«христос и самаритянка», семирадский

Описание

На переднем плане в центре картины изображён убитый бык и лежащая рядом с ним мёртвая «христианская Дирцея» — красивая обнажённая женщина с золотистыми волосами, привязанная к быку верёвками, увитыми цветами. Слева от них в фиолетовой тоге, вышитой золотом, стоит император Нерон, который спустился с трибун, чтобы получше рассмотреть свою жертву. Левее него, повернувшись боком, стоит префект претория Гай Софоний Тигеллин, а за ним, по-видимому, другие приближённые Нерона.

У правого края картины изображены работники цирка с вилами, которые приготовились убрать мёртвые тела. На заднем плане у стены стоят буцинаторы и гладиатор. Невольники-нумидийцы стоят у выхода на арену и держат паланкин Нерона. Очень тщательно выписаны подробности архитектурного облика цирка. Наверху, за оградой, находятся другие зрители, наблюдающие за происходящим на арене цирка.

Сюжет

Сюжет картины был взят художником из книги «Антихрист» французского писателя и историка Эрнеста Ренана, который ссылался на свидетельства римских авторов. Исторически он соответствует 60-м годам I века нашей эры — второй половине правления римского императора Нерона, когда начались гонения на последователей христианства. Тех, кто исповедовал эту религию, приговаривали к смерти, как покушающихся на государственный строй. Одним из «театрализованных» видов казни римлянок-христианок было привязывание их к свирепому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка — в результате женщина погибала вместе с быком.

Такой жестокий способ казни был навеян древним мифом, который встречается в разных вариантах. Нимфа Антиопа, которая была женой фиванского царя Лика, была соблазнена Зевсом (в древнеримской версии — Юпитером) и родила от него двух сыновей — Зефа (также встречается написание «Зет» или «Цет») и Амфиона. За свою неверность Антиопа была отвергнута Ликом и заключена под стражу. Зеф и Амфион были брошены на произвол судьбы, но их подобрали и вырастили пастухи. Тем временем Лик женился на Дирке (Дирцее), которая стала жестоко обращаться с Антиопой. Во время праздника, в качестве принесения жертвы Вакху, Дирка хотела привязать Антиопу к рогам свирепого быка и отпустить его. Про это узнали сыновья Антиопы, которым удалось освободить свою мать. Вместо неё они привязали к быку Дирку (Дирцею), которую постигла та страшная смерть, которую она готовила Антиопе.

Николай Михайловский в своей статье «Четыре художественные выставки» (1898) приводит описание этой картины из каталога VI выставки Санкт-Петербургского общества художников:

История

Картина в зале искусства XIX века Национального музея в Варшаве

Работа над картиной была завершена в первой половине 1897 года. В мае 1897 года «Христианская Дирцея» была представлена на Всемирной выставке русского отдела в Венеции и, по отзывам, стала там «гвоздём выставки», наряду с картиной Ильи Репина «Дуэль» (по-видимому, имеется в виду первый вариант этой картины, известный под названием «Простите!»). Несмотря на то, что сама по себе выставка была признана не очень удачной, перед этими двумя картинами стояли толпы людей.

В феврале 1898 года картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона» прибыла в Санкт-Петербург и была выставлена на VI выставке Петербургского общества художников. Сам Семирадский незадолго до этого был избран членом этого общества.

Искусствовед Вячеслав Глазычев в книге «Россия в петле модернизации: 1850—1950», написанной в 1989 году, отмечал:

Сам Семирадский уже привык к агрессивному стилю художественных критиков по отношению к его картинам. Правда, он был уязвлён тем, что картину «Христианская Дирцея» стали называть иллюстрацией к историческому роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши» (лат. «Quo vadis»), также посвящённому царствованию Нерона и гонениям на христиан. Дело в том, что идея и первые варианты картины Семирадского появились раньше романа Сенкевича (написанного в 1894—1896 годах), и он делился ими с Сенкевичем, когда тот его навещал.

«Христианская Дирцея» была последней крупноформатной картиной Генриха Семирадского, который скончался в 1902 году.

Примечания

  1.  (польск.) (HTML). www.culture.pl. Дата обращения: 24 сентября 2012.
  2.  (польск.) (HTML) (недоступная ссылка). Muzeum Narodowe w Warszawie, www.zlotydom.mnw.art.pl. Дата обращения: 24 сентября 2012.
  3. . Генрих Семирадский. — М.: Арт-Родник, 2006. — ISBN 5-9561-0175-X.
  4. Рене Минар. (HTML). zaumnik.ru. Дата обращения: 25 сентября 2012.
  5. Антиопа, дочь Никтея, ЭСБЭ в Викитеке
  6. Н. К. Михайловский. (HTML). В книге «Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX — начала XX века» (М.: Художественная литература, 1977.), впервые опубликовано в журнале «Русское богатство», 1898, № 3, отд. 2, с. 147—161. Дата обращения: 24 сентября 2012.
  7. В. Л. Глазычев. (HTML). www.glazychev.ru (1989). Дата обращения: 25 сентября 2012.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: