Описание картины «элизиум» леон бакст

Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века

Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.

Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.

Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:

Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!

Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Музейный комплекс

Кроме главного здания в Лаврушенском переулке, Третьяковской галерее принадлежит большой выставочный комплекс на Крымском Валу, 10. В нем экспонируются произведения известных художников XX-XXI веков. Третьяковка также курирует несколько мемориальных музеев художников и скульпторов в городе.

Зал № 17 — «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») — 1866 (Василий Перов)

Музейный комплекс работает и принимает москвичей и туристов круглый год. Галерея – это не только большие и маленькие залы с картинами. Здесь проводят лекции, показы кинофильмов, концерты, спектакли и творческие встречи с художниками.

Двери галереи открыты для гостей во вторник, среду и воскресенье с 10:00 до 18:00, а по четвергам, пятницам и субботам с 10:00 до 21:00. Следует иметь в виду, что музейные кассы прекращают продавать билеты за час до закрытия. Посетителей до 18 лет в галерею пускают бесплатно. Билеты на выставки действительны в течение месяца, но пройти по ним можно в порядке живой очереди.

Зал № 3 — «Портрет Петра III» — 1762 (Антропов А.П.)

Экспозиции осматривают самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Для удобства посетители могут воспользоваться бесплатными мобильными аудиогидами.

Профессиональные экскурсоводы проводят по залам обзорные и тематические экскурсии. Во время них туристам рассказывают об истории создания отдельных картин, знакомят с древнерусским искусством, шедеврами живописи XVIII и XIX веков, творчеством художников-передвижников и русским авангардом.

Зал № 26 — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — 1880 (Валентин Байгильдин)

Биография автора

Леон Бакст, или Лев Самойлович Розенберг родился в феврале 1866 г., в городе Гродно. После переезда в Петербург, отец будущего художника показал его ранние эскизы скульптору Антокольскому, который посоветовал юноше учиться живописи. В столице Леон Бакст начал быстро развивать свои творческие способности:

  1. Начальное образование он получил в Шестой гимназии Петербурга.
  2. В 1883 г. Леон Бакст стал победителем в художественном конкурсе на лучшее портретное изображение В. Жуковского.
  3. В том же году юный живописец поступает в Академию художеств.
  4. Одновременно он берет уроки живописи у А. Бенуа.
  5. В 1887 г. Леон Бакст отчисляется из Академии из-за скандала вокруг его картины религиозной тематики.

С 1887 по 1893 г. модернист работает над иллюстрациями книг и печатных изданий. Он вступает в творческое сообщество «Мир искусства». С 1893 г. работает в Европе, гастролируя с различными творческими объединениями по Франции, Италии, Англии и т.д. Художник приобрел известность в основном в качестве постановщика-декоратора русских опер, театральных представлений и балетов. Создавал декорации для театров – такие, как панно «Элизиум». Леон Бакст работал в стиле модерн (или арт-нуво), увлекался графикой. Умер художник в Париже, в декабре 1924 г.

Композиция и цветовая гамма произведения

Панно «Элизиум» изображает античный рай – место в загробном мире, где пребывали те, кто прожил честную и праведную жизнь. Композиция полотна представляет собой древнегреческий город, обрамленный со всех сторон густым лесом. Вокруг зданий Леон Бакст разместил гуляющих людей. В центре композиция «Элизиум» разделяется высоким темным деревом, на вершине которого автор показал Сфинкса – мифическое чудовище, олицетворяющее хитрость и загадочность.

Цветовая гамма работы – холодная, синевато-зеленая, создающая сказочную, магическую атмосферу. Насыщенные акварельные краски придают композиции «Элизиум» особую выразительность. Леон Бакст использовал для декоративного панно следующие цвета:

  1.  Изумрудно-зеленый.
  2. Болотно-зеленый.
  3. Голубой.
  4. Серо-фиолетовый.
  5. Светло-бежевый.
  6. Синий.
  7. Черный.

Густая листва на деревьях и кустах переливается от бледно-зеленого до темно-фиолетового. Здания на панно «Элизиум» окрашены в песочно-бежевый цвет. Леон Бакст четко выделил на картине карандашные линии. Ярче всего в композиции выделяется группа людей в синих одеяниях и большая античная арка ближе к центру.

Цветовое решение картины

Цветовая гамма полотна «Ужин» вполне соответствует стилю этого произведения. Основная часть картины выглядит приглушенно, даже уныло – тем ярче вырисовывается протрет и уравновешивающие его детали на переднем плане. Леон Бакст выбрал для создания композиции «Ужин» следующие оттенки:

  1. Желтовато-серый.
  2. Темно-серый.
  3. Черный.
  4. Темно-коричневый.
  5. Бежевый.
  6. Золотистый.
  7. Ярко-оранжевый.

Наиболее яркими цветовыми акцентами на полотне «Ужин» Леон Бакст сделал вызывающее черное платье и шляпку героини, а также апельсины в стеклянной вазе, насыщенно-оранжевого оттенка. Золотистый узор на скатерти, фрукты и шампанское в бокале уравновешивают темную фигуру дамы и делают произведение «Ужин» более гармоничным.

Древний ужас (Terror Antiquus). 1908

Бакст Л.С.Холст, масло250 x 270

Русский музей

Аннотация

В 1907 году Бакст вместе с Серовым совершил путешествие в Грецию. Зарисовки античных памятников и южной природы, чтение древних философов и писателей сформировали у Бакста образ Греции и греческой культуры, конкретный и отвлеченный одновременно. Эта двойственность сказалась и в картине „Terror Antiquus“. Художник языком символов выразил апокалиптическое мироощущение современной эпохи. Бакст изобразил гибель древнего города и его жителей, бессильных противостоять напору роковых природных стихий. Педантично выписанные древние сооружения, природный ландшафт являют собой в картине такое же обобщение и свидетельствуют об изучении Бакстом географических особенностей страны. Столь же конкретен и столь же отвлечен образ архаической коры, царящей над хаосом и воплощающей неумолимую силу судьбы. Несмотря на то, что критика к недостаткам работы Бакста была строга, картина имела большой успех на Осеннем салоне в Париже, а в 1910 году была удостоена первой золотой медали на Международной выставке в Брюсселе.

Биография автора

Бакст Л.С.

Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866, Гродно – 1924, Париж)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Учился в Академии художеств у К.Б. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Занимался акварелью под руководством Альб.Н. Бенуа. В 1890-е сблизился с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение «Мир искусства». В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке.
С 1902 работал для театров Петербурга. В 1906-1910 руководил художественной школой Е.Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С.П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров.
Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря «Русским сезонам» завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

«Париж подлинно пьян Бакстом»

В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным»
.

В том же году художник женился — на Любови Третьяковой. Павел Третьяков дал согласие на брак с одним условием: Бакст должен был сменить вероисповедание. Художник принял лютеранство. В 1907 году супруги расстались, и Бакст — теперь это была его официальная фамилия — вновь принял иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.

Леон Бакст отправился в Грецию — вместе с художником Валентином Серовым . Он сделал там этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые позже стали фрагментами новых театральных декораций.

С 1910 года Леон Бакст вновь поселился в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями — объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для его парижских Русских сезонов — «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».

По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров — Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной , Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн . Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж»
, а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом»
.

Леон Бакст. Эскиз костюма Сильвии для постановки Мариинского театра. 1901. Государственный Русский музей

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы для антрепризы Сергея Дягилева. 1910. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Леон Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн. 1908. Государственная Третьяковская галерея

Леон Бакст. Эскиз «ассиро-египетского» костюма для Тамары Карсавиной. 1907. Государственный Русский музей

Характеристика картины: особенности, композиция и цветовое решение

Картина «Древний ужас» относится к жанру аллегории. Стиль произведения – модерн. Оригинальные размеры полотна – 250×270 см, форма холста – горизонтальный прямоугольник. На полотне «Древний ужас» Леон Бакст отображает разрушение античной цивилизации – предположительно, легендарной Атлантиды.

Сверху композиция «Древний ужас» разбивается на две части ослепительно яркой молнией. Вдалеке, вместо линии горизонта Леон Бакст показал гряду каменных островов.Цветовая палитра картины – холодная, наполненная резкими контрастами. Леон Бакст использовал для полотна «Древний ужас» следующие оттенки:

  1. Насыщенно-бирюзовый.
  2.  Синий.
  3. Темно-голубой.
  4. Бежевый.
  5. Серовато-белый.
  6. Светло-оранжевый.
  7. Травянисто-зеленый.

Основные тона композиции «Древний ужас» — сине-голубой и серо-белый. Серым с бежевыми и зелеными вкраплениями художник отобразил город, а синим – поглощающее его море. Наиболее ярким акцентом на полотне «Древний ужас» является статуя в центре, на переднем плане – с ее бледно-оранжевыми косами, красными губами и синей птицей в ладонях.

Автор

Леон Бакст, урожденный Лейб-Хаим Израилевич (Лев Самойлович) Розенберг родился в 1866 г. Родом художник был из Гродно, откуда его семья перебралась в Петербург вскоре после рождения прославленного модерниста. После нескольких лет обучения в Шестой гимназии столицы Леон Бакст переводится в Академию художеств, где обучается в 1883-1887 гг. Заканчивается его образование исключением из Академии из-за скандальной картины «Оплакивание Христа».

Леон Бакст становится известным театральным декоратором, иллюстратором и живописцем. Его картины выставлялись в крупнейших городах Европы. В 1909 г. художник демонстративно возвращается к иудаизму, за что высылается из Петербурга. С 1910 г. Леон Бакст проживает в Париже, гастролируя с различными театральными труппами как постановщик-декоратор. Умер живописец в 1924 г., в городке Рюэй-Мальмезон, недалеко от Парижа.

Интересные факты

Несмотря на яркие, сочные цвета, работа «Древний ужас» вызывает у зрителя беспокоящие, тревожные ощущения – отсюда спорная реакция на полотно критики. Несколько любопытных фактов о картине:

  1. Леон Бакст работал над холстом «Древний ужас» в тяжелых условиях, в крайне неудобном помещении и с трудом завершил композицию.
  2.  В 1910 г. картина получила золотую медаль Международной выставки в г. Брюссель.
  3. В 1965 г. сын автора рассматриваемого произведения подарил произведение Русскому музею.
  4. Статуя Афродиты в центре композиции «Древний ужас» воплощает идею «Бессмертной женственности», которая стоит выше всего – и жизни, и смерти.
  5. Прототипом для изваяния послужила статуя, найденная на раскопках Акрополя. Отсутствующую на оригинальном изваянии кисть художник писал со своей жены.

Мистическая композиция «Древний ужас» оказалась последней живописной работой, которую создал Леон Бакст – в последующие годы он будет работать только над театральными декорациями.

Последние статьи

  •   Кто такая «госпожа Широкий столб», и Почему якуты считают её своей богиней сегодня, 20:58
  •   Кирк Дуглас vs Майкл Дуглас, или Что стояло за многолетним семейным соперничеством сегодня, 18:15
  •   6 знаменитых актёров, которые в точности повторили трагические судьбы своих киноперсонажей в реальной жизни сегодня, 16:21
  •   Фотошоп XVII века: Как голландские и фламандские художники зарабатывали себе на жизнь сегодня, 14:13
  •   Почему все жители Древнего Египта носили парики, из чего их делали, и как мода на накладные волосы дошла до наших дней сегодня, 12:56
  •   Кто из знаменитостей крутил романы с королевскими особами и что из этого вышло сегодня, 11:47
  •   В чём Елизавета II помогала принцессе Диане и как складывались их отношения в кулуарах дворца сегодня, 10:43
  •   Почему рыдала, увидев себя на экране, звезда фильма «Ищите женщину» Людмила Дмитриева и ради чего ушла из кино сегодня, 09:20
  •   Какие традиционные украшения выбирают разные народы планеты, следуя своим древним обычаям 15.11.2021, 22:22
  •   Зачем в старину на Руси невест парили и как проверяли смогут ли молодожёны родить детей 15.11.2021, 21:04

Все статьи

История и характерные особенности полотна

«Элизиум» продолжает развивать античную тематику, которой славился Леон Бакст в последние два десятилетия творчества. На самом деле эта картина представляет собой театральный занавес. В первые годы XX века Драматический театр северной столицы претерпевал качественные изменения, которые позволили бы ему не отставать от модных тенденций. Режиссером театра стал Мейерхольд, художником-декоратором был приглашен Леон Бакст. В 1906 г. живописец создал новый занавес для театра – композицию «Элизиум». Сегодня декорация находится в г. Москва, в Третьяковской галерее.

Панно «Элизиум» относится к жанру мифического пейзажа, стиль произведения – арт-нуво. Оригинальные размеры полотна — 161×143 см, форма холста – вытянутый горизонтально прямоугольник. «Элизиум» выполнен на бумаге, натянутой на холсте, черным карандашом с акварелью и гуашью.

Главные характеристики и композиция полотна

Произведение «Ужин» написано в жанре портрета, с элементами натюрморта. По стилю картина – типичный представитель арт-нуво, или модерна. Оригинальный масштаб полотна невелик – всего 39×48 см. Форма холста – вертикально ориентированный прямоугольник. «Ужин» Леон Бакст написал масляными красками на обычном холсте, что не характерно для художника, предпочитавшего гуашь, или акварель. Однако, кое-где на полотне виднеются хорошо заметные карандашные линии – особенно, на портрете дамы.

Леон Бакст хотел сосредоточить все внимание на портрете загадочной дамы с внешними чертами декадентки – черное платье, бледная кожа, стремление к одиночеству. Лицо героини картины «Ужин» не прорисовано, а только слегка намечено – яснее всего проявляется на нем игривая, даже вызывающая улыбка

Эта деталь, в сочетании со смелым декольте, раскованной позой и вопиющим одиночеством дамы в общественном месте сделали композицию «Ужин» такой скандальной.

Интересные факты

Полотно «Ужин» произвело неизгладимое впечатление на современников и сыграло знаковую роль в развитии модернистского стиля в живописи. Несколько любопытных фактов об этой картине:

  1. Одно из названий полотна – «Дама с апельсинами». Некоторые исследователи считают, что Леон Бакст выбрал подобную композицию для своей работы в пику реалистичной «Девочке с персиками» Серова.
  2. Существует версия, что идея картины появилась, когда Леон Бакст с Серовым увидели Анну Бенуа, сидящей в одиночестве в ресторане.
  3. Первый эскиз будущего произведения был зарисован автором на салфетке.
  4. Знаменитый критик Стасов в своем разгромном отзыве на «Ужин» сравнил изображенную даму с кошкой и заявил, что сама картина «невыносимая вещь».
  5. За свое провокационное произведение Леон Бакст получил выговор от великого князя Владимира Александровича, отметившего излишнюю игривость и даже скабрезность работы.

Единственным критиком искусства, положительно отозвавшимся о композиции «Ужин», был В. Розанов, отметивший точность образа декадентки о отметивший уникальный стиль картины.

История создания картины

Полотно «Ужин» было создано в 1903 г. Смешение различных техник, сочетание резких темных и полупрозрачных светлых оттенков – все это говорит о картине, как о типичном произведении модернизма первых годов XX в. В качестве натурщицы для композиции «Ужин» Леон Бакст пригласил жену своего друга и наставника Александра Бенуа. Само полотно имеет несколько названий – автор предпочитал именовать его «Дама в ресторане», подчеркивая тот факт, что работа изображает именно женщину «нового типа», декадентку.

«Ужин» был впервые продемонстрирован широкой публике в конце зимы 1903 г. На пятой выставке сообщества живописцев «Мир искусства» (куда входил Леон Бакст) картина вызвала настоящий скандал. Неискушенные зрители возмущались скабрезностью композиции, критики искусства упрекали «Ужин» в злой насмешке, а Леон Бакст был обвинен в издевательстве над романтическим сюжетом «Незнакомки». Свою роль в восприятии картины сыграл и тот факт, что она была размещена в галерее рядом с «Тремя бабами» Малявина – произведения с такой же вызывающей композицией и чувственным настроением. Сегодня картина «Ужин» хранится в Русском музее, в городе Санкт-Петербург.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: