Томас гейнсборо

Живопись

Первая картина, подписанная живописцем, датируется 1745 годом. Она называется «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа», на ней изображена собака, позади которой виднеются деревья. Искусствоведы считают, что в работе чувствуется влияние нидерландского художника Яна Вейнантса. В последующие годы Гейнсборо вдохновлялся творчеством Якоба ван Рёйсдаля.

Томас Гейнсборо — «Портрет дочерей, преследующих бабочку» Живописца увлекало рисование пейзажей, которые он редко создавал на природе. Вместо этого Томас сооружал ландшафтные макеты, используя натуральные материалы. Но картины плохо продавались, из-за чего художнику пришлось уехать из Лондона и вернуться в Садбери. Там он начал рисовать портреты и создал первый шедевр «Портрет четы Эндрюс», который позже назвали истинно английской работой.

Постепенно финансовое положение мастера улучшилось, и он решил переехать в Ипсвич вместе с семьей. Гейнсборо вступил в Музыкальный клуб, резидентов которого изобразил на своей картине. Среди его клиентов были в основном торговцы и оруженосцы, но в 1753 году живописцу выпала честь написать портрет адмирала Вернона. После этого доход мужчины возрос, ведь к нему начали обращаться представители знати. Томасу удалось изобразить графа Джерси и его сына.

Накопив достаточно средств, художник переехал в курортный город Бат. Там он не знал отбоя от заказов и вскоре слег от переутомления. Среди портретов, написанных рукой мастера, — изображение графини Мери Хау. В этот период живописец начал изучать работы Рубенса и Ван Дейка, которые оказали влияние на его стиль в дальнейшем.

В 1761 году Гейнсборо начал отправлять картины на выставки Общества искусств в Лондоне. Его талант был высоко оценен Джошуа Рейнольдсом, который прислал мужчине предложение вступить в Королевскую академию художеств. Работы Томаса ежегодно выставлялись на мероприятиях, организованных академией, на протяжении 4 лет. Но из-за конфликта с Рейнольдсом портретист предпочел прервать сотрудничество.

Томас Гейнсборо — «Дама в голубом» Вскоре художник переехал в Лондон, где начал писать портреты королевских особ. Среди работ этого периода можно отыскать изображение бабушки королевы Виктории — Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой. Конфликт с Рейнольдсом достиг пика, когда оба мужчины решили нарисовать актрису Сарру Сиддонс. Но Томас все равно некоторое время участвовал в выставках академии, с которой разругался окончательно в 1784 году и перенес картины к себе домой.

На поздних этапах биографии стиль Гейнсборо кардинально изменился. Манера стала более свободной и легкой, живописец научился передавать игру тени и света, что сделало пейзажи реалистичнее. В его картинах появились лиричность и романтизм.

Пейзажист в душе. Переезд в Бат

Тип его популярности вызывал у Гейнсборо досаду: он испытывал потребность и природную склонность писать пейзажи, но в те годы было трудно их продать.

Переезд в курортный Бат в 1759 году обеспечил художника работой в избытке: богатая чопорная публика желала портретов. К тому же Гейнсборо художник от бога: он феноменально передавал сходство, улавливая мельчайшие детали и особенности портретируемых. А те записывались в длинную очередь и месяцами ждали, когда придёт время позировать обаятельному, но чудаковатому мастеру, которого выводил из себя этот ажиотаж.

Друзьям художник признавался, что портретная гонка вызывает у него такую тошноту, что приходится иногда бросать работу. Желающих было слишком много. В 1763 году дело чуть не завершилось трагедией: Гейнсборо тяжело заболел, выкарабкаться ему удалось с трудом.

Мальчик из Садбери

Однажды совсем юный еще Томас Гейнсборо прогуливался по окрестным полям с альбомом и заметил, как незнакомый мужчина неуклюже перелезает через изгородь сада с большим мешком украденных груш. Мальчик набросал его портрет, и по нему удалось опознать вора — им оказался житель одной из соседних деревень. Так, по крайней мере, гласит легенда.

Все осознавали талант Томаса, однако на его поддержку просто не было денег. Гейнсборо родился в образованной, но не очень состоятельной семье — его мать была художницей-любительницей, отец занимался продажей тканей. Правда, не очень успешно — Гейнсборо-старший обанкротился, когда его пятому сыну не исполнилось и семи лет.

Переезд в Лондон. Аукционы Кристи

В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон, в самую гущу художественной жизни, к этому обязывает и членство в Академии. Рядом с домом живописца его друг Джеймс Кристи, бывший моряк, открыл совершенно новое дело – торговля картинами с аукциона. Гейнсборо, весельчак и острослов, иногда заходил сюда понаблюдать за новым для всех процессом, по ходу отпуская добродушные шуточки. В итоге Кристи стал даже зазывать Гейнсборо на торги: лёгкая атмосфера способствовала значительному увеличению продаж. Так что аукционный дом Christie`s началом своего успеха обязан в какой-то мере Гейнсборо.

Портреты дочерей

В 1748 г. у художника родилась старшая дочь Мери. Приблизительно в 1750 г. Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко город-порт Ипсуич, где и родилась в 1752 г. его вторая дочь Маргарет.

Томас Гейнсборо «Мери и Маргарет Гейнсборо, дочери художника» (1756)

Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Дочери Гейнсборо учились в престижной закрытой школе в Челси.Известно 6 двойных портретов дочерей Гейнсборо. Большинство из них остались незаконченными. Заказной портрет нельзя было не закончить, а здесь, создав образ и вдохнув в него душу, Гейнсборо остывал к работе. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т.к. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.

Т. Гейнсборо «Портрет дочерей, преследующих бабочку» (1756)

Старшая Мери (справа) крепко держит за руку младшую Маргарет. Но именно Маргарет больше всего увлечена бабочкой и тянет Мери. В портретах девочек художник тонко передал психологию детства, наивность, увлечение сиюминутным, детскую грацию.Судьба любимых дочерей великого отца сложилась несчастливо.

Томас Гейнсборо «Портрет Мери, дочери художника» (1777)

Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Отказ от пейзажа позволил сосредоточиться на характере девушки, подчеркнуть ее индивидуальные черты: ум, уверенность в себе, сдержанность.Вскоре после того, как работа была закончена, Мери вышла замуж за немецкого композитора и музыканта Йохана Кристиана Фишера. Однако вскоре брак распался, и Мери, к тому времени страдавшая от тяжелого психического заболевания, прожила остаток жизни вместе с младшей сестрой Маргарет.Портреты Гейнсборо часто сравнивают с работами его современника Джошуа Рейнольдса. Портреты Гейнсборо отличаются особым тонким лиризмом и психологизмом в отличие от блестящих, но несколько холодных портретов Рейнольдса. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.

дальнейшее чтение

  • Томас Гейнсборо , Уильям Т. Уитли (Джон Мюррей, 1915)
  • Гейнсборо , Эллис Уотерхаус (Эдвард Халтон, 1958) — стандартный каталог портретов и т. Д.
  • Письма Томаса Гейнборо , изд. Мэри Вудалл (Cupid Press, 1963)
  • Рисунки Томаса Гейнсборо , Джона Хейса , (Два тома, Zwemmer, 1970) — стандартный каталог рисунков
  • Гейнсборо в роли гравера , Джон Хейс (Zwemmer, 1971) — стандартный каталог гравюр.
  • Гейнсборо , Джон Хейс (Phaidon, 1975)
  • Гейнсборо и Рейнольдс в Британском музее , изд. Тимоти Клиффорд, Энтони Грффитс и Мартин Роялтон-Киш (BMP, 1978)
  • Томас Гейнборо , Джон Хейс (Галерея Тейт, 1981)
  • Пейзажи Томаса Гейнсборо , Джона Хейса (Два тома, Sotheby’s, 1982) — стандартный каталог пейзажных картин.
  • Томас Гейнсборо: его жизнь и искусство , Джек Линдси (Харпер Коллинз, 1982)
  • Гнездо соловьев: Томас Гейнсборо, Сестры Линли. Картины и их контекст II , изд. Джайлз Уотерфилд, (Галерея Dulwich PIcture, 1988)
  • Картины Томаса Гейнборо , Малкольма Кормака (Cambridge University Press, 1991)
  • Гейнсборо и Рейнольдс: Контрасты в королевском патронаже , каталог выставки, (Queen’s Gallery, 1994)
  • Видение Гейнсборо , Амаль Асфур и Пол Уильямсон (Liverpool University Press, 1999)
  • Искусство Томаса Гейнборо: небольшое дело для глаза , Майкл Розенталь, (издательство Йельского университета, 1999)
  • Письма Томаса Гейнсборо , изд. Джон Хейс (издательство Йельского университета, 2001)
  • Гейнсборо , ред. Майкл Розенталь и Мартин Мирон (Тейт, 2002)
  • Гейнсборо в Бате , Сьюзан Сломан (издательство Йельского университета, 2002)
  • Гейнсборо , Уильям Воган, (World of Art, Thames & Hudson, 2002) — наиболее доступное введение
  • Ощущение и чувствительность: просмотр двери коттеджа Гейнсборо , изд. Энн Бермингем (издательство Йельского университета, 2005)
  • Первый автопортрет Томаса Гейнсборо , Стивен Конрад, в The British Art Journal , Vol. XII, № 1, лето 2011 г., стр. 52–59.
  • Томас Гейнсборо и современная женщина , изд. Бенедикт Лека (Джайлз, 2011)
  • Пейзажи Гейнсборо: темы и вариации , Сьюзан Сломан (Филип Уилсон, 2012)
  • Россетти, Уильям Майкл (1911). «Гейнсборо, Томас»  . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  • Монкхаус, Уильям Космо (1889). «Гейнсборо, Томас»  . В Стивене, Лесли (ред.). Национальный биографический словарь . 20 . Лондон: Smith, Elder & Co.

Гейнсборо против мейнстрима

У Гейнсборо было достаточно проблем с заказчиками, даже когда он писал портреты. В отличие от своего главного конкурента сэра Джошуа Рейнольдса, основателя Королевской академии художеств, придворного живописца и весьма видного человека, Гейнсборо и в портретах старался изобразить заказчика таким, какой он есть. «Если, например, у жены заказчика был двойной подбородок, то он так и изображал ее — с двойным подбородком», — рассказывает ассистент куратора выставки в Пушкинском Елена Коротких.

В отличие от портретов Рейнольдса, герои Гейнсборо зачастую выглядели слишком живыми: «На фоне всех остальных художников XVIII века Гейнсборо до сих пор выглядит очень странно — все потому, что он смотрит на человека, — добавляет Коротких. — Для Рейнольдса важен красивый бантик, Гейнсборо же волнует, что у женщины в глазах». Обычно это было не на руку Томасу: бывало так, что клиент заказывал сразу два портрета — у Гейнсборо и Рейнольдса одновременно, и произведения второго оказывались в парадных и гостиных, а картины Гейнсборо вешали в спальнях.

Гейнсборо любил эксперименты, работал с графикой, периодически вымачивая бумагу в обезжиренном молоке — именно так выполнен его «Летний пейзаж с путешественниками». Вначале художник мелом писал черные и белые элементы рисунка, несколько раз окунал картину в молоко, после этого добавлял остальные цвета и лишь в конце покрывал работу тремя слоями лака. Из других необычных картин — работы британца на стекле. Гейнсборо не просто писал пейзажи на стеклянных пластинах, а придумал целую систему слайдов, между которыми ставились свечи, вдохновляясь фонарем эйдофузиконом, который придумал театральный режиссер Филипп Якоб Лютербург.

Групповые картины

Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. На одной из них изображены аристократы, на другой – обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир. Это показывает, насколько художник был близок к современной ему английской литературе с ее идеями просветительства и сентиментализма.

Картины на стекле

В 1781 году азартный Гейнсборо захвачен новым увлечением. Театральный художник Ф. Дж. Де Лоутербург придумал проектор, эйдофузикон, который посредством свечей и рисунка на стеклянной пластине в тёмном помещении передавал изображение на экран. Лондонцы были в восхищении. Гейнсборо соорудил собственный эйдофузикон, подобный оригиналу, и написал для него эффектные пейзажи. По воспоминаниям современников, во время демонстрации картины с грозой за окном разыгралось нешуточное ненастье, частое явление для Англии. Гейнсборо выскочил на улицу, чтобы сравнить впечатления от настоящей грозы и нарисованной. Результатом остался очень доволен: «Наш гром лучше!».

На сегодня сохранились 10 стеклянных пластин с пейзажами мастера.

Техника

Сэр Джошуа Рейнольдс назвал » девушку со свиньями» , 1781–1782, частное собрание , «лучшей картиной, которую он когда-либо писал».

Историк искусства Майкл Розенталь описал Гейнсборо как «одного из наиболее технически опытных и в то же время самых экспериментальных художников своего времени». Он отличался скоростью, с которой он наносил краски, и работал больше, исходя из наблюдений за природой (и человеческой природой), чем из применения формальных академических правил. Поэтическая чувственность его картин заставила Констебля сказать: «Глядя на них, мы находим слезы на глазах и не знаем, что их приносит».

Увлечение Гейнсборо пейзажами проявляется в том, как он объединил портретные фигуры со сценами за ними. Его пейзажи часто писались ночью при свечах, используя в качестве модели настольную композицию из камней, кусочков зеркал, брокколи и тому подобное. Его более поздние работы отличались светлой палитрой и легкими экономичными мазками.

Единственным известным помощником Гейнсборо был его племянник Гейнсборо Дюпон . В последний год своей жизни он сотрудничал с Джоном Хоппнером в написании портрета леди Шарлотты Талбот в полный рост .

Детство и юность

Томас Гейнсборо родился 14 мая 1727 года в Садбери, Англия. Отец был ткачом и производил шерстяные изделия, а мать отличалась художественными склонностями и любила рисовать цветы. Именно она оказала влияние на формирование творческих способностей сына. Томас рос вместе с восемью братьями и сестрами и был младшим в семье.

Автопортрет Томаса Гейнсборо В детстве мальчик любил лепить, создавал фигурки животных, а затем начал рисовать. Вскоре Гейнсборо понял, что его призвание — в искусстве и решил получить художественное образование. Будучи подростком, он уговорил отца отправить его в Лондон, чтобы брать уроки у мастеров ремесла. После прибытия юноша обучался у гравера Юбера-Франсуа Гравло, который передал ученику манеру стиля рококо. Позже художник начал заниматься творчеством в школе Уильяма Хогарта.

С тех пор как Томас покинул отчий дом, он отказался брать деньги у родителей. Молодой человек начал искать способы заработка и вскоре получил предложение оформлять коробки для ужина в Vauxhall Gardens. Он также занимался украшением детского приюта совместно с другими художниками.

Биография Томаса Гейнсборо

Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.

В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Гюбера Франсуа Гравело, преподавателя Академии св. Мартина.

В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746 – 1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто.

История жизни Томаса Гейнсборо

В 1748 году Томас принимает участие в украшении приемной детского приюта пишет один из восьми видов госпиталей Лондона «Чартерхаус». В том же году Томас вернулся в Садбери, где вскоре умирает его отец и рождается первая дочь — Мари. Примерно в 1750 году Гейнсборо с семьей переезжает в Ипсвич. Там в 1752 году родилась вторая дочь — Маргарет. 

«Возвращение крестьян с рынка» (1767–1768)

Основной заработок художнику приносила работа над портретами. В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека. Кроме того, Гейнсборо хотелось добиться наибольшего слияния модели с окружающей природой, хотя это и не всегда ему удавалось. 

Особую популярность Гейнсборо завоевывает с начала шестидесятых годов, после того, как в 1759 году поселяется в курортном городке Бат. Здесь он продолжает работать как портретист, выполняя большое количество заказов столичных и местных аристократов. В это время он испытывает влияние Ван Дейка. Но постепенно художник выдвигает собственный идеал, создает особый тип портрета. Его произведения, не утрачивая репрезентативности и парадности, кажутся более легкими, изящными и утонченными. 

«Возвращение с жатвы»

С 1761 года Гейнсборо регулярно выставляется в Лондоне, а в 1768 году его избирают членом-учредителем Королевской Академии. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на картинах Гейнсборо этого периода «Портрет Элизы и Томаса Линли», 1768), «Портрет дамы в голубом» (1770-е годы). 

Около 1770 года Гейнсборо пишет знаменитый портрет Джонатана Батолла, известный как «Голубой мальчик». Этот портрет Гейнсборо писал не на заказ, а для собственного удовольствия. Художник прибегает к эффектному сопоставлению фигуры мальчика в голубом костюме с пейзажем, написанным в теплых коричневатых тонах. 

«Дама в голубом»

В 1774 году Гейнсборо окончательно перебирается в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и отдает явное предпочтение перед именитым соперником Джошуа Рейнолдсом. Среди лучших работ этого периода — эффектный портрет миссис Грехем возле колонны, на фоне далекого пейзажа (ок. 1777), «Портрет герцогини де Бофор» (между 1775 и 1780) и, наконец, портрет знаменитой актрисы Сиддонс (1784). Следует отметить, что в портретах Гейнсборо пейзаж играет гораздо более важную роль, чем у остальных английских портретистов. 

Среди лучших пейзажей семидесятых годов особую известность получил «Водопой» (1775-1777). «Наиболее органичного слияния человека с природой мастер достигает в пейзажах, где показывает крестьян за обычными их занятиями, — отмечает Ю.Г. Шапиро. — Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост — «Воз» (1786), «У дверей фермы» (1778)». 

Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской (1785-1787)

В последние годы жизни Гейнсборо охотно писал «воображаемые сцены». В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян («Девочка с поросятами», 1782; «Девочка, собирающая грибы») — мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные. 

В 1784 году Гейнсборо получил возможность оставить должность в Академии художеств и начать работать вполне независимо. К портретам и пейзажам добавились теперь жанровые сценки, чем-то напоминающие сцены в тавернах Адриана Браувера. 

Пейзажи

Английская природа и ее воплощение на холсте – вот как видел свое призвание Томас Гейнсборо. Произведения этого художника со временем делаются более зрелыми

Если вначале он концентрировал внимание на социальном положении портретируемого, то затем главное место в его картинах начинают занимать именно пейзажи. Из фона они превращаются в некую ауру, гармонирующую с настроением или сутью человека, которого рисует художник

Лес, поле, роща или старинный парк – все это словно бы придает портретам особую одухотворенность. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Но часто живописец создавал пейзажи для собственного удовольствия. Больше всего его привлекали сельские буколики. Он писал разные виды природы – поля перед страдой, таинственные лесные опушки, весенние рощи, красиво ухоженные парки. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».

Раннее творчество

Томас Гейнсборо. Автопортрет (1754). Частное собрание (Хогтон)

Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи, изменчивой игрой света и тени.

Т. Гейнсборо «Корнардский лес» (1748). Национальная галерея (Лондон)

Картина была создана художником в его родном городе Садбери, куда он прибыл в 1748 г. в связи со смертью отца.Характерной чертой пейзажной живописи Гейнсборо являлось то, что он всегда сочинял композицию у себя в мастерской. Поэтому данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Уровень водоема в правой части картины выше уровня дороги в левой части, в таком случае вода должна затопить дорогу. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Пейзаж создан в стиле классической натуралистической голландской школы живописи, а Энтони ван Дейк на раннем этапе творчества Гейнсборо был главным его вдохновителем.На картине всё приведено в движение: солнце освещает поля и крыши деревни вдали картины и скоро дойдет до разбитой лесной дороги; вдали по дороге скачет рыцарь. Ближе к переднему плану усталый путник плетётся с мешком за плечами, а понурый пес шагает за хозяином. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Хорошенькая девушка пришла его проведать. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Справа от дороги стоят два осла. Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична.Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Тогда художник соединяет портрет и пейзаж – это впервые случилось в 1749 г.

Т. Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс». Национальная галерея (Лондон)

Более 200 лет картина находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей.Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Изображённое на заднем плане картины поместье Обри с пасущимися на нём овцами принадлежало Картерам и, по всей видимости, было частью приданого миссис Фрэнсис. Портрет четы Эндрюс может рассматриваться как своеобразный документ, фиксирующий факт заключения брака, а заодно и деловой сделки.Миссис Эндрюс сидит на изящной рокайльной скамейке. На ней простое, но элегантное бледно-голубое шёлковое платье на модных продолговатых фижмах. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Поза женщины соответствует нормам этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки.В позе супруга также виден канон, утверждённый в Англии ван Дейком: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок; ноги скрещены. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи

Голову венчает треуголка, которая считалась последним писком моды в 1746 г.За спинами супругов Эндрюс изображен дуб, символизируя процветание будущей династии.Особое внимание следует обратить на изображённое Гейнсборо поместье. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри

Сжатый урожай своим богатством обязан, скорее всего, использованию хлебной сеялки – об этом свидетельствуют борозды на земле.Овцы – особой породы. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.

Почерк и профессиональные привычки

Рисование по памяти Гейнсборо не нравилось. Приступая к работе над пейзажем, кроме полотен голландских мастеров живописи, играющих роль наглядного пособия, он использовал природные материалы, которые отвечали требованиям будущей картины по задумке художника. Это были ветки, листья, мох, камни, лишайники, кусочки глины и земли, из которых на простом дубовом столе в мастерской составлялась нужная композиция.

Кроме того, художник разработал собственный способ нанесения плавного мазка: краски разбавлялись до жидкого состояния и наносились кистями полутораметровой длины. Стоять по несколько часов в день перед мольбертом с такой кистью было очень трудно.

Переезды

В 1759 г. Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Там он получал огромное количество заказов на создание портретов и даже заболел от переутомления. Меняется стиль его работ: раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, теперь пейзаж становится второстепенным. Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения изображаемого.В ноябре 1768 г. Рейнольдс пригласил Гейнсборо стать одним из 36 членов-основателей Королевской Академии. Но это сотрудничество прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом.Здесь же, в Бате, Гейнсборо пробовал создавать офорты. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.

Т. Гейнсборо «Дама в голубом». Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Эта картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле Ван Дейка. Художник передаёт утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль.Предположительно, на погрудном портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет. Герцогиня де Бофор в белом платье и светлой шляпе со страусовыми перьями и голубыми лентами на взбитых в высокую прическу напудренных волосах. Она повернулась слегка влево. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик. Правой рукой с браслетом, украшенным камеей, она придерживает на груди голубой шарф.Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.

Томас Гейнсборо: творчество, основные черты

Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» — своеобразная проба кисти в этой области. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: