Краткая биография
- 1880-е – в поисках своей темы обращается к историческому жанру, пишет картины на сюжеты русской истории.
- 1885 – за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» получил звание «Свободный художник».
- 1887 – создана картина «Христова невеста». Картина написана после трагической смерти любимой жены Марии, персонаж наделен ее чертами. Первое произведение из галереи женских образов, в которых художнику удается передать внешнюю и внутреннюю красоту.
Михаил Нестеров в 1898 г.
1889 – на VII Передвижной выставке представил картину «Пустынник»
Она привлекала внимание тем, как выразительно переданы просветленность, тихая радость уединения, нравственное равновесие схимника, гармония природы и героя картины. Этим полотном Нестеров заявил о себе как о самобытном художнике
Оно было приобретено П. Третьяковым до представления на выставке.
1889-1890 – написал «Видение отроку Варфоломею». Полотно – первое из пятнадцати, посвященных Сергию Радонежскому. Реакция на картину некоторых критиков и коллег-передвижников была скандальной. Они упрекали Нестерова в мистицизме, несовместимом ни с подлинным православием, ни с целями Товарищества передвижников. Полотно приобрел П. Третьяков для своей галереи. Это укрепило уверенность художника в правильности выбранного пути в живописи. Сам Нестеров в конце жизни называл «Видение» лучшим своим творением. На картине впервые появился «нестеровский пейзаж» с характерным для него изяществом линий, тонко выписанными деталями, приглушенным, выбеленным цветом.
1890 – первые опыты работы в монументальной живописи, вместе с В. Васнецовым расписывал киевский Владимирский собор. Позднее работал над росписью Марфо-Мариинской обители в Москве, Спасо-Преображенского собора в Сумах. При оформлении абастуманского храма Александра Невского в Грузии проделал работу огромного объема – расписал весь храм самостоятельно, создав более 50-ти композиций. Храмовые работы Нестерова отличает холодная палитра, изящество силуэтов, несвойственное церковным канонам изображение святых на фоне пейзажа.
1896 – по следам впечатлений серии романов П.И. Мельникова, посвященных старообрядчеству, написал картину «На горах».
1898 – продолжил тему старообрядчества картиной «Великий постриг», за которую удостоен звания «Академик живописи». Картина изображает молодую женщину, идущую к постригу в сопровождении монахинь старообрядческого скита. В представлении Нестерова трагизм ситуации соединяется с сочувствием духовному подвигу иночества.
1901 – поездка в Соловецкий монастырь. Написанные по впечатлениям путешествия картины «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» продолжили тему монашества.
1905 – закончено полотно «Святая Русь». На нем изображено явление Христа русским людям посреди зимнего русского пейзажа. Картина подверглась критике представителей официального православия.
М.В. Нестеров и А.В. Щусев (Москва, 1911)