В Риме (1481-1482)
К этому времени Боттичелли стал очень известным художником не только во Флоренции, но и за её пределами. Заказы его были весьма многочисленны. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.
С. Боттичелли «Искушение Христа» (1482)
Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить Сыну Божьему. На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма заявить о своём очищении. В его руках жертвенная чаша и кропило. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был воскрешён. Некоторые фигуры переднего плана являются портретами современников автора.
Поздние работы Сандро Боттичелли
В 1490-х годах художник находился в тяжёлом нравственном состоянии. Смерть Лоренцо Великолепного, захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы, которым сочувствовал Боттичелли, – всё это сильно воздействовало на его сознание. Его картины этого периода полны драматизма, тоски и безнадёжности («Покинутая», «Оплакивание Христа», «Клевета» и др.).
С. Боттичелли «Покинутая» (ок. 1495). Рим, собрание Паллавичини Одинокая молодая женщина изображена в великом горе и смятении чувств. Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине. Кто она, эта женщина? Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Рубашки распластаны на ступенях как трупы… «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495) Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил в новом своем гробе, который высек в скале – в том гробе, который Иосиф, предчувствуя собственную смерть, приготовил себе самому. Боттичелли поместил все фигуры очень близко друг к другу и у краёв картины. Они как бы образуют крест и единство над телом Христа. Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа… Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. В творчестве Боттичелли ярко воплощены черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.
- < Назад
- Вперёд >
«Весна», 1482 г
Название картины уже говорит о своем сюжете. На полотне изображена роскошная поляна в апельсиновом саду, где весна входит в свои права, здесь расцветают цветы, которых художник нарисовал больше пятисот штук разных видов, форм и цветов. Богиня цветов Флора щедро усыпает землю розами и нарциссами, северный ветер Зефир своей силой гнет ветки деревьев книзу.
В центре картины стоит сама Венера — богиня радости и любви, а над ней с закрытыми глазами парит младенец Амур, направивший свою стрелу любви в одну из танцующих Граций. Очень красивая, нежная картина наполнена светом, но не каждый сможет уловить ее истинный смысл. Этот шедевр выставлен в Галерее Уффици во Флоренции. Редакция most-beauty очень рекомендует посетить это место, если вы планируете отдых во Флоренции.
3
Примечания и ссылки
Сандро Боттичелли (1445-1510) |
||
---|---|---|
Антураж и меценаты | Фра Филиппо Липпи • Филиппино Липпи • Мишель Марулль • Жюльен де Медичи • Лоран Медичи • Лоран II Медичи • Микеланджело • Флавий Митридат • Пик де ла Мирандоль • Анхель Политен • Савонарола • Сикст IV • Симонетта Веспуччи • Леонардо да Винчи | |
Портреты | Юноша (Флоренция) (1470) • Мужчина с медалью (1474) • Эсмеральда Брандини (1475) • Катрин Сфорца (1475) • Симонетта Веспуччи (1476-1480) • Жюльен де Медичис (Вашингтон) (1478-1480) • Молодой человек держит медальон (1470-1480) • Юноша (Вашингтон) (1482-1485) • Юноша (Лондон) (1483) • Юноша (Париж) (1475-1500) • Девушка (Франкфурт) (1480-1485) • Молодая женщина (Флоренция) (1485) • Лоренцо Лоренци (1490–1495) • Данте (1495) • Мишель Марулль (1497) | |
Светские произведения | Паллада и Кентавр (1482 г.) • Весна (1482 г.) • Венера и Марс (1483 г.) • Настаджио дельи Онешти (I) , (II) , (III) , (IV) (1483 г.) • Рождение Венеры (1485 г.) • Фрески на вилле Торнабуони (1483-1486) • Клевета Апеллеса (1495) • Вирджиния Романа (1498) • Трагедия Лукреции (1498) | |
Библейские сцены | Возвращение Юдифи в Ветиллию (1470 г.) • Обнаружение трупа Олоферна (1470 г.) • Алтарь Святого Амвросия (1470 г.) • Поклонение волхвов (Флоренция) (1475 г.) • Сцены из рассказа Эстер (1475 г.) ) • Благовещение Сан-Мартино алла Скала (1481) • Испытания Моисея (1481-1482) • Наказание мятежников (1481-1482) • Искушение Христа (1481-1482) • Поклонение волхвов ( Вашингтон) (1482) • Благовещение Cestello (1489-1490) • Рождество (1488-1490) • Алтарь Сан — Марко (1488-1492) • Плач над Мертвым Христа (Мюнхен) (1490-1495) • Оплакивание мертвого Христа (Милан) (1490-1495) • Мистическое Рождество (1500-1501) | |
Мадонны | Богородица с младенцем (1467 г.) • Богородица из лоджии (1467 г.) • Богородица с младенцем и двумя ангелами (1468–1469) • Богородица с младенцем и двумя ангелами и Иоанном Крестителем (1468–1470) • Богородица в Розарий (1469-1470) • Богоматерь с младенцем и юный Иоанн Креститель (1470-1475) • Мадонна Евхаристии (1470) • Мадонна Барди (1480) • Мадонна Книги (1480) • Мадонна из Магнификата (1481 г.) • Мадонна с гранатом (1487 г.) • Мадонна в павильоне (1493 г.) | |
Другие религиозные произведения | Ла Форс (1470) • Святой Себастьян (1474) • Святой Августин (Огниссанти) (1480) • Святой Августин (Офисы) (1490-1494) • Божественная комедия (1485-1490) • Последнее причастие Святого Иеронима (1494-1495) ) • Святой Иероним (ок. 1500) • Сцены из жизни святого Зеноба (1500-1505) | |
Авторы ( XX — го и XXI — го века) | Кристина Ацидини Лучинат • Даниэль Арассе • Джулио Карло Арган • Умберто Бальдини • Кьяра Баста • Бернар Беренсон • Хорст Бредекамп • Марсель Брион • Андре Частель • Софи Шово • Джон Поуп-Хеннесси • Аби Варбург • Франк Цёлльнер |
- Портал живописи
- Портал эпохи Возрождения
- Портал Италии
Портрет Эсмеральды Брандини, 1475 г
Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в 1475 году. Здесь мы видим, что женщина изображена уже не в профиль, а в анфас. И это своего рода эксперимент художника, и можно сказать, что он удался. В будущем этот приём подхватят и другие художники. Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения.
Хранится этот портрет Боттичелли в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Натурщица являлась супругой Донато Брандини, матерью знатного флорентийского ювелира Микеланджело де Вивиано де Брандини из Гаиуоле. Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения и это, как мы видим, дверной проем.
Библиография
- Бруно Санти, Боттичелли , в I protagonisti dell’arte italiana , Scala Group, Флоренция, 2001 г. ( ISBN 978-88-8117-091-3 )
- AA.VV., Galleria degli Uffizi , collana I Grandi Musei del Mondo , Scala Group, Рим, 2003.
- Эрнст Гомбрих , Символические образы. Исследования в искусстве эпохи Возрождения , Phaidon 1972.
- Мартина Лакас, Комментарий к работе Паллада и Кентавр , специальный выпуск Connaissance des arts .
- (it) Бруно Санти , Боттичелли, в главных героях итальянского искусства: Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Леонардо, Микеланджело, Рафаэлло, Тициано, Караваджо, Каналетто и Ведутисти , Антелла, Группа Скала,2001 г., 638 с. ( ISBN 978-88-8117-091-3 ).
- Кьяра Баста и Карло Бо (введение) ( пер. Odile Menegaux), Боттичелли: Его жизнь, его искусство. Шедевры , Париж, Фламмарион ,2005 г., 189 с. ( ISBN 978-2-08-011433-4 ) , стр. 104.
- Полная опера Боттичелли , collana Classici dell’arte Rizzoli , Риццоли , Милан, .
- Пьерлуиджи Де Векки, Эльда Черкиари, I tempi dell’arte , volume 2, Bompiani , Milan, 1999. ( ISBN 978-88-451-7212-0 )
- Глория Фосси, Уффици , Джунти, Флоренция, 2004 г. ( ISBN 978-88-09-03675-8 )
Исторические данные
Имя владельца двух панелей документируются с XVI — го века . Они предложили Бьянки Капелло , второй жены Франсуа I эр де Медичи , скульптором и художником Ридольфо Sirigatti в «украшают офис с картинами и античных статуй.» Эти две картины, завещанные его сыну великим герцогом Тосканы, между 1587 и 1632 годами, в год их поступления в коллекции Уффици, перечислены в инвентаре казино Mediceo di San Marco . Как следует из этого инвентаря, ореховая рама объединила их, образуя диптих . Отсутствуют документы, подтверждающие, что это положение было изначально задумано художником или уполномоченным.
Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»
Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход, и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло.
Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи.
Так в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.
До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро — «Боттичелли».
Судя по всему, Джованни, желая помочь стареющему отцу, много занимался воспитанием младшего ребенка. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру («некоему Боттичелло», как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его «экстравагантного ума», одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.
По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Биография живописца
Алессандро ди Мариано Филипепи родился в середине 15 века во Флоренции, родине южного Ренессанса, в семье ремесленника – кожевника. Вскоре после смерти отца его дело перешло к старшему брату маленького Алессандра, прозванного «Бочонок» (Боттичелли) из-за его пивного живота или сильной склонностью к винопитию.
От старшего брата смешное прозвище получили и все четыре младших. Благодаря усилиям старших братьев будущий известный художник получил образование в доминиканском монастыре.
Одной из первых профессий, полученных Сандро, была уважаемая и весьма востребованная в то время профессия ювелира. Она научила художника правильному нанесению золотистых и серебристых оттенков в пейзажи своих картин. Кстати, некоторые исследователи искусства эпохи Возрождения считают, что имя «Боттичелли»- означает –серебряных дел мастер.
Средний брат Антонио стал известным ювелиром, а Алессандро решил посвятить свою жизнь живописи. В 1470 году молодой художник получил свой первый заказ от монастыря Святого Доминика: ему поручили изобразить аллегорию Силы для галереи христианских добродетелей. Картина была помещена в зале суда торговой палаты. Уже через год о молодом живописце заговорили во всей Италии.
Его Святой Себастьян, написанный для церкви Святой Марии Марджоре, истинно добродетелен, через прекрасные черты лица юного христианина Сандро показал его душу, чистую и невинную. Все произведения художника пронизаны горячей верой и непоказной любовью к Богу. Они сочетают в себе непревзойденное мастерство и духовную наполненность и непринужденность.
В этом же году он показывает себя искусным реставратором, восстанавливая полностью утраченную фреску в капелле Коронования Божьей Матери.
В 1470-м году живописец сблизился со знатной семьей Медичи, которые окружили себя знаменитыми поэтами, музыкантами, философами и живописцами. Так называемый «медицейский кружок» проповедовал философию Платона, т.е. субъективный идеализм.
Они верили в бессмертную душу, наделенную талантами и способностями, которые душа может сохранять и после смерти и передавать новому владельцу. Этим и объясняется появление гениальных произведений искусства, а также интуитивного знания.
Творчество
С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Первое время он писал картины дома, позднее арендовал мастерскую, которая находилась неподалёку от церкви «Всех Святых».
Уже в следующих картинах Сандро не осталось и тени подражания своим учителям, всюду прослеживался его собственный стиль:
- «Аллегория силы»;
- «Возвращение Юдифи»;
- «Нахождение тела Олоферна»;
- «Святой Себастьян».
В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.
В 1470-х годах состоятельный горожанин, придворный Медичи и член гильдии искусств и ремёсел Флоренции, Гаспаре дель Лама заказал Боттичелли написать картину «Поклонение волхвов». Художник закончил её в 1475 году, на полотне он изобразил семейство Медичи в образах восточных мудрецов и их свиты, а в правом нижнем углу нарисовал себя.
В «Поклонении волхвам» Сандро довёл рисунок, а также композиционные и колоритные сочетания до такого уровня совершенства, что полотно названо великим чудом, которое до сих пор приводит в изумление каждого художника.
Эта картина принесла Боттичелли известность, у него стало очень много заказов, особенно часто его просили писать портреты. Наибольшую популярность приобрели:
- «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
- «Портрет Джулиано Медичи»;
- «Портрет молодой женщины»;
- «Портрет Данте»;
- портреты флорентийских дам.
Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV. Сандро трудился в Ватикане над росписью капеллы фресками вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино. Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело (он оформил алтарную стену и потолок), после чего капелла приобрела мировую славу.
В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески:
- «Искушение Христа»;
- «Наказание Корея, Дафна и Авирона»;
- «Призвание Моисея».
В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжил писать картины по заказу семейства Медичи и других знатных флорентийских особ. В основном это были полотна со светскими и религиозными сюжетами:
- «Паллада и Кентавр»;
- «Венера и Марс»;
- «Мадонна делла Мелаграна»;
- «Благовещение»;
- «Оплакивание Христа».
Самой знаменитой и загадочной картиной художника Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть сюжетный замысел живописца. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».
В конце ХV века вошли в моду круглые по форме картины или барельефы, которые назывались тондо. Самые знаменитые работы Боттичелли в этом стиле:
- «Мадонна Магнификат»;
- «Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем»;
- «Мадонна с книгой»;
- «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»;
- «Мадонна с гранатом».
Биография Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли родился во Флоренции и стал четвертым сыном в семье обеспеченного ремесленника. Точная дата рождения художника неизвестна, достоверно предполагаемый промежуток времени — между 1444 и 1446 годами. Традиционно указывается 1 марта 1445 года. Известное нам имя Боттичелли получил в старшем возрасте: это прозвище его брата-купца, которое означает «бочонок». Полученное при крещении имя звучало так: Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.
В ранней юности Сандро Боттичелли устроили учиться в ювелирную мастерскую, где он освоил искусство точного рисунка. С тех пор в его творчестве главной всегда была линия, а не цвет. Характерные для мастера черты — четкие контуры фигур, наличие узоров и орнаментов. Стать художником юноша решил после того, как увидел вызвавшие восхищение работы Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi). В ученики к этому известному живописцу Боттичелли устраивается примерно в 1462 году.
К моменту смерти Фра Филиппо Липпи в 1469 году Боттичелли уже стал самостоятельным и довольно успешным художником. Он писал на заказ прекрасных Мадонн и взял нескольких учеников, включая сына собственного учителя. Первую славу ему приносят «Аллегория силы», написанная для украшения зала суда, и «Поклонение волхвов», созданное для капеллы Медичи. Вторая работа вызвала всеобщее восхищение и обеспечила автору многолетнее покровительство влиятельного семейства Медичи.
В 1481 году Боттичелли принимает участие в росписи Сикстинской капеллы. Он написал три большие сцены и несколько воображаемых портретов пап. Во Флоренцию художник вернулся еще более известным, к тому времени многие его конкуренты покинули город: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) уехал в Милан, Андреа Верроккьо (Andrea del Verrocchio) — в Венецию.
В 1480-е годы живописец работал больше, чем когда-либо, и создал самые известные произведения, в том числе «Рождение Венеры» и «Весну». Две другие известные работы на тему античной мифологии — «Венера и Марс», написанная по случаю свадьбы в семействе Медичи, и «Паллада и Кентавр», символизирующая победу разума над страстями.
В начале 1490-х Флоренция пострадала от глубокого кризиса. Лоренцо Медичи умирает, вскоре французские войска изгоняют из города оставшихся представителей этого семейства. Неофициальным главой некогда веселой и свободной Флоренции стал мрачный монах Савонарола (Girolamo Savonarola), призывавший народ к покаянию и предрекавший конец света. Предположительно, Сандро Боттичелли тоже проникся духом этих проповедей. Он стал рисовать меньше и выбирал только религиозные темы для поздних работ. Умер художник 17 мая 1510 года в бедности, оставшись на попечении племянников. Своих детей у него не было.
Трудно поверить, что этого художника ждало долгое забвение. В течение ста лет после смерти, до начала маньеризма, мало кто вспоминал о нем. Затем он снова оставался в тени более знаменитых мастеров Возрождения. Лишь в XIX веке к нему пришла заслуженная слава. Во многом это произошло благодаря братству Прерафаэлитов, которые оценили красоту и благородство образов Боттичелли и многое переняли у него.
Анализ
В этой, несомненно, молодой работе, влияние периода ученичества Боттичелли среди ювелиров заметно по тщательному обращению с формой. Его интерес к опыту Антонио Поллайуоло выражается в единстве фигур и ландшафта, характеризующемся ритмом линий. Гибкая хватка Джудит за ятаган — еще одна заимствования у Поллайуоло; он происходит от одного из двадцати панелей гобелена « Вышитый лицевый портрет святого Иоанна». Файл: Parato di san giovanni, su discno di antonio del pollaiolo, secondam metà del XV sec, 07.JPG, нарисованный этим художником и хранящийся в Museo dell ‘ Опера дель Дуомо в столице Тосканы .
Рональд Лайтбаун подчеркивает несоответствие между отрубленной головой Олоферна, унесенной слугой Аброй, чьи черты лица, белые усы и волосы цвета соли и перца принадлежат человеку средних лет, и его обезглавленным телом, очевидно, обнаруженным молодым человеком. его офицеры во второй панели.
Личная жизнь
Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.
Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.
У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.
Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.
https://youtube.com/watch?v=ytib3zOXYUA
Жемчужина творения
Всемирно известная картина «Рождение Венеры», написана в 1484 году и в настоящее время она находится в галерее Уффици во Флоренции.
Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
Среди безбрежного простора лазурного неба и бирюзового моря из пены морской появилась прекрасная Венера, стоящая на перламутровой раковине. Бог западного ветра Зефир своим дуновением помогает вечно юной богине пристать к берегу, а богиня Ора дарует ей бесценный плащ, расшитый цветами и травами.
Вся земная природа ожидает появления богини Любви и Красоты, к ногам ее летят белые розы, а картина освещена лучами восходящего солнца. Ассоциация раннего утра и рождения богини указывает на то, что любовь и нежность всегда юны и востребованы людьми.
Не известно, кто была натурщица художника, но лицо богини с изумительно красивыми чертами кротко, немного печально и смиренно. Длинные золотистые локоны развевает ветер. А поза женщины напоминает позу известной скульптуры Венеры Стыдливой, созданной в 5 веке до н.э.
Последние годы жизни
В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.
С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».
В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:
- «Мистическое Рождество»;
- «Покинутая»;
- серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
- сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.
Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».
После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.
Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.
Живопись
Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.
Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.
На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.
В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.
Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.
В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.
Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».
Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.
После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.
«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.
Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.
Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).
«Рождение Венеры»
Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.
Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.
В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.
Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.
В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:
«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».