая глубина: кажется, что все головы расположены в одной плоскости; на лицах отражены самые разнообразные чувства, понятные всем зрителям. Раскаивающийся разбойник размышляет о смерти, его побледневшее лицо искажено мукой; он отрешённо смотрит вверх, не замечая озлобленных лиц. Создаётся впечатление, что его состояние графически подчёркивают детали: слева разбойника понукает фарисей, а справа на него наступает первосвященник.

  • Фрагмент. Нераскаявшийся разбойник
  • Фрагмент. Святая Вероника

Картина в Вене

Еще одна из трех картин Босха находится в столице Австрии, в музее истории искусств. Предположительно, именно эта работа была только левой створкой не сохранившегося триптиха. Также есть мнение, что картина была значительно уменьшена сверху. Сегодня мы можем только догадываться о полной версии художественного произведения, но многие эксперты полагают, что справа должно быть продолжение. Это либо «снятие с креста», либо «оплакивание».

В центре этой картины также находится Иисус Христос. Однако от предыдущей версии он отличается. Здесь Иисус не смотрит на нас, он сосредоточен на своей ноше. Страдания Христа художник обостряет и изображением на его ногах терновых колодок, которые в 15-м веке использовались как средство пыток. Несмотря на то что в картине нет крови, ужас этого мучительного изобретения вызывает огромное сострадание.

Симон Киринеянин изображен на картине уже не в белых одеждах, и он явно не помогает нести крест учителю, а только касается его. В выражении его лица можно увидеть непонимание, немой вопрос застыл в выражении его глаз.

Огромное количество разъяренных людей также злорадствует и насмехается над тяжкой участью осужденного. Их образы совершенно разные, молодые и старые, богатые и бедные, всех объединяет радость от казни, но никак не сострадание. В этих выражениях и разношерстности публики вся боль этого произведения.

Стоит сказать о палаче, который за веревку ведет Христа на казнь. В его руках щит, в центре которого изображена жаба. Именно жаба является символом сатанинского общества.

Картина лишена правильных пропорций, объединяя в себе две основные сюжетные линии. Христа распяли как разбойника, вместе с двумя другими бандитами, осужденными за разбой. Распятие на кресте — страшная казнь, которая применялась к самым низшим и опасным преступникам. В библейской истории один из преступников раскается и попросит у Бога спасения. Иисус пообещает ему рай вместе с ним после смерти. Именно эти два разбойника были запечатлены живописцем внизу картины. Один из них, справа, раскаялся в своих злодеяниях и просит Бога отпустить ему его грехи. Другой же, слева, наоборот, жаждет мести, он не раскаивается, а только гневит судьбу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: