Антонис ван дейк

Задний план

Это второй конный портрет Чарльза, написанный Ван Дейком. Чарльз изображен в тех же доспехах, верхом на мускулистом сером коне с необычно маленькой головой. Справа паж протягивает шлем. Чарльз появляется как героический король-философ, созерцательно осматривающий свои владения, несущий командную жезл , с длинным мечом на боку и с медальоном Повелителя Ордена Подвязки . Его меланхоличное, отстраненное выражение лица считалось признаком мудрости. Он носит одинаковые накидные доспехи на обеих картинах, посвященных конному спорту (хотя последний Королевский наклон был проведен в 1616 году, а другой, предложенный в 1622 году, был заброшен из-за плохой погоды). Табличка, привязанная к ветке, гласит: CAROLUS I REX MAGNAE BRITANIAE (Карл I, король Великобритании) — политическое заявление того времени, всего через 33 года после того, как Джеймс объединил короны Шотландии и Англии и провозгласил себя королем Великобритании. и почти за 70 лет до того, как Акты Союза юридически создали Королевство Великобритания .

Более ранний конный портрет Карла I с господином де Сен-Антуаном , ок. 1633, изображает Чарльза под римской триумфальной аркой , одетого в доспехи и сопровождаемого его мастером верховой езды, Пьером Антуаном Бурдоном, сеньором де Сен-Антуан. Ван Дайк написал еще один крупный портрет Карла I с лошадью: Карл I на охоте ( Le Roi à la chasse , около 1635 г., сейчас в Лувре ), на котором Чарльз стоит рядом с лошадью в штатском, как если бы отдыхая на охоте, одетая в широкополую шляпу кавалера и опираясь на трость, глядя на прибрежную сцену; картина «джентльменской беззаботности и царственной уверенности».

Портреты Ван Дейка Карла на конях эхо императорская тонус Тициана «s конном портрете из императора Карла V с 1548, сам вдохновлен конными портретами римских императоров. В c.1620, Ван Дейк написал похожий портрет Карла V . Композиция также может быть заимствована из гравюры Дюрера 1513 года « Рыцарь, смерть и дьявол» .

Это одна из нескольких работ, очень похожих на современную, изображающих Чарльза верхом на лошади как средство увеличения своего роста. Чарльз был ростом всего 5 футов 4 дюйма (163 см) и прекрасно осознавал свой рост. Помимо картин, в Чаринг-Кросс в 1633 году была возведена почти в натуральную величину конная статуя Карла I работы Юбера Ле Суэра (хотя первоначально она была заказана в 1630 году для сада лорда Уэстона в Рохэмптоне ; сейчас она стоит к югу от Нельсона Колонна на Трафальгарской площади ). Проект Иниго Джонса для триумфальной арки в Темпл-Бар был предназначен для размещения еще одной конной статуи Чарльза.

Портреты, которые общаются с нами

Уже в 20-летнем возрасте Ван Дейк пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством. Как будто оно с неба на него свалилось. Такого уровня иные художники достигают к 40 годам.

Посмотрите на знаменитый «Семейный портрет».

Антонис Ван Дейк. Семейный портрет. 1621 г. Государственный Эрмитаж

Герои картины очень естественны. Особенно их руки

Вообще Ван Дейк будет всегда уделять особое внимание рукам. Именно по ним вы можете узнать его портреты

Если видите красивые руки с длинными пальцами, грациозно расслабленные, значит перед вами творение Ван Дейка.

Герои «Семейного портрета» не просто позируют, они «общаются» с нами. Они рассказывают, какие у них интересы. Как они любят тихие семейные вечера. Какие у них отношения. Как они ещё узнают друг друга, поженившись пару лет назад. Но уже успев построить тёплые отношения.

Однако в этом портрете ещё мало того индивидуального стиля, по которому Ван Дейк узнаваем. Его современнники-портретисты писали в том же ключе.

Сравните его портрет с работой Корнелиса де Воса. Написанный в том же 1621 году. Правда мастер на 14 лет старше Ван Дейка.

Корнелис де Вос. Семейный портрет. 1621 г. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, Бельгия.

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, «Горшочек, не вари».

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.

Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.

Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. Музей Прадо, Мадрид.

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Происхождение

Картина занесена в первый каталог Королевской коллекции , составленный в 1637–1640 годах. Очень большая картина, 3,67 метра (12 футов) в высоту и 2,92 метра (9 футов 7 дюймов) в ширину, была повешена в конце длинной галереи во дворце Хэмптон-Корт . Royal Collection была рассеяна по Содружеству , и картина была продана сэру Бальтазара Жербье , бывший агент короля в Антверпене, за £ 200 на 21 июня 1650. Он был приобретен Gisbert ван Ceulen , который продал его Максимилиана II Эммануила , курфюрст Баварии и губернатором испанских Нидерландов , в 1698 году, но вскоре был взят из Мюнхена в качестве трофеев из войны императора Иосифа I . Он подарил картину Джону Черчиллю, 1-му герцогу Мальборо , в ноябре 1706 года.

Он выставлялся во дворце Бленхейм, пока 8-й герцог Мальборо не продал его Национальной галерее в 1895 году за 17 500 фунтов стерлингов. Обычно он выставляется в Зале 31. Современная Королевская коллекция включает уменьшенную версию, возможно, модель, но, возможно, уменьшенную более позднюю версию.

Начало карьеры и появление второй жены

В 1614 году Томас Уэнтуорт появляется на политической арене. Именно тогда он становится представителем “запутанного парламента”, члены которого выступали против правления Якова I.

Как утверждали современники, своим личным врагом Уэнтуорт считал Джорджа Вильерса, близкого друга и помощника монарха. Впрочем, граф проявлял поистине английскую сдержанность, осознавая, что его время ещё не наступило.

Антонис Ван Дейк «Портрет Томаса Уэнтуорта, 1-й графа Страффорда»

Как ни странно, но положительные перемены в жизни Уэнтуорта были связаны с трагическими событиями. В 1622 году умирает его любимая Маргарет. Томас недолго оплакивал супругу, а вскоре уже связал себя брачными узами с Арабеллой Холлис. Выбор на эту девушку пал неслучайно.

Уже тогда Уэнтуорт был всерьёз погружен в политические распри, а Арабелла была сестрой известного государственного деятеля Дензила Холлиса, что в дальнейшем возглавит оппозиционное движение.

Эдвард Бауэр «Портрет Дензила Холлиса»

Примечания

  1. Е. В. Иванова. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи.— М: Олма-Медиа Групп, 2008.— С.82-83.— 600с.— ISBN 978-5-373-00824-2.
  2. Ellis Kirkham Waterhouse. Painting in Britain, 1530 to 1790.— Yale University Press, 1994.— С.70-77.— 394с.— ISBN 9780300058338.
  3. М. В. Замковая. Лувр.— Шедевры мировой живописи в вашем доме.— М: Олма- Пресс Образование, 2002.— С.94.— 128с.— ISBN 5-94849-110-2.
  4. Павел Политов. 100 мировых шедевров.— Я познаю мир.— М: Литрес, 2020.— 404с.— ISBN 9785457949614.
  5. Скляренко В. М. Иовлева Т. Кустовская Ю. Скачко И. 100 знаменитых художников. XIV—XVIII вв..— Директмедиа, 2014.— С.66.— 510с.— ISBN 9789660320888.
  6. С. Муртазина, В. Хамматова. История искусства XVII века.— М: Литрес, 2020.— 174с.— ISBN 9785040021895.

Суд над графом

Карл I отказывался выполнить требования парламента, всячески защищая верного ему Уэнтуорта. Несмотря на это, граф Стаффорд был арестован и доставлен в Тауэр. Впоследствии начался долгий судебный процесс.

Я хочу заметить, что постепенно Уэнтуорт стал не просто обвиняемым (а ведь существенных доказательств вины его так и не был найдено), а неким символом абсолютной монархии. Парламенту необходимо было уничтожить его.

Вацлав Холлар «Суд над Страффордом»

Самым известным высказыванием того времени стали слова судьи Оливера Сент-Джона о приговоре для Уэнтуорта:

В 1641 году представителями английского парламента было принято решение о виновности Томаса Уэнтуорта. Он был обвинён в государственной измене, и сам король не смог спасти своего фаворита. 12 мая 1641 года граф был казнен.

Граф Страффорд идет на казнь

Несмотря на все ожидания, казнь Уэнтуорта не смогла сгладить конфликт между монархом и парламентом — напротив, она ужесточила его и привела к бунтам в Ирландии. В 1688 году приговор Уэнтуорта был отменён — но, увы, посмертно.

Расцвет власти Уэнтуорта

В марте 1625 года умирает старый король, а на престол восходит Карл I. Этот период становится началом расцвета власти Уэнтуорта. Однако у него оставался серьёзный соперник — герцог Бекингем, являвшийся фаворитом прежнего монарха и сумевший завоевать доверие Карла I.

Но теперь сама судьба благоволила графу. В 1628 году происходит вероломное убийство Бекингема, и Уэнтуорт становится вторым по значимости государственным лицом в Англии.

Томаса Уэнтуорта нельзя назвать королевским фаворитом в привычном для нас смысле. Он был скорее ярым сторонником Карла I, который относился к графу сдержанно и милостиво. Особое отношение монарха проявляется в 1632 году. Именно тогда Уэнтуорта назначают Лордом-лейтенантом Ирландии.

Эту должность мог занимать высший представитель английской короны. Теперь на ирландских землях власть Уэнтуорта была поистине неограниченной. Вот только политика графа была достаточно жёсткой, что вызвало как недовольство ирландцев, так и критику со стороны англичан.

Король Карл I

Политические распри

Однако и в Англии Уэнтуортом и королём народ был крайне недоволен. Более того, долгое время Карл I принимал решения по важным государственным вопросам единолично, не созывая парламент.

Это стало причиной возникновения серьёзной оппозиции. Из-за усиливающегося давления на него монарх вынужден был объявить о созыве парламента, что в конечном итоге и начал восстание против короля.

Во время первого заседания парламента прозвучало требование отстранить от дел Томаса Уэнтуорта. Но чем он вызвал столь яркое недовольство?

  • Во-первых, его ирландский период ознаменовался недовольством людей из-за излишне жёстких политических мер.
  • Во-вторых, в период командования английскими войсками Уэнтуорт заболел и не смог поддержать монарха, что многими представителями знати было воспринято как предательство (хотя это оказалось выгодным для оппозиции).

Антонис Ван Дейк «Двойной портрет Томаса Уэнтуорта и секретаря Зейна сэра Филиппа Мейнуоринга»

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. «Карл I на охоте».

Антонис Ван Дейк. Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. Лувр, Париж. Renessans.ru

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!

Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Ван Дейк чуть не стал итальянским художником

В 22 года Ван Дейк уезжает в Италию. Где он проведёт 6 лет. Путешествовать он направился по настоянию Рубенса, который был немного задет талантом ученика. И решил, что так будет лучше для всех.

Здесь Ван Дейка привлекли шедевры Тициана. Изящество поз, которым он в будущем наделит каждого английского аристократа, он позаимствует именно у этого художника Эпохи Возрождения.

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.

Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Третья жена и вспыхнувшее восстание

Также хочу отметить, что к этому периоду Уэнтуорт уже оправился после смерти своей второй супруги и женился в третий раз. Избранницей его стала Элизабет Родос, в браке с которой родился сын Томас и дочь Маргарет, названная в честь первой жены Уэнтуорта.

В Ирландии Уэнтуорт приобретает верного помощника — герцога Ормонда. Вместе с ним он планировал заняться реформами, направленными на изъятие земель из владений католической церкви в пользу английской короны.

Но этим грандиозным планам так не суждено было реализоваться. Вспыхнувшее восстание подорвало неограниченную власть Уэнтуорта. Он был отозван в Англию, но, тем не менее, король по-прежнему благоволил своему соратнику.

Антонис Ван Дейк «Томас Уэнтуорт, 1-й граф Страффорд»

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.

* Вночь на 24 августа 1572 года католики устроили массовое убийство гугенотов (протестантов) на улицах Парижа. Погибло 6000 человек.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector