Картина богатыри в. м. васнецова: описание и анализ

История написания

Виктор Васнецов писал это полотно 27 лет. Первые наброски были сделаны в 1871 году, а последние мазки — в апреле 1898 года. Сразу после написания картину купил П. Третьяков для своей галереи, где она находится и по сей день. “Богатыри” написаны маслом на холсте. Это огромное полотно, по величине составляющее 295,3х446 см.

Идея создания появилась в годы, когда народные фольклорные сюжеты были весьма популярны. И хотя мода на них быстро прошла, для Васнецова народные предания стали основой его творчества.

Рис. 1. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович). В. М. Васнецов. 1881—1898 гг.

Художник в основу сюжета поставил трех величайших богатырей Руси: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича. Они изображены на выезде во время службы. Зоркие глаза пристально высматривают врага и следят за тем, чтобы народ был в безопасности и никем не обижен.

Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри»

Современники о картине «Богатыри».

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…

В. М. Василенко. «Богатыри».Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы. Над ними облака безмолвны. С вышины Спускаются орлы. Плющом оплетены Крутые склоны гор. И в синей дымке голы. Овраги глубоки. И странные глаголы Порою в глубине их зарослей слышны: То ветер кружится, медвяный дух весны Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.

На солнце светятся как золото, щиты. Богатыри глядят в степную даль, в пустыню: Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы. Богатыри стоят у киевской заставы.

Ф. И. Шаляпин. «Маска и душа». 1932.

На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

наверх

Илья Муромец на картине Васнецова «Три богатыря»

Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди троих богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее:

  • герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом;
  • будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье;
  • до 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.


Илья Муромец

Для создания картины с тремя героями были задействованы настоящие натурщики и лучшие лошади из усадьбы Абрамцево. Чтобы передать дух старины, использовалась подлинная одежда древнерусских витязей.

На картине богатырь, облаченный в шлем и доспехи, внимательно всматривается вдаль. Он оглядывает пристальным взглядом русскую землю, чтобы вовремя заметить малейшую опасность. На левой руке витязя виден щит, с правой руки, которую он приложил ко лбу, свисает булава.

Илья Муромец изображен восседающим на могучем вороном коне, поперек которого он расположил копье. На верном спутнике богатыря тяжелая сбруя, помогающая обуздать его. Конь искоса смотрит красноватым глазом и круто выгибает шею. Он выглядит так же уверенно, как и всадник, демонстрирует свою ежеминутную готовность к бою.

Ход занятия:

1. Организация детей. Формулирование темы занятия

— Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

А начну я нашу беседу с поговорки «Славна богатырями земля русская».

— Попробуйте определить в ней главное слово (богатыри(

— Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.

2. Основная часть. Беседа. Актуализация знаний.

— Кто же такие богатыри (ответы детей)

-Какими словами можно заменить слово «богатырь»?

Богатырь- силач, борец, воин, храбрец

Воспитатель обобщает:

БОГАТЫРИ (от. др. -тюрк. багатур-храбрый воин,защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. В древнерусском языке слову «БОГАТЫРЬ» соответствовали «храбр», «храбор», «удалец».

— Ребята, есть в народе такие выражения «БОГАТЫРСКАЯ СИЛА». Как вы его понимаете? (большая, могучая, громадная.)

-А выражение «БОГАТЫРСКОЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ»? (могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост.)

— А что такое «БОГАТЫРСКАЯ УДАЛЬ»? (смелый, решительный, отважный.)

— А что ещё может быть богарырским? (конь, меч, свист, удар.)

— Каких богатырей вы знаете? (ответы детей)

— Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.

Сегодня мы поговорим о трёх богатырях, которых озобразил Виктор Михайлович Васнецов на картине «БОГАТЫРИ»

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В,М,ВАСНЕЦОВА

-Я приглашаю вас войти в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока играет музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем услышать в картине, какие запахи почувствовать. (Слушание произведения П. И. Чайковского)

(ответы детей)

— Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное.).

ФИЗМИНУТКА.

дружно встанем- раз, два, три-

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо-

Получается на славу!

(Дети садятся на места, занятие продолжается)

-Посмотрите, ребята, в центре картины три богатыря. Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко (внимательно)всматривались вдаль: «НЕ ВИДАТЬ ЛИ ВРАЖЕСКИХ КОСТРОВ, НЕ СЛЫХАТЬ ЛИ ТОПОТА ЧУЖИХ КОНЕЙ?»

— Рассмотрите, во что одеты богатыри? Чем они вооружены? (ответы детей)

— Где тут самый старший богатырь? Кто это? (ответ детей). Что он делает? Как вооружён? Какой конь у Ильи Муромца? (Чёрный как?. земля, ворон, уголь.)

— Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? (ответы детей)

— Как зовут третьего богатыря? Что вы о нём знаете? Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? (душа-парень). как он смотрит? Чем вооружён?

— Кто из богатырей вам понравился больше всего? Почему?

— Какие впечатления у вас вызвала картина «БОГАТЫРИ»? (ответы детей)

ЛЕКСИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ НАОБОРОТ» (игра с мячом)

Храбрый.

Сильный.

Быстый.

Добрый.

Умный.

Высокий.

Большой.

Побеждать.

-А теперь, ребята, давайте соберём богатыреё в дорогу, на подвиг героический. (дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»- дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ БОГАТЫРЯ В ДОРОГУ»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии. Закрепить в речи их названия.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия.

ХОД: воспитатель предлагает собрать богатыря а путь-дорогу. Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю.

_Молодцы! (итог игры)

— А теперь, давайте вернёмся в наше время.

— Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей).

— Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)

— Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)

— Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

— Как и в старину, матушка- Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, зщитников Родины.

Описание картины Васнецова Богатыри – былинные богатыри стражи земли русской

Что открывается нам при взгляде на картину великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова Три Богатыря? Простор земли русской, ее свободный сильный дух! Широкая равнина, далее – пологие холмы, поросшие густым лесом, уходящие в такую немыслимую даль, что становятся голубыми, зыбкими в воздушной перспективе, укутанные, словно шалями, пластами прозрачного воздуха. Трое русских витязей стоят на этой широкой равнине среди пожухлой степной травы и молоденьких елочек, занесенных сюда, бог знает каким ветром, воспринимающихся зрителем как намек на преемственность поколений.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….

Небо, взмывающее ввысь, неласковое, тревожное, кучевые облака клубятся, словно дым, наводя на мысль о какой-то неясной пока опасности, грозящей родной земле. Может быть, там, в небе, уже идет бой между небесными покровителями Руси и полчищами темной силы? На полотне художника В.М. Васнецова перед нами предстают 3 богатыря, главные герои старинных русских былин – Добрыня Никитич, Илья Муромец и юный витязь Алеша Попович. На богатырских доспехах отсветы пасмурного неба, зеленовато-серые. Всадники внимательно смотрят вдаль, и сильные богатырские кони готовы в любой момент сорваться с места и ринуться вперед, неся всадников навстречу врагам.

Сокровенный смысл картины художника В.М. Васнецова 3 богатыря

Великое полотно Виктора Васнецова воскрешает потрясающие в своей духовной мощи образы защитников Древней Руси, здесь три богатыря не стоят в задумчивости на распутье, но точно знают, для чего они пришли на границу, чей покой и чьи жизни берегут. Могучие фигуры Богатырей на конях поднимаются подобно горам. На пороге нового для него ХХ века, известный художник Виктор Васнецов желал показать преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим, которое еще предстоит выстрадать, и за которое придется дать высокую цену. Образы на картине Три Богатыря очень внятные, конкретные, витязи воспринимаются как олицетворение творческих сил земли русской. Богатыри наделены исконно русским характером – основательностью, мудростью, гордостью, стремлением защищать свою землю. Но, вместе с тем, мы видим поэтическое начало русской души, чутье ко всяким проявлениям красоты.

Символика картины Васнецова

Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.

«Три богатыря» Васнецова — картина из янтаря

Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:

Илья Муромец символизирует основательность, рассудительность, неторопливость

Он является носителем народной мудрости, опыта и традиций.

Добрыня Никитич предстаёт в ипостаси храброго защитника своей семьи и Родины, служащего ей до последнего вздоха.

Алёша Попович, на поясе которого висят и меч, и гусли, воплощает сразу два начала – отважного бойца и поэта, чуткого к любым проявлениям красоты.. Неслучаен и выбор пейзажа

Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже – по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого»

Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже – по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».

Кенджа и разбойники

Спокойно прошло дежурство старших братьев, и вот стал охранять их покой младший – Кенджа. Подул ветер, и потушил костер. Решил Кенджа, что плохо без огня оставаться и взобрался на холм, оглядеться. Увидел он далеко-далеко мигающий огонек. Пошел он туда, к одинокому домику с огнем в окошке. Заглянул богатырь в окошко и увидел двадцать человек за столом. Лица у них были недобрые, понял парень, что это разбойники и они что-то недоброе замышляют. Стал думать, как ему быть. Уйти и так все оставить не позволяла совесть. Решил он хитростью заслужить доверие бандитов и решить потом, что с ними делать.

Зашел Кенджа в дом и попросился к разбойникам. Атаман принял его. Наутро отправились бандиты грабить казну шаха. Первым через забор отправили богатыря, чтобы увидеть, спит ли стража. Брат сказал им, что можно пробираться, а сам срубил головы всем разбойникам по очереди и отправился во дворец. Там крепко спала стража и девушки-прислужницы. Увидел Кенджа три двери. Тихо зашел он в первую, там спала очень красивая девушка. Богатырь снял с ее пальца золотое колечко и положил его в карман. В двух других комнатах спали красавицы прекраснее первой. У них снял Кенджа серьгу и браслет и тихо вернулся к братьям.

Богатыри

В центре картины изображены образы трех богатырей: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо).

Богатыри изображены как смелые и храбрые мужчины, которые готовы защитить свою Родину от врага. Богатыри внимательно осматривают окружающую обстановку, чтобы вовремя вступить в борьбу с противниками.

На богатырях надеты доспехи, у каждого из них есть собственное оружие, которое подчеркивает индивидуальность каждого богатыря: Добрыня Никитич имеет меч, Илья Муромец – булатную палицу и копье, Алеша Попович – лук.

На переднем плане также изображены и кони, на которых сидят богатыри. Гнедой и вороной кони обыденны в поведении, что подчеркивает, что борьба с противниками – обычное для них явление. Белый конь храбро смотрит вдаль, показывая зрителю, что и кони, и богатыри сделают все возможное, чтобы защитить Родину.

https://youtube.com/watch?v=8vPQKM5UOJU

https://youtube.com/watch?v=i72EqaXjpVI

Натурщики и пейзаж

Илью Муромца Васнецов писал и с владимирского крестьянина, грузным телом напоминавшего Илью, и с абрамцевского кузнеца, степенного красавца со спокойными глазами, и даже с московского извозчика, «здоровенного детины – вылитого Ильи», по словам художника.

В былинах Добрыня молодой, но Васнецов решил сделать его зрелым. В его образе живописец соединил портретные черты В.Д. Поленова, свои собственные и своего отца.

Алёшу Поповича художник писал с сына мецената Мамонтова, у которого в Абрамцево Васнецов гостил. По словам художника, три могучих дуба, увиденные им здесь из окна, помогли ему передать богатырский дух персонажам.

Натурщики облачались в настоящую одежду воинов Древней Руси, которую для художника выдавали напрокат в Историческом музее.

Васнецов долго думал и над достойным своим богатырям пейзажем. Однажды на прогулке по Абрамцево художник оказался в широком поле, окружённом густым лесом. Вот красота и величие земли русской! Здесь и была построена мастерская, сюда привозили натурщиков и лошадей.

Описание 3

Васнецов работал над своей картиной Богатыри около 30 лет, начинал в 60-х годах 19 века и завершил в 1898 году, то есть фактически на стыке веков и эпох. В тот период России требовался моральный ориентир, поэтому романтизм в духе обращения к легендам предыдущего времени, какому-то Золотому веку былинной Руси был более чем кстати. На самом деле все эти увлечения сказочной Русью мы можем наблюдать у огромного количества творческих людей второй половины 19 – начала 20 века.

Эта картина является практически эталонным образцом для описываемой тенденции. Перед нами три богатыря, которых мы можем сравнить с современными героями комиксов или компьютерной игры, либо чего-то подобного. Конечно, подобные сравнения не имеют собственной целью как-то принизить значение былинных богатырей, но они довольно точны.

Богатыри на самом деле представляют собой не столько подлинных героев, хотя мы знаем из летописей про существование таких богатырей, но архетипы. Так Илья Муромец представляет собой силу. Он самый массивный из всех, располагается по центру, держит такое копье, которое не каждый и подымет.

С боку располагается Добрыня Никитич у него подлиннее борода по сравнению с Муромцем и этот факт указывает на его мудрость. Действительно Добрыня представляет собой такого воина, который умудрен жизненным опытом, он держит меч. Третьим богатырем является самый молодой Алеша Попович (то есть сын попа, по сути, представитель духовного сословия, который стал воином) который держит лук, но также имеет и гусли, он олицетворяет собой молодость, творчество и в какой-то степени является учеником более зрелых богатырей.

Если взять подлинные былины, которые имеются об этих богатырях, то мы узнаем как образы на самом деле приукрашали в популярной культуре. Древнерусские легенды о богатырях изобилуют довольно суровыми и жестокими подробностями поведения этих воинов, в том числе и к довольно безобидным людям. Эти источники доброй сказкой не назовешь.

Картина Васнецова представляет собой своеобразную выжимку и некий идеал, который отличается от преданий и легенд об этих героях. Художник стремился запечатлеть универсальный тип защитников Руси.

2, 3, 4, 7 класс

Сочинение по картине «Богатыри» − 3 класс

Вариант 1

План

  1. В. М. Васнецов – великий русский художник.
  2. Три молодца – три богатыря.
  3. Былинный герой – Илья Муромец.
  4. Мудрый Добрыня.
  5. Смелый Алеша Попович.
  6. Неповторимость русской природы.

В. М. Васнецов по праву считается выдающимся русским художником. Его картины поражают воображение зрителя на протяжении долгих лет — например “Снегурочка” и “Аленушка”. Не является исключением и картина «Богатыри».

На ней изображены былинные защитники родины, сильные, могучие люди. Они зорко охраняют границы своего государства, и всегда готовы броситься на его защиту. В их позах чувствуется спокойствие, но это впечатление обманчиво. Они в любую минуту готовы отразить угрозу. Их имена известны всем – это Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Их лица уверенные и спокойные. Но, они, нисколько не задумываясь, умрут за Русь.

В центре картины – Илья Муромец. Он одет просто, что выдает его крестьянское происхождение. У него копье. Оно большое и побывало не в одной битве, но он вполне легко управляется с ним. Лицо у него настороженное с широкими скулами. Брови его нахмурены. Он не привык шутить с врагом. Под стать ему и конь. Он величественен и тяжел. А как иначе, он должен хорошо служить своему хозяину. Илья заботиться о своем друге – он красив и ухожен. На правой руке у него висит палица. Она большая и тяжелая, как раз для такого богатыря.

По правую руку от Ильи находится Добрыня Никитич. Он княжеского происхождения. Его убранство дорогое, его щит украшен золотом, сбруя коня с золотыми подвесками. Конь – верный помощник, побывавший не в одном сражении. Он тоже на чеку. Его грива развивается на ветру. Он быстр, стремителен и красив. Взгляд Добрыни суров. В руках он держит меч. Добрыня готов к битве с врагом. Он наполовину достал меч из ножен и держит его наготове. Вид его полон решимости, он сможет отбить любое нападение.

Алеша Попович самый молодой из богатырей. Он сын священнослужителя, но не смог усидеть дома, когда Россия в опасности. Несмотря на свою молодость, он храбр и отважен и не уступает своим соратникам. В руках он держит лук. Стрелы, выпущенные им, летят стремительно и точно в цель. Он не расстается с гуслями. Это говорит о его романтической натуре. Его конь рыжей масти, он отважен и горяч.

Природа на картине тоже передает тревожность. На заднем плане видны грозовые тучки. Судя по развивающимся гривам лошадей и неспокойной траве, дует ветер. Несмотря на то, что на картине богатыри как – будто замерли в статичных позах и стоят как монументы, но создается ощущение, что в любой момент они готовы сорваться с места и броситься на защиту границы.

Вариант 2

План

  1. Картина Васнецова – историческое достояние.
  2. Грозный Илья Муромец.
  3. Благородный Добрыня.
  4. Романтичный Алеша.
  5. Природа матушки Руси.

Картина великого русского мастера—живописца Васнецова «Богатыри» написана по мотиву былины. Она является самым известным произведением автора. Произведение восхищает своей силой и величественностью и по праву занимает почетное место в Третьяковской галереи, рядом с картинами Айвазовского, Репина, Сурикова и Серова.

Несмотря на свои различия во внешнем виде и происхождении богатыри передают все могущество русского народа. Центральное место занимает Илья Муромец. Он поистине воплощение богатырской силы. Справа от него потомок княжеского рода Добрыня Никитич, слева — самый молодой Алеша Попович.

Илья имеет грозный вид. Он смотрит вдаль, вооружен копьем, щитом и палицей. Под ним его верный помощник—конь вороной масти, такой же большой и сильный как его хозяин. Он нетерпелив и готов в любую минуту мчать своего наездника в бой.

Добрыня Никитич одет дорого и благородно. Конь ему под стать — белый, красивый со сбруей, украшенной золотыми деталями. Добрыня уже приготовился к схватке с врагом, вынул наполовину меч из ножен. Его лицо выдает тревогу, он зорко смотрит вдаль в ожидании врага.

Алеша Попович искусно владеет луком и стрелами, и еще он не расстается со своими гуслями. Красив, молод, взгляд его с хитрецой. Но, вместе с тем, он отважен и ничем не уступает своим старшим товарищам.

Природа на картине неспокойна и чувствуется напряжение. Дует легкий ветер. Трава-ковыль шумит и колышется. На заднем плане сгущаются грозовые тучи. Богатыри на картине — собирательный образ русских воинов, бесстрашных и храбрых. Они стоят на защите границ великой матушки Руси.

Еще тесты

  • Анатомия
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Биология
  • Литература
  • История
  • Педсовет
  • Естествознание
  • Финансы и кредит
  • Правоведение
  • Товароведение
  • Экономика
  • Социология
  • Маркетинг
  • Обществознание
  • Культурология
  • Математика
  • Философия
  • Русский язык
  • Психология
  • Политология
  • Делопроизводство
  • Бухгалтерия
  • ОБЖ
  • Орфография
  • География
  • Биографии
  • Физика
  • Пунктуация
  • Краткие содержания
  • Химия
  • Менеджмент
  • Тест на тему Тест по теме Дыхательная система человека 7 вопросов
  • Тест на тему Строение человека — анатомия внутренних органов 7 вопросов
  • Тест на тему Гормоны — определение, виды, функции, роль в организме человека 5 вопросов
  • Тест на тему Лейкоциты в крови — строение, где образуются и разрушаются, норма содержания 5 вопросов

Все тесты

История создания картины

Как часто бывает, любому выдающемуся творению предшествует ряд случайностей, которые подтолкнули мастера на создание своего шедевра. Так было и с Васнецовым. Известный русский художник в 1871 году посещает мастерскую своего друга.

Там он вдохновляется увиденным и делает простой карандашный набросок будущей картины. Впрочем, стал бы клочок бумаги размером 19 на 26 сантиметров первым шагом к созданию знаменитого полотна – большой вопрос. К счастью, этот набросок увидел мастер исторической живописи П. П. Чистяков, что и посоветовал Васнецову приступить к работе над этой картиной.

Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Именно идеей Чистякова стало использование образов былинных богатырей, а не трёх простых всадников. Однако уже на этом первом наброске заметны все основные детали и особенности будущей картины. Первый эскиз своего произведения Виктор Васнецов преподнёс своему другу, Поленову, в доме-музее которого он хранится и сегодня.

Однако Поленов не хотел принимать лишь зарисовку. Он уговорил живописца создать настоящую большую картину, к чему Васнецов приступил позднее. В целом, на создание полотна ушло более двадцати лет – со дня того самого знаменитого наброска на маленьком листе бумаги до воплощения идеи на холсте.

Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»

Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.

В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:

В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия

Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.

Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:

Илья Муромец воплощает физическую силу и мудрость самого старшего из богатырей

Добрыня Никитич привлекает к себе внимание живостью взгляда – сразу ясно, что перед нами находчивый и смелый человек. Алёша Попович, самый младший из богатырей, – явно считается метким стрелком

На боку его лошади заметны гусли, а значит, именно он любит развлекать товарищей своей музыкой во время привала.

Илья Муромец, фрагмент картины «Богатыри»

Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.

Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:

Виктор Васнецов на фоне картины «Богатыри», 1898 год

Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: