Антонис ван дейк (22.03.1599-1641) — штрихи к портрету
cocktail
at
понедельник, 26 марта 2012 г.
Знаменитый фламандский живописец много лет провел при дворе английского короля Карла Первого, который не только дал ему рыцарское звание сэра, но и платил ему огромное по тому времени жалованье — двести фунтов стерлингов в год! — и даже подарил свою фамильную золотую цепь. В королевской галерее в Лондоне хранится богатейшее собрание портретов работы Ван Дейка. В Лондоне художник и умер — всего сорока двух лет от роду.
Портрет кардинала Бентивольо
А ГОВОРЯТ, ЧТО РУБЕНС СДАЛ!..
Ван Дейк начинал учеником у Рубенса. Однажды, когда сам маэстро отправился на свою обычную пятичасовую прогулку верхом, все ученики принялись внимательно разглядывать его новую картину. И кто-то случайно смазал свежую краску локтем. Довольно большой кусок картины оказался испорчен. Ученики перепугались. — Я придумал! — заявил вдруг один. — Пусть Ван Дейк — он самый талантливый из нас — напишет этот кусок заново. Уверен, что учитель ничего не заметит. Известно же, что память у него — стариковская. Ван Дейк весьма сомневался в успехе этой авантюры, но делать было нечего: он переписал кусок картины, стремясь максимально следовать манере учителя.
На следующее утро Рубенс подошел к своему полотну и принялся пристально вглядываться в ту самую часть картины. Ван Дейк решил, что их обман разоблачен и ему грозит гнев мастера. Но Рубенс вполне благодушно обвел своих учеников отеческим взглядом. — Вот, говорят, Рубене сдал, — объявил он. — А взгляните-ка на этот фрагмент. В молодые годы я ни за что бы так не написал. Для этого нужен опыт и старческая мудрость!
Отдых на пути в Египет
НАМ МАЗНИ НЕ НАДО!
В одном монастыре, куда Ван Дейк попал по пути в Англию, его попросили написать картину с Христом. Художник написал настоящий шедевр — он в точности учел, как будет все выглядеть, когда картину повесят на предназначенное ей место, довольно высоко на стене. Но монахи смотрели с близкого расстояния и остались очень недовольны.
— Мазня! — заявили они. — Христос похож на носильщика! А остальные фигуры — какие-то карлики. Ван Дейк очень обиделся. Одни монастырские поварята ему посочувствовали. — Ничего, — утешали они. — Холст ведь испорчен не до конца. Из него еще можно сделать хорошую ширму.
Художник не стал требовать платы за труд, скрутил свой холст и уехал. А через несколько лет монахам наконец объяснили, какой художник побывал у них в гостях. Они устыдились и послали к Ван Дейку заказ сразу на десять картин. — Передайте им, — отвечал он мстительно, — что мазни у них в монастыре достаточно. И скажите им еще, что я пишу для людей, а не для ослов.
Портрет Генриетты Марии, королевы Англии
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РУЧКИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА
Когда Ван Дейк делал портрет Генриетты Марии, королевы Англии, он очень хорошо выписал руки
Это заметила даже сама королева.
— Почему вы обратили внимание именно на мои руки, господин Ван Дейк? — Видите ли, моя госпожа, — почтительно отвечал художник, — я меньше остановился на других ваших чертах, потому что мне от них нечего ждать. Именно ваши прелестные руки привлекли мое внимание — ведь ими вы будете отсчитывать деньги за мой скромный труд!
Портрет Карла Первого, короля Англии
К СТОЛУ!
Один друг спросил у Ван Дейка:
— Почему ты так торопишься заканчивать свои картины? Раньше, помнится, ты работал помедленней! А ведь теперь ты знаменитый живописец, и никто не посмеет упрекнуть тебя за медлительность.
— Раньше я работал для своей репутации, а теперь — для своего стола. Разве ты не торопишься за стол, когда он уставлен вкуснейшими яствами?
Описание
Более позднее барокко лечения субъекта: Энтони ван Дейк «сек Портрет Карла V верхом на лошади (1620)
Картина содержит сочетание стилей; такие отрывки, как доспехи и упряжь, отображают реализм ранних работ Тициана, в то время как деревья, пейзаж и небо построены из широких цветовых полос и сильных мазков, связанных с его работами с 1540-х годов. В нем на удивление мало иконографических элементов, но они не отсутствуют. Пьетро Аретино , современный писатель, которого писал Тициан, предложил включить традиционные ссылки на религию и славу. Копье отсылает к Святому Георгию , образцу «традиционного образа военного рыцаря-святого». Красный цвет вокруг шлема Карла, его пояса и отделки коня олицетворяет католическую веру в войнах 16 века. Тициан так стремился запечатлеть такие яркие красные цвета, что попросил привезти полфунта красного озера из Венеции в Аугсбург . Его инструкция показывает, что он считал этот пигмент «таким жгучим и таким великолепным … что по сравнению с этим красный на бархате и шелке станет менее красивым».
Опираясь на такие источники, как римское военное искусство (статуя Марка Аврелия верхом на лошади), конные образы эпохи Возрождения, такие как гравюры Ганса Бургкмайра и, возможно, гравюру Дюрера 1513 года « Рыцарь, смерть и дьявол» , Тициан отходит от традиционного изображения. всадник на лошади, у которого одна из передних ног лошади поднята (как показано в галерее произведений Рима и Возрождения ниже). Вместо этого лошадь слегка приподнимается или может уйти в галоп, при этом только задние ноги касаются земли, в то время как Чарльз все еще держит поводья легко, прямо, но непринужденно, что подразумевает его передовое искусство верховой езды. Влияние гравюры Дюрера тонкое. Рыцарь Дюрера проезжает по темному лесу, проезжая мимо фигур, олицетворяющих зло и смертность, включая дьявола с свиным носом и смерть на бледной лошади. Напротив, Чарльз выходит из темного леса на открытый, но задумчивый пейзаж.
Дюрер «S Рыцарь, смерть и дьявол (1513)
Тициан создает противоречие между возрастом и физической слабостью императора и его репутацией сильного и решительного, динамичного лидера. Это наиболее очевидно в том факте, что Тициан изображает Карла героически, но помещает его в обстановку спокойного рассвета, в которой нет никаких признаков битвы. Хрупкость Чарльза подчеркивается темными облаками над головой, его усталым выражением лица и слабой челюстью (его нижняя челюсть выступает за линию верхней части), хотя это искажено так, что вместо этого выражает его решимость. Далее Чарльз страдал от подагры , и на самом деле его несли на бой в носилке . На портрете Тициан достигает ощущения устойчивости и контроля через такие проходы, как темное дерево позади всадника, равномерно затененное небо и отстраненный, но стальной взгляд Чарльза вдаль. Ощущение движения вперед подсказывается углом наклона копья и бросающейся лошади, когда Чарльз и маунт выходят на открытый ландшафт. Небо также перекликается с победой Чарльза, но, как и пейзаж, оно также содержит темные оттенки. Небесный пейзаж считается лучшим для Тициана и описывается как «пылающий и затененный, с золотым светом, борющимся с синими смертоносными облаками на фоне ландшафта, указывает на необъятность пространства, в котором доминирует Чарльз, и задумчивый внутренний ландшафт души. . »
История жизни Антониса ван Дейка
В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. Ван Дейк становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Чести позировать ему добивается все высшее общество.
Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость, их позам и жестам элегантность и благородство. Таковы портреты Филиппа Уортона (1632), Томаса Уортона, (конец 1630-х), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), Артура Гудвина (1639).
Ван Дейк пишет около 30 портретов короля, королевы и их детей. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I» (1635).
«Снятие с креста», Национальная картинная галерея Армении
Карл I стоит, лошадь его держит конюх. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Одной рукой он оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников, как, например, изображены мать Карла Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих с убитым оленем у ног на картине Пика. Из всех вандейковских портретов Карла этот — самый прекрасный богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещен слева), безукоризненно уверенная техника.
В Англии, заваленный многочисленными заказами, художник принужден работать одновременно над несколькими портретами. На основании рассказа приятеля Антониса ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он уделял заказчику в день не более часа и оставлял исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам, которые дописывали одежды и руки со специальных натурщиков.
О жизни Ван Дейка ходит много россказней, но известно мало фактов. «Роста он был низкого, — пишет де Пиль, — но хорошо сложен, красив, скромен, в высшей степени обязателен и, сверх того, необыкновенно благожелателен к тем своим землякам, которые проявляли себя в каком-нибудь из искусств. Он всегда щегольски одевался, имел несколько великолепных выездов и держал в своих апартаментах такой стол, что не у всякого принца кормили лучше и бывало больше гостей». От экстравагантных аристократических замашек, приобретенных в Италии, он не отказался и в Лондоне. Поговаривали, что он балуется алхимией, в чем обвиняли, но с большим основанием, и его друга сэра Кенелма Дигби.
Отдых на пути в Египет, 1630 (Мюнхен)
В 1639 году Ван Дейк женится на Мэри Ратвен, молодой фрейлине королевы. Так художник входит в ряды английской аристократии.
Наследие
Гораздо позже стили, которые носили его модели, дали название бороде Ван Дайка для резко заостренной и подстриженной бородки, популярной у мужчин в то время, и , «широкому воротнику на плечах, обильно обрамленному кружевом». Во время правления Георга III был популярен типичный маскарадный костюм «Кавалер», называемый Ван Дайком ; Голубой мальчик Гейнсборо носит такой наряд Ван Дайка . В 1774 году фарфор Дерби рекламировал фигуру « Короля в платье Вандика» после портрета Иоганна Цоффани .
Сбивающее с толку количество различных пигментов, используемых в живописи, получили название «коричневый Вандайк» (в основном в англоязычных источниках). Некоторые из них появились раньше Ван Дейка, и неясно, использовал ли он какой-либо из них. Браун Ван Дайк — это ранний процесс фотографической печати с использованием того же цвета.
Когда ван Дайк был посвящен в рыцари в 1632 году, он перевел свое имя на английский язык до Вандика.
Задний план
Это второй конный портрет Чарльза, написанный Ван Дейком. Чарльз изображен в тех же доспехах, верхом на мускулистом сером коне с необычно маленькой головой. Справа паж протягивает шлем. Чарльз появляется как героический король-философ, созерцательно осматривающий свои владения, несущий командную жезл , с длинным мечом на боку и с медальоном Повелителя Ордена Подвязки . Его меланхоличное, отстраненное выражение лица считалось признаком мудрости. Он носит одинаковые накидные доспехи на обеих картинах, посвященных конному спорту (хотя последний Королевский наклон был проведен в 1616 году, а другой, предложенный в 1622 году, был заброшен из-за плохой погоды). Табличка, привязанная к ветке, гласит: CAROLUS I REX MAGNAE BRITANIAE (Карл I, король Великобритании) — политическое заявление того времени, всего через 33 года после того, как Джеймс объединил короны Шотландии и Англии и провозгласил себя королем Великобритании. и почти за 70 лет до того, как Акты Союза юридически создали Королевство Великобритания .
Более ранний конный портрет Карла I с господином де Сен-Антуаном , ок. 1633, изображает Чарльза под римской триумфальной аркой , одетого в доспехи и сопровождаемого его мастером верховой езды, Пьером Антуаном Бурдоном, сеньором де Сен-Антуан. Ван Дайк написал еще один крупный портрет Карла I с лошадью: Карл I на охоте ( Le Roi à la chasse , около 1635 г., сейчас в Лувре ), на котором Чарльз стоит рядом с лошадью в штатском, как если бы отдыхая на охоте, одетая в широкополую шляпу кавалера и опираясь на трость, глядя на прибрежную сцену; картина «джентльменской беззаботности и царственной уверенности».
Портреты Ван Дейка Карла на конях эхо императорская тонус Тициана «s конном портрете из императора Карла V с 1548, сам вдохновлен конными портретами римских императоров. В c.1620, Ван Дейк написал похожий портрет Карла V . Композиция также может быть заимствована из гравюры Дюрера 1513 года « Рыцарь, смерть и дьявол» .
Это одна из нескольких работ, очень похожих на современную, изображающих Чарльза верхом на лошади как средство увеличения своего роста. Чарльз был ростом всего 5 футов 4 дюйма (163 см) и прекрасно осознавал свой рост. Помимо картин, в Чаринг-Кросс в 1633 году была возведена почти в натуральную величину конная статуя Карла I работы Юбера Ле Суэра (хотя первоначально она была заказана в 1630 году для сада лорда Уэстона в Рохэмптоне ; сейчас она стоит к югу от Нельсона Колонна на Трафальгарской площади ). Проект Иниго Джонса для триумфальной арки в Темпл-Бар был предназначен для размещения еще одной конной статуи Чарльза.
Студия
Успех Ван Дейка заставил его содержать большую мастерскую в Лондоне, которая стала «фактически производственной линией для портретов». По словам посетителя, он обычно делал только рисунок на бумаге, который затем увеличивал на холсте ассистент; Затем он сам нарисовал голову. Костюм, в котором заказчик хотел быть нарисованным, оставляли в студии и часто вместе с незаконченным холстом отправляли художникам, специализирующимся на рендеринге такой одежды. В последние годы эти студийные коллаборации привели к некоторому снижению качества работы.
Кроме того, многие копии, которые он не тронул или практически остались нетронутыми, были изготовлены мастерской, а также профессиональными переписчиками, а позднее художниками. Количество приписываемых ему картин к 19 веку стало огромным, как у Рембрандта , Тициана и других. Однако большинство его помощников и переписчиков не могли приблизиться к изысканности его манер, поэтому по сравнению со многими мастерами консенсус среди искусствоведов относительно его атрибуции обычно относительно легко достигается, а маркировка музеев в настоящее время в основном обновляется ( атрибуция загородного дома может быть в некоторых случаях сомнительнее).
Относительно немногочисленные известные имена его помощников — голландские или фламандские. Вероятно, он предпочитал использовать обученных фламандцев, поскольку в то время не существовало аналогичного обучения английскому языку. Огромное влияние Ван Дейка на английское искусство происходит не от традиции, переданной через его учеников; фактически невозможно задокументировать связь с его мастерской для любого значимого английского художника. Голландец Адриан Ханнеман (1604–1671) вернулся в свою родную Гаагу в 1638 году и стал там ведущим портретистом. Фламандский художник Питер Тийс учился в мастерской Ван Дейка как один из последних учеников Ван Дейка. Он стал очень успешным портретистом и историческим художником в своем родном Антверпене.
Карл I в трех позициях (1635–1636), тройной портрет Карла I, был отправлен в Рим, чтобы Бернини смоделировал бюст. Королевская коллекция
Рекомендации
- Брахам, Аллан. «Конный портрет герцога Веллингтона Гойей». Журнал Burlington , том 108, № 765, декабрь 1966 г.
- Дункертон, Джилл. В: Тициан . Национальная галерея Лондона, 2003. ISBN 1-85709-904-4
- Грансе, Стивен. «Парадный щит Карла V». Вестник Метрополитен-музея , Том 8, № 4, декабрь 1949 г.
- Хакенброх, Ивонн . «Некоторые портреты Карла V». Вестник Метрополитен-музея , Том 27, № 6, февраль 1969 г.
- Камински, Марион. Тициан . Потсдам: Ульманн, 2007. ISBN 978-3-8331-3776-1
- Кеннеди, Ян. «Тициан». Кельн: Taschen, 2006. ISBN 3-8228-4912-X
- Розанд, Дэвид (1978). Тициан . Библиотека великих художников. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс; С. 126–27. ISBN 0-8109-1654-1
- Тревор-Ропер, Хью ; Принцы и художники, покровительство и идеология при дворе четырех Габсбургов 1517–1633 , Темза и Гудзон, Лондон, 1976, ISBN 0500232326
Портреты и другие работы
Самсон и Далила , ок. 1630 г., историческая картина в манере Рубенса. Использование насыщенных цветов свидетельствует об исследовании Тициана ван Дейком.
Генриетта Мария и карлик , сэр Джеффри Хадсон , 1633 г.
В 17 веке спрос на портреты был выше, чем на другие виды работ. Ван Дайк пытался убедить Чарльза заказать крупномасштабную серию по истории Ордена Подвязки для банкетного зала в Уайтхолле , для которой Рубенс ранее завершил работы над большими потолочными росписями (прислав их из Антверпена). Эскиз одной стены сохранился, но к 1638 году у Карла уже не хватило денег, чтобы продолжить. Этой проблемы не было у Веласкеса, но в равной степени повседневная жизнь ван Дейка не была отягощена банальными судебными обязанностями, с которыми столкнулся Веласкес. Во время своих последних лет жизни в Париже Ван Дайк безуспешно пытался получить заказ на роспись Большой галереи Лувра .
Сохранился список исторических картин, созданных Ван Дейком в Англии. Он был составлен биографом Ван Дейка Беллори на основе информации сэра Кенелма Дигби . Похоже, что ни одна из этих работ не сохранилась, за исключением Эроса и Психеи, сделанных для Короля (ниже). Но многие другие работы, скорее более религиозные, чем мифологические, действительно сохранились, и хотя они очень хороши, они не достигают высот исторических картин Веласкеса. Более ранние работы во многом соответствуют стилю Рубенса, хотя некоторые из его сицилийских работ индивидуалистичны.
Портреты Ван Дейка льстили больше, чем портреты Веласкеса. Когда София, впоследствии электорат Ганновера , впервые встретилась с королевой Генриеттой Марией в изгнании в Голландии в 1641 году, она написала: «Красивые портреты Ван Дейка дали мне такое прекрасное представление о красоте всех английских женщин, что я был удивлен, обнаружив что королева, которая так прекрасно выглядела в живописи, была маленькой женщиной, приподнятой на стуле, с длинными тощими руками и зубами, словно защитные сооружения, торчащими из ее рта … »
Сестры Чик , поздний двойной портрет
Некоторые критики обвиняли Ван Дейка в том, что он отвлек зарождающуюся более жесткую английскую портретную традицию таких художников, как Уильям Добсон , Роберт Уокер и Исаак Фуллер, на то, что определенно превратилось в элегантную мягкость в руках многих преемников Ван Дейка, таких как Лели или Кнеллер . Общепринятая точка зрения всегда была более благоприятной: «Когда Ван Дайк приехал сюда, он принес нам раскрашивание лиц; с тех пор … Англия превзошла весь мир в этой великой области искусства» (Джонатан Ричардсон: Очерк теории живописи , 1715, 41). Сообщается, что Томас Гейнсборо сказал на смертном одре: «Мы все идем на небеса, а Ван Дайк из Компании».
Достаточно небольшое количество пейзажных перьев и акварельных рисунков или акварелей, сделанных в Англии, сыграло важную роль в представлении фламандской акварельной пейзажной традиции в Англии. Некоторые из них представляют собой этюды, которые снова появляются на фоне картин, но многие из них подписаны и датированы и, вероятно, рассматривались как законченные работы, которые можно было подарить. Некоторые из наиболее подробных из них — это Рай , порт для кораблей на континент, что позволяет предположить, что ван Дайк делал их небрежно, ожидая улучшения ветра или прилива.
Комиссия
Портрет был заказан сестрой Чарльза, Марией Австрийской, королевой Венгрии , с Чарльзом, указавшим, как он хотел быть представлен
Император осознавал важность портретной живописи в определении того, как его видят другие, и ценил не только мастерство Тициана как живописца, но и то, как художник представлял его как правителя.. Сидят портрет Карла , которого премьер — версия теперь в Мюнхене , был написан в течение одного посещения
Тициан лично познакомился с Карлом V и к тому времени уже написал другие его портреты. Очень умный человек, Тициан был сообразительным, юмористическим и непринужденным человеком. К моменту написания этого портрета он настолько крепко подружился с Карлом, что придворные императора были обеспокоены тем, что скромному художнику было позволено довериться ему. Находясь в Аугсбурге, Тициану дали квартиру недалеко от дома Карла, и разрешили легкий доступ и частые встречи с императором.
Сидят портрет Карла , которого премьер — версия теперь в Мюнхене , был написан в течение одного посещения. Тициан лично познакомился с Карлом V и к тому времени уже написал другие его портреты. Очень умный человек, Тициан был сообразительным, юмористическим и непринужденным человеком. К моменту написания этого портрета он настолько крепко подружился с Карлом, что придворные императора были обеспокоены тем, что скромному художнику было позволено довериться ему. Находясь в Аугсбурге, Тициану дали квартиру недалеко от дома Карла, и разрешили легкий доступ и частые встречи с императором.
Эстамп
Питер Брейгель Младший из » Иконографии» ; офорт Ван Дейка
Вероятно, во время своего пребывания в Антверпене после своего возвращения из Италии Ван Дейк начал свою иконографию , которая превратилась в очень большую серию гравюр с поясными портретами выдающихся современников. Он создал рисунки, и для восемнадцати портретов он сам выгравировал головы и основные очертания фигуры, чтобы гравер мог их обработать: «Портретный офорт едва ли существовал раньше его времени, и в его работах он внезапно появляется наверху. высшая точка, когда-либо достигнутая в искусстве «.
Он оставил большую часть гравюры специалистам, которые гравировали по его рисункам. Его гравированные пластины, похоже, были опубликованы только после его смерти, а ранние состояния очень редки. Большинство его пластин были напечатаны после того, как была сделана только его работа. Некоторые из них существуют в других состояниях после того, как была добавлена гравировка, иногда скрывая его гравировку. Он продолжал добавлять в серию, по крайней мере, до своего отъезда в Англию, и, предположительно, добавил Иниго Джонса, находясь в Лондоне.
Серия имела большой успех, но была его единственным занятием в гравюре; портретной живописи, наверное, платили лучше, и он был постоянно востребован. На момент его смерти было восемьдесят пластинок других авторов, из которых 52 принадлежали художникам, а также 18 его собственных. Пластинки были куплены издателем; пластинки периодически перерабатывались по мере износа, их продолжали печатать на протяжении столетий, и серия увеличивалась, так что к концу 18 века насчитывалось более двухсот портретов. В 1851 году пластины были куплены Calcographie du Louvre .
Иконография была очень влиятельной в качестве коммерческой модели для репродуктивного эстампа; Забытые серии портретов были чрезвычайно популярны до появления фотографии : «значение этой серии было огромным, и она обеспечила репертуар изображений, разграбленных портретистами по всей Европе в течение следующих двух столетий». Блестящий стиль гравюры Ван Дейка, который зависел от открытых линий и точек, резко отличался от стиля другого великого портретиста в гравюрах того периода, Рембрандта , и имел небольшое влияние до 19 века, когда он оказал большое влияние на художников. такие как Уистлер на последней крупной фазе портретной гравюры. Hyatt Mayor написал:
Краткая биография
- 1615 – Молодой художник Антонис ван Дейк открывает свою персональную художественную мастерскую, где работает вместе со своими младшими коллегами-подмастерьями.
- 1618 – Два года работает в мастерской Питера Пауля Рубенса. В его работу часто входило написание несложных фрагментов полотен, поэтому ван Дейк перенял некоторые черты живописи Рубенса, его яркую живописную манеру, варьировал свойственные ему композиции, образы и художественные приемы.
- 1618 – В возрасте двадцати лет избран членом гильдии художников Антверпена.
- 1620 – Ван Дейк служит при дворе английского короля Якова I, но вскоре едет обратно в Антверпен. Несмотря на приличное жалованье, работа не удовлетворяла творческие потребности художника, так как интерес к живописи в Англии был еще низок.
- 1621 – Начинается шестилетнее путешествие по Италии. Слава произведений итальянской живописи распространилась по всей Европе, поэтому меценаты охотнее оказывают покровительство художникам, побывавшим в Италии. Там ван Дейк вырабатывает собственный тип парадного портрета. Новый опыт освобождает его от сильного влияния произведений Рубенса. Художник живет в основном в Генуе, посещает Венецию, где впитывает колористические достижения местной школы.
- 1624 – Ван Дейк получает личный ангажемент в город Палермо от вице-короля Сицилии, чей портрет ему поручено написать. Кроме того, художнику заказано масштабное полотно для алтаря местной церкви. Эта работа становится самой значительной за период пребывания ван Дейка в Италии.
- 1627 – Антонис вновь живет в Антверпене, куда срочно приезжает из-за болезни и скорой смерти своей сестры.
- 1630 – Занимает место придворного художника эрцгерцогини Изабеллы. В этот период он обретает новую манеру, объединяя в созданных портретах торжественность с глубоким психологизмом.
- 1632 – Уезжает в Лондон, где получает место придворного художника Карла I. Второй английский период становится более плодотворным. В Лондоне ван Дейк пишет множество полных утонченного аристократизма портретов королевской семьи, а также местной знати.
- 1634 – Отправляется в Брюссель, где получает заказы на создание портретов придворной знати.
- 1634 – Гильдия художников Антверпена признает ван Дейка лучшим живописцем Фландрии и дает ему звание декана, после чего он продолжает работу в Англии.
- 1639 – Общественно-политическая обстановка в Англии ухудшается. Ван Дейк пытается найти подходящее место для творческой работы, много путешествует по Европе. Ударом для него становится отказ в работе по оформлению Лувра. Ему приходится вернуться в Лондон. Частые разъезды подрывают здоровье.
- 1640 – Умирает Рубенс – придворный живописец испанского короля. Ван Дейк лелеет надежду, что именно ему достанется место под крылом Филиппа IV, однако получает лишь предложение закончить картины, которые оставил незавершенными Рубенс. Для художника это оказывается унизительным.
- 1641 – Антонис ван Дейк умирает в возрасте 42-х лет от загадочной болезни. В его честь устроена пышная похоронная процессия, могила по личному желанию Карла I помещается в соборе Святого Павла в Лондоне, где покоятся только самые выдающиеся британские подданные.
- 1666 – Во время знаменитого лондонского пожара собор Святого Павла сгорает вместе с могилой художника и памятником в его честь.
Автопортрет с подсолнухом (после 1633 г.)
Происхождение
Картина занесена в первый каталог Королевской коллекции , составленный в 1637–1640 годах. Очень большая картина, 3,67 метра (12 футов) в высоту и 2,92 метра (9 футов 7 дюймов) в ширину, была повешена в конце длинной галереи во дворце Хэмптон-Корт . Royal Collection была рассеяна по Содружеству , и картина была продана сэру Бальтазара Жербье , бывший агент короля в Антверпене, за £ 200 на 21 июня 1650. Он был приобретен Gisbert ван Ceulen , который продал его Максимилиана II Эммануила , курфюрст Баварии и губернатором испанских Нидерландов , в 1698 году, но вскоре был взят из Мюнхена в качестве трофеев из войны императора Иосифа I . Он подарил картину Джону Черчиллю, 1-му герцогу Мальборо , в ноябре 1706 года.
Он выставлялся во дворце Бленхейм, пока 8-й герцог Мальборо не продал его Национальной галерее в 1895 году за 17 500 фунтов стерлингов. Обычно он выставляется в Зале 31. Современная Королевская коллекция включает уменьшенную версию, возможно, модель, но, возможно, уменьшенную более позднюю версию.