Верещагин и мёртвые головы
Categories:
- история
- искусство
- происшествия
- Cancel
И это не только про «Апофеоз войны»… Если вглядеться внимательней, оказывается, что это сквозная тема его творчества.Василий Верещагин был большой молодец. В отличие от многих других живописцев своего времени, он не сидел сиднем в своей теплой мастерской, рисуя смачных натурщиц. А с рюкзаком, фотоаппаратом и револьвером мотался по всем горячим точкам мира. (Сегодня, наверно, был бы известным военкорром….)И трупы он видел собственными глазами. И обонял. А может даже и щупал. И точно зарисовывал с натуры. А поскольку он кочевал с русской армией, которая воевала на Востоке, он наблюдал, как там местные жители обращаются с телами врагов. Обычай отрезать голову в качестве трофея был очень распространен. Голову же так удобно транспортировать, не то, что тело целиком.
Давайте взглянем на три стадии разложения человеческой головы в трактовке художника Верещагина.
АПОФЕОЗ ВОЙНЫ, 1871
Прославленное полотно художника, скорее аллегорическое, чем историческое. На его раме он собственноручно написал: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».Считается, что сначала она была посвящена конкретному завоевателю и называлась «Торжество Тамерлана». Мол, этот великий кочевник как-то приказал сложить пирамиду из черепов врагов. А может, это был и другой правитель, уйгурец Валихан-торе
Не важно. Картина получилась действительно назидательная и напоминающая об ужасах войны.Разглядывать ее вблизи страшно
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТРОФЕИ, 1872
Еще одно из «Туркестанской серии» художника, написанной по зарисовкам с полей битв. Кстати, эту и предыдущую тоже Верещагин писал уже в нормальной мастерской в Мюнхене, не в палатке же с ними валандаться, на марше.Картина, рассказывающая, как Российская империя пыталась установить протекторат над Бухарским эмиратом, а эмират, противный такой, этому сопротивлялся. Эмир Музаффар в 1868 году объявил москалям священную войну «газават», после чего несколько месяцев эти земли утопали в крови. Здесь нарисован внутренний двор дворца эмира в Самарканде. На плитке лежат отрубленные головы русских солдат.Они уже слегка подгнили под раскаленным солнцем. Их осматривают бухарские сановники в богатых (бухарских же) халатах. На них белые чалмы, специально надетые в знак победы.
ПОСЛЕ УДАЧИ, 1868
Картина, написанная по впечатлениям от обороны Самаркандской крепости.
ТОРЖЕСТВУЮТ, 1872
Головы наших солдат насажены на пики.После «Туркестанской серии» Верещагин побывал еще на многих войнах и создал много серий. Вот мертвые головы из еще одной.
ПОБЕЖДЕННЫЕ. ПАНИХИДА, 1877