Олимпия мане. самая скандальная картина xix века

Содержание

Современную публику шокировала не нагота Олимпии и не присутствие ее полностью одетой служанки, а ее конфронтационный взгляд и ряд деталей, определяющих ее как демимондэн или проститутка. К ним относятся орхидея в ее волосах, ее браслет, жемчужные серьги и восточная шаль, на которой она лежит, символы богатства и чувственности. Черная лента на ее шее, резко контрастирующая с ее бледной кожей, и выброшенная туфля подчеркивают чувственную атмосферу. Имя «Олимпия» ассоциировалось с проститутками в Париже 1860-х годов.

Картина создана по образцу Тицианс Венера Урбино (ок. 1534 г.). В то время как левая рука Венеры Тициана скручена и, кажется, соблазняет, левая рука Олимпии, кажется, блокирует, что было интерпретировано как символ ее роли проститутки, предоставляющей или ограничивающей доступ к своему телу за плату. Мане заменил маленькую собачку (символ верности) на картине Тициана черным котом, существом, ассоциирующимся с ночной распущенностью. Возбужденная поза кошки была провокационной; На французском, болтать (кошка) — это жаргонное обозначение женских гениталий. Олимпия с презрением игнорирует цветы, подаренные ей ее слугой, вероятно, подарком от клиента. Некоторые предположили, что она смотрит в сторону двери, поскольку ее клиент врывается без предупреждения.

Картина отклоняется от академического канона по своему стилю, характеризующемуся широкими быстрыми мазками, студийным освещением, устраняющим полутона, большими цветовыми поверхностями и малой глубиной. В отличие от гладкой идеализированной ню Александр Кабанельс La Naissance de VénusОлимпия, также написанная в 1863 году, представляет собой настоящую женщину, наготу которой подчеркивает резкий свет. Один только холст имеет размеры 51,4 х 74,8 дюйма, что для этого достаточно велико. жанровая живопись. Большинство картин такого размера изображали исторические или мифологические события, поэтому размер работы, среди прочего, вызвал удивление. Наконец, Олимпия довольно худая по художественным меркам того времени, и ее относительно неразвитое тело скорее девичье, чем женственное. Шарль Бодлер считал худобу неприличнее полноты.

Модель для Олимпии, Викторина Мерент, была бы признана зрителями картины, потому что она была хорошо известна в парижских кругах. Она начала работать моделью, когда ей было шестнадцать лет, и она также была самостоятельным художником. Некоторые из ее картин выставлялись в Парижском салоне. Знакомство с личностью модели было главной причиной, по которой эта картина считалась шокирующей для зрителей. Хорошо известная женщина, которая в настоящее время живет в современном Париже, не может одновременно представлять историческую или мифологическую женщину.

Передышка дома

В милом сердцу Эксе Поль теперь чувствует нехватку парижской свободы. Дом тяготит его, и он бродит то по окрестностям, то по музею. Но чаще всего запирается в красивом просторном особняке, купленном отцом, и работает. Здесь он занимается стенной росписью большой гостиной, иногда пишет на природе. Но и то, и другое ему не так интересно, как выражать на полотнах свой внутренний мир. К тому же ему действительно трудно – ведь кроме Жибера у художника Сезанна не было ни одного учителя, ему самому надо до всего дойти. И на этом пути он продырявит не один холст, и в исступлении сломает не одну кисть.

Пейзажи Сезанна

В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки — раздельными. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Но влияние Писарро не привело к появлению в живописи Сезанна сферы главных интересов импрессионистов: света и воздушной среды. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений, и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени, и остаётся всегда таким же.

Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Сезанна совершенно не интересуют разные планы пространства. Он стягивает все планы в единое живописное поле, пытаясь выразить не множественность пространства, а его цельность и единственность. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Сезанн часто использует обратную и сферическую перспективу, чтобы как бы заглянуть в пространство извне, откуда-то из другого измерения. В пейзажах Сезанна почти не встречаются абсолютно прямые линии: они то изгибаются, то имеют наклон.

Критическая реакция

Поль Сезанн Современная Олимпия (ок. 1873/74)

Хотя Мане Обед на траве (Le déjeuner sur l’herbe) вызвал споры в 1863 году, его Олимпия вызвало еще больший резонанс, когда его впервые выставили на 1865 г. Парижский салон. Консерваторы осудили произведение как «аморальное» и «пошлое»

Журналистка Антонин Пруст позже вспоминал: «Если полотно Олимпии не было уничтожено, то только из-за мер предосторожности, которые были приняты администрацией». Критики и общественность одинаково осудили произведение

Четное Эмиль Золя сводился к неискреннему комментированию формальных качеств работы, а не к признанию предмета: «Вы хотели обнаженную фигуру, и вы выбрали Олимпию, первую из представленных». Однако он отдал дань честности Мане: «Когда наши художники дарят нам Венеры, они исправляют природу, они лгут. Эдуард Мане спрашивал себя, почему лгать, почему не говорить правду; он познакомил нас с Олимпией, этой fille нашего времени, которого вы встречаете на тротуарах ».

Горничная олимпии

Фигура горничной на картине, созданная женщиной по имени Лауре, стала темой обсуждения среди современных ученых. В качестве Т. Дж. Кларк рассказывает о неверии друга в исправленную версию 1990 года Картина современной жизни: «Вы написали о белой женщине на кровати на пятидесяти страницах и более, и почти не упомянули чернокожую женщину рядом с ней».Олимпия был создан 15 лет спустя рабство был отменен во Франции и ее империя, но негативные стереотипы о чернокожих сохранились среди некоторых элементов французского общества. В некоторых случаях белая проститутка на картине описывалась с использованием расовых выражений. По словам Марии Рутледж, «ссылки на Черноту таким образом вторглись в образ белой Олимпии, превратив ее в карикатурное и гротескное животное, которое чернокожие люди часто изображают в девятнадцатом веке».

Многие критики аплодировали Мане за использование белого и черного в живописи, что является альтернативой традиции светотень. Чарльз Бернхеймер ответил:

По словам Тимоти Пола, некоторые черные феминистки, включая Лоррейн О ‘Грейди, утверждали, что Мане включил Лору не для художественной условности, а для того, чтобы создать идеологический бинарный образ между черным и белым, хорошим и плохим, чистым и грязным, и как таковой «неизбежно переформулирует Декартово перспективная логика, позволяющая белизну выступать в качестве единственного предмета рассмотрения «. В сочетании с более светлым оттенком кожи черная женская модель выступает как символ всех расовых стереотипов Запад.

Конфронтационный взгляд и оппозиционный взгляд

В Лоррейн О ‘Грейдиэссе под названием «Служанка Олимпии: восстановление субъективности чернокожих женщин», она утверждает: «Горничная Олимпии, как и все другие« периферийные негры », — это робот, которого удобно заставить исчезнуть в драпировке фона. В то время как конфронтационный взгляд Олимпии часто упоминается как вершина неповиновения патриархату, оппозиционный взгляд горничной Олимпии игнорируется; она — часть фона, почти не уделяя внимания критической роли ее присутствия.

О’Грэйди указывает, что мы знаем, что она представляет ‘ и Мамочка«и, что лучше всего, она не настоящий человек …», скорее она является объектом объективированного и исключенного из полового различия в соответствии с Фрейдист теория. Пока Олимпия смотрит прямо на зрителя, ее горничная тоже оглядывается. В ее эссе «Мамочка, Иезавель«Сапфир и их домашние девушки: развитие оппозиционного взгляда на образы чернокожих женщин», Кэтрин Уэст заключает, что, заявляя оппозиционный взгляд, мы можем идентифицировать, критиковать, сопротивляться и преобразовывать эти и другие репрессивные образы чернокожих женщин.

События

В январе 2016 года артист-перформанс из Люксембурга, Дебора де Робертис, лежал на полу перед картиной обнаженной и имитировал позу объекта. Она была арестована за непристойное обнажение.

Великий упрямец

Поль Сезанн «Автопортрет» (1875)

Поль Сезанн родился в Эксан-Провансе, у напористого, властного и обладавшего отличной деловой хваткой отца. Луи Огюст Сезанн, обучившись в Париже шляпному ремеслу, вернулся на малую родину и сначала открыл торговлю шляпами, а после успешного развития предприятия начал ссужать деньги и стал преуспевающим ростовщиком. Никаких особых талантов за маленьким Полем не замечалось, но академическое образование он получил прекрасное. Поль Сезанн всю жизнь любил классическую литературу и даже в старости был способен цитировать античных авторов страницами. Рисование также входило в обязательную программу колледжа, где будущий знаменитый художник учился вместе с будущим знаменитым писателем и своим лучшим другом Эмилем Золя.

У Поля с детства был твердый характер. На первый взгляд, не имея задатков живописца, он стремился получить художественное образование, несмотря на сопротивление отца. Немалыми усилиями сломив его, в 1861 году Поль уехал в Париж, чтобы поступить в Школу изящных искусств, оплот благонравия и приличия (пожалуй, это было единственное, что могло примирить ростовщика с выбором сына).

С самого начала творческого пути Сезанн проявил одно из самых ярких своих качеств, как ни странно, сослуживших ему хорошую службу, — великое упорство в достижении поставленной цели. Провинциальное происхождение, акцент и грубоватые манеры постоянно давали повод для насмешек со стороны других студентов Академии Сюиса. Именно в юности Поль научился не обращать внимания на слова, а насмешек в жизни его ждало еще немало…

Однако ни первая, ни вторая попытка поступить в Школу изящных искусств не увенчались успехом. Этот период его творчества позже будут называть темным (из-за колористики картин) или романтическим. С 1862 по 1870 год Сезанн писал сюжеты, исполненные драматизма: «Искушение Святого Антония (1867-8170), «Портрет Мари Сезанн» (1866-1867), «Пиршество» (1867), «Увертюра к Тангейзеру» (1869). Его мазок был нарочито груб, что вряд ли нравилось академикам-классицистам.

Поль Сезанн «Девушка у пианино» (ок. 1868)

В конце 1860-х годов у Сезанна появились первые значительные успехи в портрете. Его буйную, яростную манеру сравнивали с музыкой Вагнера. Но настоящий успех пришел к Полю, когда он познакомился с импрессионистами.

Первая поездка в Париж

В 1861 году отец отвёз 22-летнего сына в столицу и назначил ему 150 франков в месяц содержания. Сезанн, поклонник тишины и уединения, начинает знакомиться с шумным и суетным Парижем. Немедленно берётся за работу, поступив в мастерскую Сюиса для того, чтобы подготовиться к экзамену в Академии художеств. В новой для себя среде Сезанн старается не затеряться, заводит приятелей, много занимается, часто встречается с Золя. Но неуверенность в себе от того, что не всё получается, приводит к возрастающему раздражению: а что, если отец был прав? В порыве отчаяния и уныния Поль уезжает в Маркуси, в августе возвращается, но метания не закончились. Однажды Золя застал его в бешенстве – неудовлетворённый своими работами, Сезанн уничтожил их. И уехал домой.

История и описание

Сезанн написал в 1870 году первую версию произведения « Une moderne Olympia» , ставшего откликом на « Олимпию » Эдуарда Мане , картину, вызвавшую скандал, в Салоне красоты и скульптуры в 1865 году.

За белой женщиной, томная, черная служанка, с букетом цветов в руке: это было совершенно обычное место в то время для черной служанки, до такой степени, что картина Мане шокировала только лежащую женщину, находившуюся в ней. на самом деле куртизанка. Изображать ее с черным слугой означает, что у нее были средства для оказания услуг. Черная женщина представлена ​​в образе служанки: во Франции в то время наличие черной служанки было внешним признаком богатства для богатых семей. Этих слуг было много, и они по большей части прибыли из Французской Африки .

В своей первой версии « Современной Олимпии» Сезанн использовал коричневые и приглушенные цвета. Его вторая версия (1873–1874) отличается яркими яркими красками. Этой работой Сезанн вписывается в художественное направление импрессионизма . Картина принадлежала Полю Гаше , врачу и коллекционеру, жившему в Овер-сюр-Уаз .

Орди — это интерпретация Сезанном предмета Мане: женщина лежит, и ее черный слуга раздевает ее перед мужчиной, который виден сзади и элегантно одет в черное. Эротический и театральный эффект сцены подчеркивается приподнятым занавесом слева. Сезанн вводит присутствие клиента куртизанки, а также декоративные элементы, такие как ваза справа и красный стол.

Луи Леруа на страницах Charivari du25 апреля 1874 г.описал свое посещение Первой выставки художников-импрессионистов  : « Ужасное привлекло его: Blanchisseuse, так плохо обесцвеченная М. Дега, Une moderne Olympia Сезанна … наконец, ваза переполнилась. »

Выставки

  • 1874 г. : Первая выставка художников-импрессионистов в Париже.
  • 26 марта 2019 г.,-21 июля 2019 г., : Черная модель, от Жерико до Матисса , Музей Орсе , Париж.

Терпенье и труд…

Через полгода, в начале 1865-го, Сезанн уезжает в Париж. Готовится к Салону, но почти спокоен – уже уверен, что он особенный («Я само напряжение»), в то время как работам принятых на выставку не хватает темперамента (так он считал). И на этот раз полотна Сезанна отклоняются…

Этот сценарий будет повторяться 18 лет! Лишь в 1882 году, единственный раз, произведение Поля Сезанна будет принято в Салон. Поистине упрямство прокладывает дорогу. Но ни тогда, ни десятилетиями позже к такой живописи публика готова ещё не будет. До 55 лет покупать картины художника будет практически один человек – коллекционер Ива Танга.

В биографии Поля Сезанна есть легенда об удаче упорного живописца в виде его встречи с арт-дилером Амбруазом Волларом, который торговал предметами искусства с 1888 года, а в 1893-м открыл собственную галерею в Париже. Месье Воллар, заглянув в мастерскую художника, купил все его картины, полторы сотни полотен. Выставив наиболее скандальные из них, как работа под названием «Купальщики на отдыхе», на витрину своей галереи, хозяин рисковал оставить витрину без стекла, но через некоторое время все работы были раскуплены, принеся Воллару неплохие барыши. В последующем эта человеческая и коммерческая связь укрепилась, художник шутя упоминал арт-дилера как «работорговца». К тому времени, Луи-Огюста Сезанна уже не будет. На наследство Поль на окраине Экса приобретёт домик и устроит там свою затворническую студию, лишь посылая в Париж письма сыну.

Ещё одна Олимпия, современная

Кстати, в музее Д’Орсе хранится ещё одна Олимпия. Её написал Поль Сезанн, который очень любил творчество Эдуарда Мане.

Поль Сезанн. Олимпия современная. 1874 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Олимпия Сезанна была названа ещё более эпатажной, чем Олимпия Мане. Однако, “лёд тронулся”. Вскоре публике волей-неволей придётся отказаться от своих пуританских взглядов. Этому немало поспособствовуют великие мастера 19 и 20 века.

Так, купальщицы и простолюдинки Эдгара Дега продолжат новую традицию показывать жизнь обычных людей. А не только богинь и знатных дам в застывших позах.

И уже Олимпия Мане никому не кажется эпатажной.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Эдуард Мане. Олимпия. 1863. Музей Д’Орсе, Париж.

Итоги творчества Сезанна

Если итоги творчества осмысливать в рамках не общеевропейской, а именно французской художественной традиции, то можно сказать, что Сезанн стремился и смог соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств.

В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. Это тем более верно, что из работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные выводы. Они многомерны, что само по себе свойственно многим выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных художественных поисков приобретает особенный смысл. Каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон. Именно поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.

Главное при восприятии картин Сезанна — не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию, художественную или философскую. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Прямой взгляд, прямое впитывание и передача ответа природы на полотне были для него естественным подходом к живописи, которую Сезанн считал способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки мыслей и слов.

  • Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»). ок. 1868. Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Букет цветов в голубой вазе. 1873-1875. Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Мост через Марну в Кретее (Берега Марны). 1888-1894. ГМИИ им.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: