Бартоломе Эстебан Мурильо: биография
Отец Бартоломе был известным в Севилье цирюльником, поэтому семья его не бедствовала и могла позволить себе снимать монастырский дом для проживания.
Бартоломе родился в декабре 1617 г. В одиннадцатилетнем возрасте осиротел. Когда ему было 10 лет, умер его отец, а спустя год и мать последовала за мужем. Бартоломе был отдан тетушке – сестре матери, на воспитание.
Для развития творческих способностей тетя пристроила своего племянника в мастерскую Хуана де Кастильо, под влиянием которого он начал писать картины. Первые рисунки юноши были сухими и темными.
Прибытие в город Педро де Мойи – испанского живописца и ученика знаменитого ван Дейка, перевернуло представление Бартоломе о технике письма и свойстве красок.
Путешествие в Мадрид
Значительным шагом для становления Мурильо как живописца, отступившего от караваджинского клонирования, стало его путешествие в Мадрид. Там Бартоломе изучал работы Тициана и Рубенса, копировал полотна во дворцах, набивая руку.
Жизнь в испанской столице продлилась до 1645 г. Эта дата стала переломной не только в творчестве художника. В его коллекции появились картины с изображением детей, например, «Нищий мальчик» (1645г.), «Мальчик с собакой» (1650 г.) и др.
«Мальчик с собакой» (между 1655-1660). Санкт-Петербург, Эрмитаж
Произошли изменения в личной жизни молодого мастера. На рубеже своего 30-летия Бартоломе обвенчался с Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. Брак был очень плодовит и принес супругам пятерых детей. Видимо этот факт и лег в основу исполнения картин с изображением мальчиков.
Картины Мурильо с религиозными и бытовыми сюжетами
Среди работ художника, большая часть была посвящена церковным образам. Благодаря склонности к религиозным сюжетам, Мурильо получал многочисленные заказы от храмов и церквей. Так, по возвращении в Севилью в 1645 г., художник получил задание францисканского монастыря.
«Святое Семейство» (1660)
Наряду с полотнами религиозной истории («Благовещение» (1660 — 65 гг.), «Христос Добрый Пастырь» и «Святое Семейство» (1660), в его творчестве немалое количество работ бытового характера и портреты («Старуха с прялкой», «Блудный сын пирует с куртизанками» и др.).
И те другие картины мастера написаны безупречно, как по композиции, так и с технической стороны. Визитной карточкой Бартоломе было коричнево-охристое настроение. Всегда теплые тона, много охры и ванили, насыщенные мазки и динамичные сюжеты.
Характер героев угадывался в переданной мимике и движении рук, мелкой атрибутике – монеты или фрукты в руках. В своих картинах художник всегда отражал уют, очарование и тепло домашнего очага.
После депрессии и скорби
Нарастающий темп работы был прерван кончиной любимой жены (1 января 1664 г.). В течение двух последующих лет мастер работал намного медленнее обычного. Но вскоре он получил заказ на украшение алтарной стены храма Санта Мария ла Бланка.
Гигантский объем работы привел художника в норму, после длительной депрессии и скорби. Позже он вступил в Братство милосердия.
В силу своего спокойного и доброго характера, после 1665 года, Мурильо дал вольную рабу, рожденному и выросшему у него на глазах. Продолжал вести умеренный образ жизни и творить.
Смерть
В 1682 г. Бартоломе покинул Севилью, отправившись на выполнение работы в капуцинском монастыре в Кадисе. Он писал алтарное полотно «Обучение Святой Екатерины», стоя на подмостках лесов
Одно неосторожное движение, и мастер упал. Падение оказалось роковым
3 апреля 1682 г. великий живописец скончался.
О картинах великого мастера
Бартоломе Эстебан Мурильо оставил после себя большую коллекцию картин конца эпохи барокко. Самая крупная экспозиция хранится в мадридском Музее Прадо. Всего произведений Мурильо, по разным источникам насчитывается от 450 до 481.
В Эрмитаже Санкт-Петербурга представлено два десятка полотен этого замечательного живописца, в том числе несколько бесценных жемчужин его творчества, известные многим по репродукциям, картина «Мальчик с собакой», «Отдых святого семейства на пути в Египет» и другие.
«Отдых св. Семейства на пути в Египет», 1665. Санкт-Петербург, Эрмитаж
От его картин трудно отвести взгляд, столько в них непосредственности, если мастер изображает детей. Если же перед вами картина на религиозную тему, то хочется внимательно разглядеть каждую деталь. Так как любой штрих несет в себе таинственность и в то же время озарение.
Остановившись перед этими полотнами, словно попадаешь в их плен, и трудно перейти к другому полотну. А потом еще долгое время находишься под впечатлением от увиденного. Душа словно очищается от соприкосновения с Прекрасным.
Земные проблемы и тревоги становятся ничтожными. Ты смотришь на них уже с недосягаемой высоты Настоящего Искусства.
Видео: «Бартоломе Эстебан Мурильо: картины».
https://youtube.com/watch?v=WhKcFBptIZA