Винсент ван гог (1853-1890) — биография, жизнь и творчество художника

Становление как художника

Изучая краткую биографию Винсента Ван Гога, можно сделать вывод: судьба будто подталкивала его всю жизнь в нужном направлении и вела к занятиям рисованием. Ища спасения от уныния, Винсент вновь обращается к живописи. Он обращается за поддержкой к брату Тео и в 1880 году отправляется в Брюссель, где посещает уроки в Королевской Академии изящных искусств. Спустя год Винсент вынужден вновь оставить учебу и вернуться в семью. Именно тогда он решил, что художнику не нужен никакой талант, главное – усердно трудиться не покладая рук. Поэтому он продолжает занятия живописью и рисунком самостоятельно.

В этот период Винсент испытывает новую влюбленность, на этот раз обращенную к его кузине, вдове Кее Вос-Стрикер, которая гостила в доме Ван Гогов. Но та не ответила взаимностью, однако Винсент продолжал ухаживать за ней, чем вызвал негодование родных. В итоге ему велели уехать. Ван Гог испытывает очередное потрясение и отказывается от попыток наладить дальнейшую личную жизнь.

Винсент уезжает в Гаагу, где берет уроки у Антона Мауве. Со временем биография и творчество Винсента Ван Гога наполнилась новыми красками, в том числе в живописи: он экспериментировал со смешением разных техник. Тогда появились на свет такие его работы, как «Задворки», которую он создал с помощью мела, пера и кисти, а также картина «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога», написанная акварелью и мелом. Большое влияние на становление его творчества повлияла книга Шарля Барга «Курс обучения рисунку», литографии из которых он усердно копировал.

Винсент был человеком тонкой душевной организации, и, так или иначе, тянулся к людям и эмоциональной отдаче. Несмотря на свое решение забыть о личной жизни, в Гааге он все же вновь предпринял попытку создания семьи. Он встретил Христин прямо на улице и проникся ее тяжелым положением настолько, что предложил ей поселиться в его доме вместе с детьми. Этот поступок окончательно разорвал отношения Винсента со всеми его близкими, но с Тео у них сохранились теплые отношения. Так у Винсента появилась подруга и модель. Но у Христин оказался кошмарный характер: жизнь Ван Гога обернулась кошмаром.

Когда они расстались, художник отправился на север, в провинцию Дренте. Он оборудовал жилище под мастерскую, и целые дни проводил на воздухе, создавая пейзажи. Но сам себя художник не называл пейзажистом, посвящая свои картины крестьянам и их повседневной жизни.

Ранние работы Ван Гога относят к реализму, но его техника не вполне укладывается в это направление. Одна из проблем, с которой столкнулся Ван Гог в своем творчестве – это неспособность правильно изобразить фигуру человека. Но это только сыграло на руку великому художнику: это стало характерной чертой его манеры: трактовка человека как неотъемлемой частицы окружающего мира. Это четко прослеживается, например, в работе «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель». Человеческие фигуры подобны горам вдали, а завышенный горизонт словно давит на них сверху, не давая выпрямить спины. Похожий прием можно заметить и в его более поздней работе «Красные виноградники».

В этот отрезок своей биографии Ван Гог пишет цикл работ, среди которых:

  • «Выход из протестантской церкви в Нюэнене»;
  • «Едоки картофеля»;
  • «Крестьянка»;
  • «Старая церковная башня в Нюэнене».

Картины созданы в темных оттенках, которые символизируют болезненное восприятие автором людских страданий и ощущение всеобщей подавленности. Ван Гог изобразил тяжелую атмосферу безысходности крестьян и печальные настроения деревни. В то же время у Винсента сформировалось собственное понимание пейзажей: по его мнению, через пейзаж выражается душевное состояние человека через связь людской психологии и природы.

Ван Гог Винсент, голландский живописец

Ван Гог Винсент (Винсент Виллем) (van Gogh) (1853-1890), голландский живописец. В 1869-76 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже. Изучал теологию, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где жил среди шахтёров. В 80-х гг. обратился к искусству, посещал АХ в Брюсселе (1880-81) и Антверпене (1885-86), пользовался советами художника А. Мауве в Гааге, рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В середине 80-х гг. выполнил серию картин и этюдов, написанных в тёмной живописной гамме и проникнутых горячим сочувствием к простым людям («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля», 1885, фонд В. Ва́н Го́га, Амстердам). Развивая традиции реализма XIX в., прежде всего Ж. Ф. Милле, Ван Гог насыщал свои произведения эмоциональной психологической напряжённостью, болезненно-острым восприя- тием страданий и подавленности людей. В 1886-88 посещал частную студию в Париже; одновременно изучал живопись импрессионизма и японскую гравюру, «синтетические» произведения П. Гогена. Палитра Ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появился характерный для Ван Гога динамичный, струящийся мазок. В 1888 Ван Гог переехал в Арль, где писал портреты и пронизанные страстным жизнелюбием пейзажи. Живописная система этих произведений построена на сочетаниях ярких цветов, выразительном ритме рисунка и смелых, свободных композиционных решениях («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк; «Красные виноградники в Арле», 1888, ГМИИ; «Спальня ван Гога в Арле», 1888, фонд В. Ван Гога, Амстердам). Напряжённая работа в последние годы жизни сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела Ван Гога в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Позднее творчество Ван Гога выразило кризис буржуазного гуманизма XIX в.; в его произведениях и письмах к брату Тео отразились болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Судьба Ван Гога стала символом трагической обречённости прогрессивно мыслящего художника в буржуазном обществе.

Соч.: Письма, пер. с голл., Л.-М., 1966. Лит.: А. Перрюшо, Жизнь Ван Гога, пер. с франц., М., 1973; Е. Мурина, Ван Гог, М., 1978; Н. А. Дмитриева, В. Ван Гог, Человек и художник, М., 1982; L’opera pittorica complete di Van Gogh, v. 1-2, Mil., 1977; Uitert E. van, V. van Gogh. Leben und Werk, Kцln, 1980; Badt K., Die Farbenlehre van Goghs, Kцln, 1981.

Творческая деятельность

Чтобы избавиться от депрессии, Винсент снова занялся живописью. В 1880 году он переехал в Брюссель. Находясь на содержании брата Тео, Ван Гог поступил в Королевскую Академию изящных искусств. Через год он бросил занятия и опять вернулся в родной дом. Винсент считал, что желания будет достаточно для того, чтобы стать прекрасным художником. Он продолжил учиться рисовать самостоятельно.

Позже в Гааге его обучал живописи дальний родственник. Винсент научился создавать интересные сочетания цветов и новые оттенки в собственных работах. Кроме того, он смешивал на одном холсте мел, перо и акварель, а в графике использовал уголь, сепию и графитовый карандаш. Комбинацию разных техник письма можно увидеть на картинах Ван Гога с названиями:

  • «Задворки»;
  • «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога».

Картины раннего творчества Ван Гога можно отнести к реализму, правда, с некоторыми нюансами. Поскольку у Винсента не было художественного образования, он не мог изобразить реалистичную фигуру человека. Люди на его картинах получались без плавных линий и грациозных движений. Эта особенность стала составляющей его стиля. Некоторые работы были написаны художником в тёмной гамме. Так он хотел изобразить людские страдания и собственные чувства подавленности.

Известные работы, выполненные в мрачных тонах:

  • «Выход из протестантской церкви в Нюэнене»;
  • «Едоки картофеля»;
  • «Крестьянка»;
  • «Старая церковная башня в Нюэнене».

Когда пастор запретил местным жителям позировать художнику, Винсент уехал в Антверпен, где вернулся к урокам живописи при Академии художеств. Вечером он ходил в частную школу. 28 февраля 1886 года он поехал в Париж к брату Тео. С этой даты начинается парижский период его жизни.

Винсент учился в престижной частной художественной студии, изучая новые направления в живописи. Последующие работы художника отличались светлыми красками в сочетании с яркими оттенками, которые придавали картинам динамичность. Он стал участвовать в выставках импрессионистов. За время, проведённое в Париже, художник написал около 230 работ. Экспериментируя с выразительными средствами, он дал начало новому течению в живописи — постимпрессионизму.

Расцвет творчества

Когда он работал в Дренте у него уже очень хорошо, даже необычно хорошо для того времени, получались работы с перспективой, это видно по акварельной работе «Крыши», в которой все выполнено максимально точно. А вот люди получались совсем плохо, работы с ними были неудачными, а сами люди казались неуклюжими.

В.Ван Гог.Крыши.Вид из мастерской.1882 г.

Не смотря ни на что Винсент решительно не считал себя пейзажистом. Художник предпочитал рисовать людей, и с каждым разом это выходило лучше и лучше, если углубляться в смысл – более поэтичнее.

В.Ван Гог.Вид на море в Схевенингене.1882 г.

в Париже (1886-1888 гг.)

Потом Ван Гог в феврале 1886 года переезжает в Париж. Здесь через брата Тео, продавца картин, знакомится со многими известными художниками– Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Арманом Гийоменом, Эмилем Бернаром, Эдгаром Дега, Камилем Писсаро, Луи Анетеном. Но несмотря на это Ван Гог так и не смог продать свои картины, за всю свою жизнь продав лишь одну – «Красные виноградники».

В.Ван Гог.Красные виноградники в Арле. 1888 г.В.Ван Гог.Пара обуви (Башмаки).1887 г.

Весь этот год художник активно развивается, благодаря новым знакомствам он узнает много нового о живописи. Но уже к концу 1888 года начинает активно интересоваться японскими цветными гравюрами.

Во время всего своего творческого пути Винсент пробует, наверное, все возможные техники и материалы. Время проживания Винсента в Париже, столице Франции становится временем его формирования как художника. Ван Гог создает серии автопортретов, портретов, пейзажей, натюрмортов. Среди них- картины «Подсолнухи», которые задумывались как «симфония желтого и синего».

В.Ван Гог. Два срезанных подсолнуха.1887 гВ.Ван Гог.Огороды на Монмартре.1887 г.В.Ван Гог.Автопортрет с японской гравюрой.1887 г.

в Арле (1888-1889 гг.)

В феврале 1888 года Ван Гог переезжает из столицы на юг страны– в  Арль.  В новом городе стиль написания картин снова меняется. Теперь его работы стали более красочными и необычайно контрастными. В этот период художник создал другую серию известных картин с подсолнухами. Это еще раз подчеркивает- Винсент старался как можно больше экспериментировать с цветами.

В.Ван Гог.Сидящая.1888 г.В.Ван Гог.Натюрморт двенадцать подсолнухов в вазе.1889 г.В.Ван Гог.Ночная терраса кафе.1888 г.В.Ван Гог.Ночное кафе. 1888 г.В.Ван Гог.Звёздная ночь над Роной. 1888 г.

К Ван Гогу приезжает друг Поль Гоген, и Винсент по-настоящему загорается идеей создать совместную мастерскую живописи. Но товарищам никак не получалось наладить отношения между собой. Поля возмущала безалаберность Винсента. А Ван Гог, даже не имея возможности думать о чем-то помимо его спонтанного решения, никак не мог принять то, почему друг не стремится помогать ему. В конечном итоге, Ван Гог после очередного конфликта набрасывается на приятеля с бритвой. Но Гогену, по счастливой случайности, удалось обезвредить Винсента и тот, в порыве угрызения совести и сожалений, убегает и сам себе отрезает мочку уха.

В.Ван Гог.Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой.1889 г.

в Сен-Реми (1889-1890 гг.)

После этого происшествия Ван Гог попадает в лечебную клинику для безумных пациентов, а затем, несмотря на многочисленные просьбы художника по поводу южной мастерской, отправляется в деревеньку для душевно больных – Сен-Реми.

Всего за год он пишет более 150 картин и почти 100 зарисовок и акварельных работ. Благодаря этому его даже позвали принять участие в экспозиции «группы двадцати». Там продают ту самую единственную картину 1888 года «Красные виноградники».

До конца жизни в редкие времена просветления Винсент Ван Гог рисовал, и делал это с неистовой скоростью, иногда даже перекрывая одну работу другой. Он всей душой любил живопись, любил писать картины. Однако современники совсем не признавали его творчество.

В.Ван Гог.Звездная ночь.1889 г.В.Ван Гог.Ирисы.1889 г.В.Ван Гог.Оливковые деревья с желтым небом и солнце.1889 г.В.Ван Гог.Цветущие ветки миндаля. 1890 г.

в Овере (1890 г.)

Весной 1890 года Ван Гог переехал в городок Овер-сюр-Уаз, недалеко от Парижа, где проживал его брат Тео с семьей. Здесь он продолжил так же много рисовать, в основном местные сельские пейзажи. За его здоровьем следил доктор Поль Гоше, художник-любитель. С ним Ван Гог подружился и написал его портрет.

Душевное состояние Ван Гога все больше ухудшалось. Депрессия, мрачные, угнетающие мысли об одиночестве, о несостоятельности как художника, о непризнании творчества, о невостребованности картин, о бедности сильнее угнетали Ван Гога.

27 июля 1890 года он вышел на прогулку рисовать и решил покончить с собой, не желая так дальше жить.

В.Ван Гог.Портрет доктора Гаше. 1890 г.В.Ван Гог.Пшеничное поле с воронами.1890 г.

Последние годы

Последним светлым воспоминанием в жизни великого художника стало знакомство с доктором Полем Гаше, который также любил писать. Дружба с ним поддерживала Винсента в самые сложные периоды его жизни – кроме брата, почтальона Рулена и доктора Гаше к концу жизни у него не осталось близких друзей.

В 1890 году Винсент пишет полотно «Пшеничное поле с воронами», а уже через неделю происходит трагедия.

Обстоятельства смерти художника выглядит загадочно. Винсент погиб от выстрела в сердце из собственного револьвера, который он носил с собой, чтобы отпугивать птиц. Умирая, художник признавался, что сам выстрелил себе в грудь, однако промахнулся, попав чуть ниже. Он сам добрался до гостиницы, где жил, ему вызвали врача. Доктор с сомнением отнесся к версии с попыткой самоубийства – угол вхождения пули был подозрительно низок, и пуля не прошла навылет, что говорит о том, что стреляли словно бы издалека – или, по крайней мере, с расстояния пары метров. Врач немедленно вызвал Тео – тот прибыл на следующий день и был рядом с братом до самой его кончины.

Существует версия о том, что накануне гибели Ван Гога художник серьезно повздорил с доктором Гаше. Тот обвинил его в несостоятельности, в то время как его брат Тео буквально умирает от съедающей его болезни, но все еще присылает ему деньги на жизнь. Эти слова могли сильно задеть Винсента – ведь он и сам чувствовал огромную вину перед братом. К тому же в последние годы Винсент испытывал чувства к даме, которые снова не привели к взаимности. Будучи максимально подавленным, расстроенный ссорой с другом, недавно выйдя из лечебницы, Винсент вполне мог решиться на самоубийство.

Умер Винсент 30 июля 1890 года. Тео бесконечно любил своего брата и с большим трудом переживал эту потерю. Он занялся организацией выставки посмертных работ Винсента, но не прошло и года, как он умер от тяжелого нервного потрясения 25 января 1891 года. Спустя годы вдова Тео перезахоронила его останки рядом с Винсентом: она посчитала, что неразлучные братья должны быть рядом друг с другом хотя бы после смерти.

Краткая биография Винсента Ван Гога

Винсент Виллем Ван Гог — нидерландский художник и график; крупнейший представитель постимпрессионизма. Родился 30 марта 1853 года в небольшой нидерландской деревушке Грот-Зюндерт, расположенной рядом с бельгийской границей. Отец будущего художника был протестантским пастором, а мать — дочерью книготорговца. Винсент был вторым ребенком в многодетной семье, но так как старший брат в младенчестве скончался, он остался за старшего.

Уже в 16-летнем возрасте он работал на фирме, продающей картины. Хоть он и не был отменным коммерсантом, но обладал безграничной любовью к живописи. Жизнь художника изменилась кардинальным образом за два года, проведенных в Лондоне. Его труд настолько хорошо оплачивался, что он мог ни в чем себе не отказывать. В этот период Винсент активно посещал выставки в художественных галереях. На пути к славной карьере помешала любовь. Юный торговец картинами без памяти влюбился в женщину, которая уже была обручена, после чего замкнулся в себе.

Он стал безразлично относиться к своей работе, а вернувшись в Голландию, ударился в религию. С 1886 года он жил у своего брата в Париже. Там он учится живописи у Ф. Кормона, а также знакомится с Писсаро, Гогеном и другими выдающимися художниками. Рисует он яркими и четкими набросками в стиле импрессионистов. К 27-ми годам он уже точно знал, что хочет быть профессиональным художником. По характеру Ван Гог был очень добрым и жалостливым. Он мог раздавать деньги и одежду нуждающимся людям, даже когда сам был не особо обеспечен.­

Жизнь потихоньку налаживалась, но последовал очередной личный кризис. Вдовая кузина, которая ему давно нравилась, отказала ему, что он очень тяжело переживал. Эта размолвка стала причиной его переезда в Гаагу. В 1888 году он перебрался в Арль, так как Франция давно ему стала вторым домом. Местные жители его избегали, считая ненормальным. Несмотря на это, он завел там новые знакомства и приобрел немало хороших друзей. Какое-то время они тесно общались с Гогеном, но после серьезной ссоры он чуть было не убил его, набросившись с бритвой. В тот же период он отрезал себе ухо, после чего был помещен в психиатрическую клинику.

О сумасшествии Ван Гога уже было известно. Лечение не дало должного результата, так как художника мучили галлюцинации. В 1890 году он поехал к брату Тео, у которого только родился сын, названный в честь него Винсентом. Болезнь, казалось, отступила и жизнь начала вновь налаживаться. Однако в июле того же года Ван Гог покончил жизнь самоубийством. Он умер, выстрелив себе в грудь пистолетом. В последние минуты жизни с ним рядом был горячо любивший его брат Тео.

см. также:Краткие биографии других художников

Сельская жизнь вдали от политики

Внушительное здание администрации Зюндерта находилось прямо напротив их дома. Однажды Винсент нарисовал капитель этого здания, выглядывая из окна своей спальни, находящейся на верхнем этаже. Позднее он не раз изображал сцены, увиденные из этого окошка. Глядя на его талантливые рисунки того периода, с трудом можно поверить, что ему было всего девять лет.

Вопреки ожиданиям отца, в мальчике укоренялась страсть к рисованию и природе. Он собрал внушительную коллекцию насекомых и знал, как все они называются по-латыни. Очень скоро его друзьями стали плющ и мох сырого густого леса. В глубине души он был истинно сельским мальчиком, исследовал каналы Зюндерта, ловил сачком головастиков.

Жизнь Ван Гога проходила вдали от политики, войн и всех иных происходящих в мире событий. Его мир формировался вокруг прекрасных цветов, интересных, вдохновляющих книг и умиротворяющих пейзажей.

Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность

Так сложилось что представители мужского пола в роду Ван Гогов по традиции были либо духовными пастырями, либо коммерсантами произведений искусства. Поэтому 1869 году практически сразу после возвращения домой он становится кадровиком гаагского предприятия «Гупиль и Ко» специализировавшейся на продаже произведений искусства. Обладая неподдельным интересом к мастерству изображения окружающей среды Винсент становится завсегдатаем в творческих домах и галереях обогащая свой внутренний мир полотнами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В следствии каждодневных посещений таких заведений в которых хранились прекрасные творения различных исполнителей он начал хорошо ориентироваться в живописи и рисунке и понял их значимость в жизни человека.

В 1873 году он получает повышение по службе и меняет место проживания и заработка на Лондонский филиал где он проводит два года упорного труда. Во время этого периода впервые в жизни Винсент получает отказ в ухаживаниях от дочери квартиросъёмщицы в Лондоне которая была предметом воздыхания рисовальщика такое событие подкосило его уверенность в себе. Тень этой неудачи следовала по пятам художника все не долгие годы его жизни. Сердечные травмы с подвигли Винсента к изучению богословия в Амстердаме которое он так и не окончив бросил, став проповедником в бедном шахтерском городке в Бельгии, Боринаже. Его чрезмерное рвение в помощи людям сыграло с ним злую шутку, церковь решив, что он слишком эксцентричен отстраняет его и накладывает запрет на его проповеди.

Винсент Ван Гог. «Утро. Идущие на работу»

Прованс

Винсент отправляется в Прованс и проникается этой атмосферой до конца жизни. Тео поддерживает решение брата стать настоящим художников и присылает ему деньги на жизнь, а тот в благодарность отправляет ему свои картины в надежде, что брат сможет их выгодно продать. Ван Гог поселяется в гостинице, где живет и творит, периодически приглашая позировать случайных посетителей или знакомых.

С наступлением весны Винсент выбирается на улицу и рисует цветущие деревья и оживающую природу. Идеи импрессионизма постепенно покидают его творчество, но остаются в виде светлой палитры и чистых красок. В этот период своего творчества Винсент пишет «Персиковое дерево в цвету», «Мост Англуа в Арле».

Ван Гог работал даже ночью, однажды проникнувшись мыслью запечатлеть особые ночные оттенки и свечение звезд. Он работает при свете свечей: так были созданы знаменитые «Звездная ночь над Роной» и «Ночное кафе».

Дорога с кипарисом и звездой

Задумка написать картину с видом ночной природы и кипарисами возникла у Винсента в 1888 году в Арле, но осуществил он ее только через два года, незадолго до смерти.

Кипарисы очаровывали художника совершенством линий и формой. Предчувствие приближающейся кончины воплощено в метафоре, проецирующей человеческую жизнь в масштабы вселенной.

Справа на небе виден растущий месяц, слева — угасающая бледная звезда, практически исчезнувшая с полотна, а посередине растет кипарис, разделяющий их как грань между началом и концом существования.

Дерево такое высокое, что верхушка уходит за пределы холста, будто пытаясь дотянуться до бесконечности.

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Бизнес

В 1869 году в Гааге Винсента принимает на службу его дядя, носивший такое же имя, которого будущий художник называл «Дядюшка Сент». Дядюшка был хозяином отделения компании Goupil&Cie, занимавшейся экспертизой, оценкой и продажей арт-объектов. Винсент приобретает профессию дилера и делает значительные успехи, поэтому в 1873 году его отправляют трудиться в Лондон.

Работа с художественными произведениями была очень интересна Винсенту, он научился разбираться в изобразительном искусстве, стал постоянным посетителем музеев, выставочных залов. Его любимыми авторами стали Жан-Франсуа Милле (Jean-françois Millet) и Жюль Бретон (Jules Breton).

К этому же периоду относится история первой любви Винсента. Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene); биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Но кем бы ни была возлюбленная, Винсент получил отказ и утратил интерес к жизни, работе, искусству. Он начитает вдумчиво читать Библию. В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков. Возненавидев деятельность дилера, он перестает приносить компании доход, и его увольняют в 1876 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: