Малле баббе

Источники

  • (de) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на немецком языке под названием .
  • (Авторы) Карл Гримм, Франс Халс. Das Gesamtwerk , Belser, Цюрих — Штутгарт, 1989.
  • (in) Сеймур Слайв , Франс Халс , Phaidon — Princeton University Press, сб. «Национальная художественная галерея: Исследования Фонда Кресса по истории европейского искусства», Лондон, 1970–1974. — 3 т. : полет. 1: Текст. — полет. 2: Таблички — т. 3: Каталог. — Получен каталог.
  • (де) Сеймур Слайв (редактор), Франс Халс , Престель, Мюнхен, 1989 ( ISBN  3-7913-1030-5 ) .
  • (ru) Сеймур Слайв, «О значении слова Франса Хальса« Малле Баббе »», в журнале Burlington Magazine , т. 105, 727 (Октябрь 1963 г.), п. 432–436.
  • (де) Кристиан Штукенброк, Франс Хальс: Fröhliche Kinder, Musikanten und Zecher: Eine Studie zu ausgewahlten Motivgruppen und deren Rezeptionsgeschichte , Питер Ланг, колл. «Europäische Hochschulschriften, Reihe 28. Kunstgeschichte, Band 16», Франкфурт-на-Майне, 1993 ( ISBN  3-631-45780-4 ) .
  • (де) Ютта фон Цитцевиц, Франс Хальс Малле Баббе , Манн, Берлин, 2001 г. ( ISBN  3-7861-2383-7 ) .

Другие картины [ править ]

Malle Babbe , Холст, Масло, 74,9 x 61 см, Музей Метрополитен

Музей Метрополитен в Нью — Йорке во владении подобной картины. Неизвестно, кто автор этой картины. В прошлом его также приписывали Франсу Хальсу, но теперь считается, что это работа одного из его учеников.

Другой вариант изображает Малле Баббе в сопровождении пьющего мужчины. Есть две картины неизвестного авторства, на которых она изображена с мужской фигурой, адаптированной из работы Адриана Брауэра . Обе фигуры изображены за столом, полным рыбы. Есть также два портрета, на которых явно изображен Баббе, но без совы.

Хан ван Меегерен создал версию предмета в стиле Вермеера, которая сейчас выставляется в Государственном музее .

Влиять

Смеющийся кавалер , 1624 г., холст, перебивка, (В) 83 см x (Ш) 67 см, Коллекция Уоллеса , Лондон.

Мальчик с лютней c.  1625 г. — Музей Метрополитен.

Франс оказал влияние на своего брата Дирка Хальса (родился в Харлеме, 1591–1656 гг.), Который также был художником. Кроме того, пятеро его сыновей стали художниками:

  • Хармен Хальс (1611–1669)
  • Франс Хальс Младший (1618–1669)
  • Ян Хальс (1620–1654)
  • Рейнье Хальс (1627–1672)
  • Николаес Хальс (1628–1686)

Хотя большинство его сыновей стали портретистами, некоторые из них занялись натюрмортами или архитектурными исследованиями и пейзажами. Однако натюрморты, ранее приписываемые его сыну Франсу II, с тех пор повторно приписывают другим художникам. Хальс изобразил молодую женщину, залезающую в корзину, на натюрмортной рыночной сцене Класа ван Хойссена .

Другими современными художниками, которые черпали вдохновение из Хальса, были основные города, в которых они базировались:

  • Ян Минсе Моленар (1609–1668), Харлем и Амстердам
  • Джудит Лейстер (жена Моленаера, 1609–1660), Харлем и Амстердам
  • Адриан ван Остаде (1610–1685), Харлем
  • Адриан Брауэр (1605–1638), в основном Антверпен
  • Йоханнес Корнелис Верспронк (1597–1662), Харлем
  • Бартоломеус ван дер Хелст (1613–1670), Амстердам
  • Корнелис де Би (1621–1664) , Амстердам

У Хальса была большая мастерская в Харлеме и много учеников, хотя биографы 19-го века расспрашивали некоторых из его учеников, так как их стиль рисования был очень непохож на Хальса. В своей книге «Де Гроот Шубург» (1718–1721) Арнольд Хубракен упоминает Филипса Ваувермана , Адриана Брауэра , Питера Герритца ван Рестратена , Адриана ван Остаде и Дирка ван Делена как студентов. Винсент Лауренс ван дер Винне также был студентом, согласно его дневнику с записями, оставленными его сыном Лоренсом Винценцем ван дер Винне. Рёстратен был не только студентом (в архивах Харлема есть нотариально заверенный документ, подтверждающий этот факт), но он также стал зятем Хальса, когда женился на его дочери Адриантье. Харлемский портретист Иоганнес Верспронк , один из примерно 10 конкурирующих портретистов в Харлеме в то время, возможно, какое-то время учился у Хальса.

По стилю ближе всего к работе Хальса несколько картин, приписываемых Джудит Лейстер , которые она часто подписывала. Она также «квалифицируется» как возможная ученица, как и ее муж, художник Ян Минсе Моленар .

В 19 веке его техника оказала влияние, особенно на импрессионистов . Хальс вдохновил Клода Моне , Эдуарда Мане , Шарля-Франсуа Добиньи , Макса Либермана , Джеймса Эббота МакНила Уистлера , Гюстава Курбе , а в Нидерландах Якоб ван Лой и Исаак Исраэль — одни из импрессионистов и реалистов , глубоко погрузившихся в творчество Хальса, делая копии своих работ и продолжая развивать его методы и стиль. Ловис Коринф назвал Хальса своим самым большим источником влияния.

Пост-импрессионистов художник Винсент Ван Гог писал своему брату Тео: «Какая радость есть , чтобы увидеть Хальса, как она отличается от картины — так многие из них — где все тщательно сглаживаются таким же образом. ‘ Хальс решил не придавать своей картине гладкую отделку, как это делали большинство его современников, а имитировал живость своего предмета, используя мазки, линии, пятна, большие цветные пятна и почти никакие детали. Спустя два столетия после его смерти,

Описание изображения

На картине размером 75 × 64 см изображен портрет смеющейся пожилой женщины, сидящей в углу стола. Женщина держит ручку пивной кружки правой рукой . Металлический кувшин с открытой крышкой находится в правом нижнем углу деревянного стола. Зритель видит переднюю часть кувшина с отражением, которое невозможно увидеть более точно, а также внутреннюю часть открытой крышки. На левом плече женщины сидит сова, вид которой невозможно точно определить, линия взгляда которой направлена ​​в сторону зрителя, а ее тело повернуто так, что видно правое крыло.

Раскрашенная женщина носит халат из коричневой ткани без каких-либо заметных украшений. Он завязан на бедрах предлагаемым белым фартуком. На голове у него белая шапочка, а шея покрыта широким белым мятым воротником, доходящим до основания груди. Эта одежда в основном соответствует моде 1630-х годов, которая в последующие десятилетия также станет повседневной и рабочей одеждой. Женщина сидит с небольшим наклоном передней части тела параллельно столу и опирается на правый локоть. В этом положении ее голова повернута так, что она смотрит в правый край рисунка или в нижний левый угол; то, на что она смотрит, остается скрытым от зрителя. Все лицо искажено широким смехом, приоткрытым ртом и прищуренными глазами застыло в этой гримасе.

Расположение совы, женщины и пивной кружки создает очень строгую диагональ изображения от правого верхнего угла до нижнего левого угла. Это решается по прямой видимости старухи, в результате чего диагональ пересекается. Освещение картины немного смещено влево спереди и подчеркнуто в основном отражениями на кувшине и в правой половине лица женщины, а также тенями на правой половине лица, сбоку грудь в тени кувшина и спина женщины. Преобладающие цвета — темно-коричневые и серые тона.

Особое значение картина приобрела благодаря нетипичной для произведений 17 века манере живописи, стилистическое исполнение которой больше напоминает импрессионистов 19 века. Картина написана короткими, очень сильными мазками и лишена типичных для того времени мелких деталей. Отдельные аспекты, такие как носовая часть фартука, проявляются мимолетно и быстро всего несколькими мазками, что делает картину очень динамичной и живой для зрителя.

Наследие

Малле Баббе , гр .  1630 . Холст, масло, 75 на 64 см. Государственный музей, Берлин.

Репутация Хальса пошатнулась после его смерти, и в течение двух столетий он был в таком плохом уважении, что некоторые из его картин, которые сейчас являются одними из самых гордых вещей публичных галерей, были проданы на аукционе за несколько фунтов или даже шиллингов. Портрет Иоганна Акрония был продан за пять шиллингов на торгах в Энсхеде в 1786 году. Портрет человека с мечом в галерее Лихтенштейна был продан в 1800 году за 4 фунта 5 шиллингов (4,25 фунта стерлингов в десятичной системе счисления).

Начиная с середины 1860-х годов его престиж снова повысился благодаря усилиям критика Теофиля Торе-Бюргера . Его восстановление в общественном уважении привело к огромному росту стоимости, и на распродаже Secretan в 1889 году за портрет Питера ван ден Брокке была продана цена до 4420 франков, в то время как в 1908 году Национальная галерея заплатила 25000 фунтов стерлингов за большую семейную группу. из коллекции лорда Талбота де Малахида.

Работой Хальса по-прежнему восхищаются, особенно молодые художники, которые могут извлечь много уроков о практической технике из его неприкрытых мазков. Работы Хальса попали в бесчисленные города по всему миру и попали в музейные коллекции. С конца 19 века их собирали повсюду — от Антверпена до Торонто и от Лондона до Нью-Йорка. Многие из его картин были проданы американским коллекционерам.

Основная коллекция его работ выставлена ​​в Музее Франса Хальса в Харлеме. С 1913 года музей находится на Groot Heiligland, а до этого в ратуше), где хранятся некоторые из его наиболее важных работ.

Кратер Халса на Меркурии назван в его честь.

Хальс был изображен на банкноте Нидерландов номиналом 10 гульденов 1968 года.

Банкет офицеров роты ополчения Святого Георгия в 1616 году появляется на стене ресторана в фильме Питера Гринуэя 1989года «Повар, вор, его жена и ее любовник» .

Банкет офицеров Георгиевского ополчения 1627 г.

Офицеры роты ополчения Святого Адриана в 1633 году

Регенты больницы Святой Елизаветы в Харлеме , 1641 г.

Внешнее видео

Примечания и ссылки

  1. ↑ и К. Стукенброк (1993), стр. 155.
  2. Ср. среди других S. Slive (1989), p. 396.
  3. ↑ и С. Слайв (1989), стр. 395 и последующие.
  4. EW Moes (1909), стр. 54, датируется документ 9 февраля 1637 г. и указывает, что Питер Хальс получает: «50 флоринов из больницы Святой Елизаветы, 25 флоринов из приюта для прокаженных и 25 флоринов из школы при условии, что его друзья отправят город и обеспечить его содержание. «- Старый источник, но в примечании сказано, что информация« переведена из старого оригинального текста »…
  5. К. Стукенброк (1993), стр. 153 и последующие.
  6. Provenance from Slive (1974), т. 3, стр. 75; С. Слайв (1989) стр. 241.
  7. Выставки после Слайва (1989), стр. 241.
  8. ↑ и С. Слайв (1989), стр. 236.
  9. ↑ и
  10. ↑ и С. Слайв (1989), стр. 238.
  11. Карин Гроен (1989), цитируется К. Стукенброком (1993), с. 156.
  12. ↑ и С. Слайв (1974), т. 3, стр. 141.
  13. С. Слайв (1974), т. 3, стр. 140-141.
  14. К. Стукенброк (1993), стр. 156.
  15. Les Arts (ноябрь 1906 г.), цит. По EW Moes (1909 г.), стр. 210.
  16. ^ и Фрэнсис С. Джоуэлл, «Die Wiederentdeckung des Frans Hals im 19. Jahrhundert», в S. Slive (1989), стр. 61-85; п. 71.
  17. Триумф реализма: выставка европейских и американских реалистических картин 1850-1910 годов , Бруклинский музей, 1967.
  18. С. Слайв (1974), т. 3, стр. 141-142.
  19. С. Слайв (1974), т. 3, стр. 142.

История живописи и выставок

Истоки истории картины нам неизвестны. Первая задокументированная продажа, которая, несомненно, касается сундука Баббе, состоялась на1 — й Октябрь 1778в Амстердаме  ; человек, который приобретает работу, тогда является неким Альтрогге, а выплаченная сумма составляет девять флоринов. В10 июня 1812 г., картина тогда попала бы на продажу в Неймегене , но это не точно. В12 мая 1834 г., он продается JF Sigault и JJ Van Limbeek, снова за девять гульденов, а затем входит в коллекцию Stokbroo Van Hoogwoud в Aartswoud. В3 сентября 1867 г.Бартольд Сурмондт, промышленник и коллекционер из Аахена , приобрел картину на распродаже Stockbroo в Хорне за 1660 гульденов. В 1869 году работа впервые была выставлена ​​публично в Мюнхене, где среди многих других посетителей ее мог увидеть Гюстав Курбе.

В 1873 году он был выставлен в Брюсселе . В 1874 году Сурмондт продал большую часть своей коллекции, в том числе Малле Баббе , примерно за миллион золотых марок Королевским музеям ( Königlichen Museen ) в Берлине, ныне Gemäldegalerie. В то время галереей управляли Юлиус Мейер и его помощник Вильгельм фон Боде . С тех пор и по сей день Малле Баббе остается во владении Берлинского музея и входит в постоянную экспозицию Культурфорума .

La Malle Babbe несколько раз покидал Германию. После того, как картина была показана в Брюсселе в 1873 году, она была представлена ​​в 1950 году в Амстердаме и в Харлеме в 1962 году. В 1989 и 1990 годах картина также была частью выставки, совместно организованной Национальной галереей искусств в Вашингтоне и Королевской академией искусств. Искусство в Лондоне и Музей Франса Хальса в Харлеме, и поэтому был последовательно представлен в этих трех учреждениях.

Другие картины

Malle Babbe , Холст, Масло, 74,9 x 61 см, Музей Метрополитен

Музей Метрополитен в Нью — Йорке во владении подобной картины. Неизвестно, кто автор этой картины. В прошлом его также приписывали Франсу Хальсу, но теперь считается, что это работа одного из его учеников.

Другой вариант изображает Малле Баббе в сопровождении пьющего мужчины. Есть две картины неизвестного авторства, на которых она изображена с мужской фигурой, адаптированной из работы Адриана Брауэра . Обе фигуры изображены за столом, полным рыбы. Есть также два портрета, на которых явно изображен Баббе, но без совы.

Хан ван Меегерен создал версию этого предмета в стиле Вермеера, которая сейчас выставляется в Государственном музее .

Состав и техника

—  Теофиль Торе-Бюргер

По своему расположению сова, женщина и пивной кувшин образуют строгую диагональ от правого верхнего угла до левого нижнего угла картины. Это нарушает взгляд старухи, которая первой создает диагональный переход. Освещение картины исходит от источника, расположенного слева перед персонажем, на что указывают в основном отражения на кувшине и на левой стороне лица Малле Баббе, а также тень на другой стороне его лица. face., на части груди, расположенной за кувшином, и на спине. Что касается цветовой гаммы, то особенно преобладают коричневые и серые тона.

Таблица имеет особое значение из — за используемую технику, очень необычной в произведениях XVII — го  века, которая больше похож на стиль , который будет более чем два столетия спустя, в XIX — м , принятой импрессионистами . Картина выполнена короткими и энергичными мазками и оставляет в стороне типичную для того времени скрупулезную прорисовку деталей. Некоторые элементы, например узел фартука, кажется, просто набросаны на холст несколькими быстрыми мазками, что придает картине очень динамичный и очень живой вид.

Имя [ редактировать ]

Картина долгое время ошибочно называлась Хилле Боббе (или Харлемская ведьма ) из-за неправильного прочтения надписи на обратной стороне рамы, которая на самом деле гласит: « Малле Баббе ван Харлем… Фр нс Хальс» (Малле Баббе из Харлем).

Надпись на оборотной стороне : Malle Babbe van Haerlem … Fr ns Hals ‘

Согласно интерпретации ведьм, возможным фамильяром считалась сова . Однако сюжет Франса Хальса на других его картинах предполагает, что картина, вероятно, изображает сцену в пабе, и в этом случае сова будет отражать голландскую пословицу «пьяна как сова».

Bronze Malle Babbe , автор Kees Verkade (1978), расположенный на Barteljorisstraat , Харлем

Художественная карьера


Франс Хальс, позже законченный Питером Кодде . De Magere Compagnie . 1637. Холст, масло, 209 x 429 см, Рейксмузеум Амстердам.

Галс наиболее известен своими портретами, в основном богатых горожан, таких как Питер ван ден Броке и Исаак Масса , которых он написал трижды. Он также писал большие групповые портреты для местной гражданской гвардии и для руководителей местных больниц. Он был голландским художником Золотого века, который практиковал интимный реализм с радикально свободным подходом. Его картины иллюстрируют различные слои общества: банкеты или собрания офицеров, членов гильдии, членов местных советов от мэров до клерков, странствующих игроков и певцов, джентльменов, рыбачьих хозяйок и героев таверн. В своих групповых портретах, таких как «Пир офицеров ополчения Святого Адриана» в 1627 году , Хальс запечатлел каждого персонажа по- своему . Лица не идеализированы и четко различимы, их личности раскрываются в различных позах и выражениях лиц.

Галс любил дневной свет и серебристый блеск, в то время как Рембрандт использовал эффекты золотого свечения, основанные на искусственных контрастах тусклого света в неизмеримом мраке. Халс ухватил момент из жизни своих подданных с редкой интуицией. То, что явилось в этот момент природой, он тщательно воспроизвел в тонкой цветовой гамме и мастерски овладел всеми формами выражения. Он стал настолько умен, что точный тон, свет и оттенок и моделирование были получены с помощью нескольких четких и плавных мазков кисти. Он стал популярным художником-портретистом и по особым случаям рисовал богатых жителей Харлема. Он получил множество заказов на свадебные портреты (муж традиционно находится слева, а жена — справа). Его двойной портрет новобрачных оликанцев висит бок о бок в Маурицхейс , но многие из его пар свадебных портретов с тех пор разделились и их редко можно увидеть вместе.

Художник-портретист

Виллем Хейтуйсен, Франс Хальс, 1634 г.

Позже в его жизни мазки кисти стали более рыхлыми, мелкие детали стали менее важными, чем общее впечатление. Его ранние работы излучали веселье и живость, в то время как его более поздние портреты подчеркивали рост и достоинство изображаемых людей. Эта строгость проявляется в « Регентах госпиталя Святой Елизаветы» в 1641 году и, два десятилетия спустя, в «Регентах и регентесах старой мужской богадельни» ( около  1664 г. ), которые представляют собой шедевры цвета, хотя по сути все, кроме монохромных. Его ограниченная палитра особенно заметна в его телесных тонах, которые год от года становились все более серыми, пока, наконец, тени не стали почти полностью черными, как в Tymane Oosdorp .

Эта тенденция совпадает с периодом, когда Хальс получал меньше комиссионных от богатых, и некоторые историки предположили, что причиной его пристрастия к черно-белому пигменту была низкая цена этих цветов по сравнению с дорогостоящими озерами и карминами. Однако оба вывода, вероятно, верны, потому что Хальс не ездил к своим натурщикам, в отличие от своих современников, но позволял им приходить к нему. Это было хорошо для бизнеса, потому что он был исключительно быстрым и эффективным в собственной хорошо оборудованной студии, но это было плохо для бизнеса, когда в Харлеме наступили тяжелые времена.

Как портретист, Хальс едва ли обладал психологической проницательностью Рембрандта или Веласкеса , хотя в некоторых работах, таких как картины адмирала де Рюйтера , Якоба Оликана и Альберта ван дер Меера , он обнаруживает тщательный анализ характера, который имеет мало общего с мгновенным выражением его так называемых портретов персонажей. В них он обычно изображает мимолетный аспект различных стадий веселья, от тонкой, полу-иронической улыбки, которая дрожит на губах смеющегося кавалера, прозванного странно ошибочно, до глупой ухмылки Малле Баббе . К этой группе картин принадлежат барон Густав Ротшильд, Шут , Богемец и смеющийся рыбак , а портрет художника со второй женой и несколько сбитая с толку группа семьи Берестейн в Лувре демонстрируют аналогичную тенденцию. Гораздо менее разбросанный по аранжировке, чем эта группа Берестейнов, и во всех отношениях одним из самых мастерских достижений Хальса является группа под названием «Художник и его семья» , которая была почти неизвестна до тех пор, пока не появилась на зимней выставке в Королевской академии в 1906 году.

Согласно каталогу Франса Хальса raisonné, 1974 , 222 известные картины можно отнести к Галсу. Этот список был составлен Сеймуром Слайвом в 1970–1974 годах, который также написал каталог выставок в 1989 году и обновил свой каталог raisonné работ в 2014 году. В 1989 году другой авторитет в области Галса, Клаус Гримм , не согласился с Слайвом и опубликовал нижний список. 145 картин в его Франсе Хальсе. Das Gesamtwerk .

Неизвестно, писал ли Хальс пейзажи, натюрморты или повествовательные произведения, но это маловероятно. Его дебют в обществе Гарлема в 1616 году с его большим групповым портретом для ополчения Святого Георгия показывает все три дисциплины, но если эта картина была его вывеской для будущих заказов, похоже, что впоследствии его наняли только для портретов. Многие художники XVII века в Голландии предпочли специализироваться, и Хальс, похоже, был чистым специалистом по портрету.

Техника рисования

Франс Хальс. Цыганка . 1628–30. Масло, дерево, 58 х 52 см. Музей Лувра , Париж.

Хальс был мастером техники, в которой использовалось то, что раньше считалось недостатком в живописи, — видимый мазок кисти. Мягкие завитки кисти Хальса всегда отчетливо видны на поверхности: «материально просто лежащей там, плоской, вызывая в глазах субстанцию ​​и пространство». Живой и захватывающий, техника может показаться «якобы небрежной» — люди часто думают, что Хальс «бросил» свои работы «одним броском» ( aus einem Guss ) на холст . Это впечатление неверное. Правда, лишние работы в основном были нанесены без рисунков и подмалевок (« алла прима »), но большинство работ было выполнено последовательными слоями, как это было принято в то время. Иногда рисунок делался мелом или краской поверх серого или розового подшерстка, а затем более или менее поэтапно заполнялся. Кажется, что обычно Хальс очень вольно наносил свой подмалевок: он с самого начала был виртуозом. Это относится, конечно, в особенности к его жанровым произведениям и его несколько более поздним, зрелым произведениям. Хальс проявил невероятную смелость, большое мужество и виртуозность и обладал огромной способностью отрывать руки от холста или панели в момент наиболее убедительного высказывания. Он не «рисовал их до смерти», как это делали многие его современники, с их большой точностью и усердием, независимо от того, просили ли они их клиентов или нет.

В 17 веке его первый биограф Шревелиус писал о методах рисования Хальса: «Необычная манера живописи, совершенно его собственная, превосходящая почти все». В этом отношении схематическая живопись не была собственной идеей Хальса (подход уже существовал в Италии 16-го века), и Хальс, вероятно, был вдохновлен фламандскими современниками, Рубенсом и Ван Дейком , в его методе рисования. Житель Харлема Теодорус Шревелиус был поражен жизненной силой портретов Хальса, в которых отражалась «такая сила и жизнь», что художник «кажется, бросает вызов природе своей кистью».

Описание

На картине высотой 75  см и шириной 64  см изображен бюст старухи с насмешливым лицом. В правой руке она держит за ручку металлический пивной кувшин, крышка которого полностью приподнята. Мы предполагаем, что кувшин стоит на деревянном столе, на котором виден только один угол. На контейнере появляется нечеткое отражение. На левом плече женщины изображена сова неопределенного вида, которая смотрит в сторону зрителя и чье тело ориентировано таким образом, что ее левое крыло больше не видно.

На женщине одежда коричневого цвета без узоров. Мы видим белый фартук вокруг его талии. На голове у нее белая шапочка, а шею прикрывает широкий присборенный воротник, тоже белого цвета, спускающийся до груди. Эта одежда в основном соответствует одежде, которую носили в повседневной жизни или на работе в 1630-е годы; однако они будут продолжать использоваться в последующие десятилетия. Женщина, опираясь правым локтем на стол, поворачивает лицо влево, немного вниз, принимая очень неестественную позу, как будто ее что-то или кто-то удивил справа, позади нее, что зритель не видит, что побуждает ее резко обернуться. Ее лицо искажено ухмылкой; ее рот приоткрыт, а глаза сужены, застыв в ужасной гримасе.

Настоящий Малле Баббе [ править ]

Исследования, проведенные в муниципалитете Харлем в Нидерландах, показали, что на самом деле существовал настоящий Малле Баббе по имени Барбара Клаас. Она была внесена в список жителей местной больницы Хет Долхуйс., находившийся за пределами городских стен, служивший опасным для себя и общества людям, а также хоспис для путешественников, прибывающих после закрытия городских ворот. Примерно в 1642 году в этом хосписе находился Питер Хальс, сын Франса Хальса. Хальс и эта Малле Баббе, вероятно, уже встречались к тому времени, поскольку она, очевидно, была известной личностью в Харлеме, хотя никакие другие ее биографические данные не сохранились, кроме того, что она умерла в 1663 году. На голландском языке прилагательное «Малле» означает «псих» и нередко можно увидеть, как художники или писатели изображают этот тип деревенских фигур. В этом типе изображения можно найти запись неуравновешенных фигур общества как принадлежащих к декорациям повседневной жизни, или же художнику может понравиться исследовать тонкую грань между здравомыслием и безумием.

Настоящий Малле Баббе

Исследования, проведенные в муниципалитете Харлем в Нидерландах, показали, что на самом деле существовал настоящий Малле Баббе по имени Барбара Клаас. Она была внесена в список жителей местной больницы Хет Долхуйс , расположенной за городскими стенами, обслуживающей людей, представляющих опасность для себя и общества, а также хосписа для путешественников, прибывающих после закрытия городских ворот. Примерно в 1642 году в этом хосписе находился Питер Хальс, сын Франса Хальса. Хальс и эта Малле Баббе, вероятно, уже встречались к тому времени, поскольку она, очевидно, была известной личностью в Харлеме, хотя никакие другие ее биографические данные не сохранились, кроме того, что она умерла в 1663 году. На голландском языке прилагательное «Малле» означает «псих» и нередко можно увидеть, как художники или писатели изображают этот тип деревенских фигур. В этом типе изображения можно найти запись несбалансированных фигур общества как принадлежащих к декорациям повседневной жизни, или художнику может понравиться исследовать тонкую грань между здравомыслием и безумием.

литература

  • Карл Гримм: Франс Хальс. Полная работа. Бельзер-Верлаг, Цюрих и Штутгарт 1989.
  • Сеймур Слайв: Франс Хальс. 3 тома (текст, таблички, каталог). Phaidon Press, Лондон 1974, ISBN 0-7148-1443-1 .
  • Сеймур Слайв (ред.): Франс Халс. Prestel-Verlag, Мюнхен 1989, ISBN 3-7913-1030-5 .
  • Сеймур Слайв: О значении слова Франса Хальса «Малле Баббе». В: The Burlington Magazine , Vol. 105 (727), October 1963, pp. 432-436.
  • Кристиан Стукенброк: Франс Хальс: счастливые дети, музыканты и гуляки: исследование избранных групп мотивов и история их восприятия. Публикации европейских университетов. Серия 28, История искусства, Том 16. Питер Ланг, Франкфурт-на-Майне 1993, ISBN 3-631-45780-4
  • Ютта фон Цитцевиц: Франс Хальс Малле Баббе. Gebr. Mann Verlag, Берлин 2001, ISBN 3-7861-2383-7 .

О художнике

Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.

Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже — после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».

Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: «Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.

С течением  временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.

Толкование и иконография

Malle Babbe интерпретировался и интерпретировался по-разному: его выражение лица с широкой улыбкой, а также сова и пивная кружка как элементы изображения играли главную роль.

Ведьма из Харлема

По сей день ее часто называют Харлемской ведьмой , а Сеймур Слайв в 1989 году объяснил, что не обязательно верить в колдовство, «чтобы убедиться, что ее дикие животные движения и демонический смех не соответствуют действительности. результат того, сколько она съела содержимое своего гигантского кувшина, но тем и другим управляют более могущественные, более загадочные силы ». Он сравнивает этот эффект с работами покойного Франсиско де Гойи , который, как говорят, вызвал в воображении темные стороны человека подобным образом. Интерпретация как ведьма или одержимая демонами женщина сегодня вообще второстепенна, особенно по сравнению с другими картинами художника.

Сова и оловянный кувшин как признак алкоголизма

Оловянный кувшин и сова на картинке — явные символы алкоголизма. На лицо и поведение Малле Баббе на снимке явно повлиял алкоголь, а огромные размеры сосуда для питья выдвигают его на первый план. Сова, которую Хальс, вероятно, только позже добавил к картине, теперь в основном связана с алкоголем и пьянством. Голландская идиома: «zo beschonken als een uil» («пьян, как сова») играет главную роль. Хотя сова как ночное животное традиционно рассматривается в народе и суевериях как символ греха и зла, эта интерпретация играет лишь второстепенную роль в изображении.

Луи Бернхард Коклерс : Офорт по Малле Баббе

Нью-Йоркский Малле Баббе или его уже не известный образец для подражания послужил Луи Бернхарду Коклеру образцом для его перевернутого офорта после Малле Баббе . На его картинке под картинкой изображена следующая пара рифм:

Бартоломей Матон : дурак с совой

Бартоломей Матон : дурак с совой

Смеясь над обществом

Смех — центральный элемент портретов Франса Хальса. «An’t lachen kendmen den zoot» ( смех — вот как узнаешь дурака ).

Художник Винсент Ван Гог пишет: «Я подумал о слове Хейердала:« Je n’aime pas qu’une figure soit trop corrompue »- сказал, когда рисовал не женщину, а старика с повязкой на глазу, и я не стал Не думаю, что это было правдой. Есть такие руины лиц, в которых что-то есть, например, я нахожу это очень хорошо выраженным в «Горе Боббе» Франса Хальса или в некоторых головах Рембрандта ». ( Письмо Тео Ван Гогу, Гаага, 5 февраля 1883 г. )

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: