Поклонение волхвов (мостарт) — adoration of the magi (mostaert)

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Возможно, учился у Герарда Давида. В 1502 г. был принят в гильдию Св. Луки в Антверпене. Вероятно, в 1499 году он отправился в Англию, где писал преимущественно портреты.

Около 1507 г. был принят ко двору Филиппа Бургундского (бастарда Филиппа III Доброго). Сопровождал его во время поездки в Рим (1508—1509). В дальнейшие годы продолжал работать на Филиппа в его замках, в Антверпене, а также в Миддельбурге и выполнять заказы представителей семьи Габсбургов — двора Маргариты Австрийской в Мехелене. Письменные источники свидетельствуют, что он выполнил портреты Карла V и его сестры Элеоноры Португальской, воспитывавшихся в Мехелене.

Когда Филипп Бургундский получил сан епископа Утрехтского, Мабюз последовал за ним в замок Duurstede и помог в его декорировании.

В 1516 Госсарт принимает участие в украшении погребального кортежа Фердинанда Католика, а в 1517 он исполняет «Портрет Жана Каронделе» (диптих, Париж, Лувр) и многочисленные портреты дворян. В это время он живет в Дурстеде, на Рейне, где находилась резиденция утрехтского епископа где Госсарт проработал до смерти своего покровителя, в 1523.

По возвращении из Мидделбурга в 1525 году Госсарт поступает на службу к Адольфу Бургундскому, а также сохраняет контакты с Христианом II Датским, пишет «Портрет трех детей Христиана II» (Лондон, дворец Хэмптон Корт) и делает проект надгробного монумента Изабелле Австрийской, супруге монарха (1526-1528).

Умер в Антверпене в 1541.

Творчество Госсара, насчитывающее более 80 картин, представлено во многих публичных и частных собраниях Антверпена, Берлина, Бирмингема, Брюсселя, Кембриджа (Массачусетс), Детройта, Гамбурга, Хьюстона, Гааги, Лиссабона, Лондона, Мадрида, Нью-Йорка, Нюрнберга, Толедо, Вашингтона.

ТВОРЧЕСТВО

Картины, исполненные им до его итальянского путешествия, например, «Поклонение волхвов» в Говард-Кестле, в Англии, «Портрет детей Генриха VII» в Гамптон-Куртском музее в Лондоне, «Мироносицы» в Антверпенском музее, «Се человек», там же, и алтарный образ в галерее Пражского общества любителей искусства — сильно походят по своему характеру и исполнению на произведения Кв. Массейса. Ощущается и влияние Дюрера.

В Италии Мабюз попал под влияние Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Впал в маньеризм римской школы, не утратив, однако, своего прежнего технического мастерства, о чём свидетельствуют, например, его «Даная» и «Богородица на троне», находящиеся в мюнхенской «Старой пинакотеке», а также«Нептун и Амфитрита» — в Берлинском музее.

Он обращается к мифологической тематике и создает работы, принадлежащие чисто ренессансной эстетике («Нептун и Амфитрита», Берлин-Далем, музей; «Метаморфозы Гермафродита», Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена; «Венера и Амур» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

Значение Госсарта для нидерландского искусства начала XVI в. очень велико; именно он ввел в нидерландскую живопись новую духовность и новые формы итальянского Возрождения.

Он был переходным мастером, на творчество которого повлияла и северная традиция; хотя в своих рисунках, например, Госсарт стремится использовать ренессансные формы, игра арабесков напоминает еще позднеготическое искусство.

И лишь его ученик, Ламберт Ломбард, окончательно установил первенствующее положение Ренессанса.

ДАНАЯ

По греческой мифологии, Акризия, царя Аргоса, по предсказанию Дельфийского оракула, ждала смерть от руки сына его дочери Данаи. Опасаясь этого, он приказал заключить Данаю в темницу, но Зевс, плененный красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя через отверстие в крыше. Так родила она сына Персея, которого по приказу царя заточили вместе с матерью в ящик и бросили в море.

Художник хорошо знаком с итальянской литературой. С 1515 года он подписывает свои работы, как и в случае с данной картиной, латинской формой своего имени. Хорошо знаком он и с итальянской архитектурой. Это доказывает изображенная на картине ниша из мрамора со сверкающими колоннами украшенными утонченными капителями, которые из-за отражаемого света оказывают на смотрящего необычное воздействие. Пространства между колоннами в стиле южной храмовой архитектуры открыты. Через них видны итальянская постройка с лоджией и балюстрадой, куполообразное строение, справа от него позднеготическая церковь, а на краю слева — средневековый городской дом.

Возможно, из-за присутствия архитектурных сооружений без всякого ландшафта, всякой зелени, художнику удалось блестяще передать состояние полного одиночества Данаи и придать сцене состояние глубокой интимности.

Даная изображена в виде обворожительной молодой девушки, вожделенно поднявшей кверху свои голубые глаза и спешно пытающейся поймать золотой дождь подолом своего одеяния. Её наряд пришёл в беспорядок, обнажив восхитительные груди, которые в сочетании с положением ног придают сцене яркую эротическую окраску. Это воздействие обостряется ощущением узости пространства вокруг Данаи, тем самым ещё больше приближая её к наблюдателю. однако прохладная цветовая основа картины сразу сглаживает это впечатление.

Цвета — самое замечательное в этой картине. Очень обдуманно ограничиваются они серо-голубым, на фоне которого золото божественного Зевса, принявшего форму дождя, сияет первозданным блеском.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: