Тинторетто: жизнь и творчество художника

1570–1580 годы

  • Христос, успокаивающий бурю на Галилейском море , около 1570 г., 117,1 × 169,2 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон,
  • Даная , около 1570 г., 142 × 182 см, Musée des Beaux-Arts , Лион
  • Ultima Cena , около 1570 г., 228 × 535 см, Сан-Поло, Венеция
  • Мадонна с младенцем или Мадонна со звездами , начало 1570-х годов, 92,7 × 72,7 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон
  • Пять философов , 1570-1571, 250 × 160, Libreria Sansoviniana , Венеция
  • Портрет Себастьяно Венье со страницей , около 1572 г., 195 × 130 см, Палаццо Мочениго, Венеция
  • Мадонна с младенцем, святым Марком и святым Лукой , 1571-1572 гг., 228 x 160 см, Gemäldegalerie , Берлин
  • Мадонна с младенцем , около 1572-1573 гг., 100 × 131 см, Музеи изящных искусств Сан-Франциско
  • Мадонна с младенцем и семьей дожа Альвизе Мочениго , около 1573 года, 216 × 416,5 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон
  • Успение , 1574-1576, Кьеза Санта-Мария-Маджоре, Мильонико (Матера)
  • Сусанна и старшие , около 1575 года, 150 × 103 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон
  • Происхождение Млечного Пути , 1575-1580, 148 × 165 см, Национальная галерея, Лондон
  • Картины для антиколлегии Палаццо Дукале, Венеция, 1576-1577 гг.
    • Три грации с Меркурием , 146 × 155 см
    • Ариадна, Венера и Вакх , 146 × 167 см
    • Минерва изгоняет Марс , 148 × 168
    • Кузница Вулкана , 145 × 156
  • Искушение святого Антония , 1577, 282 × 165 см, Сан-Тровасо, Венеция
  • Ангел Благовещения , 1578, 115 × 93 см, Рейксмузеум, Амстердам
  • Дева Благовещения , 1578, 119 × 93 см, Рейксмузеум, Амстердам
  • Леда и лебедь , около 1578 г., 162 × 218 см, Уффици, Флоренция
  • Музы , около 1579 г., 2012 × 304 см, Королевская коллекция , Виндзорский замок
  • Юдифь и Олоферн , около 1579 г., 188 × 251 см, Музей Прадо, Мадрид
  • Крещение Христа , около 1580 г., 283 x 162; см, Сан-Сильвестро, Венеция
  • Картины для Скуола Гранде ди Сан-Рокко, 1576–1581, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция
    • Потолок
      • Моисей устанавливает медного змея , 840 × 520 см
      • Моисей ударяет по скале, чтобы создать фонтан , 550 × 520 см
      • Собирая манну , 550 × 520 см
      • Первородный грех , 265 × 370 см
      • Бог, являющийся Моисею , 370 × 265 см
      • Колонна Огня , 370 × 265 см
      • Иона, покидающий чрево кита , 265 × 370 см
      • Видение Иезекииля , 660 × 265 см
      • Лестница Иакова , 660 × 265 см
      • Жертвоприношение Исаака , 265 × 370 см
      • Елисей, умножающий хлебы , 370 × 265 см
      • Илия, накормленный ангелом , 370 × 265 см
      • Пасха израильтян , 265 × 370 см
      • Аврам и Мелхиседек , 265 × 265 см
      • Видение Иеремии , 265 × 265 см
      • Илия на огненной колеснице , 265 × 265 см
      • Даниил, спасенный ангелом , 265 × 265 см
      • Самсон рисует воду из челюсти осла , 265 × 265 см
      • Самуил и Саул , 265 × 265 см
      • Моисей, спасенный из вод , 265 × 265 см
      • Трое молодых людей в печи , 265 × 265 см
    • Стены
      • Сен-Рош , 250 × 80 см
      • Святой Себастьян , 250 × 80 см
      • Поклонение пастырей , 542 × 455 см
      • Крещение Христа , 538 × 465 см
      • Воскресение Христово , 529 × 485 см
      • Агония в Гефсимании , 538 × 455 см
      • Тайная вечеря , 538 × 487
      • Хлеб и рыбы , 523 × 475 см
      • Воскресение Лазаря , 541 × 356
      • Вознесение , 538 × 325
      • Христос исцеляет паралитика или Piscina probatica , 533 × 529 см
      • Искушение Христа , 539 × 330 см
  • Потолок Sala delle Quattro Porte, 1578-1581, Палаццо Дукале, Венеция
    • Юпитер провозглашает Венеру королевой морей , 500 × 290 см
    • Юнона приносит Венере знаки силы , диаметр 290 см
    • Венеция, защитница свободы , диаметр 290 см.
    • Тревизо , 150 × 115 см
    • Виченца , 150 × 115 см
    • Альтино , 150 × 115 см
    • Фриули , 150 × 115 см
    • Падуя , 150 × 115 см
  • Fasti of the Gonzagas , 1578-1580, Старая пинакотека, Мюнхен
    • Инвестиция Джанфранческо I , 272 × 432 см
    • Людовико III побеждает венецианцев у Леньяго , 273 × 386 см
    • Фридрих I освобождает Леньяно , 236 × 421 см
    • Франческо II в битве при Таро , 269 × 421 см
    • Победоносный Федерико II входит в Милан , 206 × 334 см
    • Фридрих II завоевывает Парму , 213 × 276 см
    • Фридрих II завоевывает Павию , 212 × 276 см
    • Филипп II въезжает в Мантую , 213 × 330 см
    • Верона , 150 × 115 см
    • Истрия , 150 × 115 см
    • Брешиа , 150 × 115 см

Примечания и ссылки

  1. Личность Тинторетто была раскрыта во время выставки «Тинторетто» в 2007 году в Прадо 2007. См. Каталог выставки под руководством Мишеля Фаломира: Тинторетто , Мадрид, Национальный музей Прадо, 472 стр., 2007, Мадрид.
  2. (in) Нарим Бендер, Якопо Тинторетто , Osmora Incorporated2015 г., стр.  7.
  3. Его дата рождения приблизительная, потому что свидетельство о крещении было потеряно в результате пожара, уничтожившего архивы Сан-Поло . Это выведено из документа из Сан-Марциале, в котором записана его смерть 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет и восьми месяцев («  31 maggio 1594: morto messer Jacopo Robusti detto Tintoretto de età de anni 75 e mesi 8  ») и портрет, выгравированный в 1588 году, указывает ему возраст 70 лет. Согласно (в) Анне Лаура Лепши, Тинторетто наблюдал: документальный обзор критических реакций с 16 по 20 век , Лонго1983 г., стр.  15.
  4. (in) Роланд Кришель и Антея Белл, Якопо Тинторетто, 1519–1594 , Конеманн,2000 г., стр.  6
  5. Жан-Пьер Абер и Сильви Беген, Рай Тинторетто , 5 континентов,2006 г., стр.  137.
  6. (in) Роланд Кришель и Антея Белл, Якопо Тинторетто, 1519–1594 , Конеманн,2000 г., стр.  50.
  7. Критика Эрве Луалье , профессора истории искусств Политехнической школы .
  8. ↑ и Биографическая справка о Лувре.
  9. Мари-Элен Лавалле , Коллекции гидов: Дворец изящных искусств в Лилле , Париж, Заседание национальных музеев,1997 г., 245  с. ( ISBN  2-7118-3516-2 ) , стр. 158.
  10. Латинская надпись гласит: «Проходя мимо, не забудь (остановиться перед) бывшим домом Жака Робусти», — говорит Тинторетто , из которого вышло множество картин, выполненных искусством, его кистью и острым умом. , которым можно любоваться публично и в частной жизни. В этом вам поможет забота нынешнего хозяина — 1842 год ». А ниже: «Переделано на городские финансы — 1881 год».
  11. Латинская эпитафия восхваляет художника так: «Прохожий, путешественник, гражданин, остановитесь и прочитайте эту надпись до конца. Под этим мрамором заперт прах венецианского Апеллеса ЖАКА Робусти, известного как ТИНТОРЕТ. Этот великий подражатель природы своим страстным гением заставил говорить о ней безмолвные стихи. И именно обитателям единственного неба он поистине божественной кистью вдохнул жизнь в свои картины. Эти, хотя и ненасытные, время, собирая их, по праву сохранит их. Слава поместит их в храм бессмертия, как вечное различие между живописью и вселенной. ЧИТАТЕЛЬ, МОЛИТЕСЬ ЗА ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, И ТОГДА ОН БУДЕТ СЧАСТЛИВЫМ СМЕРТЬЮ ».
  12. ↑ and Джованна Непи Скире , Живопись в музеях Венеции , Издания Place des Victoires,2008 г., 605  с. ( ISBN  978-2-8099-0019-4 ) , стр.278..
  13. Михаил Пиотровский , Эрмитаж , P-2 ART PUBLISHERS, т. 2001, с. 112.
  14. Якопо Соранцо , Милан.
  15. См. Жан-Луи Кретьен , Ги Лафон , Этьен Жоле, Марта и Мари , Париж, Desclée de Brouwer, 2002, ( ISBN  2-220-05060-2 ) .
  16. Анри-Клод Куссо , Нантский музей изящных искусств , Париж / Нант, Fondation Paribas,1991 г., 125  с. ( ISBN  2-907333-09-7 , уведомление BnF п о   ) , стр. 20.
  17. ↑ и Вольфганг Прохаска , Художественно-исторический музей в Вене: Живопись , CH Beck / Scala Books,2001 г., 128  с. , стр. 28-32.
  18. ↑ и Мина Грегори ( перевод  с итальянского), Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Париже, Éditions Place des Victoires,2000 г., 274  с. ( ISBN  2-84459-006-3 ) , стр. 261–269.
  19. Женщина Путифара, Прадо.
  20. Эрика Ленгмюр , Национальная галерея: Путеводитель , Фламмарион ,1997 г., 335  с. ( ISBN  2-08-012451-X ) , стр. 157.
  21. Жан-Франсуа Гийу , Великие классики живописи , Париж, Solar Editions ,1995 г., 203  с. ( ISBN  2-263-02329-1 ) , стр. 45.
  22. Роберт Хуз , Музей изящных искусств Гента , Musea Nostra,1995 г., п. 35 год.
  23. (Это) в галерее Академии (доступ 27 января 2021 г. )
  24. Эмиль Мейер , Сокровища Государственного музея Амстердама , Париж, Scala Books,1994 г., 160  с. ( ISBN  2-86656-022-1 ) , стр. 49.
  25. Карло Фальчиани и Пьер Кюри ( ред. ), La Collection Alana: Masterpieces of Italian Painting , Брюссель, Фонд Меркатора,2019 г., 216  с. ( ISBN  978-94-6230-154-2 )Книга опубликована по случаю выставки в музее Жакемара-Андре с 13 сентября 2019 г. по 20 января 2020 г., уведомление Карло Фальчиани стр. 189
  26. Сильви Блин, «  в» Фурия «Тинторетто в Прадо  », Connaissance дез искусств , п о  647,Март 2007 г., стр.  42.
  27. (in) Джон Мердок , Галерея Курто: в Сомерсет-Хаус , Лондон, Институт искусств Курто,1998 г., 128  с. ( ISBN  0-500-95993-5 ) , стр. 42.
  28. Антонио Паолуччи (куратор выставки), Miroir du Temps: Шедевры из музеев Флоренции , Silvana Editoriale и Музея изящных искусств Руана,2006 г.( OCLC   ) , стр.  162.
  29. François Daulte , Коллекция Бентинка-Тиссена в Государственных музеях Великого Герцогства Люксембург , Bibliothèque des Arts, Лозанна,1987 г., стр.  15.

Наследие

В 2013 году Музей Виктории и Альберта объявил, что картина «Посадка Святой Елены на Святую Землю» была написана Тинторетто (а не его современником Андреа Скьявоне , как считалось ранее) как часть серии из трех картин, изображающих легенду. Святой Елены и Святого Креста.

В 2019 году, в честь годовщины со дня рождения Тинторетто, Национальная галерея искусств в Вашингтоне в сотрудничестве с Gallerie dell’Accademia организовала передвижную выставку, первую в США. На выставке представлено около 50 картин и более десятка работ на бумаге, охватывающих всю карьеру художника — от царственных портретов венецианской аристократии до религиозных и мифологических сюжетных сцен.

1550–1560-е гг.

  • Христос и женщина, пойманная в прелюбодеянии , около 1550 г., 158 × 277 см, Museo diocesano , Милан
  • Посещение , около 1550 г., 256 × 153 см, Pinacoteca Nazionale di Bologna
  • Портрет прокуратора Якопо Соранцо , около 1550 г., 106 × 90 см, Галерея Академии, Венеция
  • Портрет Джироламо Поццо , около 1550 г., 111,8 × 93,9 см, Королевское собрание. Виндзорский замок
  • Христос и женщина, пойманная в прелюбодеянии , около 1550 г., 160 × 225 см, Рейксмузеум , Амстердам ,
  • Марс и Венера, удивленные Вулканом , около 1551-1552 годов, 135 × 198 см, Старая пинакотека , Мюнхен
  • Венера и Вулкан, влюбленные в Амура , 197 x 85, Galleria Palatina di Palazzo Pitti , Флоренция
  • Двери органного корпуса церкви Санта-Мария-дель-Орто , 1552-1556 гг., Церковь Санта-Мария-дель-Орто, Венеция
    • Представление Богородицы в храме , 429 × 480 см
    • Видение Креста Святого Петра , 420 × 240 см
    • Усекновение главы Святого Павла , 430 × 240 см
  • Картины для Scuola della Trinità, Венеция, теперь в Галерее Академии
    • Сотворение животных , 1550-1553, 151 × 258 см
    • Сотворение Адама и Евы , 1550-1553, 151 × 258 см
    • Искушение Адама и Евы , 1550-1553, 150 × 220 см
    • Адам и Ева перед Богом , 1550-1553, 90 × 110 см
    • Каин убивает Авеля , 1550-1553, olio su tela, 149 × 196 см
  • Картины для Палаццо Камерленги в Венеции
    • Святой Луи Тулузский и Святой Георгий , около 1553 г., 225 × 145 см, Галерея Академии, Венеция
    • Святой Андрей и Святой Иероним , около 1553 г., 225 × 145 см, Галерея Академии, Венеция
  • Портрет молодого джентльмена , около 1553 г., 1025 × 89 см, Галерея Дориа Памфили , Рим
  • Рождество Христово Иоанна Крестителя , около 1550 г., 181 × 226 см, Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Святой Николай Барийский , 1554-1555, 114 × 56 см, Художественно-исторический музей, Вена
  • Картины для chiesa dei crociferi
    • Представление Христа в храме , 1554-1556 гг., 239 × 298 см, Галерея Академии, Венеция
    • Успение Богородицы , 1555, 440 × 260 см, Chiesa di Santa Maria Assunta detta I Gesuiti , Венеция
  • Сцены из Библии , около 1555 года, музей Прадо, Мадрид
    • Сусанна и старцы , 58 × 116 см
    • Есфирь перед Артаксерксом , 59 × 203 см
    • Юдифь и Олоферн , 58 × 119 см
    • Соломон и царица Савская , 58 × 205 см
    • Иосиф и жена Потифара , 54 × 117 см
    • Моисей спасается из воды , 56 × 119 см
  • Портрет мужчины в доспехах , 1555-1556, 116 × 99 см, Художественно-исторический музей, Вена
  • Воскресение Христа , около 1555 г., 201 × 139 см, Художественная галерея Квинсленда , Брисбен ,
  • Оплакивание мертвого Христа , 1555-1556, Museo civico Amedeo Lia , Ла Специя
  • Оплакивание мертвого Христа , 1555-1559, 51 x 75 см, Museo Soumaya , Мехико
  • Освобождение Арсинои , около 1556 г., 153 × 251 см, Gemäldegalerie , Дрезден
  • Сусанна и старшие , около 1557 г., 147 × 194 см, Художественно-исторический музей, Вена
  • Христос , снятый с креста , 1556-1558, 135,6 × 102 см, Musée des Beaux-Arts , Кан
  • Святой Георгий и дракон , около 1558 года, 158 × 100 см, Национальная галерея, Лондон
  • Двери корпуса органа для Санта-Мария-дель-Джильо, Венеция , около 1557-1558 гг.
    • Обращение Саула , погибшего
    • Святой Лука и Святой Матфей , 259 × 150 см
    • Святой Марк и Иоанн Богослов , 257 × 150 см
  • Тарквиний и Лукреция , около 1559 г., 175,5 × 152 см, Художественный институт , Чикаго

Молодые годы

Его прозвали в молодости Тинторетто, что в переводе означает “маленький красильщик” (от итальянского «тинторе»), потому что он был из бедной семьи красильщика и невысокого роста. Но его отличало от многих невероятная целеустремленность и большая работоспособность.

Недолго поучившись в мастерской знаменитого Тициана, юный Робусти в 20-летнем возрасте открывает свою мастерскую. В начале заказов было немного. Но убедившись, что молодой художник действительно мастер, клиентов становится больше. Юный живописец заимствует стиль у Микеланджела, а колорит сравним с Тицианом.

Тем не менее у страстной и темпераментной натуры Тинторетто был особенный почерк. Его грандиозные, полные экспрессии композиции с их необычными воздушными и светотеневыми эффектами по своему стилю и характеру невольно противостояли классически безупречным художественным образам той эпохи. Конечно в его картинах господствовали религиозные и библейские сюжеты, также как и темы из античной мифологии. Но в них проявилось нечто новое, связанное с развитием передовых демократических взглядов венецианского общества.

Тинторетто. Автопортрет. 1547

Главная роль в полотнах художника отводилась не отдельной человеческой личности, а сообществу людей, объединенных одними чувствами и переживаниями. Эмоциональная приподнятость, душевная взволнованность, одухотворявшие в картинах Тинторетто и человека, и природу, были всегда присущи его творчеству. Это проявляется в построении живописного пространства, удлиненных пропорциях фигур с порывистыми движениями и жестами, а также в сложных ракурсах и позах действующих лиц. Они предстают то погруженными в глубокую светотеневую среду, где обретают особенную прозрачность и невесомость, то рельефно выделяются яркими цветовыми пятнами на фоне пейзажа или архитектуры.

“Чудо св.Марка” (1548 г.) 

Тинторетто.Чудо св.Марка.1548

Одна из ранних работ Тинторетто — “Чудо св.Марка”. Сюжетом ее послужила легенда о греческом рабе, который, ослушавшись хозяина пошел молиться на могилу св. Марка, за что был подвергнут пыткам. В центре композиции обнаженное тело раба, упавшего навзничь. Вокруг него бушует море людских страстей. С небес, обрушиваясь на толпу, стремительно слетает св.Марк. При его появлении в руках палача ломается орудие пытки. Пораженные страхом и удивлением перед чудом, мужчины, женщины и дети охвачены неистовым движением. Они образуют запутанный клубок человеческих тел, одетых в пестрые одежды. Сочный венецианский колорит картины, сопоставление синих и красных тонов, динамизм, драматическая экспрессивность сцены и ее пластическая мощь доставили Тинторетто широкую славу среди художников его времени.

“Омовение ног” (1547 г.) 

Тинторетто.Омовение ног.1548

Тинторетто всегда был мастером контрастов. Таким он предстает перед зрителем в полотне “Омовение ног”, написанном в те же годы, что и “Чудо св.Марка”, но исполненном в иной художественной манере. По библейской легенде, Христос после долгого пути помогал мыть ноги своим старым и уставшим ученикам.

Тинторетто преобразил этот эпизод в эффектное, яркое, чисто венецианское зрелище. На огромной мраморной террасе изображены апостолы, снимающие запыленную одежду. Справа, перед святым Петром, опустившим ногу в кадку с водой, стоит на коленях Христос.

Однако не эти фигуры привлекают главное внимание, а необъятное и великолепное архитектурное пространство, пронизанное воздухом и залитое светом. Перспективно изображенные, бледно- розовые и голубоватые плиты мраморного пола уводят взгляд зрителя в глубину настолько

что создается иллюзия его “входа” в картину.

Этот эффект еще более возрастает, так как на заднем плане открываются новые, бесконечные дали — зеленоватая вода венецианской лагуны, где качается парусник и видны прозрачные, как мираж, белые здания, дворцы и сквозная легкая арка. Такого свободного, естественного и легкого пространственного дыхания не встречается даже в других полотнах мастера.

Детство и юность

Биография Тинторетто полна интересных фактов. Художник родился в 1518 году Италии. Родиной мастера стала Венеция. При рождении мальчика назвали Якопо, его фамилия — Робусти. Тинторетто — прозвище, которое будущий живописец получил еще в детстве. В переводе с итальянского языка оно означает «маленький красильщик». Якопо звали так, потому что его отец работал красильщиком шелка.

Автопортрет Тинторетто / Филадельфийский музей искусства

О годах юности живописца известно мало. Эксперты в профильных исследованиях опираются на книгу Карло Ридольфи, описавшего биографию художника. Подавляющую часть информации литератор получил напрямую от сына живописца. Хотя не исключены и искажения фактов, так как автор книги был поклонником творчества Тинторетто.

По информации Ридольфи, юный Якоп любил рисовать с детства. Он часто наблюдал за тем, как работает отец, и решение посвятить себя живописи было обдуманным. Подростком Тинторетто попал в число учеников Тициана. Юнец набирался опыта в течение 10 дней, а затем его выгнали из мастерской.

По слухам, Тициан мог приревновать к таланту подростка и не хотел сам воспитывать соперника. История профессионального становления живописца неизвестна. К 1539 году он уже считался мастером и долгое время расписывал фасады зданий.

Личность

Христос у Галилейского моря (ок. 1575–1580)

Тинторетто почти никогда не выезжал из Венеции. Его ранние биографы пишут о его интеллекте и неистовых амбициях; по словам Карло Ридольфи , «он всегда думал о способах заявить о себе как о самом смелом художнике в мире». Он любил все искусства и в юности играл на лютне и различных инструментах, некоторые из которых были изобретены им самим, а также создавал театральные костюмы и украшения. Он также хорошо разбирался в механике и механических устройствах. Будучи очень приятным товарищем, ради работы он жил в основном уединенным образом и, даже когда не рисовал, обычно оставался в своей рабочей комнате в окружении слепков. Здесь он почти никого не допускал, даже близких друзей, и свои методы работы держал в секрете, делясь только со своими помощниками. Он был полон приятных остроумных высказываний, будь то великие личности или другие, но сам он редко улыбался.

На улице жена заставила его надеть мантию венецианского гражданина; если шел дождь, она пыталась заставить его носить верхнюю одежду, но он сопротивлялся. Когда он выходил из дома, она также заворачивала для него деньги в носовой платок, ожидая строгой отчетности по его возвращению. Тинторетто обычно отвечал, что потратил их на милостыню для бедных или заключенных.

Тинторетто поддерживал дружбу со многими писателями и издателями, включая Пьетро Аретино , который стал одним из первых покровителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: