Предшественники, влияния и происхождение
Один источник утверждает, что художника вдохновили работы Джона Аткинсона Гримшоу , английского художника викторианской эпохи , который в свое время с удовольствием рисовал городские виды на закате. Более проницательно, другие источники идентифицируют ночные картины бельгийского символиста Уильяма Дегув де Нунк ( 1867-1935 ) как влияние на серию Магритта, в частности на его картину «Слепой дом» . Историк искусства и бывший директор музея Крёллер-Мюллер в Нидерландах А.М. Хаммахер также отметил, что Магритт «очень интересовался» пейзажами великого немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха . Уильям Рубин сделал сравнение между некоторыми из Макса Эрнста Поглаживание картин, в частности , лес , отмечая картину Эрнста «ночной пейзаж таинственным образом включает яркое дневное небо (Магритт должен был исследовать это же соединение позже в « Империи света II » )». Интересны также сравнения с гуашью Сальвадора Дали « Ночная и дневная одежда» (1936) и День и ночь» Макса Эрнста (1941-42) из коллекции Менил .
Ранним примером того, как Магритт играл с идеей одновременного появления ночи и дня, является гуашь, написанная в 1939 году, которая сейчас находится в музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме. В этой гуаши горизонт сумеречного неба резко освещен закатом, отбрасывая группу деревьев и домов на переднем плане черным силуэтом, заполненным звездами и полумесяцем. В книге о Магритте, опубликованной в 1973 году, гуашь обозначается как La Bonne Aventure ( Удача ), однако на веб-сайте музея Бойманса Ван Бёнингена название гуаши носит название Le Poison ( Яд ) и говорится, что это первая книга из серии Империя Свет .
Неполный список картин, относящихся к Империи Света
Империя света (1954), холст, масло, 195,4 x 131,2 см., Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция
- Удача или яд (1939), гуашь, 33,6 х 40,6 см., Музей Бойманса Ван Бёнингена , Роттердам.
- Империя света (1948), 100 x 80 см., Частное собрание, Брюссель, Бельгия *
- Империя света II (1950), 79 х 99 см. Музей современного искусства , Нью-Йорк, Нью-Йорк (Дар Менилов)
- Империя света III (1951), 78,7 x 66 см, Уильям Александр , Нью-Йорк, Нью-Йорк *
- Империя света (1953), 37 х 45 см. Арнольд Вайсбергер, Нью-Йорк, Нью-Йорк *
- Империя света (1954), 195,4 x 131,2 см., Коллекция Пегги Гуггенхайм , Венеция, Италия
- Империя Света VIII (1954), 129,9 x 94,6 см., Коллекция Менила, Хьюстон, Техас
- Империя света (1954), 146 x 114 см. Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель, Бельгия
- Империя света (1958), 49,5 х 39,5 см., Нью-Йорк, Нью-Йорк *
- Божья гостиная (1958), 43 x 59 см, Арнольд Вайсбергер, Нью-Йорк *
- Империя света (1961), 114 x 146 см., Частное собрание, Брюссель, Бельгия *
- Империя света (без даты), частное собрание, Брюссель, Бельгия *
- Империя света (1967, неоконченная), 45 x 50 см., Музей Магритта , Брюссель, Бельгия
Все работы написаны маслом на холсте, если не указано иное. Звездочка (*) указывает на коллекцию, основанную на публикации 1977 года, и может не отражать текущую коллекцию.
Контекст
Голконда — древняя индийская крепость, где был алмазный рынок. За обилие драгоценных камней Голконду наделили символикой богатства. Почему Магритт назвал свою картину именно так? Как всегда в случае с сюрреалистами, нет одного верного ответа. Самый простой — название не связано с содержанием, а создаваемый за счет этого диссонанс является своего рода провокацией, очередной попыткой заставить зрителя поломать голову.
![]()
Крепость Голконда. (wikipedia.org)
Если все же вам не дает покоя этот ребус, то вот еще несколько версий. Расположение мужчин (та самая кристаллическая решетка) отсылает к главному товару Голконды — алмазу. И, продолжая тему драгоценностей, можно выдвинуть еще одну версию. Мы уже заметили, что среди изображенных мужчин нет идентичных, так и среди алмазов нет двух одинаковых.
Невозмутимость, с которой джентльмены воспринимают свое подвешенное состояние, напоминает самоуверенность и спокойствие, которые дает богатство (а ведь именно символом богатства является Голконда).
И напоследок расшифровка от самого художника: «Голконда был богатым городом в Индии, нечто вроде чуда, а я считаю чудом, что смогу на земле шагать по небу».
Магритт был сюрреалистом особого толка. Он живо включился в игру «реальность — сон», но действовал своими инструментами. Не признавал психоанализ, не менял образы привычного. Напротив, Магритт создавал свой магический реализм, погружая нейтральные, знакомые зрителю предметы в не свойственный для них контекст. Создаваемое за счет этого напряжение заставляет зрителя нервничать, искать ключ к разгадке, метаться мыслями от образа к образу. И это именно то, зачем весь Магритт.
Образы, которые он выбирает, навязчивы и абсурдны. Человек не может не отреагировать на этот диссонанс. В процессе осмысления и заключается, по мнению Магритта, подлинный смысл картины. А как вы понимаете, у каждого зрителя — свой процесс, потому и смысл каждый вкладывает свой. Вырисовывается та же Голконда: мы, зрители, в своей массе охвачены некоей общей, традиционной концепцией «что хотел сказать автор», но индивидуально каждый запускает свой процесс осознания идеи, которую хочет донести до нас художник.
«Мои картины — это видимые изображения, которые ничего не скрывают. Они вызывают тайну и, действительно, когда видишь, одну из моих картин, спрашиваешь себя этот простой вопрос: что это значит? Это не означает ничего, потому что тайна ничего не значит, это непознаваемое», — говорил Магритт.






























