Верещагин «нападают врасплох» картина 1871 года

Верещагин и мёртвые головы

Categories:

  • история
  • искусство
  • происшествия
  • Cancel

И это не только про «Апофеоз войны»… Если вглядеться внимательней, оказывается, что это сквозная тема его творчества.Василий Верещагин был большой молодец. В отличие от многих других живописцев своего времени, он не сидел сиднем в своей теплой мастерской, рисуя смачных натурщиц. А с рюкзаком, фотоаппаратом и револьвером мотался по всем горячим точкам мира. (Сегодня, наверно, был бы известным военкорром….)И трупы он видел собственными глазами. И обонял. А может даже и щупал. И точно зарисовывал с натуры. А поскольку он кочевал с русской армией, которая воевала на Востоке, он наблюдал, как там местные жители обращаются с телами врагов. Обычай отрезать голову в качестве трофея был очень распространен. Голову же так удобно транспортировать, не то, что тело целиком.

Давайте взглянем на три стадии разложения человеческой головы в трактовке художника Верещагина.

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ, 1871

Прославленное полотно художника, скорее аллегорическое, чем историческое. На его раме он собственноручно написал: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».Считается, что сначала она была посвящена конкретному завоевателю и называлась «Торжество Тамерлана». Мол, этот великий кочевник как-то приказал сложить пирамиду из черепов врагов. А может, это был и другой правитель, уйгурец Валихан-торе

Не важно. Картина получилась действительно назидательная и напоминающая об ужасах войны.Разглядывать ее вблизи страшно

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТРОФЕИ, 1872

Еще одно из «Туркестанской серии» художника, написанной по зарисовкам с полей битв. Кстати, эту и предыдущую тоже Верещагин писал уже в нормальной мастерской в Мюнхене, не в палатке же с ними валандаться, на марше.Картина, рассказывающая, как Российская империя пыталась установить протекторат над Бухарским эмиратом, а эмират, противный такой, этому сопротивлялся. Эмир Музаффар в 1868 году объявил москалям священную войну «газават», после чего несколько месяцев эти земли утопали в крови. Здесь нарисован внутренний двор дворца эмира в Самарканде. На плитке лежат отрубленные головы русских солдат.Они уже слегка подгнили под раскаленным солнцем. Их осматривают бухарские сановники в богатых (бухарских же) халатах. На них белые чалмы, специально надетые в знак победы.

ПОСЛЕ УДАЧИ, 1868

Картина, написанная по впечатлениям от обороны Самаркандской крепости.

ТОРЖЕСТВУЮТ, 1872

Головы наших солдат насажены на пики.После «Туркестанской серии» Верещагин побывал еще на многих войнах и создал много серий. Вот мертвые головы из еще одной.

ПОБЕЖДЕННЫЕ. ПАНИХИДА, 1877

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: