Поздний период
О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:
- «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
- «Виллем Крус» (1660 год) и др.
Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:
- «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
- «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).
На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.
Слава
Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.
В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).
В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.
На одном полотне муж и жена оказываются только в «Семейном портрете Исаака Массы и его жены» (1622 год).
Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:
- «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 год);
- «Портрет молодого человека» (1642-50 годы);
- «Яспер Схаде ван Веструм» (1645 год).
Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.
Детство и начало карьеры
Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.
С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.
Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.
Наследие
Гравюра «Heeren Logement» на границе карты 1688 года, сделанная Де Хоге, вид со стороны Grote Houtstraat.
Картина Хальса имела огромный успех, так как он получил несколько дополнительных портретных комиссий от испытуемых и их родственников, а также выиграл комиссию за повторное создание группового портрета этого ополчения в 1627 и 1639 годах. В более поздние годы картина была замечена посетителями Харлема, так как он оставался висеть в своем первоначальном здании после того, как стал гостиницей. Гостиница изображена на карте Харлема, составленной Ромейном де Хугом в 1688 году, на ней изображены ворота со статуей Святого Георгия, убивающего дракона, как безмолвного свидетеля более раннего назначения здания.
Банкет офицеров роты ополчения Святого Георгия в 1616 году появляется на стене ресторана в фильме Питера Гринуэя 1989 года «Повар, вор, его жена и ее любовник» .
Начало пути
В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год). Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства. Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.
В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).
Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:
- «Шут с лютней»;
- «Веселый собутыльник»;
- «Цыганка»;
- «Мулат»;
- «Мальчик-рыбак»;
- «Малле Баббе»;
- «Улыбающийся кавалер» и др.
Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.
Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».
Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:
- «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
- «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
- «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
- «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).
Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.
Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм.
Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме.
Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.
Большая картина на холсте
Вся картина выполнена на цельном бесшовном полотне размером 175 × 324 см и на целый метр шире, чем ее предшественница Корнелиса ван Харлема, написанная на дубовых панелях. Впечатление пространства и глубины создают диагональные линии, по которым зритель смотрит в окно за флагом.
Слева направо представлены проректор Йохан ван Напельс , полковник Хендрик ван Беркенроде (с оранжевым поясом), капитан Якоб Лауренс , энсин Якоб Корнелис Шут (держит флаг), капитан Фехтер Янс ван Тефелен , лейтенант Корнелис Якобс Шут , лейтенант Уго Маттеуш Стейн , слуга (стоит сзади), прапорщик Геррит Корнелис Власман и энсин Будевейн ван Оффенберг . На переднем плане перед столом сидят капитан Николаес Воутерс ван дер Меер и лейтенант Питер Адрианс Вербек .
Помимо изображения мужчин и групповой динамики, на этой картине изображены дамастовая скатерть из Харлема, парчовые подушки на стульях и алебарды, висящие на стене. Он также демонстрирует таланты Хальса как художника: портреты, натюрморты и пейзажи.
Семья и дети
Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.
В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.
Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.
Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.
Под влиянием Корнелиса ван Харлема
Та же самая рота ополчения в 1599 году, Корнелис ван Харлем.
Хальсу было за тридцать, когда он написал это произведение, и он был далек от того, чтобы стать художником-портретистом. Чтобы быть в безопасности, он основывал большую часть своего дизайна на картине своего предшественника, Корнелиса Корнелиса ван Харлема , который рисовал ту же роту ополчения в 1599 году.
Учитывая почти невыполнимую задачу, а именно выполнить свое задание, но в то же время добавить театральные элементы, Хальс, должно быть, потратил много времени, оценивая политику группы. Он хорошо знал этих людей, поскольку сам служил в ополчении Сент-Джорис с 1612 по 1615 год. В своей картине он указывает политическую позицию каждого человека в группе, а также умудряется дать каждому характерный портрет. В пьесе Корнелиса ван Харлема фигуры кажутся тесными, и каждое лицо имеет схожее выражение. В группе Хальса дается иллюзия пространства и непринужденной беседы.
Офицеры были выбраны советом Харлема на три года, и эта группа только что закончила свой срок и отпраздновала окончание службы портретом. Человек с оранжевым поясом возглавляет стол, и его заместитель находится справа от него. Три прапорщика встают, слуга несет тарелку.
St. Jorisdoelen
Вид на основные здания St. Jorisdoelen; слева — северное здание 1592 года, а справа — старые ворота в стиле Ливен-де-Ки, вид сзади.
Репродукция этого Schutterstuk в саду старого «St. Joris Doelen», сегодня Proveniershof, Харлем. Башня церкви вдали — это Новая Керк, Харлем .
Картина могла быть написана на месте, так как Франс Хальс жил в Peuzelaarsteeg, очень близко к штабу милиции Сент-Джордж (Санкт-Йорисдулен), который заказал картину, и управление холстом такого размера было бы проблемой в Хальсе. студия. Как официальный художественный реставратор, нанятый городским советом, Хальс, вероятно, уже работал там над картинами. Ранее здесь располагался женский монастырь Св. Михельсклоостера, а после того, как в 1577 году старый зал был переоборудован для размещения ополчения Св. Иориса, в 1592 году на северном конце был построен новый зал в стиле ренессанс. работы Хальса и Корнелиса ван Харлемов висит в здании эпохи Возрождения на углу Гроте Хаутстраат . Сегодня это ресторан, окна которого выходят в сад Proveniershuis , но в 17 веке это место использовалось для стрельбы .
Характер
Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.
Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.
В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.
дальнейшее чтение
- Сеймур Слайв: Франс Халс, 3 тома ( каталог произведений ), Нью-Йорк / Лондон 1970–1974
- Франс Халс ( каталог выставки Вашингтон / Лондон / Харлем , 1989.
- Клаус Гримм опубликовал книгу « Франс Хальс». Das Gesamtwerk в 1989 г. (Штутгарт / Цюрих; также переведены на голландский и английский языки).
- Н. Мидделкооп и А. ван Гревенштейн, Франс Хальс. Leven, werk, Restauratie ( Жизнь, работа и реставрации ) (Харлем, Амстердам, 1988). В этой работе рассказывается о реставрации предметов стрелков, но также дается представление о жизни и творчестве Хальса.
- Antoon Erftemeijer (2004): Франс Хальс в музее Франса Хальса , Амстердам / Гент (на голландском, английском и французском языках), в котором различные главы посвящены жизни Хальса, его предшественникам, портретной живописи в Золотой век, технике живописи Хальса и другие предметы. Многие фотографии с крупным планом в этой книге очень подробно показывают работы Хальса.
- Кристофер Д.М. Аткинс (2004): Виртуозная кисть Франса Хальса , Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek 2003, Zwolle, стр. 281–309).
Части этой статьи являются отрывками из Музея Франса Хальса, Харлем, июль 2005 г. Автор Антун Эрфтемейер, куратор музея Франса Хальса.
Генри Р. Лью (2018): «Imaging the World», Hybrid Publishers, глава 9, Франс Халс.
Новаторство фламандского художника в жанре портрета
Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.
Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.