В чем же секрет картины джоконда, почему о ней так много говорят

Похищение

В 1911 году портрет похитил итальянец Винченцо Перуджа, который являлся сотрудником Лувра. Он полагал, что Наполеон Бонапарт украл картину у Флоренции и желал видеть её возвращенной на родину.

На протяжении целых двух лет местонахождение картины было покрыто тайной. В это время СМИ по всему миру делало предположения о причинах ее отсутствия и возможной локации. В 1913 году Перуджа вышел на связь с итальянским торговцем произведениями искусства Альфредо Джери и запросил награду от итальянского правительства за возвращение Моны Лизы во Флоренцию.

Но даже после возвращения картины появлялись различные предположения об инциденте. Ведь за возврат картины в Италию вор требовал весьма скромную сумму. Поэтому общественность задавалась вопросом о том, не была ли кража лишь хитрым трюком для привлечения внимания к галерее.

Позже выяснилось, что Перуджа был лишь исполнителем, а заказчиком выступал аргентинский коллекционер Эдуардо де Вальфьерно. Он заказал шесть копий Моны Лизы незадолго до похищения и потом продал их за большие суммы, выдавая за оригинальное произведение.

Вселенская мироносица

После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Хитрый де Голль использовал симпатии к Франции Жаклин Кеннеди, в жилах которой текла французская кровь. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.

«Джокондомания» охватила Америку. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет?» Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.

Кража шедевра – Верните нам Мону Лизу

Слава картины резко возросла после этого необычного события: ранним утром 22 августа 1911 года французский художник Луи Беру отправился в Лувр, закрытый для публики, как и каждый понедельник. Он намеревался сделать копию Моны Лизы. Но когда он подошел к стене, он понял, что картины исчезла. Об этих моментах рассказывается в статье, опубликованной в Le Figaro от 23 августа.

Сначала бригадный генерал Попарден, предупрежденный Беру, подумал, что картина находилась в фотоателье Брауна (ему разрешалось перевозить работы для фотографирования в нерабочие для публики часы музея. Однако картины не было в ателье, и пришлось осознать то, что она была украдена. От работы остались только два атрибута – рама и стекло. Помещения были эвакуированы, все двери музея закрыты, а персонал немедленно вызван на первые допросы.

Это была первая крупная кража произведения искусства из музея. Сразу же французская полиция начала допрашивать всех, кто был в Лувре во время ремонтных работ, но безрезультатно. Подозрения пали на группу рабочих, которых видели перед картиной накануне, в понедельник. Затем заподозрили Гийома Аполлинера и Пабло Пикассо (первого даже арестовали). Дело в том, что они всегда высказывали желание очистить музеи от старого искусства и заполнить их своими работами. Очевидно, что это была только мания величия.

Событие спровоцировало ксенофобный кризис во Франции. Французские власти даже склонялись к идее о государственном перевороте, совершенном немцами, которые пытались украсть у французов не только колонии в Африке, но и шедевры искусства. Страницы газет долго рассказывали об этой истории, и Лувр был в шоке два года без своей Моны Лизы, до 1913 года, пока картина не появилась во Флоренции.

24 ноября флорентийский антиквар Альфредо Джери получил письмо, подписанное Леонардо V, в котором его просили купить Мону Лизу, за сколько неизвестно. «Мы будем очень благодарны вам и вашим коллегам, если это сокровище искусства вернется на свою родину, особенно во Флоренцию, где родилась Мона Лиза. Мы будем счастливы, если картина займет свое почетное место навсегда в галерее Уффици. Это великая месть первой Французской Империи, которая войдя в Италию, собрала большое количество произведений искусства, чтобы создать великий музей в Лувре», – написал Леонардо V в письме.

Антиквар сообщил Джованни Погги, директору Уффици. Вместе они договорились встретиться с Леонардо V. Встреча была назначена на 11 декабря в магазине Альфредо Джери. Оттуда они перебрались в отель, где остановился загадочный персонаж, прятавший картину. Наконец появился бесстрашный «Арсен Люпен», который оказался итальянским художником Винченцо Перуджа. Ему не была известна история картины и пришла в голову благородная, но абсурдная идея вернуть в Италию шедевр, который, как он думал, был украден Наполеоном.

Директор Уффици убедился, что это оригинал, проинформировал власти, и префект арестовал вора. Во время допроса Перуджа сказал, что работал в Лувре: он сам монтировал витрину, в которой находилась картина. Когда он решил спланировать кражу, ему было легко проникнуть в музей, и избежать наблюдения. Он провел всю ночь в шкафу, на второй день рано утром разобрал витрину, взял картину, завернул ее в пальто и спокойно вышел. Он даже взял такси и вернулся в парижский пансион, где остановился, положил картину в чемодан, который спрятал под кроватью, и оставался там, не вызывая никаких подозрений 28 месяцев.

Суд состоялся в июне 1914 года во Флоренции (к тому времени Мона Лиза уже вернулась в Лувр). Перуджа, движимый упрощенным патриотизмом, даже ожидал благодарности и награды от итальянского государства. Он был приговорен к полутора годам тюремного заключения, но его наивность вызвала сочувствие у публики.

https://youtube.com/watch?v=-GA3RNvyNVA

Раскрываясь перед картиной

Ванда: А в чем же, все таки, загадка вот этого влияния на людей?

Алена: Картина провоцирует людей.

Ванда: Поясни.

Алена: Картина провоцирует людей на те эмоции, которые свойственны людям в тот момент. Она очень неоднозначная, само выражения лица, улыбка, может быть мягкая. А может улыбка исчезать и человек чувствует напряжение в лице, и даже агрессию.

Поэтому картина с теми, кто начинают с ней работать, кто начинают на нее выходить, картина провоцирует, можно даже сказать испытывает, может ли она с ними выходить на контакт, может ли перед ними раскрываться.

Потому в копиях отражают то, чего нет на самой картине, хотя автор утверждает, что он это видел на картине во время воспроизведения.

Вполне возможно, что автор видит немного больше, это тоже загадка картины. Картина сама меняется, что-то уходит, какая-то энергия раскрывается, и соответственно какой-то знак исчезает с этой картины и вы его уже не увидите.

Ванда: Ангельское присутствие в этом произведении, а имеется ли такое присутствие в других произведениях? Или это только в этой картине, и потому много тайн и загадок, связанных с ней?

Алена: В других картинах Леонардо тоже есть ангельское присутствие, но дело в том, что эта картина больше, скажем так, сам великий мастер был лишь инструментом, чтобы предать все это человечеству.

Ванда: А что пытается передать людям это произведение? Влияние на людей есть?

Алена: Влияние на людей есть однозначно. Нельзя сказать четко какое это влияние, она на каждого человека влияет по-разному. А поскольку мы все люди связаны в одну цепочку, то тем самым мы влияем на планету.

Это контроль за тем земным, что происходит, и влияние на саму планету в физическом плане. Выбран такой вариант, что картина игрива, она играет.

Один из моментов, просто позволить этой картине с вами поиграть, не напрягаться что вы что-то видите или не видите. Просто позвольте поиграть картине. Представьте, что она с вами говорит. Я сейчас снова выхожу с ней на разговор, она мне говорит, что я все правильно трактую.

Ванда: Можем ли мы предположить, допустить хоть чуть-чуть что-то наподобие иконы?

Алена: Если рассматривать в энергетическом плане, то да, это икона. В ней присутствует ангельская энергия, люди приходят, общаются возле нее, пытаются общаться с ней. Смотря, что вы вкладываете в это понятие — икона. Контакт идет постоянно. Сам портрет постоянно поддерживает.

Мне сейчас показывают такую картинку, несмотря на то, что мастер пытался передать через женский образ, в картине много мужского. Потрет есть, где убрать все мужское и сделать чисто женское, это такая дама. Она останется такого же возраста, но станет такой почтенной, аскетичной, и в тоже время флиртующей.

Ванда: Зачем вся эта игра для человечества?

Алена: Конкретно у людей все построено на игре, вся жизнь игра. Люди играют между собой. Игра проявляется во всех жизненных аспектов. Это один из способов подачи.

Загадка улыбки Моны Лизы

Поза Моны Лизы – нетрадиционна для живописи первой половины 16 века (ее много копировали). В книге Мона Лиза: История самой известной в мире живописи, британский историк Дональд Сассун прослеживает истоки мистики Моны Лизы на протяжении пяти веков. Он пришел к выводу, что в самой картине было что-то особенное. Поза и техника расценивались как революционные современниками Леонардо, включая Микеланджело.

Ее статус «картины, которую все знают», – «продукт долгой истории политических и географических случайностей, фантазий, связей, созданных образов и удачи». По неизвестным причинам Леонардо не передал работу мужу Лизы Герардини. Он взял ее с собой, когда его пригласили ко двору французского короля Франсуа I в 1516 году. Другими словами, Леонардо сбежал с женой другого человека, по крайней мере, с ее изображением. После смерти художника во Франции в 1519 году картину смог купить король, она вошла в королевскую коллекцию, затем в государственную коллекцию после революции 1789 года. Живопись украшала спальню императрицы Жозефины в Тюильри, во время правления Наполеона, но вскоре вернулась в Лувр, где художники и писатели – в разгар романтической атмосферы – начали смотреть на Мону Лизу другими глазами. В их коллективном воображении женщина с дьявольской улыбкой стала символом женской чувственности, роковой женщиной, окутанной аурой таинственности и алхимии, как это произошло с ее автором, художником, ученым, гением, почти волшебником.

Загадочная улыбка Джоконды картина Леонардо да Винчи – в большей степени современная тайна. Улыбкой Моны Лизы впервые увлеклись искусствоведы и писатели XIX века. Было выдвинуто много теорий и проведен ни один анализ. Была ли она беременна и поэтому безмятежна? Пыталась ли она улыбаться, не выдавая недостающих зубов? Каким бы ни было объяснение, в улыбке Моны Лизы есть что-то дразнящее, непостоянное. Как и отсутствие у нее бровей. Бритье бровей, возможно, флорентийская мода 16 века, но она помогает придать Моне Лизе загадочное выражение лица.

Для Леонардо улыбка – способ исследовать движения души, выражение чувств и коннотации физиогномического характера. В то же время, это сложная задача, потому что заставить модель улыбаться и показать сложность мышечных взаимодействий и напряжений, вызываемых улыбкой, в случае портрета очень сложно, поскольку меняется выражение лица. Задача художника состоит в том, чтобы улыбка не стала причиной неузнаваемости личности. Эта проблема, которую Леонардо решает на техническом уровне. Автор картины Джоконда блокирует мгновение, начало сокращения мышечной массы, тем, что под губами Моны Лизы кладет косую «полку». Этот архитектурный шов поддерживает припухлость левой стороны губ.

Портрет Мона Лиза Леонардо да Винчи, помимо прочего, представляет собойэксперимент с асимметрией и хаосом. Леонардо напуган и привлечен хаосом, но ему удается заметить, что хаос также подчиняется правилу. Нельзя забывать его необычные рисунки, посвященные штормам, волнам, наводнениям. Один из аспектов, исследуемых художником в Моне Лизе, – это взаимосвязь между симметрией и асимметрией, между порядком и хаосом, которому он не придает отрицательного значения.

Зашифрованная информация

Ванда: Необычно — это как?

Алена: Сам стиль наложения мазков похож на шифр. Про картину идет такая информация, что она прорисована разными цветами, но цвета отличаются, если рассматривать ее послойно. Где-то цвет другого цвета, а где-то только тон меняется.

Вот сейчас картина находится в более темных тонах. Цвет картины виден через темную пелену — это тоже игра картины. Это связано с изменениями нашей планеты. На энергетическом плане изменения планеты влекут изменения в самой картине.

Ванда: Есть такое понимание, что один из американских художников сумел разглядеть на картине головы животных, другой художник предположил, что картина создана на дневниках…

Алена: На дневниках, которые писал сам Леонардо да Винчи?

Ванда: Да.

Алена: Так оно и есть. Я уже говорила, что он готовился к написанию этой картины. Это ангельское существо, с которым Леонардо вел общение с юношеского возраста. Он давно хотел этот образ переложить на бумагу. Он готовился, он оберегал этот портрет.

В какой-то момент появилась женщина, которая помогла воплотить этот образ, она энергетически подходила. Леонардо готов был написать, у него были наброски, был дневник, было понимание как писать, ну и само время совпало.

Ванда: Что насчет лица, насчет бровей?Сейчас мы бровей не видим на картине, а были ли они там? И посему на это обращают внимание? Связано это с модой тех времен, или в этом таится какой-то секрет?

Алена: Физические веяния, через моду с бровями, которая была в то время, пытался передать и передал те знаки, те послания — это тоже игра. Получается, что картина на какой-то момент закрывает свое око. Глаза открыты, но тогда когда не видим бровей, она энергетически частично от нас закрыта.

А если мы хотим с этой картиной поработать, мы должны представить брови, которые открывают взор. Мастер предусмотрел, чтобы картина могла, скажем так — защищаться, закрываться, останавливать потоки информации.

Сейчас идут очень сильные изменения с планетой, из-за этого картина частично закрыта для людей. Но если есть возможность пообщаться с этой ангельской структурой, которая все контролирует, под правой рукой на картине есть окно, если туда положить руку.

Не факт, что всем посчастливится. Энергетически вы можете почувствовать некую божественную руку.

Скрытая картина

В 2006 году учёные из Канады с помощью инфракрасной и лазерной визуализации обнаружили изначальные эскизы на полотне. Например, указательный и средний пальцы левой руки были в другом положении. Следом появились и другие многочисленные находки. Изначально на платье были нарисованы кружева, а на коленях и животе у девушки лежало одеяло.

В 2015 году французский инженер Паскаль Котт применил подобную технологию. Он спроектировал световые лучи с разными длинами волн на холст и измерил количество отраженного обратно света. Исследование обнаружило скрытый портрет позади видимого нам.

Котт называет этот процесс «методом гиперболизации слоя». Он утверждает, что с его помощью можно проанализировать происходящее внутри слоев произведения живописи и счистить эти слои, как шелуху с лука. Учёный обнаружил четыре изображения под самым верхним слоем с красками. Например, портрет более юной девушки с изящными чертами лица и без улыбки.

Множество различных догадок окружают саму личность модели, но возможно её истинное лицо навеки останется тайной.

Научные исследования «Мона Лизы»

Новая технология фотографии поможет узнать, что скрыто под слоями краски. Французский инженер Паскаль Код, использует ультрасовременные камеры, чтобы выяснить, почему у Джоконды нет бровей. Прибор с высоким разрешением делает снимки в разном диапазоне световых волн.

исследование картины «Мона Лиза»

«Я обнаружил брови, используя всего три фильтра в видимом глазу диапазоне, нам даже не пришлось применять инфракрасный диапазон, потому что слои краски на поверхности картины очень тонкие. Нет ясного научного ответа, как брови исчезли. Мы можем только предположить, что реставратор, который работал с полотном «Мона Лизы» удалил брови, потому что они были нарисованы на слое лака», — инженер Паскаль Код.

Ученые не нашли подтверждения восторженным отзывам Вазари, возможно он видел другую версию «Мона Лизы». Многие знаменитые картины после нескольких этапов реставрации сильно изменились.

Реставратор Эрнст Люкс спас множество шедевров и прекрасно знает о недостатках старинных методов восстановления картин: «Только представьте себе, сколько раз их реставрировали, используя раствор из скипидара, спирта и аммиака, в который могли добавить лавандовое масло и луковый сок. Все эти растворы объединяет то, что они очень едкие».

Может это и есть, описанная Вазари «Мона Лиза», просто ее великолепные брови ресницы исчезли в процессе многочисленных реставраций. Однако Вазари указывает на еще одну особенность портрета, который отсутствует у «Моны Лизы» из Лувра. Он был не завершен. Может быть, автор описывает Айзелуортскую Мону Лизу, английское приобретение Хью Блейкера?

Сегодня это полотно хранится в секретном месте в Швейцарии в бронированном сейфе. С момента появления портрет сменил нескольких владельцев, в 2008 году ее приобрела группы международных инвесторов. Имена покупателей и цена, которую они заплатили за картину, держится в тайне. Еще одна деталь подтверждает описание Вазари, задний план не прорисован.

не прорисованный задний план в картине Айзелуортская Мона Лиза

Пейзаж на картине почти отсутствует, но даже в таком виде полотно может оказаться работой Леонардо, а то, что она не завершена, объясняется занятостью художника.

Беспокойный ум Леонардо, его неустанный интерес к окружающему миру, нестандартный образ мыслей, новые области исследований, замыслы полотен — сделали его человеком, который откладывал работу над картинами, так и оставляя их незавершенными, брался за новый проект.

Жизнь — это постоянная игра и перемены

Ванда: Мы согласны, что жизнь это игра. Но именно в этом портрете — почему столько внимания этой картине, столько попыток разгадать эту головоломку? Как мы сейчас поняли, что картина раскрывается для всех по-разному, и мы можем смотреть по-разному, но будет ли так, что игра закончится и тайна портрета будет раскрыта? Мы поймем что в этом портрете такого загадочного?

Алена: Со мной на контакт вышла женщина с портрета. Она говорит, что картина будет постоянно изменяться, в ней заложены изменения, чтобы наблюдать за теми изменениями, которые происходят на планете. Она никогда не будет статична.

Эта игра будет продолжаться. Цель — выходит с людьми на контакт, наблюдать, что происходит с людьми, что происходит с планетой. Подвигать через людей какие-то изменения на планете. Поэтому картина постоянно будет меняться и эта игра не будет заканчиваться.

Ванда: Жизнь — это игра, и она бесконечна. В самом начале нашего исследования, было такое понимание, что в данное время картина хранится в той точке, которая связана с планетой, и точка на подбородке, как пазлы сложились и оттуда идет информация. Лувр — это сакральное место?

Алена: Да, Лувр — это сакральное место.

Ванда: Лувр — эта та сакральная точка на планете?

Алена: Да. Картина максимально приближена к той точке, где она будет обновляться и раскрываться. Имеется в виду, что если, например, привезти картину в ту область где находится Австралия, то контакт практически прекратится.

Ванда: Как можно применять в этой жизни мистические свойства картины в отношениях с мужчинами?

Алена: Вы попробуйте поиграть, пожеманничать, построить глазки. Она подскажет через такую игру как общаться с мужчинами.

Ванда: Мы можем настроится на картину, как ты уже говорила, что каждый человек получит информацию для себя, как бы войти в картину или задавать вопросы?

Алена: Наблюдайте со стороны картину, не нужно входить. Смотрите и смотрите, какая-то появилась реакция, меняет голову, может подмигивать — жеманничать, это ваша реакция на те изменения, которые вы увидите в картине.

Ванда: Уже не секрет, что религия и мифология тесно связаны между собой. Есть такая история про Исиду, Осириса и Гора. И Исида, как вдова, носила на голове вуальку. Есть предположение, что Мона Лиза это и есть Исида, Богоматерь, так как на голове ее тончайшая вуаль. Насколько это может быть правдой?

Алена: Это не Исида, но это близко по энергетике к Богоматери.

Ванда: У нас раскрылись многие вопросы, мы получили ответы на эти вопросы. Я понимаю, что есть много вопросов, которые мы сейчас не затронули. Если есть какая-то информация от тебя, что мы еще можем узнать?

Алена: Игра самой картины зависит от фаз Луны, несмотря на то, что рисовалась картина при солнечном свете, в солнечных лучах, но игра картины очень зависит от Луны. Какой-то спектр картины очень высокий, с картиной можно делать медитации, чтобы подниматься в достаточно высокие слои.

Картина может раскрывать способности в человеке. Картина, если через вас есть возможность поменять вибрации планеты, то с вами она входит в резонанс и транслирует информацию вам, и, соответственно, вы транслируете информацию ей.

Ванда: Способности, которые можно открывать… Можем ли мы обратиться и провести исследование более углубленно именно в этом направлении, а именно, способности, которые мы можем получать через портрет?

Алена: А что вы хотите касательно способностей? Вы хотите в себе раскрыть способности, или вы хотите получить информацию как это сделать?

Была ли любовь?

«Песнь торжествующей любви» — так назвали портрет Моны Лизы-Джоконды люди, увидевшие законченный портрет художника Леонардо да Винчи. Он изобразил свой идеал женщины, и тем самым выдал свои чувства.

В 1500 году жители Флоренции выбрали двух самых красивых женщин города: среди девушек — Джиневру, среди замужних — Мону Лизу, третью жену местного ростовщика Франческо дель Джокондо.

Пожилой Франческо был тщеславен и жаден, он заказал именитому художнику Леонардо да Винчи портрет супруги, чтобы запечатлеть ее красоту как повод для гордости. Позднее он продал портрет за баснословную цену (45 000 франков) королю Франции Франциску I.

На протяжении четырех лет Леонардо создавал неповторимый образ жены ростовщика. Позировать молодой женщине приходилось по несколько часов в день. Сначала она сидела неподвижно, и чтобы оживить образ, Леонардо предложил пригласить музыкантов, которые бы развлекали Мону Лизу.

  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ
  • Богатая биография Михайловского театра
  • Гений керамики, благодаря которому Екатерина Великая «путешествовала» по Британии
  • Готический Оксфорд: как выглядит самое известное учебное заведение
  • Замок Шенбрунн — венский источник красоты, созданный женщиной
  • Дагестанский Форд Боярд, поселок, попавший в Книгу рекордов Гиннеса и другие загадочные объекты бывшего СССР
  • Призрак Распутина в питерских интерьерах

Вокруг художника и натурщицы всегда было много народа, но иногда они оставались одни, и предполагается (никто свечку не держал), что между ними могли возникнуть интимные отношения. Ей было тридцать, ему около пятидесяти. Он был великим мастером, а женщин, как известно, тянет к таланту. Любовь не могла не вспыхнуть. И наглядное свидетельство тому — улыбка-насмешка в уголках губ Моны Лизы.

О работе

Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов.

В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.

Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?

Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.

Её глаза

Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.

По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».

Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.

Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.

Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.

Трещины

Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.

Мотив узелк

Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.

Элегантные руки

Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.

Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.

Пустынный пейзаж

Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.

Особенности названия

О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.

Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).

Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года, Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Под матрацем патриота

21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», — успокоили его служители. Время шло — картина не появлялась. Художник начал скандалить, и служители пошли поторопить фотографов. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Не было ее и у реставраторов. До охраны наконец дошло, что картину украли. Разразился страшный скандал. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» — все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Назревала большая европейская война. В этой раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление.

Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Немецкие газеты платили той же монетой. Кража «Джоконды» — уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Единственное, что нашли сыщики, — это раму от «Джоконды». Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Были допрошены сотни людей. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.

Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Оказалось, что его приятель, некий Пьере, украл для него из Лувра две древние каменные статуэтки. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Бельгиец Пьере был его секретарем. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».

Единственный стоящий след обнаружил самый знаменитый полицейский Франции тех лет Альфонс Бертильон. На раме он заметил отпечаток пальца. Но отец первой в мире системы опознания преступников по комбинации размеров пяти частей тела ненавидел главного конкурента своей методики — дактилоскопию. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились.

Изучение работы да Винчи в школе

В рамках школьной программы сочинение «Чему улыбается Джоконда» (тема может быть и другой, но похожей) учащиеся пишут в 4 или 5 классе. В такой работе будет уместно передать краткое или подробное смысловое содержание произведения.

О чём думает улыбающаяся женщина, доподлинно неизвестно, поэтому ученикам можно пользоваться подсказками воображения.

По сути, каждый способен увидеть в полотне что-то своё.

Варианты письменных работ могут быть разными, например:

  • сообщение;
  • доклад;
  • реферат;
  • рассказ;
  • мини-эссе.

От выбранной формы зависит содержание. Например, в реферате будет уместна характеристика изображённых предметов. В эссе можно кратко изложить свои впечатления от картины, донести до читателя настроение, которое она создаёт.

https://youtube.com/watch?v=_DKL4KLX_-E

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: