Босх «концерт в яйце» описание картины, анализ, сочинение

Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных?

На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Картина просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там.

Центральная часть триптиха. 

Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки.

Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Возможно, они означают характер и сущность женщины. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства.

А вот характер мужчин определяется тем животным, на котором он едет. Здесь есть и лошади, и верблюды, и кабаны. А вот козел пока свободен, без наездника.

Также примечательно, что мужчины держат разные дары для будущих избранниц – кто рыбу, кто яйцо или ягоды. Найдя себе вторую половинку, пары разбредаются по саду, чтобы уже наслаждаться земной распутной жизнью не в одиночестве.

Откуда Босх мог видеть экзотических животных?

Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель  Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?

Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.

Жираф, например, скорее всего был скопирован Босхом с рисунка путешественника Чириако д’Анкона. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Сегодня д’Анкона считается отцом современной археологии. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.

Если Босх изображает, как люди предаются греху сладострастия, то где собственно распутные сцены?

Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены.

Но это лишь на взгляд современного человека. Для времени же Босха изображение нагих тел – уже олицетворение крайнего разврата.

Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Она хорошо спрятана, поэтому найти её очень непросто.

Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины.

Ссылкиправить | править код

Картина на сайте Дворец изящных искусств

Иероним Босх
Картины
  • Извлечение камня глупости 1475—1480
  • Семь смертных грехов и четыре последние вещи 1475—1480
  • Брак в Кане Галилейской 1475—1480
  • Распятие с донатором 1480—1485
  • Ecce Homo 1480—1485
  • Несение креста 1490—1500
  • Несение креста 1515—1516
  • Святой Иоанн Креститель в пустыне 1504—1505
  • Святой Христофор 1504—1505
  • Святой Иероним за молитвой ок 1505
  • Увенчание терновым венцом 1508—1509
  • Увенчание терновым венцом ок 1510
  • Блудный сын ок 1510
Фрагменты триптихов
  • Корабль дураков 1495—1500
  • Аллегория чревоугодия и любострастия ок 1500
  • Смерть скупца ок 1500
  • Святой Иоанн на Патмосе 1504—1505
  • Блаженные и проклятые 1504—1505
  • Несение креста 1505
  • Ад и потоп 1508—1514
Триптихи
  • Воз сена 1500—1502
  • Распятая мученица 1500—1503
  • Сад земных наслаждений 1500—1510
  • Страшный суд 1504
  • Святые отшельники ок 1505
  • Искушение святого Антония 1505—1506
  • Поклонение волхвов ок 1510
Графика
  • Слышащий лес и зрячее поле ок 1500
  • Человек-дерево 1475—1516
  • Гнездо сов 1455—1516
  • Два монстра 1470—1516
  • Черепаха с черепом на панцире и крылатый демон 1470—1516
  • Две ведьмы ок 1450—1516
  • Наброски монстров 1465—1516
  • Улей и ведьмы 1455—1516
  • Ведьмы ок 1475—1525
Картины, приписываемые Босху
  • Искушение св Антония 1510
  • Голова алебардщика ок 1500
  • Женская голова ок 1500
  • Две мужские головы ок 1475—1480
  • Святой Иаков и чародей 1550—1575
  • Поклонение младенцу
  • Поклонение волхвов 1500—1510
  • Смерть распутницы 1490—1510
  • Страшный суд ок 1515
  • Фокусник 1475—1480
  • Концерт в яйце ок 1516

Работы одного из самых загадочных живописцев – Иеронима Босха

Искусство Босха всегда было предметом толков и пересудов. Его пытались расшифровать, однако большинство его работ до сих пор таят в себе загадки, ответы на которые мы вряд ли получим в ближайшее время.

Сад земных наслаждений. Триптих посвящен греху сладострастия.

https://youtube.com/watch?v=TjcVdCHoXLM

Изначально считалось, что картины Босха служили для развлечения толпы и не несли большого смысла. Современные ученые же пришли к выводу, что в работах Босха таится нечто большее и многие тайны до сих пор не раскрыты.

Страшный суд Многие считают Босха сюрреалистом XV века. Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Воз сена Для современников Босха его картины значили гораздо больше, чем для современного зрителя. В большинстве своем это связано с символикой картин, большая часть которой утрачена и не может быть расшифрована, так как символы менялись с течением времени и что они значили в период жизни Босха сейчас сказать если не невозможно, то по крайней мере достаточно сложно.

Несение креста Большинство символом Босха были алхимическими. При этом Босх придает алхимии зловещий оттенок.

Блудный сын. Картина знаменует собой последний этап в творчестве художника и отличается строгой и сбалансированной композицией, тонкой нюансировкой приглушённой и лаконичной гаммы красок. Босх творил на грани воображения, и хотя он и считается мастером “неподражаемого”, многие последующие художники пытались копировать его.

Поклонение волхвов – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части.

Ад.

Концерт в яйце.

Смерть распутницы.

Поделитесь этим постом с друзьями

Мария Литовка

Сова по фен шуй — значение символа

Денежная прица

Птица обладает массой удивительных качеств. Она славится острым ночным зрением и быстрой реакцией, от ее взгляда не укроется ни одна мелочь. В мифологии разных народов упоминается, что эта удачливая охотница «подрабатывает» хранительницей сокровищ и кладов.

Ее рачительность всегда идет на пользу хозяевам — сова в доме помогает накопить деньги, совершить грамотные вложения средств и упрочить материальное положение.

Три птицы

Желающим оградить своих близких от происков недоброжелателей подойдет скульптурная композиция из трех птиц, глядящих в разные стороны.

Картина

Картина «сова» по фен шуй — отличное дополнение интерьера рабочего кабинета или гостиной. В этом случае имеет значение ее цвет: серое оперение пойдет на пользу финансовым и карьерным делам, а белое — отношениям в семье.

Символ мудрости

Поскольку сова по фен шуй — символ мудрости, она может служить прекрасным талисманом для людей умственного труда, студентов, педагогов, учеников старших классов.

Только не надо выбирать для нее место в детской, особенно у малышей. Этот амулет энергетически очень силен, поэтому в комнате дошкольников создаст излишне напряженный фон, мешающий полноценному отдыху.

Почему в саду наслаждений так много птиц?

На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.

Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.

Поэтому сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь.

Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Поэтому изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате.

Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.

Похоть – грязное устремление человека по предсталениям религиозных людей средних веков, каким и был Босх. Поэтому не удивительно, что он его здесь изобразил.

История созданияправить | править код

Картина была написана в последний год жизни художника 1516 Относительно её авторства ведутся споры Как заметил выразивший сомнение по этому поводу немецкий историк искусств Макс Фридлендер 1867—1958 — одна деталь картины говорит о том, что это поздняя копия либо дорисовка картины Если обратить внимание на развёрнутую книгу, то можно увидеть, что это ноты и текст песни композитора Томаса Крекийонаen ум 1557 под названием «Toutes les nuits que sans vous je me couche pensant à vous» Более того, композиция была написана в 1549 году, но издана только в 1561 — спустя 45 лет после смерти Иеронима Босха2

Почему в Раю есть сцены насилия и смерти?

На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Здесь пейзажи с  синими горами и сочной зеленью. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка триптиха “Рай”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

По нашим современным представлениям в раю нет насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть.  Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. А птица вот-вот проглотит лягушку.

Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая.

Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос, как он ей распорядиться:  впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.

Описание картины Концерт в яйце – Иероним Босх

Ранее считалось что “Концерт в яйце” – копия утраченной работы Иеронима Босха, на что указывает и наличие одного из его рисунков, который, возможно, был эскизом к той самой утраченной работе. Тогда при копировании допускались волности – поэтому некоторые детали на рисунке и картине заметно отличаются. Картина, однако, точно появилась уже после смерти Босха хотя бы потому, что изображенные на ней ноты – произведение фламандского композитора Томаса Креккиллона, которое он создал в 1549 году.

Возможно художник, делавший копию, по каким-то причинам не смог разобрать нот на полотне Босха и взял первые попавшиеся современные. Работа была куплена в 1890 году за 400 франков для музея изящных искусств Лилля у одного парижского арт-дилера. Картина в настоящее время экспонируется в музее изящных искусств в Лилле, однако происхождение ее по прежнему до конца не ясно.

Как и многие работы Босха эта, возможно, содержит намек на алхимические опыты. Так, все, что надо ставить в атанор, следовало загрузить в сосуды, форма которых имеет большое значение. Изображением герметически закрытого сосуда было и философское яйцо, занимающее большое место в картинах художника. Примером может служить и “Концерт в яйце”.

К тому же “Концерт в яйце”, кажется, связывает музыку с алхимией, но этот концерт на деле не слишком музыкален: инструменты имеют здесь лишь символический смысл, зависящий от их формы и положения.

В ранних картинах интонация художника скорее ироническая, чем гневная: алхимия видится художнику как глупость одних и жульничество других и тут она представлена карикатурно, сатирически.

Группа певцов образует “желток” яйца, символизирующий сборище “деревенщин”. Яйцо на траве занимает центральное пространство.

Десять человек, поющих и музицирующих, точно и увлеченно следуют разложенной перед ними партитуре.

в виде натюрморта – напитки и продукты питания, которые спокойно прилетают поклевать птицы – очевидно, это символ избытка.

А вот слева внизу горит адский огонь. На картине полно и прочих, характерных для живописи Босха символов – сова, аист, обезьянка с флейтой и так далее.

(2 votes, average: 4.50

Как церковники терпели странное творчество Босха?

Рассказываем о новаторских приемах великого голландца, символизме картин и отношении инквизиции к его адским сценам.

Если Брейгеля прозвали «Мужицким», то Босх с полным правом мог бы носить имя «Изысканный» или «Утончённый» — настолько продуманно и безупречно по исполнению всё, им созданное. Впрочем, с тем же успехом его могли прозвать и «Ужасающим» — настолько странны были порождения его фантазии.

Вот как писал о нём биограф Карел ван Мандер, автор «Книги о художниках» (1604):«Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!

Босх писал Рай и Ад, сцены из Ветхого и Нового завета, библейские притчи и иллюстрации к народным пословицам. Его «Сад земных наслаждений» завораживает, как творение режиссёра, избыточно интересующегося запрещёнными препаратами. Его Ад ужасает, восхищает и пробуждает извращённое любопытство ко всем тем пыткам, что изобретены в нём для грешников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: