Творчество
В 1469 году Сандро Боттичелли начал свой творческий путь. Сначала он рисовал у себя дома, потом снимал рабочий кабинет около церкви «Всех Святых», при приходе которой жил в детстве. В картине «Нахождение тела Олоферна» и более поздних ярко выражен собственный стиль, нет копирования черт из полотен наставников.
В 1472 году Боттичелли вступил в гильдию Святого Луки. Это участие давало особые привилегии, в т. ч. возможность вести ни от кого не зависящую творческую жизнь, нанимать ассистентов, открывать свои мастерские.
В 70-е годы XV столетия богатый придворный Медичей, участник другой гильдии для флорентийских творцов Гаспаре дель Лама сделал у Сандро заказ, попросив написать полотно «Поклонение волхвов».
Спустя 3 года после вступления живописца в гильдию полотно, принесшее ему популярность, было готово. На нем изображены члены семьи Медичи в роли мудрецов с Востока, а в правый нижний угол автор картины добавил свой образ. Совершенство колорита, рисунка, композиции поражают ценителей искусства, видящих это произведение.
Количество заказов увеличилось, по большей части просили написать портреты. Популярнейшими стали:
- «Портрет молодой женщины»;
- «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
- «Портрет Джулиано Медичи»;
- «Портрет Данте».
Также спросом пользовались портреты местных красавиц.
О Боттичелли стали говорить в других регионах Италии. В 1481 году художник отправился в Рим, чтобы расписать капеллу при дворце Папы Римского Сикста IV. Талантливейшие итальянские живописцы также участвовали в украшении дворца. Например, Росселли, Перуджино, Гирландайо. Они зародили великую Сикстинскую Капеллу, которую в начале XVI века завершил Микеланджело. Произведение искусства Сандро Боттичелли стало известно во всем мире.
Из-под кисти живописца вышло 11 портретов Римского Папы и 3 фрески:
- «Искушение Христа»;
- «Наказание Корея, Дафна, Авирона»;
- «Призвание Моисея».
Также Сандро Боттичелли расписал еще одно здание – дом семьи Веспуччи, находившейся в близких отношениях с Медичами, постоянными заказчиками и соседями живописца.
Через год Боттичелли вернулся на малую родину. Он, как и раньше, писал картины для семьи Медичей, других состоятельных флорентийцев. По большей части ему заказывали католические, культурные полотна. Самыми популярными стали работы:
- «Паллада и Кентавр»;
- «Венера и Марс»;
- «Мадонна делла Мелаграна»;
- «Оплакивание Христа»;
- «Благовещение»;
- «Весна».
Последняя является самой загадочной. Искусствоведы все еще не могут до конца понять смысл, сюжетный замысел полотна. Ученые знают только то, что оно вдохновлено стихотворной работой «О природе вещей».
К концу XV века стали модными изображения круглой формы (тондо). Сандро Боттичелли писал в этом стиле в основном изображения Мадонны (с различными предметами, с ангелами и т. д.).
«Мистическое Рождество», 1500 г
Сюжет этой картины известен всем. Не смог ее обойти и наш гениальный итальянец. Что может быть религиозней и священней, нежели рождение сына небесного? Боттичелли очень красиво изобразил это таинство на своем полотне, ведь когда смотришь на эту картину, складывается такое чувство, что ты там присутствуешь — так все выглядит правдоподобно.
Написана она была в конце 1500 года и несет в себе определенный смысл и некий призыв к миру и спокойствию, так как в то время в Италии проходили беспорядки. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые в белые, красные и зелёные одежды
Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, тем самым концентрируя внимание на мире и покое. Эта картина была одной из последних картин Боттичелли, а находится это чудо искусства в Национальной галерее Лондона
12
«Возвращение Юдифи в Ветулию», 1478 г
Этого библейского персонажа Боттичелли изображал не раз, так как юная Юдифа олицетворяет все христианские, эстетические и моральные каноны эпохи Ренессанса. Она пример верности, чести и самопожертвования ради других. Сюжет заключается в том, что вдова Юдифа, когда к их городу подходят воины царя Олоферна, решает спасти город, предложив себя похотливому ассирийцу.
Красавица иудейка сразу понравилась Олоферну, а ночью, дождавшись, когда тот заснёт, Юдифь отрубила ассирийцу голову и вернулась в родной город, миновав спящих стражей. Этот шедевр можно увидеть в галерее Уффици во Флоренции.
10