Забытые скульпторы эпохи ренессанса

Леонардо Да Винчи

Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.

Национальность: итальянец

Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.

Шедевр: Мона Лиза (1517)

Мона Лиза (1517)

Другие известные работы:

  • Тайная вечеря (1498)
  • Витрувианский человек (1490)

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (известен всем нам как Рафаэль) родился в Урбино у Джованни Санти — придворного живописца. Молодой Рафаэль, начал свое обучение при дворе, где вдохновлялся работами великих художников, таких как Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа. Рафаэль был также учеником Пьетро Перуджино, и его ранние работы отражают влияние его учителя – представителя Итальянского Возрождения. В периоде 1500 и 1508 Рафаэль работал в центральной Италии, и был известен изображениями Мадонн и портретами. В 1508 Папа Римский Юлий II обратился к нему с просьбой украсить папские комнаты в Ватикане, где он выполнил свои лучшие работы, такие как «Афинская Школа» в станце делла Сеньятура.


«Санти»

Живопись Проторенессанса

Кроме Тосканы (города Флоренция, Пиза, Сиена), расположенной к северу от Рима, на рубеже 13 – 14 вв. новые веяния проникли и в художественные круги Рима. В течение некоторого времени значительная роль в живописи Проторенессанса принадлежала римским художникам. Хотя подъем римской школы был недолговременным из-за отлива художественных сил из папской столицы в период так называемого авиньонского пленения пап (в 1309 – 1377 гг. папский престол был перенесен в Южную Францию).

Пьетро Каваллини. Ок. 1250 – ок. 1330. Подобно тому, как Николо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основы нового направления в живописи. В творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники живописи. Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения. Сохраняя «византийскую манеру» вводит светотеневую моделировку формы. Фрески в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере. 1293.

После того, как со второго десятилетия 14 века художественная жизнь в Риме замерла, ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе. Роль Флоренции в истории Итальянского Возрождения исключительна. В течении двух столетий она была неким художественным центром страны. В начале 14 в. Флоренция была богатым и процветающим городом-республикой. Основу благосостояния города составляло сукноделие. Вся полнота власти находилась по конституции республики у ремесленных цехов и купеческих гильдий. Знать была отстранена от всякого участия в политической жизни.

Цехи и гильдии взяли на себя заботу об украшении города и были главными заказчиками на произведения искусства. Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ. Ок. 1240 – ок. 1302. Джорджо Вазари, с которого началась история искусств в Европе, свою книгу о художниках Возрождения «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» начал именно с Чимабуэ. Он писал: «Нескончаемым потоком бедствий, затопившим и низвергшим в бездну несчастную Италию, не только были разрушены памятники архитектуры но, что еще существеннее, как бы уничтожены были совершенно и все художники. И вот тогда-то, по воле Божией, и родился в городе Флоренции в 1240 году, дабы возжечь первый свет искусству живописи, Джованни по фамилии Чимабуэ . в конце концов, прожив 60 лет, он отошел в другую жизнь , почти что возродив живопись. Остается мне сказать о Чимабуэ, что в начале нашей книги можно видеть кое-какие небольшие вещи, выполненные его рукой в духе миниатюр; и хотя теперь они и кажутся довольно неуклюжими, все же по ним можно судить, сколько хороших качеств приобрело искусство рисунка благодаря его творениям».

Самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне. 1266/67 – 1337. Именно к его деятельности приурочивается обычно возникновение нового искусства. В произведениях он достигает огромной силы драматического напряжения и психологической глубины. Работал как живописец, скульптор и архитектор. Но главное призвание – живопись. — Большие повествовательные циклы. — Новое понимание пространства и объема. — Взволнованность и экспрессия образов. — Сила в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств. Сам Данте в «Божественной комедии» упомянул Джотто:16:35 03.06.2010 Кисть Чимабуе славилась одна, А ныне Джотто чествуют без лести, А живопись того затемнена.

Тинторетто

Якопо Робусти (Комин), всем известный под прозвищем Тинторетто (его отец был красильщиком или tintore на итальянском языке), является следующим в списке ведущих итальянских живописцев Эпохи Возрождения. Он совмещал использование колорита Тициана и динамику форм Микеланджело. Его работам характерны крупномасштабные сюжеты, такие как его произведение «Тайная вечеря». Картине присущи изобретательность, эффектное освещение – игра света и тени и использование жестов и телодвижений в динамике. Из-за своей страсти к работе и импульсивности рисунка, Тинторетто заработал еще одно прозвище: II Яростный.


«Автопортрет»

Понятие Возрождения. Гуманизм

Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Оно тесно связано с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.

В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Гуманизм вполне уживался с христианством, наиболее ярким свидетельством чего стало активное участие священнослужителей в гуманистическом движении и, особенно, покровительство со стороны римских пап. В эпоху Возрождения религия из предмета слепой веры превратилась в объект сомнений, размышлений, научного изучения, даже критики. Но, несмотря на это, Италия в целом осталась религиозной, преимущественно католической страной. В итальянском обществе по-прежнему сохранялись всевозможные суеверия, процветали астрология и другие лженауки.

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Палаццо Веккьо. Флоренция

Панорама Венеции

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)

Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века  архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура, как и искусство, с этих пор рассматривается не как «ремесленническая» деятельность, а как продукт, полученный в результате «интеллектуальных» размышлений. В следствие этого живопись, скульптура и архитектура итальянского Возрождения становятся в начале этого периода отдельными жанрами. То, что их объединяет — это постоянный поиск гармонии и равновесия между различными элементами.

Изучение древнего классицизма привело к возрождению двух ключевых понятий древней художественной культуры — перспективы и пропорций. Перспектива — это метод представления, который изображает на плоской поверхности, с помощью ряда геометрических правил и математических вычислений, трехмерные объекты, имеющие высоту, ширину и глубину. Вопрос пропорций был весьма деликатным. В классическую эпоху художники применяли в скульптуре и архитектуре пропорции, предполагавшие выбор точных математических соотношений. Математическая точность в древности ассоциировалась с воссозданием образа совершенного человека и строительством гармоничных сооружений. Моделью художников и скульпторов эпохи Возрождения был, так называемый, «витрувианский человек». Витрувий, римский архитектор I века до н.э., в своем трактате De Architectura утверждал, что совершенный человек может находиться стоя и с распростертыми объятиями в кругу и в квадрате одновременно. Одной из самых известных графических интерпретаций идеального человека предложил в 1490 году Леонардо да Винчи.

Вилла д’Эсте Пирро Лигорио

Вилла герцога д’Эсте, напоминающая сказочный дворец, знаменита прежде всего огромным садом на склоне горы. Парк имеет регулярную планировку, а рельеф местности позволил устроить террасы, гроты и водопады на склонах.

Но самыми замечательными получились водометные сооружения: исполняющий музыку фонтан Органа и миниатюрная копия Рима Ла Рометта, аллея ста фонтанов и ревущий фонтан Драконов. Неслучайно Петр I, устраивая садово-парковые ансамбли у себя на родине, вдохновлялся парком виллы д’Эсте. Обязательно посетите эту, одну из лучших в Тиволи, виллу.

Посмотреть можно: Тиволи, Лацио.

Русскоязычную экскурсию удобно забронировать здесь.

Ренессанс в архитектуре

Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Их роль сводилась к убранству архитектурных ордеров: барельефы на карнизах, капителях, фризах и порталах. Начало Ренессанса характеризовалось влиянием романского стиля на оформление архитектурных сооружений, а поскольку этот стиль неразрывно связан с настенными изображениями, то скульптуры долгое время использовалась преимущественно для украшений фасадов. Таким образом, возник стиль «Возрождение» в архитектуре, единение классических контуров с новой эстетикой. В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. Живопись и скульптура эпохи Возрождения стали неотъемлемой частью архитектурных сооружений. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы.

Знаменитый флорентиец

Никколо ди Бетто Барди Донателло, основоположник скульптурного портрета, считается самым реалистичным ваятелем своего времени, отвергающим надуманные «красивости» в изобразительном искусстве. Наряду с реалистическим стилем он в совершенстве владел канонической классикой. Одним из шедевров Донателло является деревянная статуя Магдалины (1434 год, Флорентийский баптистерий). Исхудавшая длинноволосая старуха изображена с пугающей достоверностью. Тяготы жизни отражены на изможденном лице отшельницы.

Еще одна скульптура работы великого мастера — «Царь Давид», которая находится на фасаде башни Джотто во Флоренции. Статуя из мрамора Святого Георгия продолжает библейскую тему, начатую ваятелем с изображения Святого апостола Марка также в мраморе. Из той же серии скульптура Святого Иоанна Крестителя.

С 1443 по 1453 годы Донателло прожил в Падуе, где создал конную скульптуру «Гаттамелата» с изображением кондотьера Эразмо де Нарни.

В 1453 году он вернулся в родной город Флоренцию, где и жил вплоть до своей кончины в 1466 году.

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса — Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

Кратко лишь можно сказать, что Коперник (см. интересные факты о Копернике) произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Палаццо Питти

Самый большой дворец Флоренции появился благодаря… зависти банкира Луки Питти к семейству Медичи. Свою резиденцию он видел больше и внушительней, чем дворец покровителей. Однако разорившиеся потомки Питти продали имение, причем не кому-нибудь, а все тем же Медичи.

Один из представителей семейства, Козимо, сильно изменил дворец. Он повелел увеличить здание и пристроить к нему надземный коридор, ведущий через реку Арно на другой берег, в Палаццо Веккьо.

Роскошные интерьеры, музеи и окружающие дворец сады Боболи интересно увидеть в рамках авторской русской экскурсии в Палаццо Питти.

Где находится: Флоренция.

Чтобы купить билет онлайн, жмите сюда.

Тильман Рименшнайдер

На границе поздней готики и Северного Ренессанса (1500-е годы) в Германии, в городе Вюрцбурге, жил и работал скульптор Тильман Рименшнайдер. Его деревянные скульптуры, изображающие Богоматерь и святых, поражают одухотворенностью тонких лиц и детализацией одежды. 
 

Тильман Рименшнайдер, алтарь церкви святой Марии.

Как все готические мастера, он нивелировал телесность, но брался и за изображение обнаженной натуры – например, скульптуры Адама и Евы для портала церкви святой Марии. Он создавал алтари, надгробья, скульптуры, предназначенные для порталов храмов, но по большей части они или утеряны, или разрушены. Рименшнайдер восхищался красотой дерева и совершил свою маленькую революцию: отказался от окраски и золочения деревянных религиозных скульптур. 
Нередко своим скульптурам он придавал черты тех, кто восхищал его в жизни. В первой Мадонне проявился образ молодой соседки, в которую он когда-то был влюблен. Однажды посланник епископа даже упрекнул его: «Все Богоматери похожи на вашу жену Анну!».
 

Скульптурные работы Тильмана Рименшнайдера.

К 1500 году он стал одним из самых популярных скульпторов Германии, ему принадлежало несколько домов и виноградник, он даже успел побывать бургомистром Вюрцбурга. Во время междоусобных войн художник был взят в плен и подвергнут пыткам. Частичная конфискация имущества не ввергла его в нищету, но впоследствии он уже не получал крупных заказов. Существует легенда, что великий немецкий скульптор просто больше не мог работать – во время пыток ему сломали обе руки. Творчество Рименшнейдера было надолго забыто, и лишь XIX век с его ностальгией по искусству былых веков заново открыл его творчество. 

Ренессанс в архитектуре

Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Их роль сводилась к убранству архитектурных ордеров: барельефы на карнизах, капителях, фризах и порталах. Начало Ренессанса характеризовалось влиянием романского стиля на оформление архитектурных сооружений, а поскольку этот стиль неразрывно связан с настенными изображениями, то скульптуры долгое время использовалась преимущественно для украшений фасадов. Таким образом, возник стиль «Возрождение» в архитектуре, единение классических контуров с новой эстетикой. В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. Живопись и скульптура эпохи Возрождения стали неотъемлемой частью архитектурных сооружений. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы.

Характерные особенности Проторенессанса

Проторенессансное искусство — не резкий водораздел между Средними веками и Ренессансом, а этап в развитии, когда готические и византийские художественные традиции сосуществовали с набирающими силу новыми тенденциями, плавно уходя со сцены.

Для этого периода характерны:

  • уход от религиозности и стремление к светскости;
  • нарастание интереса к античному наследию;
  • появление в изображениях элементов чувственного;
  • курс на усиление реализма в творчестве.

Формы становятся более реалистичными, осязательными, материально убедительными. Художники ищут способы передать перспективу, объём, пропорции. Но в работах ещё остаётся место аллегориям и символизму. Большинство сюжетов по-прежнему религиозные. Тем не менее, всё отчётливее звучат и светские мотивы, одним из которых стало обособление портрета как отдельного жанра.

«Афинская школа» Рафаэль Санти

Эта фреска — заказ папы Юлия II. Под высокими сводами фантастического здания Рафаэль поместил идеальное сообщество мыслителей. Здесь Платон и Аристотель спорят, что важнее — Земля или небо, Диоген возлежит на каменных ступенях, Архимед и Пифагор что-то пишут и вычисляют, а Сократ вещает о том, что есть истина.

В образах великих греков угадываются черты современников Рафаэля: Микеланджело и Леонардо, Браманте и его возлюбленной Маргариты. Не забыл он и про себя: пристальный взгляд молодого человека в углу картины выдает автопортрет.

Посмотреть можно: станцы Апостольского дворца, Ватикан.

Хорошая групповая экскурсия по музеям Ватикана на русском языке тут.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Что нужно знать о посещении Ватикана

Известные художники эпохи Ренессанса

Знаменитые художники Возрождения подарили миру произведения, которые стали частью «Золотого фонда» живописи. На холстах отражена эволюция в мире искусства, выраженная в смелых и ярких образах, точности линий.

Тинторетто (1518-1594)

Итальянский художник, творивший в Венеции. Созданная ранее перспектива иллюзии трехмерного пространства была усовершенствована им до предела. Для этой цели Тинторетто применял длинные и широкие перспективы.

Выбранный им стиль отражает новаторские технологии, яркость и насыщенность красок и нескрываемую драматичность.

Тициан (1488/1490-1576)

Итальянский художник, который экспериментировал с различными стилями и направлениями в живописи. В основе его работ были портреты, ландшафты, религиозные и мифологические тематики. Особенность техники – свободные мазки и тонкость тона.

Ему удалось успешно внедрить смелые образы обнаженных тел в живопись, сочетать их с религиозными сюжетами.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)

Немецкий художник начал свой путь в творчестве в качестве успешного мастера гравюр на дереве. Печатное производство под его влиянием достигло невероятных масштабов и стало самостоятельной художественной формой.

Дюрер совершенствовал свое мастерство художника, общаясь с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. Он ввел итальянское искусство в северные традиции живописи.

Иероним Босх (1450-1516)

Голландский художник, известный тем, что первым стал изображать на холстах миры необычные, скрытые от глаз людей, загробный мир и мифические существа также появлялись в его работах в числе первых, чем вызвали неподдельный интерес к произведениям.

Сад земных наслажденийИероним Босх

Его образы гротескны, в основе творчества лежат библейские сюжеты, в центре – сравнение жизни земной и небесной, Рая и Ада. Мастер понимал глубинные и подсознательные страхи людей, умело переносил их на холсты, заставляя задуматься.

Джотто (1267-1337)

Итальянский художник периода Раннего Ренессанса. Его творчество положило конец преобладанию в живописи влияния Византийского стиля. Смелые новации, необычный взгляд на техники письма позволили внести революционные изменения и открыть дорогу Ренессансу. Мастер изображал лица, жесты и эмоции максимально приближенными к естественным.

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Изобразительное искусство эпохи Ренессанса стало расцветом для просветителей. Многие гуманисты воспринимают Боттичелли, как основоположника жанра. Художник выбирал для себя мифологические и религиозные сюжеты, идеально писал портреты людей. Он стремился запечатлеть на холсте доброту и нежность, искренность и позитив.

Донателло (1386-1466)

Итальянский мастер совершил поездку в Рим и изучил там древние руины. Художник стал постепенно уводить живопись из-под влияния готики, привнося в изображение плавность линий и детальный реализм. Лица, изображаемые на холстах, получили эмоции, стали более живыми, настоящими.

Бронзовый ДавидДонателло

Основным направлением в работе была скульптура, но работы мастера оказали огромное влияние и на мир изобразительного искусства, вдохнув в образы жизнь.

Рафаэль (1483-1520)

Итальянский художник, творивший на этапе Высокого Ренессанса. Его основным направлением в творчестве стала реалистичность образов. Многие художники эпохи Возрождения старались подражать и ровняться на творчество мастера. Эмоции и чувства – особенность всех полотен.

Микеланджело (1475-1564)

Изобразительное искусство эпохи Возрождения во многом равнялось на произведения гениального итальянского мастера. Он был также одним из величайших скульпторов своего времени. Стиль мастера был своеобразным и очень личным, в ним преобладает естественность и натуральность, благодаря которым при взгляде на произведения полностью проникаешься сюжетом.

Леонардо да Винчи

Великое искусство эпохи Ренессанса нельзя представить без работ этого мастера. Да Винчи был не только талантливым художником, но и непревзойденным инженером, математиком, ботаником и скульптором. Для своего времени он создал много величайших открытий, которыми пользовались многие ученые и исследователи в будущем.

Витрувианский человекЛеонардо да Винчи

Глубокие познания в анатомии, геологии, физике позволили разработать ему уникальный метод, плавный переход от света к тени. На холстах можно видеть переход, выраженный контраст, который позволяет добиться трехмерного объема. Основные стили в работе: религиозная живопись, художественные образы.

Бенвенуто Челлини

Придворный скульптор Ватикана Бенвенуто Челлини родился в 1500 году в семье мастера-краснодеревщика. Он считается последователем маньеризма — течения, отражающего стиль претенциозных форм в искусстве. Преимущественно работал с бронзовым литьем. Наиболее известные скульптуры Челлини:

  • «Нимфа Фонтенбло» — бронзовый рельеф, отлитый в 1545 году, в настоящее время находится в Парижском Лувре.
  • «Персей» — Флоренция, Лоджия Ланци.
  • Бюст Козимо Медичи — Флоренция, Барджелло.
  • «Апполон и Гиацинт» — Флоренция.
  • Бюст Биндо Альтовити — Флоренция.
  • «Распятие» — Эскориал, 1562 год.

Великий скульптор Бенвенуто Челлини занимался изготовлением государственной символики, наград и монетных образцов. Он, помимо всего прочего, был весьма талантливым и успешным ювелиром при Ватикане. Папа Римский заказывал Бенвенуто драгоценные украшения.

«Мадонна в кресле» Рафаэль Санти

Не зря рафаэлевские Мадонны считаются самыми прекрасными женскими образами из когда-либо созданных. В них есть редкое сочетание внешней красоты и неземной одухотворенности.

Но «Мадонна дела Седия» несколько выделяется из этой галереи. Одетая в праздничный наряд горожанки, она сидит близко-близко к зрителю и крепко прижимает к себе сына.

Облик Мадонны наполнен необычной для Рафаэля жизненной силой, яркими и теплыми красками. Может быть, потому что моделью для картины стала земная женщина, а не идеальный образ? 

Посмотреть можно: в галерее Палатина, Флоренция. Билеты с приоритетным входом приобретайте только заранее на сайте.

Скульптура Проторенессанса

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине 13 века в Пизе мастер Николо Пизано. Никколо Пизано. Ок. 1220 – 1278/84. Основал школу скульптуры, просуществовавшую до сер. 14 в. и распространившую свое влияние по всей Италии.

В рельефах на традиционные сюжеты, например «Рождество», широко использованы мотивы скульптуры позднеримских саркофагов и ваз. Здесь же – сюжет «Благовещение». — Светский характер сюжетов. — Высокий рельеф помог подчеркнуть объемность фигур.

Арнольфо ди Камбио. Ок. 1240 — 1302. От учителя Никколо Пизано унаследовал пристрастие к классике.

Темы

Темы, используемые в скульптуре, были очень похожи на те, что использовались в живописи раннего Возрождения. Сюжеты для церковных сочинений почти всегда взяты из Ветхого и Нового Завета Библии. Если Мадонна с младенцем — самый популярный сюжет, то среди других распространенных сюжетов были сцены из жизни Христа или Девы Марии, а также эпизоды из Книги Бытия.

Иногда в религиозную скульптуру вводились декоративные мотивы классического происхождения, но гораздо реже мифологические сюжеты, за исключением купидонов и путти. Однако во время живописи Высокого Возрождения предметы расширились, и это коснулось и скульптуры. Темы не церковной скульптуры могут включать сцены из классической мифологии, портреты или мотивы, связанные с соответствующим покровителем, а также библейские сюжеты.

Архитектура

Перемены, которые затронули общество, не обошли стороной архитектуру. Появились новые стили и направления, завоевавшие доверие мастеров. Ведущие архитекторы разрабатывали проекты, ориентируясь на античные мотивы. Известные мастера:

  • Филиппо Брунеллески (1377 — 1446) — основоположник архитектуры ренессанса. Он создал теорию перспективы и ордерную систему.
  • Леон Баттиста Альберти (1402 — 1472) — создатель её целостной концепции.
  • Донато Браманте (1444 — 1514) — мастер центрических композиций. Его произведения отличаются идеально выверенными пропорциями.
  • Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — мастер руководил строительными работами, которые проводились в тот период в Риме.

Внимания заслуживает Андреа Палладио (1508 — 1580). Это родоначальник первой фазы классицизма (палладианство).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: