Михаил нестеров: жизнь и творчество художника

Краткая биография

  • 1880-е – в поисках своей темы обращается к историческому жанру, пишет картины на сюжеты русской истории.
  • 1885 – за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» получил звание «Свободный художник».
  • 1887 – создана картина «Христова невеста». Картина написана после трагической смерти любимой жены Марии, персонаж наделен ее чертами. Первое произведение из галереи женских образов, в которых художнику удается передать внешнюю и внутреннюю красоту.

Михаил Нестеров в 1898 г.

1889 – на VII Передвижной выставке представил картину «Пустынник»

Она привлекала внимание тем, как выразительно переданы просветленность, тихая радость уединения, нравственное равновесие схимника, гармония природы и героя картины. Этим полотном Нестеров заявил о себе как о самобытном художнике

Оно было приобретено П. Третьяковым до представления на выставке.

1889-1890 – написал «Видение отроку Варфоломею». Полотно – первое из пятнадцати, посвященных Сергию Радонежскому. Реакция на картину некоторых критиков и коллег-передвижников была скандальной. Они упрекали Нестерова в мистицизме, несовместимом ни с подлинным православием, ни с целями Товарищества передвижников. Полотно приобрел П. Третьяков для своей галереи. Это укрепило уверенность художника в правильности выбранного пути в живописи. Сам Нестеров в конце жизни называл «Видение» лучшим своим творением. На картине впервые появился «нестеровский пейзаж» с характерным для него изяществом линий, тонко выписанными деталями, приглушенным, выбеленным цветом.

1890 – первые опыты работы в монументальной живописи, вместе с В. Васнецовым расписывал киевский Владимирский собор. Позднее работал над росписью Марфо-Мариинской обители в Москве, Спасо-Преображенского собора в Сумах. При оформлении абастуманского храма Александра Невского в Грузии проделал работу огромного объема – расписал весь храм самостоятельно, создав более 50-ти композиций. Храмовые работы Нестерова отличает холодная палитра, изящество силуэтов, несвойственное церковным канонам изображение святых на фоне пейзажа.

1896 – по следам впечатлений серии романов П.И. Мельникова, посвященных старообрядчеству, написал картину «На горах».

1898 – продолжил тему старообрядчества картиной «Великий постриг», за которую удостоен звания «Академик живописи». Картина изображает молодую женщину, идущую к постригу в сопровождении монахинь старообрядческого скита. В представлении Нестерова трагизм ситуации соединяется с сочувствием духовному подвигу иночества.

1901 – поездка в Соловецкий монастырь. Написанные по впечатлениям путешествия картины «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» продолжили тему монашества.

1905 – закончено полотно «Святая Русь». На нем изображено явление Христа русским людям посреди зимнего русского пейзажа. Картина подверглась критике представителей официального православия.

М.В. Нестеров и А.В. Щусев (Москва, 1911)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: