Оплакивание мертвого христа (боттичелли, милан)

Биография живописца

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в середине 15 века во Флоренции, родине южного Ренессанса, в семье ремесленника – кожевника. Вскоре после смерти отца его дело перешло к старшему брату маленького Алессандра, прозванного «Бочонок» (Боттичелли) из-за его пивного живота или сильной склонностью к винопитию.

От старшего брата смешное прозвище получили и все четыре младших. Благодаря усилиям старших братьев будущий известный художник получил образование в доминиканском монастыре.

Одной из первых профессий, полученных Сандро, была уважаемая и весьма востребованная в то время профессия ювелира. Она научила художника правильному нанесению золотистых и серебристых оттенков в пейзажи своих картин. Кстати, некоторые исследователи искусства эпохи Возрождения считают, что имя «Боттичелли»- означает –серебряных дел мастер.

Средний брат Антонио стал известным ювелиром, а Алессандро решил посвятить свою жизнь живописи. В 1470 году молодой художник получил свой первый заказ от монастыря Святого Доминика: ему поручили изобразить аллегорию Силы для галереи христианских добродетелей. Картина была помещена в зале суда торговой палаты. Уже через год о молодом живописце заговорили во всей Италии.

Его Святой Себастьян, написанный для церкви Святой Марии Марджоре, истинно добродетелен, через прекрасные черты лица юного христианина Сандро показал его душу, чистую и невинную. Все произведения художника пронизаны горячей верой и непоказной любовью к Богу. Они сочетают в себе  непревзойденное мастерство и духовную наполненность и непринужденность.

В этом же году он показывает себя искусным реставратором, восстанавливая полностью утраченную фреску  в капелле Коронования Божьей Матери.

В 1470-м году живописец сблизился со знатной семьей Медичи, которые окружили себя знаменитыми поэтами, музыкантами, философами и живописцами. Так называемый «медицейский кружок» проповедовал философию Платона, т.е. субъективный идеализм.

Они верили в бессмертную душу, наделенную талантами и способностями, которые душа может сохранять и после смерти и передавать новому владельцу. Этим и объясняется появление гениальных произведений искусства, а также интуитивного знания.

Описание [ править ]

Картина изображает оплакивание (выражение великой скорби или глубокой печали) по поводу смерти Христа. Дева Мария сидит вертикально с мертвым Христом на коленях, его тело появляется крайне мало. Расположение двух тел создает Pieta, что по-итальянски означает «жалость» и представляет собой изображение Девы Марии, оплакивающей мертвого Христа. В Три Мариесе кружит внутреннюю группу , выражающее отчаяние. Мария Магдалина стоит у ног Христа в смятении. Святой Иоанн сидит над Девой Марией и берет ее за голову, пытаясь успокоить ее. Иосиф Аримафейскийстоит над группой, держащей терновый венец и три гвоздя. Боттичелли рисует фигуры в искаженных и искаженных позах. Он не применяет к живописи правил натурализма. Вместо этого он сосредотачивается на своих личных предпочтениях в геометрии. Именно этот стиль геометрии оказал влияние на художников эпохи Возрождения в третьем поколении.

Биография Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли родился во Флоренции и стал четвертым сыном в семье обеспеченного ремесленника. Точная дата рождения художника неизвестна, достоверно предполагаемый промежуток времени — между 1444 и 1446 годами. Традиционно указывается 1 марта‎ ‎1445 года. Известное нам имя Боттичелли получил в старшем возрасте: это прозвище его брата-купца, которое означает «бочонок». Полученное при крещении имя звучало так: Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

В ранней юности Сандро Боттичелли устроили учиться в ювелирную мастерскую, где он освоил искусство точного рисунка. С тех пор в его творчестве главной всегда была линия, а не цвет. Характерные для мастера черты — четкие контуры фигур, наличие узоров и орнаментов. Стать художником юноша решил после того, как увидел вызвавшие восхищение работы Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi). В ученики к этому известному живописцу Боттичелли устраивается примерно в 1462 году.

К моменту смерти Фра Филиппо Липпи в 1469 году Боттичелли уже стал самостоятельным и довольно успешным художником. Он писал на заказ прекрасных Мадонн и взял нескольких учеников, включая сына собственного учителя. Первую славу ему приносят «Аллегория силы», написанная для украшения зала суда, и «Поклонение волхвов», созданное для капеллы Медичи. Вторая работа вызвала всеобщее восхищение и обеспечила автору многолетнее покровительство влиятельного семейства Медичи.

В 1481 году Боттичелли принимает участие в росписи Сикстинской капеллы. Он написал три большие сцены и несколько воображаемых портретов пап. Во Флоренцию художник вернулся еще более известным, к тому времени многие его конкуренты покинули город: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) уехал в Милан, Андреа Верроккьо (Andrea del Verrocchio) — в Венецию.

В 1480-е годы живописец работал больше, чем когда-либо, и создал самые известные произведения, в том числе «Рождение Венеры» и «Весну». Две другие известные работы на тему античной мифологии — «Венера и Марс», написанная по случаю свадьбы в семействе Медичи, и «Паллада и Кентавр», символизирующая победу разума над страстями.

В начале 1490-х Флоренция пострадала от глубокого кризиса. Лоренцо Медичи умирает, вскоре французские войска изгоняют из города оставшихся представителей этого семейства. Неофициальным главой некогда веселой и свободной Флоренции стал мрачный монах Савонарола (Girolamo Savonarola), призывавший народ к покаянию и предрекавший конец света. Предположительно, Сандро Боттичелли тоже проникся духом этих проповедей. Он стал рисовать меньше и выбирал только религиозные темы для поздних работ. Умер художник 17 мая 1510 года в бедности, оставшись на попечении племянников. Своих детей у него не было.

Трудно поверить, что этого художника ждало долгое забвение. В течение ста лет после смерти, до начала маньеризма, мало кто вспоминал о нем. Затем он снова оставался в тени более знаменитых мастеров Возрождения. Лишь в XIX веке к нему пришла заслуженная слава. Во многом это произошло благодаря братству Прерафаэлитов, которые оценили красоту и благородство образов Боттичелли и многое переняли у него.

Описание

В центре композиции изображено неподвижное тело Христа, покоящееся на коленях Марии, изогнутое; Его окружают современные святые этого события: три Марии и Святой Иоанн, Святой Петр (справа) и другие фигуры, такие как Святой Иероним и Святой Павел, как вневременные свидетели, слева.

На заднем плане видна изломанная сторона скалистого холма, и мы можем видеть архитектуру саркофага ее гробницы за группой, где Мария изображена в Пьете , которую поддерживает Иоанн Евангелист, который нежно держит ее голову, а также поддерживает тело Иисуса. его саваном; в этой сцене участвуют три Марии: Мария-Мадлен в своей красной накидке поддерживает голову Христа и целует его лицо, другая в зеленой накидке закрывает нижнюю часть лица, глаза закатываются, третья — накидка бледно-зеленая, изящно поддерживает ноги Иисуса саваном, который прозрачно окутывает его.

Сбоку трое святых наблюдают за сценой издали: они смотрят, наклоняются, чтобы лучше рассмотреть центр сцены, но их лица не выражают никаких эмоций. Слева Святой Иероним в костюме отшельника с атрибутом своего камня, Святой Павел с мечом, покровитель церкви и справа Святой Петр с ключами, в постриге, синем халате и охристой накидке. .

Все они носят эллиптический нимб и ходят босиком.

Анализ

Подобная композиция из целлы хранится в музее Польди Поццоли в Милане. Единственное отличие состоит в том, что здесь сцена развернута в горизонтальном формате, что позволяет более обширную и менее компактную структуру персонажей.

Патетические выражения лиц и характеры персонажей — новость для Боттичелли, которому пришлось адаптироваться к новому духовному климату во Флоренции, установленному Савонаролой . Боттичелли отказывается от своего аллегорического вдохновения, которое было столь успешным при дворе Медичи , в пользу священных картин.

Вынужденные жесты и позы (хотя сама изогнутая фигура мертвого Христа остается очень средневековой) относятся к последней фазе творчества художника в поисках реалистичных форм и экстремальных выражений, подчеркнутых использованием ярких и контрастных цветов, которые, кажется, предвосхищают темы. в XVI — го  века

В этой эволюции стиля, теперь далекой от тонкой гармонии первых работ Боттичелли, мы можем угадать влияние проповедей монаха Савонаролы, которые спровоцировали мистический и религиозный кризис во Флоренции, который побудил Боттичелли отказаться от светских, мифологических и аллегорических идей. , его стиль свидетельствует об интимной заботе в художественной среде того времени.

Внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства

    (nl + en)  RKDimages

     :

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Антураж и меценаты Фра Филиппо Липпи  • Филиппино Липпи  • Мишель Марул  • Жюльен де Медичи  • Лоран Медичи  • Лоран II Медичи  • Микеланджело  • Флавий Митридат  • Пик де ла Мирандоль  • Ангел Политен  • Савонарола  • Сикст IV  • Симонетта Веспуччи  • Леонардо да Винчи
Портреты Юноша (Флоренция) (1470)  • Мужчина с медалью (1474)  • Эсмеральда Брандини (1475)  • Катрин Сфорца (1475)  • Симонетта Веспуччи (1476-1480)  • Жюльен де Медичис (Вашингтон) (1478-1480)  • Молодой человек держит медальон (1470-1480)  • Юноша (Вашингтон) (1482-1485)  • Юноша (Лондон) (1483)  • Юноша (Париж) (1475-1500)  • Девушка (Франкфурт) (1480-1485)  • Молодая женщина (Флоренция) (1485)  • Лоренцо Лоренци (1490–1495)  • Данте (1495)  • Мишель Марулль (1497)
Светские произведения Паллада и Кентавр (1482 г.)  • Весна (1482 г.)  • Венера и Марс (1483 г.)  • Настаджио дельи Онешти (I) , (II) , (III) , (IV) (1483 г.)  • Рождение Венеры (1485 г.)  • Фрески на вилле Торнабуони (1483-1486)  • Клевета Апеллеса (1495)  • Вирджиния Романа (1498)  • Трагедия Лукреции (1498)
Библейские сцены Возвращение Юдифи в Ветиллию (1470 г.)  • Обнаружение трупа Олоферна (1470 г.)  • Алтарь Святого Амвросия (1470 г.)  • Поклонение волхвов (Флоренция) (1475 г.)  • Сцены из рассказа Эстер (1475 г.) )  • Благовещение Сан-Мартино алла Скала (1481)  • Испытания Моисея (1481-1482)  • Наказание мятежников (1481-1482)  • Искушение Христа (1481-1482)  • Поклонение волхвов ( Вашингтон) (1482)  • Благовещение Cestello (1489-1490)  • Рождество (1488-1490)  • Алтарь Сан — Марко (1488-1492)  • Плач над Мертвым Христа (Мюнхен) (1490-1495)  • Оплакивание мертвого Христа (Милан) (1490-1495)  • Мистическое Рождество (1500-1501)
Мадонны Богородица с младенцем (1467)  • Богородица в лоджии (1467)  • Богородица с младенцем и двумя ангелами (1468-1469)  • Богородица с младенцем и двумя ангелами и Иоанном Крестителем (1468-1470)  • Богородица в Розарий (1469-1470)  • Богоматерь с младенцем и юный Иоанн Креститель (1470-1475)  • Мадонна Евхаристии (1470)  • Мадонна Барди (1480)  • Мадонна Книги (1480)  • Мадонна из Магнификата (1481 г.)  • Мадонна с гранатом (1487 г.)  • Мадонна в павильоне (1493 г.)
Другие религиозные произведения Ла Форс (1470)  • Святой Себастьян (1474)  • Святой Августин (Огниссанти) (1480)  • Святой Августин (Офисы) (1490-1494)  • Божественная комедия (1485-1490)  • Последнее причастие Святого Иеронима (1494-1495) )  • Святой Иероним (ок. 1500)  • Сцены из жизни святого Зеноба (1500-1505)
Авторы ( XX — го и XXI — го  века) Кристина Ацидини Лучинат  • Даниэль Арассе  • Джулио Карло Арган  • Умберто Бальдини  • Кьяра Баста  • Бернар Беренсон  • Хорст Бредекамп  • Марсель Брион  • Андре Частель  • Софи Шово  • Джон Поуп-Хеннесси  • Эби Варбург  • Франк Цёлльнер
  • Портал живописи
  • Портал эпохи Возрождения
  • Портал Италии
  • Мюнхенский портал

Исторический

История , касающиеся начального положения работы было выяснено в начале в XIX — го  века Дж Меснил, который после того, как подтверждение того, что работу , схожую хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене выходит из церкви Сан — Paolino во Флоренции; он также установил, что изначально это был алтарь небольшого погребального алтаря в церкви Санта-Мария-Маджоре во Флоренции, отождествляя его с алтарем , описанным Джорджо Вазари как «  Pietà con figure piccole, allato alla cappella из« Panciatichi , molto bella  ». Алтарь был заказан Антонио Чиони, и, вероятно, это был его сын Донато д’Антонио, который заказал работу, даже если эта интерпретация все еще оспаривается различными историками искусства, среди которых Меснил, потому что Донато д’Антонио в экономических документах того времени делал не кажется достаточно удачливым, чтобы покрыть такие расходы.

Алтарь был разрушен в 1629 году и передал алтарные в ризнице , где он был замечен Джузеппе Рич  (его) к середине XVIII — го  века. С этого момента следы работы теряются до того момента, когда она вновь появляется в коллекции Джан Джакомо Польди Пеццоли  (оно) в 1870-1875 годах, соответствующих последним годам его жизни.

Запрестольный в хорошем состоянии , были восстановлен г — ном Pellicioli в 1951 году Ее вверх окрашено красный с белой темперой краем и усилен три деревянных шпалами , вероятно , применяемых в начале XX — го  века.

Датировку обычно можно сравнить с оплакиванием Старой пинакотеки в Мюнхене, произведением последнего этапа творчества художника.

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

«Рождение Венеры»

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Последние годы жизни

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

  • «Мистическое Рождество»;
  • «Покинутая»;
  • серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
  • сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

Личная жизнь

Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.

Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.

https://youtube.com/watch?v=ytib3zOXYUA

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: