Борис михайлович кустодиев (1878–1927)

Портрет Шаляпина (1921)

Масленичные гуляния, тройки с бубенцами, ярмарка, бирюзовый искристый иней на деревьях, шум и гам. И на этом фоне внушительная фигура самого знаменитого русского оперного певца — Фёдора Шаляпина. Он стоит в распахнутой бобровой шубе, опираясь на трость, как настоящий русский барин. Театральная поза, белоснежная манишка, чёрная бабочка и лаковые ботинки подчёркивает принадлежность к сцене. На певца преданно смотрит его собака — белый бульдог.

В левом нижнем углу, на фоне афиши, рекламирующей выступление Шаляпина, изображены две дочери певца Марфа и Маша, в компании с И. Дворищиным, другом семьи.

Эта картина — настоящий памятник «Золотому русскому голосу».

7

Купчиха за чаем (1918)

Русская красавица, роскошная купчиха, была написана в самые тревожные и голодные годы после революции. Кустодиев был уже тяжело болен, в стране бушевал развал, нищета и отсутствие элементарного — хлеба. Но тут появляется полотно, полное жизни и благополучия, которое произвело необычайный фурор.

На балконе дома, за самоваром с разными яствами и вкусностями на фоне идиллического пейзажа восседает купчиха. Толстая, красивая, холёная, пышущая здоровьем красавица с белоснежными сахарными плечами и руками в сине-фиолетовом бархатном платье. Рядом с ней упитанный кот, как символ благополучия и домашнего уюта.

6

Купчиха с зеркалом. 1920

Кустодиев Б.М.Холст, масло141 x 108

Русский музей

Пост.: 1962 из Ленинградского клуба МВД им. Ф.Э. Дзержинского

Аннотация

Кустодиев, с начала века известный тонкими психологическими портретами, в середине 1910–1920-х годах создал ряд портретов-панно, сложно сочетающих индивидуальное и типизированное, иронию и откровенное любование персонажами. Большей частью это были купчихи. Дородные, румяные, плавные в движении, горделивые, они воплотили народный идеал красоты и здоровья. Их средой был мир русской провинции со свойственной ей смесью старого и нового в быту, одежде, с любовью к ярким и звучным краскам, безудержному веселью, шумным ярмаркам, гуляниям на масленице. Эта жизнь, цельная и самодостаточная, при всей ее ограниченности, увидена и воспроизведена пытливыми глазами чуть насмешливого и остроумного рассказчика. Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Как справедливо отметили исследователи, а прежде всего сам художник, у него была «чудесная страна воспоминаний». Это произведение – замечательный и характерный пример грезы-видения о сочных пышных красавицах, лазоревых вечерах.

Биография автора

Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Родился в Астрахани. Учился у П.А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В.Е. Савинского, И.Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе («Новая художественная мастерская», Петербург, 1913). Член «Союза русских художников» (1907-1910), «Мира искусства» (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны.
В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий.
Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: