Художник теодор жерико биография и творчество — философия
За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
За 15-16 лет в творчестве художника Жерико были заложены основы революционного романтизма, потеснившие царивший академический классицизм во французской живописи девятнадцатого века.
Он был свидетелем революционных событий: становления и падения империи Наполеона, Реставрации и первых проявлений демократии в 20-х годах девятнадцатого столетия. И эти потрясения, естественно, нашли свое отражение в творчестве художника Жерико.
Краткая биография художника Теодора Жерико
Биография художника Жерико представлена немногими основными событиями. Уроженец Руана, он почти всю свою короткую жизнь провел в Париже.
Получив основы образования в Императорском лицее, в 1810-1812 годах художник берет уроки у мастера батальных сцен Берне, «исторического» художника Герена, знакомится с работами Гро.
Неустанно молодой живописец работает с натурой, изучает античность, делает копии с картин старых мастеров и пишет картины «Офицер конных егерей» и «Раненый кирасир, покидающий поле боя».
Вернувшись в Париж, живописец ищет темы для творчества в окружающем его мире. Работая в мастерской на улице Мартир, он создает картину «Укрощение быков», пишет портреты, занимается литографией. В Англии (1820-1821) он возобновляет занятия литографией, знакомится с работами Констебля.
https://www.youtube.com/watch?v=pvc363vyJpw
На родине работает над новыми картинами, однако вследствие его кончины в 1824 году после тяжелой болезни работа остается незавершенной.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….
Творчество художника Т. Жерико
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени, и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Противопоставленная привычной салонной живописи, эта картина, пронизанная движением и темпераментом, необычной пластикой и колоритом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
В своем творчестве живописец, с присущим ему максимализмом, выносит на суд истории потрясения своей эпохи.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором он может выразить свое отношение к происходящим событиям, и он пишет картину «Плот «Медузы».
И, конечно, красной строкой в картине проходит осуждение автором человеческого эгоизма, безответственности, и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям. Естественно, картина, в которой критика находила параллели с бездеятельностью правительства Франции, не получила должного одобрения.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
Одной из последних картин является «Печь для обжига извести» (1822-1823), заложившая основы реалистического направления в пейзажной живописи.
Сюжет
Четыре наездника скачут по беговому полю. Небольшие фигурки всадников и лошадей представлены на фоне пейзажа. Грозовые облака заволокли небо, тёмно-синяя полоса то ли холмов, то ли моря отделяет его от земли. Художник избрал вариант с движением, развивающимся не в ракурсе, а параллельно нижнему краю полотна. Белый столб, ярко освещённый солнцем, у правого края картины — отправная точка этого движения, всадники уносятся от него налево, в сторону открытого пространства, поле слегка понижается в том же направлении. Второй дистанционный столб виднеется в глубине, подчёркивая активное начало композиции.
Художник, писавший обычно свободными динамичными мазками, отличился здесь «ювелирной отточенностью исполнения». Небольшие мазки в некоторых местах словно сплавлены деликатной кистью, изображение детализировано, и тем не менее картина передаёт «специфически романтическое восприятие мира».
Лошади на полотне несутся, выбрасывая ноги одновременно вперёд и назад. Через много лет, когда Эдвард Мейбридж, используя фотоаппарат, зафиксировал все фазы галопа (1878), стало ясно, что в момент заноса передних ног вперёд задние уже подбираются под живот, и на мгновение все ноги кажутся соединёнными, а лошадь на некоторое время повисает в воздухе. Огюст Роден в «Беседах об искусстве» отмечал, что современные художники, используя моментальную фотографию, «имеют своё представление о правде» и указывают на недостоверность бега лошадей в картине Жерико:
Сочинение-описание по картине «Плот «Медузы» Теодора Жерико
- СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
- ПО КАРТИНЕ ТЕОДОРА ЖЕРИКО
- «ПЛОТ «МЕДУЗЫ».
Теодор Жерико, Плот «Медузы», 1819г., Лувр, Париж. i
План сочинения:
-
- Историческая основа сюжета картины.
- Процесс создания полотна.
- Описание картины.
- Мое отношение к произведению.
Я хотела бы рассказать о картине Теодора Жерико «Плот «Медузы», написанной в 1819 году. Это произведение трогает меня до глубины души, заставляет испытывать ужас и содрогание при мысли о том, что пришлось пережить героям, изображенным на полотне.
Сюжетом для написания картины послужила реальная трагедия, произошедшая в 1816 году. Фрегат «Медуза» направлялся в Африку, непрофессиональный капитан посадил судно на мель.
Пассажирам судна пришлось эвакуироваться: часть людей села в шлюпки, а ещё 150 человек поместились на плоту, сколоченном из обломков корабля, который шлюпки тянули за собой. На море началась буря, и плот стал совершенно неуправляемым.
Капитан, испугавшись, что в панике люди могли бы попытаться перебраться на шлюпки, принял роковое решение обрубить канат, обрекая тем самым 150 человек на верную смерть. Во время шторма люди гибли в борьбе за безопасное место возле мачты, тот, кто оставался ближе к краю плота, просто падал в воду.
Таким образом, все находящиеся на плоту были вынуждены скитаться по морю две недели, мучившиеся от голода и жажды люди пили соленую морскую воду и поедали трупы умерших, сбрасывали в море больных и раненых. К моменту спасения, высланным для эвакуации с «Медузы» груза барком «Аргус», из 150 человек в живых осталось лишь 15.
Конечно, живопись – вид искусства, рассказывающий о настоящем моменте, во многом скрывающий прошлое и будущее изображаемого события, но картина «Плот «Медузы» не может оставить равнодушным даже того зрителя, который не знает обо всех леденящих душу подробностях этого ужасного кораблекрушения.
Жерико находился в поиске темы для большого полотна, выбирая кровавые и загадочные сюжеты из мифологии и истории.
Воссоздавая в своей мастерской то ужасное событие живописец изучал все доступные ему материалы, встречался с людьми, которые имели информацию о произошедшем. Служивший на фрегате плотник сделал для него уменьшенную копию плота.
Сам Жерико размещал на нём восковые фигурки и искал подходящую композицию, делал наброски и эскизы тел, писал этюды моря и неба. В поисках сюжета живописцем перебирались разные варианты: спасение бедствующих, каннибализм, борьба на плоту. В итоге для изображения было выбрано последнее утро скитания, когда на горизонте показался, еле виднеясь, барк.
Почти все пространство картины занимает дрейфующий в море плот, на котором находятся люди – клубящаяся масса тел. На переднем плане полуобнаженные, почти погруженные в море тела погибших.
Выжившие устремлены вперед, их лица скрыты от нас, все они смотрят куда-то на горизонт: там, вдали показалась еле заметная точка – силуэт корабля, призрак надежды на спасение. Вокруг плота беспощадное море, справа поднимается тяжелая грозная волна, утреннее небо затянуто темными мрачными тучами.
Человек перед лицом бушующей стихии, борьба между жизнью и смертью, ускользающая в утренней морской дымке надежда – эта картина будто обращается к каждому, кто смотрит на неё, к людям вообще. 35 кв.м.
полотна – это портал между миром плота «Медузы» и нашим, художник дает возможность зрителю ступить на эту колеблющуюся поверхность, почувствовать, осознать, что все мы – пассажиры этого хрупкого судна.
Теодор Жерико, как яркий представитель романтизма, раскрывает глубинную идею произведения именно посредством принципов этого эстетического направления. Тут и отрешенный от всего мира герой, если воспринимать плот и его пассажиров как единое целое, и противоборство этого героя с миром, его противостояние стихии.
Я, глядя на эту картину, вспоминаю иллюстрации из Библии, изображение великого потопа. Господь наказал людей за грехи.
Но в трагедии «Медузы» виновны вовсе не пассажиры, которые, ступая на борт, не могли и подумать, что им предстоит пережить и что вернуться из плавания совсем немногие. И все же нельзя отрицать присутствие религиозной тематики в произведении.
На картине я вижу надежды, веру – корабль на горизонте и спасение близко! Судьба человека трагична, он мал и беспомощен, но вместе с тем прекрасен и заслуживает милосердия.
Из жизни теадора жерико
Теодор Жерико (26.09.1791-1824) – французский живописец и график, родоначальник французского романтизма в живописи. Правда, когда большинство современников поняли его великую роль, он был уже мертв. И термин “романтизм” впервые появился в некрологе, посвященном Теодору Жерико.
Он был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый. Ему было всего тридцать два года.За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой, и рисовал.
Дюма был потрясен.
Плот “Медузы”
ГЕНЕТИКА
Отец Теодора Жерико был довольно известный, но крайне скучный и обыденный человек. Он отличался большой порядочностью и исключительной честностью. Однако устремлений своего сына, росшего сорвиголовой, он не понимал и не одобрял. Знакомые про него говорили: – Это – курица, высидевшая орла!
Раненый кирасир, покидающий поле боя
ЧЕГО НЕ СДЕЛАЕШЬ РАДИ КРАСОТЫ!
Жерико с детства безгранично восхищался кавалеристами. Самой главной чертой этих героев он считал их выгнутые в разные стороны ноги. Чтобы походить на своих любимцев, он даже придумал особое устройство для собственных ног, чтобы они стали такие же кривые, как у опытных наездников.
Офицер конных егерей, идущий в атаку
ПАРАДОКСЫ
– Что вы рисуете, молодой человек? – как-то с неудовольствием сказал Жерико его наставник, художник Герен. – Ваш колорит неправдоподобен. Все эти контрасты и светотени заставляют меня думать, что вы писали свой этюд не иначе, как при лунном свете. Что же до ваших академических штудий – они похожи на натуру не больше, чем похож на скрипку ее футляр! – А то, что пишете вы, сударь, – пробурчал дерзкий молодой человек в спину своему учителю-классицисту, – похоже на скрипку, отлитую из гипса и тщательно раскрашенную под настоящую. Глядеть на нее можно, но уж ни одной ноты на ней не взять, это точно!
Сумасшедший
ЗА ЭТО НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ…
– Хочу уехать на Восток, в Иерусалим, в далекое путешествие! – сказал как-то юный Жерико барону Жерару – превосходному французскому художнику-баталисту. – Не понимаю. Вы богаты от рождения, одарены талантом, – удивился Жерар, – что еще вы хотите найти, путешествуя в далеких краях? Чего вам не достает здесь? – Я слышал, что нельзя стать настоящим художником, не пострадав! – Ах, дорогой мой, – усмехнулся Жерар, – чего-чего, а уж несчастья искать – лишнее. За это не волнуйтесь: как только вы станете художником, они сами вас найдут!
Скачки в Эпсоме
ПОМЕРЯЛИСЬ СИЛАМИ
– Одна моя лошадь съест семь его лошадей! – говаривал он.
Личная жизнь
О любовных увлечениях художника известно немного. Он так и не женился, а из детей у него был только внебрачный сын, плод кратковременной связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Роман не принес Жерико счастья, напротив, породил только чувство глубокого стыда и раскаяния.
Вероятный портрет Александрины Модест Карюэль
Родившегося ребенка пришлось отдать в приют, его мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби обрил голову и заперся в мастерской. Когда у Теодора появился шанс уехать в Италию, он устремился туда в поисках душевного покоя, но личную драму переживал до конца дней.
Сочинение по картине Плот Медузы — Теодор Жерико
В июле 1816 года фрегат королевского флота «Медуза» терпит крушение у западного побережья Африки. Молодой и недостаточно опытный капитан оставляет сто сорок девять человек на плоту, который дрейфует по морю в течение тринадцати суток. Сто тридцать четыре человека умирают от холода, голода и жажды.
Человеческая трагедия, которую изображает Жерико, захватывает его всецело; он стремится создать ее правдивый образ.
Это основное стремление Жерико диктует ему выбор композиции, ее характер, все вводимые им новшества.
Стремясь построить сцену с наибольшим драматическим реализмом, Жерико вынужден отвергнуть излюбленное в то время фронтальное построение и приходит к своей глубинной, напряженной, динамичной композиции.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос; картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
Отсюда и обобщенный стиль Жерико — Лаконичный, избегающий второстепенных эффектов, сосредоточивающий внимание на целом. Несмотря на богатство разноречивых эпизодов, из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть
Несмотря на богатство разноречивых эпизодов, из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Это первое, что воспринимается, что навсегда запечатлевается в памяти зрителя, уносящего с собой драматически насыщенный, исключительный по силе образ…
Многообразие изображенных положений и переживаний не приводит к раздробленности композиции, но сведено к единству, создающему ясный, запоминающийся образ событий, причем это единство достигается не механическими приемами равновесия, как это было в школе Давида.
https://youtube.com/watch?v=cYG2kOYP1zs
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение… Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени.
Жерико ориентировался здесь на картины Караваджо и росписи Сикстинской капеллы Микеланджело.
Жерико выставляет это мощное семиметровое полотно на Салоне 1819 года, и оно сразу же оказывается в центре внимания общественности. Реакция современников была неожиданной для самого автора. Правительственные круги Франции и официальная пресса окрестили живописца «опасным бунтарем», а историк Мишле пояснил почему: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот Медузы»…
(1