Мунк и луна
1 / 2
Эдвард Мунк. Лунный свет. 1895 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design
2 / 2
Эдвард Мунк. Танец жизни. 1899 годNasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design
Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. И всегда это изображение только полной луны: художник был убежден, что луна бывает только круглой, и отказывался признавать, что месяц — тоже луна. На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. Некоторые исследователи У. Бишофф. Мунк. М., 2007. не без влияния фрейдизма считают, что это сексуальный символ: вертикальная лунная полоса — мужчина, а вода и извилистая береговая линия — женщина. Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Нон-фикшн дня
Как The Beatles уничтожили рок-н-роллПушкин дня
Пушкин-русофилМонета дня
Сребреник
Архив
Кроваво-красный ужас
Возможно, эти истории не более чем трагические совпадения. А тяжба между двумя родственниками по поводу миллионного наследства — обычное дело. И всё-таки «Крик» всегда вызывал у зрителей мистические чувства. Некоторым и вовсе мерещилось в картине нечто вроде страшного пророчества о конце света. На фоне красно-бурого неба с завихрениями из разноцветных облаков стоит некое насмерть перепуганное существо. Изначально Мунк назвал картину «Крик природы». По его воспоминаниям, записанным в дневнике, однажды он в реальности увидел подобный пейзаж. Свои впечатления художник запечатлел белым стихом: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В результате Мунк создал целых четыре версии удивительной картины. Три из них сейчас находятся в музеях Осло, а четвёртая всегда была в частной коллекции Олсенов. Кстати, только на ней прямо на раме рукой автора записан вышеприведённый стих. На самом деле о том, что послужило действительным источником вдохновения для этой необычной картины, существует несколько версий. Фантасмагорически окрашенное небо, поразившее художника, не бред и не чудо: такой феномен мог стать отголоском извержения вулкана Кракатау в Индонезии, которое произошло в 1883 году. Тогда в течение ещё нескольких месяцев после катастрофы вулкан продолжал выбрасывать облака красной пыли, и они огибали всю планету, окрашивая небеса Европы в кровавый цвет. А кто-то считает, что образ кричащего существа создан под впечатлением от посещения выставки в Париже, где художник увидел перуанскую мумию. А специалисты, распознавшие в пейзаже Осло-фьорд, на берегах которого стоит норвежская столица, пришли к мысли, что свою роль сыграло именно местоположение: там неподалёку находились скотобойня и… психбольница, где в то время лечилась от маниакально-депрессивного психоза младшая сестра Мунка. Многие же считают, что «Крик» — плод больной фантазии автора, который сам страдал психическим расстройством. Правда, есть и сторонники уфологической версии: якобы художник, сам того не ведая, вошёл в контакт с инопланетянином, которого и запечатлел на своём полотне…