Прочитайте онлайн 100 мировых шедевров

Визуальный анализ [ править ]

Версия картины 1844 года (73,71 см × 82,47 см) из Художественного музея Филадельфии .

Эжен Делакруа Ла Морт де Сарданапаль , 392 см × 496 см (145 дюймов × 195 дюймов) из Лувра

Главный фокус Смерти Сарданапалабольшая кровать, задрапированная тканью насыщенного красного цвета. На нем лежит человек с незаинтересованным взглядом, наблюдающий за сценой хаоса. Он одет в струящиеся белые ткани и украшен роскошным золотом вокруг шеи и головы. У его ног мертвая женщина лежит на нижней половине большой кровати. Она — одна из шести присутствующих в этой сцене, все в разной одежде, и все в разных муках смерти от рук полдюжины мужчин в этой сцене. Несколько человек получают ножевые ранения, и один человек умирает от ранения, нанесенного самому себе мечом, а мужчина на переднем плане слева пытается убить замысловато украшенную лошадь. Молодой человек, стоящий у правого локтя короля, стоит за боковым столиком, на котором стоит замысловатый золотой графин и чашка. У изголовья кровати золотые головы слона,а также различные ценные безделушки, разбросанные среди бойни. На заднем плане видны несколько архитектурных элементов, но их трудно различить.

Делакруа использовал живописный мазок в этой картине, что позволяет отчетливо ощущать движение в работе. Эта сцена хаотична и жестока, что подтверждается движением, оружием и используемыми цветами. Краснота кровати выделяется на несколько затемненном темном фоне. Белизна мантии Сарданапала, кремовые линии конечностей умирающих женщин и мерцание золотых предметов на протяжении всей сцены быстро притягивают взгляд зрителя к картине.

В работе присутствует асимметрия , но композиция остается сбалансированной

Одна женщина, откинувшаяся на голову слона на краю кровати, — единственная фигура, которая привлекает внимание зрителя. Все остальные на картине сосредоточены на поставленной задаче: смерти.

Сюжет картины

Делакруа взял сюжет картины из драмы Джорджа Гордона Байрона «Сарданапал», но с некоторыми изменениями. На художника также повлияло длительное пребывание в Испании и Марокко.

Легенда об ассирийском царе такова: он был известным распутником, своим равнодушием к делам страны доведшим её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.

Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.

Описание картины Делакруа «Смерть Сарданапала»


Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала», Фото: muzei-mira.com

Название Смерть Сарданапала
Страна, художник Франция, Эжен Делакруа
Год 1827
Жанр Живопись
Находится Лувр, Париж
Материалы Холст, масло

Картина Эжена Делакруа была написана в 1827 году. Сюжет картины взят из произведений Байрона о мифическом правителе Ассирии Сарданапале. Царь Сарданапал был любителем роскоши и распутства, не занимался делами страны, предавался сладострастию, запираясь в своих палатах с многочисленными наложницами.

Воспользовавшись его распутным нравом враги, в его отсутствие подняли восстание, и осадили дворец в Ниневии. Там, по прошествии двух лет осады, он и покончил жизнь самоубийством, предварительно перебив всех своих приближенных и рабынь.

Впервые полотно было выставлено в Лувре, и на художника сразу же посыпался небывалый шквал негативной критики. Делакруа ругали за художественные огрехи в написании перспективы, за сумятицу, царящую на переднем плане картины. Но больше всего обвинений сыпалось на художника и его произведение за изображение жестоких и садистских сцен.

Учитывая, то, что художник хотел передать жестокую и в то же время эротическую атмосферу, потрясти и ошеломить зрителя — ему это удалось. В те времена многие увлекались книгами маркиза Де Сада, хоть он и был запрещен. Говорят, Делакруа с удовольствием почитывал эти истории, которые впоследствии получили отражение на картине.

Современники Делакруа говорят, что художник не любил вспоминать об этой картине. Кажется это было полотно, отражающее в себе все его тайные желания и фантазии, которые он выразил в произведении, а впоследствии хотел спрятать от людских глаз.

Подтверждение этих слов так же служит то, что у Байрона в его произведении нет ни строчки об уничтожении наложниц, приближенных и лошадей. Распутный царь просто велел уничтожить все ценности, которые были ему дороги в его распутной царской жизни.

А Делакруа уже в своих фантазиях дорисовал убийства и жестокие картины смертей близких к царю людей и любимых животных. На первоначальных рисунках-набросках картины на месте царя Делакруа изображал себя, но в дальнейшем не стал этого делать.

После написания картины Делакруа потерял все государственные заказы и впал в немилость у действующего в то время правительства. Но через пару лет, после Июльской революции к художнику снова посыпались заказы и вернулась былая слава.

Контекст

Эжен Делакруа считается одним из величайших художников французского романтизма , движения, выступающего за инстинктивный лиризм и противостоящего разумному развитию неоклассицизма . Он особенно неоднозначный художник, колеблющийся между академическим живописным наследием и желанием обновить искусство. Он утверждал, что он классик, а его работы свидетельствуют о небывалой современности. С самого начала своей карьеры Делакруа вызвал скандал, его полотна очень далеки от переданного ему эстетического наследия.

Смерть Сарданапала была принята еще хуже, чем «Сцены резни» Скиона (1824), полотно, которое уже вызвало скандал и выдвинуло Делакруа в ранг лидера романтической школы в живописи. Действительно, с этим полотном художник идет еще дальше в своей независимости. Настоящий романтический манифест по своему сюжету и фактуре холст свидетельствует в более широком смысле о четкой позиции, занятой в конфликте цветов. В то время романтическая живопись и неоклассицизм спорили о том, какая линия или цвет имеют первостепенное значение в живописи. Неоклассики считали, что линия — это суть живописного творчества, а цвет — лишь повествовательная поддержка. Наоборот, романтики отстаивали приоритет цвета над линией. Делакруа со своим холстом отдает предпочтение цвету, который почти становится самим предметом его холста. В своей работе он подчеркивает это ослабление формальных условностей, отвергнутых классиками: художник подчеркивает не формы и предметы, а, скорее, интенсивность цветов, контрастов и света (см . Спор между рисунком и цветом между Ingres и Делакруа ).

Работа была выставлена ​​в Салоне 1827 года как подвеска к «Апофеозу Гомера Энгра», холсту, который, в свою очередь, был заявлением о традиционной эстетике и неоклассических ценностях. Этим полотном Энгр отдает дань уважения Рафаэлю и его Афинской школе и дает урок эстетики молодому поколению. Композиция, выбранная художником, соответствует классическим эстетическим кодам: контролируемая линия рождает точный рисунок, а свежие и чистые цвета напоминают фрески классической эпохи. Это полотно — настоящая похвала классицизму, напоминающая своей архаичностью и чистотой рисунка греческие вазы.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, обожествленный Гомер , известный как Апофеоз Гомера , 1826, холст, масло, 3,86 x 5,12 м, Лувр, Париж.

Перед лицом работ Энгра «Смерть Сарданапала» предстает настоящей художественной революцией, придавая динамизм всем академическим условностям. Делакруа отказывается от классического улучшения форм и предметов, таким образом, от архаичного стиля в пользу интенсивности цветов и света. Это полотно воплощает отказ от академической красоты и неоклассической образности добродетели чрезмерностью и жестокостью сцены. Делакруа провозглашает здесь главенство и независимость цвета над рисунком; первенство, которое составляет один из столпов романтической эстетики.

Несмотря на то, что большинство критиков отвергает его, Виктор Гюго , снова ясновидящий, был одним из немногих, кто не осуждал чрезмерность, выраженную Делакруа, его неприятие Красоты и жестокость сцены, созерцаемой эстетом-тираном за тысячу миль от него. неоклассические примеры добродетели. «Смерть Сарданапала» — безусловно, самое романтичное полотно Делакруа, лучше всего воплощающее возвышенное искусство Эдмунда Берка .

Другие крупные художники французского романтизма будут вдохновлены драмой Байрона, например, Гектор Берлиоз , который в июле 1830 года написал свою кантату Сарданапале (H 50), которая позволила ему после нескольких неудачных попыток получить первое Гран- при. Де Рима и таким образом добился своего первого официального успеха (сохранился лишь фрагмент партитуры). Музыкальное стихотворение было заказано музыкальной секцией Академии изящных искусств у эллиниста Жана-Франсуа Гейля . Несомненно, Гейл, черпавшая вдохновение не только в древних авторах, но и в драме Байрона, была знакома картина Делакруа, последний, как мы видели выше, трижды освещал художественную хронику года назад.

Контраст света и цвета

В картине доминирует красный цвет огня и крови. Фон же темный, по сравнению с основным алым и светом, заливающим центральную диагональ, на которой белеют многочисленные женские тела. Все обрамлено золотом разбросанной драгоценной утвари. Теплый колорит картины подчеркивает близость грозящего всем пожара. Так выглядит при ближайшем рассмотрении «Смерть Сарданапала». Анализ картины говорит, что угасание жизни – это движущая сила произведения. Картина была воспринята неоднозначно.

Самое романтическое полотно Э. Делакруа «Смерть Сарданапала» было надолго забыто и приобретено Лувром только в 1921 году.

История создания персонажа

У древних авторов Сарданапал упоминается как царь Ассирии. Диодор называл его последним представителем династии, которая правила более тысячи лет.

Биография персонажа неоднократно подвергалась сомнению. Хотя бы потому, что в античных трудах хватает разночтений в описаниях легенды. К примеру, имя героя в некоторых текстах читается как Сарак, а также употребляется в отношении Ашшурбанапала.

Двусмысленным толкованиям подвергались и время жизни Сарданапала, и его характеристика. Так, уже в древности встречались утверждения, что существовало две личности с одинаковыми именами. Один герой стал известен изнеженностью и даже женственностью, другой представлялся человеком весьма деятельным, ему приписывались благородные поступки.

Фрагмент картины Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала»

Исследователи на основе анализа исторических трудов сделали вывод, что последним царем Ассирии был Сарак (Синшаришкун). Характер его правления имеет схожие черты с образом и манерой властвования Сарданапала. А вот что касается имени персонажа, то оно произошло от другой личности — Ашшурбанапала, который запомнился как грозный завоеватель.

Еще одна версия рассматривает иное значение имени героя. Так, его сравнивают с божеством Сандоном, которого также отождествляли с Гераклом. В доказательство подобной теории исследователи оперируют легендами об основании им городов в Малой Азии. А еще тем, что подле Тарса находились изваяния с образом персонажа.

Благодаря работам поздних авторов имя мифического деятеля стало нарицательным, обозначающим человека, привыкшего к изнеженности и роскоши.

Визуальный анализ [ править ]

Версия картины 1844 года (73,71 см × 82,47 см) из Художественного музея Филадельфии .

Эжен Делакруа Ла Морт де Сарданапаль , 392 см × 496 см (145 дюймов × 195 дюймов) из Лувра

Главный фокус Смерти Сарданапалабольшая кровать, задрапированная тканью насыщенного красного цвета. На нем лежит человек с незаинтересованным взглядом, наблюдающий за сценой хаоса. Он одет в струящиеся белые ткани и украшен роскошным золотом вокруг шеи и головы. У его ног мертвая женщина лежит на нижней половине большой кровати. Она — одна из шести присутствующих в этой сцене, все в разной одежде, и все в разных муках смерти от рук полдюжины мужчин в этой сцене. Несколько человек получают ножевые ранения, и один человек умирает от ранения, нанесенного самому себе мечом, а мужчина на переднем плане слева пытается убить замысловато украшенную лошадь. Молодой человек, стоящий у правого локтя короля, стоит за боковым столиком, на котором стоит замысловатый золотой графин и чашка. У изголовья кровати золотые головы слона,а также различные ценные безделушки, разбросанные среди бойни. На заднем плане видны несколько архитектурных элементов, но их трудно различить.

Делакруа использовал живописный мазок в этой картине, что позволяет отчетливо ощущать движение в работе. Эта сцена хаотична и жестока, что подтверждается движением, оружием и используемыми цветами. Краснота кровати выделяется на несколько затемненном темном фоне. Белизна мантии Сарданапала, кремовые линии конечностей умирающих женщин и мерцание золотых предметов на протяжении всей сцены быстро притягивают взгляд зрителя к картине.

В работе присутствует асимметрия , но композиция остается сбалансированной

Одна женщина, откинувшаяся на голову слона на краю кровати, — единственная фигура, которая привлекает внимание зрителя. Все остальные на картине сосредоточены на поставленной задаче: смерти

Прием [ править ]

Смерть Сарданапала Делакруа вызвала споры и поляризацию на ее выставке в Парижском салоне 1828 года. Главным фигуральным объектом Делакруа был Сарданапал, король, готовый уничтожить все свое имущество, включая людей и предметы роскоши, в погребальном костре, наполненном кровью и излишеств. Сарданапал не был классическим героем, как Гораций в одноименной картине Жака-Луи Давида . Сарданапал Делакруа был противоположностью неоклассических традиций, которые отдавали предпочтение приглушенным цветам, жесткому пространству и общему моральному содержанию. Он также использовал ракурснаклонить сцену смерти прямо в пространство аудитории, в отличие от приглушенного порядка традиционных академических картин . Дороти Бюсси цитирует одного критика работы, который назвал картину «фанатизмом уродства», когда она появилась в Салоне в 1828 году

Линда Ночлин утверждала, что эта картина возмутила салон, потому что современники воспринимали ее как деструктивную сексуальную фантазию самого Делакруа — крах различия между «Другим» ориентализма (то есть Сарданапалом) и западным человеком.

Композитор Ференц Лист был вдохновлен картиной Делакруа (и пьесой Байрона) на сочинение итальянской оперы Сарданапало на эту тему, сказав принцессе Кристине Бельджоджозо, что ввиду самосожжения короля его финал будет стремиться к тому, чтобы вся аудитория горит ». Он завершил Акт 1 только в 1852 году и после этого отказался от проекта. Завершенный первый акт получил премьеру в 2018 году.

Детство и юность

Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.


Портрет Эжена Делакруа

Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория — в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.

Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.


Министр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа

В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.

Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.

Прием

Делакруа Смерть Сарданапала был неоднозначным и неоднозначным на своей выставке в Парижский салон 1828 года по одной важной причине: это не было Неоклассический картина. Главным фигуральным объектом Делакруа был Сарданапал, король, готовый уничтожить все свое имущество, включая людей и предметы роскоши, в погребальный костер запекшейся крови и излишеств

Этот человек не был героем, как Горатий в Жак-Луи ДавидЖивопись. Делакруа Сарданапал был антитезой неоклассических традиций, которые отдавали предпочтение приглушенным цветам, жесткому пространству и общей моральной теме. Он также использовал ракурс наклонить сцену смерти прямо в пространство аудитории, в отличие от сдержанного порядка традиционных академические картины. Дороти Бюсси цитирует одного критика работы, который назвал картину «фанатизмом уродства», когда она появилась в Салоне в 1828 году.

Познай мир

Когда войско Александра Македонского захватило древний ассирийский город Анхиал, глазам греков предстал величественный памятник основателю города Сарданапалу. Тогда же грекам стала известна старая легенда о страшной и необычной смерти этого правителя. Эта легенда дошла до наших дней благодаря трудам древнегреческих историков Ктезия, Диодора Сицилийского и Афинея. Так, по рассказу Диодора, Сарданапал всю свою жизнь посвятил пирам, праздникам и увеселениям, совершенно не заботясь о государственных делах. На упомянутом памятнике были вроде бы даже выбиты слова: «Ешь, пей, забавляйся, все остальные человеческие радости не стоят и щелчка». Неудивительно, что с таким правителем дела в Ассирии шли не лучшим образом, и наконец подданные Сарданапала восстали. После жестокой двухлетней войны Сарданапал был осаждён в столице государства Ниневии. Поняв бессмысленность дальнейшей борьбы, он приказал сжечь себя во дворце, вместе с родными, приближёнными, рабами и со всеми своими несметными богатствами.

В дошедших до нас ассирийских источниках (немногочисленных и противоречивых), имеются сведения о нескольких Сарданапа лах. Учёные считают, что судя по важнейшим вехам царствования, Сарданапал из истории Диодора — это царь Ашурбанапал, реальная историческая фигура, о которой известно довольно много. Но вот незадача, в отличие от ленивого и изнеженного Сарданапала Ашурбанапал был деятельным и энергичным царём, прекрасным военачальником и администратором. При нём Ассирия достигла своего наивысшего расцвета, обзавелась лучшей из всех существовавших до того библиотекой, много строила и вела победоносные войны с соседями. Каким же образом Ашурбанапал стал вдруг вялым и ленивым обжорой?

Во время очередного затяжного военного похода Ашурбанапал а в стране вспыхнул мятеж. Восстало несколько покорённых народов, а предводителем мятежа стал старший брат Ашурбанапала Шамашшумукнн, бывший наместником в Вавилоне. В своё время их отец Асархаддон передал власть над империей младшему брату, как более способному. Шамашшумукин, конечно, был недоволен и при первом удобном случае попробовал захватить власть. Отсутствие организаторского таланта сказалось: как только Ашурбанапал вернулся из похода, Шамашшумукин был обречён. Не желая попасть живым в руки брата, Шамашшумукин собрал всё своё имущество и запалил огромный костёр, в котором и сгорел со своими многочисленными жёнами. Таким образом, в образе Сарданапала соединились жизни и характеры двух братьев. Впрочем, по некоторым другим источникам, сжёг себя, чтобы не попасть в плен к врагам, не брат, а сын Ашурбанапала — Синшаришкун.

В 1821 году историей, рассказанной Диодором и Ктезием, вдохновился великий английский поэт Джордж Гордон Байрон. Трагедия «Сарданапал» была написана им за 4 месяца в итальянской Равенне. Сам Байрон считал «Сарданапала» чисто литературным произведением и не предназначал его для постановки на сцене. Только через пятнадцать лет в лондонском Дрюри Лейн состоялась премьера трагедии. Вопреки опасениям Байрона постановка была признана очень успешной. Но ещё в 1827 году трагедия вдохновила французского художника Эжена Делакруа на создание картины «Смерть Сарданапала».

Сарданапал, покорившийся судьбе, но не боящийся её, лежит, окружённый роскошными тканями, богатой утварью, драгоценностями. Свирепые и равнодушные прислужники готовы умертвить прекрасных наложниц царя, не желающего, чтобы кто-то наслаждался всем тем, что было когда-то дорого ему. Приказ поджечь дворец уже отдан, и все обречены. Самого пламени мы не видим, но его отблесками озарены люди и предметы на картине, и эти кровавые отблески резко контрастируют с нечеловеческим спокойствием тирана. «Смерть Сарданапала» считают самой романтической картиной Делакруа. Выставленная в Салоне, она вызвала возмущение критиков своей «непристойностью» и «смакованием жестокости». Также недовольство «знатоков», привыкших к максимальной точности каждой детали, вызвала «незаконченность» картины, которая вблизи производила впечатление мастерского наброска, с размытыми контурами и грубыми мазками. Нужно сказать, сам Делакруа был совершенно уверен в провале картины. «Меня освищут…», написал он в день открытия выставки. Но времена академической, фотографически точной живописи безвозвратно уходили, и «Смерть Сарданапала» ныне занимает своё законное место в одном из лучших музеев мира — в Лувре.

Фрески и более поздняя жизнь

В 1838 году Делакруа выставил « Медею, собирающуюся убить своих детей» , что произвело фурор в Салоне. Его первая крупномасштабная обработка сцены из греческой мифологии, картина изображает Медею, сжимающую своих детей, кинжал вытащил, чтобы убить их в отместку за ее оставление Ясоном . Три обнаженные фигуры образуют оживленную пирамиду, залитую палящим светом, проникающим в грот, в котором спряталась Медея. Хотя картина была быстро куплена государством, Делакруа был разочарован, когда ее отправили в Лилльский музей изящных искусств ; он намеревался повесить его в Люксембурге, где он должен был присоединиться к «Барке Данте» и « Сценам из резни на Хиосе» .

С 1833 года Делакруа получил многочисленные заказы на украшение общественных зданий в Париже. В том же году он начал работать в Королевском салоне в Палате депутатов во Дворце Бурбонов , который был завершен только в 1837 году, и начал дружбу на всю жизнь с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже . В течение следующих десяти лет он рисовал как в Библиотеке Дворца Бурбонов, так и в Библиотеке Дворца Люксембург. В 1843 году он украсил церковь Сен-Дени-дю-Сен-Сакреман большой Пьета , а с 1848 по 1850 год расписал потолок в Галерее Аполлона в Лувре . С 1857 по 1861 год он работал над фресками для Chapelle des Anges в церкви Сен-Сюльпис в Париже. Среди них были « Борьба Иакова с ангелом », «Святой Михаил, убивающий дракона» и «Изгнание Гелиодора из храма». Эти заказы предоставили ему возможность создавать крупномасштабные произведения в архитектурном окружении, как и те мастера, которыми он восхищался, Паоло Веронезе , Тинторетто и Рубенс.

Работа была утомительной, и все эти годы он страдал от все более хрупкой конституции. Помимо дома в Париже, с 1844 года он также жил в небольшом коттедже в Шампрозе , где нашел передышку в сельской местности. С 1834 года и до самой смерти о нем преданно заботилась его экономка Жанна-Мари ле Гийу, которая ревностно охраняла его личную жизнь и чья преданность продлила его жизнь и его способность продолжать работать в более поздние годы.

В 1862 году Делакруа участвовал в создании Национального общества изящных искусств . Его друг, писатель Теофиль Готье , стал председателем, а художник Эме Милле — заместителем председателя. Помимо Делакруа, в комитет входили художники Каррье-Бельёз и Пюви де Шаванн . Среди экспонентов были Леон Бонна, Жан-Батист Карпо , Шарль-Франсуа Добиньи , Гюстав Доре и Эдуард Мане . Сразу после его смерти в 1863 году общество организовало ретроспективную выставку 248 картин и литографий Делакруа — и прекратило проводить дальнейшие выставки.

Зима 1862–1863 годов была для Делакруа чрезвычайно суровой; он страдал от сильной инфекции горла, которая, казалось, ухудшалась в течение сезона. Во время поездки в Чампрозай он встретил друга в поезде и после разговора устал. 1 июня он вернулся в Париж к своему врачу. Две недели спустя, 16 июня, ему стало лучше, и он вернулся в свой загородный дом. Но к 15 июля он был достаточно болен, чтобы снова обратиться к врачу, который сказал, что он больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую он мог есть, были фрукты. Делакруа осознал серьезность своего состояния и написал завещание, оставив подарок каждому из своих друзей. Для своей доверенной домработницы Дженни Ле Гийу он оставил достаточно денег на жизнь, приказав продать все в своей студии. Он также вставил пункт, запрещающий любое изображение его черт, «будь то посмертная маска, рисунок или фотография. Я запрещаю это прямо». 13 августа Делакруа умер вместе с Дженни. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Его дом, ранее расположенный вдоль канала Марны , теперь находится недалеко от съезда с автострады, ведущей из Парижа в центральную Германию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: