ПРОДАЖА НА ЗАПАД
Все понимали, что скорее всего картина не станет музейным достоянием и предметом гордости мастеров, а исчезнет вместе со многими ценнейшими экспонатами. Выполняя профессиональный долг по возвращению картины миру, специалисты осознавали, что потеряют шедевр. «Кранаха отнимут и продадут», — витало в воздухе. Только вот поделать с этим нечего, писать и говорить о таком было просто опасно. Помните, у Солженицына в «Круге первом» в шарашке сидел человек, который где-то обмолвился о продаже Эрмитажных картин? Подобное упоминание могло стоить десяти лет заключения.
В 1928 году Политбюро со Сталиным приняло решение продавать на запад ценные произведения искусства, хранящиеся в музеях. Последующая продажа организовывалась наркомом внешней торговли Микояном, причем сначала только на публичных аукционах, а со временем искусство стали продавать и частным лицам.
Изначально указание декларировалось, как продажа произведений, не представляющих музейной ценности и оказавшихся в фондах случайно. Под это удобное описание отчасти подпадал недавно обретенный Кранах — он попал в Музей искусств Украинской академии наук действительно довольно случайно, хотя и представлял огромную ценность. «Адама и Еву» Кранаха оценили в 30 тысяч рублей. В 1929 году, через четырнадцать месяцев после чудесного открытия, диптих изъяли и отправили в главную контору Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей «Антиквариат» в Ленинграде. В мае 1931 года «русский» Кранах был продан на аукционе в Берлине за 10 тысяч долларов.
Копеечная сумма для произведения такого уровня, но немецкий рынок антиквариата в те годы был настолько пресыщен русским «товаром», что вот-вот ожидался его полный крах.
Две жены
Лилит описывается как та, которая старалась иметь равные права со своим мужем. Она не выполняла его пожелания беспрекословно и в конце концов полностью отказалась подчиняться.
В итоге она попыталась сбежать, за что ее поймали и наказали. Кем она стала? На это есть тоже разные версии. Для одних она дьяволица-совратительница, а для других — казнящий младенцев демон.
«Лилит», художник Роберто Ферри
И вот появилась вторая жена, Ева. Для того, чтобы она подчинялась мужу, Бог использовал его ребро. Но несмотря на это неприятностей избежать не удалось.
Дело в том, что в божественном саду росли 2 дерева. Одно — жизни, второе — познания.
Вечная жизнь была обеспечена благодаря первому, а вот о втором Бог не сказал ничего и вообще наложил запрет на его плоды. Иначе последует смерть.
Поначалу Адам и Ева даже не задумывались о запретных плодах, но так продолжалось недолго.
Хитрый змей, который тоже обитал в райском саду, решил подговорить Еву попробовать плоды с Древа Познания, и у него это получилось. Потом она накормила ими и Адама.
Бог наказал их, но не обещанной смертью, а просто изгнанием из Рая и лишением вечной жизни.
Змея, к слову, тоже не оставил и отправил вслед за ними.
«Изгнание из рая», Микеланджело Буонаротти
После пришествия Адама и Евы на землю им пришлось несладко. Мужчина познал тяжелый труд, чтобы содержать семью.
А на долю женщины пришлось полное послушание мужа, ведение домашнего хозяйства и мучительные роды. Для того, чтобы они не смогли вернуться в райский сад, Бог предусмотрел охранника-херувима прямо на входе.
Из всех сыновей продолжить род удалось только третьему сыну, Сифу. Он считается предком Ноя.
Правда, как у него это получилось — неизвестно. Ведь кроме родители и 3 сына по логике были первыми и единственными на земле.
ЭКСПРОПРИАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ
В 1917 году в Народном комиссариате просвещения появились комиссары по охране художественно-исторических памятников и частных коллекций. Министерство императорского двора преобразовали в Комиссариат исторических имуществ, при котором открыли коллегию по охране памятников. С этого в РСФСР началась централизованная национализация художественных ценностей.
В октябре 1918 года СНК выпускает декрет об учете и охранении памятников искусства, кому бы они ни принадлежали. В 1920 году создается так называемый Гохран — Государственное хранилище ценностей РСФСР, куда надлежало сдавать ценные предметы искусства и украшения. Музейные организации к этому времени были переполнены наспех конфискованным, экспроприированным или национализированным имуществом.
26 октября 1920 года СНК выпускает постановление «О сборе и продаже за границей антикварных вещей», предлагающее Наркомвнешторгу организовать сбор антиквариата и установить премию за скорую и выгодную продажу его заграницей. Комиссии созданы в Питере и Москве. С этим решением связано создание Антикварного экспортного фонда, который в 1921 году станет Государственным фондом ценностей для внешней торговли.
НЕОЖИДАННАЯ НАХОДКА
Первая тотальная экспроприация ценностей коснется церковного имущества, и если вы вспоминаете костры, сложенные из икон, то такой беспорядок был крайне не выгоден советской власти. Оставлять храмы в покое никто не собирался, но и уничтожение таким варварским способом было довольно скоро пресечено. Особые комиссии оценивали предметы убранства храмов, а дальше принималось решение как с ними поступить, — в основном, конечно, расчет был на продажу. Декрет «О ликвидации церковного имущества» вышел 2 января 1922 года.
В июне 1927 года сотрудник музея-заповедника Киево-Печерской лавры В. Ищенко обходил местные церкви в поисках представляющих художественную ценность предметов. В Церкви Святой Троицы на Васильковской улице (в Киеве) он нашел заваленную мусором доску, в которой распознал картину, хоть и в очень плохом состоянии. Соответствующих документов об изъятии художественного предмета не оформляли, но настоятель сообщил, что картина хранилась с 1919 года и была спрятана в чулан в годы Гражданской войны. Как картина оказалась здесь — неизвестно. Можно предположить, что после распределения имущества ликвидированных полковых церквей Первой мировой.
В Лавре картину почистили, и открылись два обнаженных силуэта. Тогда было решено отдать находку в отдел предметов культа — и использовать для антирелигиозной пропаганды. Когда картина попалась на глаза директору музея, он пригласил авторитетного искусствоведа Сергея Гилярова, который сразу же определил, что это особый экспонат, требующий серьезного рассмотрения. Он отнес работу к немецкому возрождению, и картину спешно передали профильному Музею искусств. Когда доску тщательно отмыли и начали реставрировать, выяснилось, что это не одна, а две соединенные доски, после чего их вновь разделили. В скором времени реставрация вернула шедевру первоначальный вид. Каково же было удивление мастеров, обнаруживших на стволе дерева позади Адама небольшую змейку с гребешком на спине! Крылатый змей с кольцом в пасти был гербом Лукаса Кранаха, его художник получил в 1508 году от курфюрста Виттенберга.
Открытия такого масштаба случаются крайне редко. В пространство мировой культуры после многолетнего забытья вернулась картина самого известного немецкого художника времен Возрождения после Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего. Парадоксальность ситуации в том, что открыватели Кранаха не стали народными героями и не появились на страницах газет, а сама работа не вошла в золотой музейный фонд. Скорее, наоборот, команда, работавшая над восстановлением картины, оказалась в опасности.
Ранний период жизни
Подпись Кранаха Старшего с 1508 года: крылатая змея с рубиновым кольцом (как на картине 1514 года).
Он родился в Кронахе в верхней Франконии (ныне центральная Германия ), вероятно, в 1472 году. Его точная дата рождения неизвестна. Он научился искусству рисования у своего отца Ганса Малера (его фамилия означает «художник» и обозначает его профессию, а не его происхождение, по манере времени и класса). Его мать по фамилии Хюбнер умерла в 1491 году. Позже название места его рождения было использовано для его фамилии, что было еще одним обычаем того времени. Как обучался Кранах, неизвестно, но, вероятно, это было с местными южногерманскими мастерами, как с его современником Маттиасом Грюневальдом , который работал в Бамберге и Ашаффенбурге (Бамберг является столицей епархии, в которой находится Кронах). Есть также предположения, что Кранах провел некоторое время в Вене около 1500 года.
С 1504 по 1520 год он жил в доме на юго-западном углу рынка в Виттенберге .
Согласно Гундераму (наставнику детей Кранаха), Кранах продемонстрировал свои таланты художника еще до конца 15 века
Затем его работа привлекла внимание герцога Фридриха III, курфюрста Саксонии , известного как Фридрих Мудрый, который присоединил Кранаха к своему двору в 1504 году. Записи Виттенберга подтверждают заявление Гундерама до такой степени: имя Кранаха появляется впервые в Общество сообщает о 24 июня 1504 г., когда он получил 50 гульденов на жалованье за полгода, как pictor ducalis («художник герцога»)
Кранах должен был оставаться на службе у курфюрста и его преемников до конца своей жизни, хотя он мог выполнять другую работу.
Краны женились на Барбару Brengbier, дочь мещанина из Готы и также родился там; она умерла в Виттенберге 26 декабря 1540 года. Позже Кранаху принадлежал дом в Готе, но, скорее всего, он познакомился с Барбарой недалеко от Виттенберга, где ее семья также владела домом, который позже также принадлежал Кранаху.
СТРОГАНОВСКИЙ КРАНАХ
Сложно понять, имеет ли такое мнение реальные основания, но считается, что некоторые аукционы по продаже антиквариата из СССР проходили с условием сохранения «инкогнито» государственного происхождения ценностей, и произведения искусства приписывались разным частным собраниям. Есть версия, что «Адам и Ева» попали на витрину, отмеченные как часть коллекции из дворца Строгановых. Картину купил антиквар Жак Гудстиккер. В годы нацистского террора его семья бежала из Европы, а семейное собрание осталось на территории Голландии. Мать Гудстиккера продала его собрание немецким покупателям и незамедлительно покинула страну. «Адама и Еву» купил Герман Геринг, после войны союзники нашли ее в Каринхалле, имении рейхсмаршала, и передали в один из голландских музеев.
В 1960-е годы предприимчивый наследник Строгановых князь Георгий Александрович Щербатов, известный своей работой в американских спецслужбах, разыскивая остатки фамильного достояния, обнаружил в государственном музее Нидерландов диптих Кранаха. Он заявил свои права на картину и подал иск, как ни странно, спустя несколько лет удовлетворенный в пользу наследника. В пользу Строганова-Щербатова сыграла приписка советских функционеров «Адама и Евы» к собранию князей во время продажи в Берлине. В 1966 году суд признал незаконной продажу коллекции Строгановых на Берлинском аукционе и аннулировал сделку с голландским антикваром Гудстиккером.
За несколько лет до своей смерти, кстати, случившейся при довольно странных обстоятельствах, Георгий Александрович продал Кранаха американскому коллекционеру Нортону Саймону. В 1970 году господин Саймон купил «Еву», через год — «Адама». В 1974 году собрание перешло в коллекцию Пасадинского художественного музея, который принял имя Саймона Нортона.
Адам и Ева — Лукас Кранах Старший
Описание картины:
Адам и Ева — Лукас Кранах Старший. 1531. Липовая доска, масло. 170х70
Музей: Дрезденская галерея
Уже в 1508-1510 Кранах разработал художественную схему для воплощения сюжета об искушении, дававшего ему, как и другим художникам Возрождения, возможность легально, не опасаясь осуждения со стороны Церкви, изобразить обнаженными мужскую и женскую фигуры.
В основе картин на эту тему лежит библейский рассказ о том как Адам и Ева вкусили запретный плод. У Кранаха дерево — всегда яблоня, хотя у других живописцев оно может быть и фиговым. Мастер создал около 50 изображений этого сюжета, они хранятся в галереях Лондона, Берлина, Праги, Антверпена. На ранних версиях, как и на дрезденской, — только библейские участники сцены — Адам, Ева и Змий, более поздние включают созданных Богом до человека животных. Однако композиционно все эти версии схожи: часто Древо разделяет композицию на две равные части, а порой, как в данном случае, это еще и две доски.
Эту картину мастера Северного Ренессанса, написанную приблизительно в 1526 году, порой называют русским Кранахом в силу того факта, что она в начале ХХ столетия была обнаружена в России, но потом продана на Запад.
В творчестве Лукаса Кранаха Старшего, немецкого живописца эпохи Возрождения, библейский сюжет об искушении прародителей запретным плодом повторяется примерно 50 раз. Мифологические сюжеты у художника в этот период были преобладающими, а приемы изображения он использовал декоративные. В написании портретов его кисть становится все более изысканной и вычурной. Он предпочитал выбирать сюжеты, в которых можно было бы обойти запрет церкви и показывать обнаженное тело, что весьма нравилось высокопоставленным заказчикам.
«Адам и Ева» стало идеальным полотном, отражающим эти тенденции. Ранние версии картины включают лишь участников события, на более поздних появляются животные, которых создал Бог. Композиция всех картин идентична: Древо познания добра и зла, которое у художника всегда является яблоней, делит произведение пополам. В конкретном случае – это две доски.
Герои картины запечатлены в эдемском саду в момент согрешения. Кранах добивается не анатомической точности, а изысканной духовной чувственности. Вытянутые изображения Адама и Евы явственно выделяются на сумрачном фоне. Их позы можно назвать сценическими, неестественными, движения – подчеркнуто нарочитыми. Этим Кранах открывал путь маньеризму.
Художник привлекает внимание к эротической красоте обнаженной героини, держащей в руке яблоко. Он использует классические приемы воссоздания пространства и интерпретации человеческих тел
Полотно отличается образной успокоенностью, композиционной уравновешенностью, размеренной пластичностью силуэтов, смягченностью конфигураций. Однако образы лишены индивидуальности, неповторимости. Это безупречное и совершенное изображение великолепных человеческих тел, созданные по классическим образцам, которые показывают нам вершину прекрасного.
Адам и Ева (Бытие, глава 3)
казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур. Произведение, о котором мы поговорим далее, создано примерно в то же время, что «Благовещение» и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи — «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», — пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.
Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете.
Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени.
На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая.
В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой — «адской».
История [ править ]
Работа была частью коллекций тосканских великих герцогов с 1688 года и была включена в Уффици с начала 18 века. Филиппо Балдинуччи приписывал его Альбрехту Дюреру , пока инвентарь 1784 года не отнес его к Кранаху.
Предмет продолжает изучение анатомии Дюрера, кульминацией которого стали его большие панно Адама и Евы, которые теперь находятся в Музее Прадо . Это были первые изображения обнаженной натуры в натуральную величину, написанные немецким художником. Во время своего пребывания в Вене Кранах часто посещал группы гуманистов, близких к Дюреру, и оттуда он был вдохновлен на создание первой, уменьшенной версии темы Адама и Евы в 1510 году, которая в настоящее время находится в Национальном музее в Варшаве. .
ИСК К МУЗЕЮ
10 лет назад вдова сына Жака Гудстиккера Марей фон Захер подала иск против музея Саймона Нортона, требуя выплатить денежную компенсацию от фонда в размере 45 миллионов долларов. Она ссылалась на то, что доказательств принадлежности диптиха Кранаха собранию Строгановых просто нет. Иск отклонили, и право собственности на картины осталось неизменным. Суд счел законным приобретение диптиха у Щербатова, права которого не были опровергнуты в судебном порядке в Голландии. Вторым основанием стало истечение срока давности в штате Калифорния — он составляет три года для споров о приобретении произведений искусства.
Канал автора в Telegram — «»
Искусство и религия
Художники, поэты, и другие деятели искусства не упускают возможности с давних времен использовать образы первых людей на земле.
Наиболее известными работами являются Гентский алтарь, диптих Дюрера, триптих Босха и «Изгнание из рая» Буонаротти. Перечислять все произведения искусства не вижу смысла, так как их очень много.
Даже существует астероид, названный в честь первой женщины на земле.
Фреска из Сикстинской капеллы «Сотворение Евы»
Доподлинно неизвестно, существуют ли останки прародителей вообще, и если да, то где они погребены.
Но иудеи привыкли полагать, что прах захоронен в пещере Патриархов, что находится недалеко от Иордана. В исламе на это свое видение — мусульмане считают, что это место расположено в Джидде.
Стоит добавить, что в исламе Ева — это Хавва. И в Коране ее имя рядом с именем Адама практически не упоминается. Разве что косвенно «супруга».
И по преданию она родила своему мужу намного больше детей, целых 39, из которых самый последний является сыном, а предыдущие поголовно близнецы.
Источники [ править ]
vтеЛукас Кранах Старший | |
---|---|
Произведения |
|
Связанный |
|
vтеАдам и Ева | |
---|---|
Источник |
|
Потомство |
|
Связанное богословие |
|
Другие культуры |
|
Телевидение |
|
Фильм |
|
Игры |
|
Мюзиклы |
|
Композиции |
|
Литература |
|
Изобразительное искусство |
|
Песни |
|
Альбомы |
|
География |
|
Биология |
|
История в истории |
|
Игры | |
Другой |
|
Суд оставил «Адама и Еву» Кранаха музеюARTinvestment.RU 23 августа 2020
С 2007 года Марай фон Захер, невестка крупного нидерландского коллекционера Жака Гаудстиккера (Jacques Goudstikker), пыталась отсудить у Музея Нортона Саймона в Пасадене (Калифорния) диптих стоимостью $28 млн в ценах 2006 года. У диптиха «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего довольно запутанная и трагическая история. После революции большевики изъяли его из семейного собрания Строгановых-Щербатовых и отправили на аукцион в Европу, видимо, сочтя недостаточно ценным для Советского государства, но вполне способным быть проданным за приличные деньги. На торгах в 1931 году в Берлине диптих Кранаха и купил Жак Гаудстиккер. Правда, владел он им недолго: в 1940-м его собрание реквизировали нацисты, в том числе и «Адама и Еву».
После войны диптих оказался в Нидерландах. Голландское правительство рассудило, что настоящий владелец диптиха — потомок Строгановых американец Георгий Строганов-Щербатов, и продало Кранаха ему. Это было в 1960-х, а в 1971-м Строганов-Щербатов перепродал диптих уже Музею Нортона Саймона.
Марай фон Захер была весьма успешно занималась реституцией собственности своего тестя: в 2006 году правительство Нидерландов возвратило ей 200 произведений из коллекции Жака Гаудстиккера. Но среди них не было диптиха Кранаха. И Марай фон Захер решила добиться его возвращения во что бы то ни стало: подала в суд на Музей Нортона Саймона и почти десять лет раз за разом подает апелляции на решения американского суда, которые все как одно не в её пользу.
Так произошло и в этот раз. 15 августа калифорнийский суд снова вынес решение в пользу Музея Нортона Саймона. Судья Джон Уолтер постановил, что семья Гаудстиккеров и юридическая фирма, представлявшая их интересы после войны, вовремя не заявили о своих правах на диптих. Все возможные сроки подачи претензий истекли. Истица намерена подавать очередную апелляцию.
А музей приветствовал решение суда: «Музей Нортона Саймона серьезно относится к той ответственности, которая возложена на него в связи с владением столь значимыми произведениями искусства. Эти работы находятся в экспозиции практически постоянно с 1971 года, и мы обеспечим открытый доступ к ним публики во все последующие годы».
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Почитать по теме на AI: Калифорнийскому музею не уйти от реституционного иска по поводу диптиха Кранаха Наследница еврейского дилера хочет отобрать у музея картину Кранаха
Постоянный адрес статьи: При цитировании ссылка на обязательна
, 2020