За что автор «алых парусов» получал «неуды» в вятке

После смерти писателя

Когда Александр Грин скончался, то, благодаря стараниям ведущих советских писателей, был напечатан сборник из его произведений. Его вдова продолжала жить в Старом Крыму, сначала была в оккупации, а затем её угнали в Германию на трудовые работы. После окончания войны она вернулась в СССР, где была обвинена в измене Родине. Жена А. Грина почти 10 лет провела в сталинских лагерях. После окончания войны книги А. Грина были признаны чуждыми пролетариату и запрещены. Лишь после смерти И. В. Сталина писатель был реабилитирован, а его книги вновь стали издаваться. Пока супруга А. Грина отбывала свой срок, дом в Старом Крыму перешёл в собственность других людей. С большим трудом она добилась того, чтобы его вернули ей. В 1960 году Нина открыла в нём музей Александра Грина и последние годы своей жизни посвятила ему.

Скитания и революционная деятельность

Окончив училище, Грин поехал в Одессу, чтобы осуществить свою детскую мечту. Он хотел стать моряком на большом судне.

Интересно, что изначально ему пришлось какое-то время даже бродяжничать, не имея достаточных средств к существованию.

В один прекрасный момент он наконец-то очутился на борту корабля. Однако с каждым днем Александр все больше разочаровывался в матросском деле. В итоге, Грин серьезно поскандалил с капитаном и сошел на берег.

В 1902 г. он был вынужден поступить на службу, так как у него катастрофически не хватало денег. Солдатская жизнь для Грина оказалась настолько тяжелой, что он решил дезертировать.

Затем в биографии Грина происходит новое увлечение: он знакомится с революционерами и начинает вместе с ними агитационную деятельность.

Через год писателя арестовали и отправили на 10-летнюю каторгу в Сибирь. Помимо этого, он получил дополнительно 2 года ссылки в Архангельск.

Литературная деятельность А. С. Грина

После революции были написаны самые значимые романы писателя. С 1920 по 1924 гг. он трудился над своими знаменитыми романами. В этот период были написаны «Блистающий мир», поведавший о человеческих ценностях и свободе человека, и «Алые паруса» — о вере и всепобеждающей мечте.

В 1926 г. А. Грин написал свой главный и последний масштабный роман-фэнтези — «Бегущая по волнам», который входит в список 100 рекомендованных для школьников произведений. Особенно ярко талант автора проявился и в его повестях «Зимняя сказка», «Зеленая лампа», «Победитель», «Чужая вина».

Интересно то, что школьники и студенты могут не только читать оригиналы произведений, но и использовать краткое содержание и даже смотреть фильмы, которые сняты по многим произведениям Александра Грина.

Вятка конца XIX века была городом ссыльных

А еще — городом купцов и мещан. Немощеные улицы деревянной губернской столицы в распутицу становились непроходимыми от грязи. Вообще, сам город производил впечатление захолустья, хотя многочисленные храмы и монастыри на высоком берегу реки Вятки издали смотрелись живописно. Были в Вятке две гимназии, несколько училищ, книжные лавки, библиотеки, клуб, театр, типография и даже музей местного края.

Среди ссыльных, живших в Вятке, оказалось немало образованных людей — деятелей культуры, архитекторов, живописцев, предпринимателей. Много было и ссыльных поляков — они прибывали в город всякий раз после очередного восстания. Одним из этих ссыльных стал как раз отец Александра Грина Стефан Гриневский.

3

Уникальное место

Пространство нового музея адекватно сложности и многогранности автора «великого пятикнижия». Сердце экспозиции — мемориальная квартира, где писатель провел первые 15 лет своей жизни. Обстановка впервые была воссоздана в 1928 году по воспоминаниям младшего брата писателя Андрея Михайловича. На протяжении многих десятилетий сюда стекались поклонники со всего света

Для них было важно побыть в стенах, где сформировалась личность писателя, ведь всё идет из этого дома, его уклада, жизни Москвы тех времен

На втором этаже представлена историко-литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве классика, отдельные залы посвящены романам «Преступление и наказание», «Бесы», «Игрок», «Братья Карамазовы». Второй этаж позволяет пережить полную драматизма судьбу Достоевского и войти в мир его великих романов. Посетители смогут увидеть уникальные материалы, большая часть которых собрана вдовой писателя Анной Григорьевной

Большое внимание уделено пребыванию Достоевского на каторге, его возвращению и работе в качестве редактора журнала «Время и эпоха»

Как известно, много времени Достоевский провел за границей. Этой тематике посвящен особый раздел — там представлены фотографии культурных объектов, которые он посещал и о которых писал в своих произведениях — они вошли в его идеологическую концепцию взаимоотношений России и Европы.

Дневник для писателя

Фото: ТАСС/Гавриил Григоров

На третьем этаже разместилась та часть экспозиции, которую можно назвать «Достоевский после Достоевского», она посвящена восприятию творчества последующими поколениями читателей — писателей, художников, режиссеров, мыслителей. Раскрыть этот феномен помогают масштабные мультимедийные экспозиции. Особый раздел посвящен «Пушкинской речи» Достоевского — как апофеозу его творческой деятельности.

Помимо мемориальных и экспозиционных залов, в «Московском доме Достоевского» созданы досугово-образовательные пространства: театрально-лекционный зал (площадка научных дискуссий, музыкальных вечеров, камерных постановок) и уютное рекреационное пространство, где за чаем можно будет осмыслить и обсудить полученные впечатления, поделиться ими в интерактивной форме с другими посетителями.

— Надеюсь, что нам удалось создать интересное, наполненное смыслами и образами, интеллектуально насыщенное и в то же время уютное, теплое, приветливое пространство, куда посетители будут приходить не один раз — и не только школьники с экскурсиями, но и поклонники творчества, — сказал «Известиям» директор «Московского дома Достоевского» Павел Фокин.

Из необычного, что можно увидеть в музее, это зал, посвященный памяти Анны Григорьевны, добавил он. По его словам, он воссоздает «Музей памяти Достоевского», экспозицию, которую вдова открыла в 1906 году в Историческом музее.

— В новом музее можно увидеть предметы, которые раньше никогда не выставлялись в полном объеме. Такова, например, коллекция траурных лент, которые после похорон собрала Анна Григорьевна. Сейчас у нас появилась возможность показать эту композицию. Ленты прошли реставрацию, — добавил Павел Фокин. — Также мы представляем уникальные прижизненные фотографии — не репродукции, а отпечатки, многие из них с дарственными автографами Достоевского. И, конечно, книги — прижизненные издания.

Самое ценное в «Московском доме» — рабочее место Достоевского, его письменный стол, кресла и письменный прибор. Последний экспонат прошел довольно сложную реставрацию — вещь тонкой работы дошла до нас с большими утратами, подчеркнул Павел Фокин.

Дневник для писателя

Фото: пресс-служба администрации президента РФ/kremlin.ru

— Но, конечно, важны не столько предметы, а то, о чем они рассказывают, какие делают акценты. Нам хотелось показать Достоевского человеком колоссальной жизненной энергии, открытым к миру и людям. Он обладал удивительной силой духа и воли, был способен преодолевать самые невероятные испытания и всегда выходил из них победителем, полным надежд и оптимизма. Мы хотели создать музей сильного человека, — подытожил директор музея.

Юность

В 16 лет Александр Грин окончил четырёхклассное училище и уехал в Одессу. У него было твёрдое намерение стать моряком. Отец дал сыну немного денег, а также адрес друга. Когда Александр приехал в Одессу, то средства у него быстро закончились, а работу он не мог найти. Он голодал и бродяжничал. Юноша был вынужден обратиться за помощью к другу отца. Тот устроил его на пароход. Но моряка из А. Грина не получилось. Рутинный труд матроса очень быстро ему надоел. После этого он ездил по стране и пробовал себя в разных профессиях. Но нигде не задерживался надолго. В 1902 году он подался в солдаты. Прослужил полгода, 3 месяца из которых провёл в карцере. А. Грин дезертировал из армии. Скрыться ему помогли эсеры, с которыми он к тому завёл дружбу. Александр увлёкся революционными идеями. Он искренне отдавался борьбе с существующим строем.

В 1903 году за свою революционную деятельность А. Грин был арестован. После того как он попытался бежать, его перевели в тюрьму строгого режима. Следствие тянулось долго, в итоге он был приговорён к ссылке в Сибирь. Там он пробыл всего 3 дня и сбежал. Отец помог ему раздобыть чужой паспорт и уехать в столицу.

Интересные факты о жизни и творчестве А. Грина

Что ещё интересного хочется рассказать из краткой биографии:

  1. Писатель сбежал из ссылки с поддельным паспортом на имя Мальгинова, и целый год прожил в Питере.

  2. Автор использовал не только псевдоним Грин, а также Степанов, Мальгинов, Моравская.

  3. У Александра Грина была татуировка парусник на груди.

  4. Во время своих путешествий в юные годы успел поработать железнодорожником, лесорубом, рыбаком и даже золотоискателем на Урале.

  5. С 2000 года в России учредили награду имени писателя за особые достижения в сфере литературы для детей.

  6. Поэт всегда носил с собой фотоснимок отца.

  7. В 20-х годах был объявлен врагом народа и запрещен к публикации из-за его антиреволюционной писательской деятельности.

  8. По произведениям Грина снято множество экранизаций. Первый фильм вышел в 1958 г. («Алые паруса»), один из последних — фильм 2012 года «Зелёная лампа».

Начало творческого пути

В 1906–1908 гг. в жизни А. Грина наступил перелом. Летом 1906 г. из-под его пера вышли два рассказа, которые были опубликованы осенью этого же года. Жанр ранних рассказов был определен как “агитброшюра”. Они были посвящены солдатам царской армии, которые после революции 1905 г. часто устраивали кровавые карательные рейды.

Гонорар начинающий писатель получил, но весь тираж был уничтожен.

В начале 1908 г. Грин выпустил свой первый сборник. Большая часть сборника была посвящена эсерам.

В 1910 г. писатель выпустил второй сборник. Большую часть его составляли рассказы, написанные в жанре реализма. Проявив себя, как подающий надежды писатель, он познакомился с М. Кузьминым, В. Брюсовым, Л. Андреевым, А.Толстым.

Ближе всего он сошелся с А. И. Куприным.

Преимущественно писатель публиковался в “малой” прессе. Его рассказы издавались в “Биржевых ведомостях”, “Ниве”, “Родине”. Иногда он публиковался в “Современном мире” и “Русской мысли”.

В 1914 г. Александр Грин стал сотрудничать с журналом “Новый сатирикон”. Этот журнал опубликовал его сборник “Происшествие на улице Пса”.

После начала Первой мировой войны в творчестве писателя наметился очередной перелом. Его рассказы стали носить антивоенный характер.

Отношение к революции и советской власти

Советским писателем Александра Грина можно назвать только потому, что он жил в этот период. Он не разделял ценностей советской власти и крайне негативно относился к революции. 

В юности увлечение революцией привело его в царскую тюрьму и навсегда отбило желание принимать участие в подобных мероприятиях и вступать в какую-нибудь партию. Грин негативно относился к самой идее революции, однако ярости в нем она не вызывала, в отличие от И. Бунина, А. Толстого, З. Гиппиус. 

Осуждение властей Советского союза и критика революции в «Новом Сатириконе» чуть не привели писателя к смертной казни.

Телефонная дипломатия

Рабочий график президента в этот день не ограничился только культурной программой. 11 ноября Владимир Путин провел второй за два дня телефонный разговор с и. о. канцлера ФРГ Ангелой Меркель. Политики продолжили обсуждать ситуацию на границах Белоруссии со странами Евросоюза.

В частности, была отмечена важность скорейшего урегулирования возникшего миграционного кризиса в соответствии с международными гуманитарными нормами. Владимир Путин высказался в пользу восстановления контактов между государствами ЕС и Белоруссией в целях решения данной проблемы, сообщили в пресс-службе Кремля

Кроме того, лидеры обсудили украинский конфликт

Глава РФ обратил внимание на деструктивную политику Киева, который, по его мнению, всё больше делает ставку на силовые методы, в том числе используя в нарушение минского комплекса мер ударные беспилотные аппараты. Он также отметил дестабилизирующий и опасный характер провокационной активности вооруженных сил США и ряда других стран НАТО в Черном море

Владимир Путин также созвонился с аргентинским коллегой Альберто Фернандесом, с которым он обсудил сотрудничество в борьбе с коронавирусной инфекцией.

Грин родился не в Вятке

Но рядом с Вяткой. В небольшом уездном городке Слободской, что в 35 км от губернского центра. Именно туда после амнистии разрешили переехать отцу будущего писателя, шляхтичу Стефану Евзебиевичу Гриневскому. До этого он отбывал ссылку в Сибири за участие в польском восстании 1863 года.

Николаевский храм в г. Слободском

Гриневский снимал в Слободском угол, работал в фотографии, потом — чертежником или писарем. А в 1872 году обвенчался с пятнадцатилетней Анной Лепковой, дочерью надзирателя Вятской мужской гимназии. После венчания Гриневские переехали из уездного Слободского в губернскую Вятку.

И все же первый сын Гриневских Саша, он же — писатель Александр Грин, родился именно в Слободском, когда в мае 1880 года семья ненадолго вернулась в уездный городок. Сына Гриневские крестили в местной Никольской церкви, а через год семья снова вернулась в Вятку.

2

Саша был старшим сыном в семье

В Вятке у Гриневских родилось еще трое детей.

Несмотря на то, что письмоводитель и бухгалтер Стефан Гриневский обязанности исполнял добросовестно и с усердием, мизерного его жалования едва хватало, чтобы прокормить всех домочадцев. Ко всему мать Саши, которая училась в Вятской фельдшерско-акушерской школе, болела туберкулезом в тяжелой стадии. Она успела закончить курсы повитух, получила свидетельство, но медицинской практикой занималась недолго. В 1895 году в возрасте тридцати семи лет Анна Степановна скончалась.

Степан Евсеевич — отец А. Грина. Лидия Авенировна — мачеха; Ангелина и Варвара — сестры, Николай и Борис — братья. Вятка, 1910

Отец остался с четырьмя детьми на руках. Через некоторое время он женился. Мачеха привела в семью своего сына. Позже у нее и Стефана родился еще один ребенок. Отношения Саши Гриневского с мачехой не складывались. Он даже поселился отдельно от большого семейства отца.

С одноклассниками тоже толком сойтись не удалось. Сам Грин свидетельствует в своей «Автобиографической повести»: «В общем, меня сверстники не любили, друзей у меня не было».

На счастье, у мальчика были книги. Читать он научился рано. Позже Грин вспоминал об этом так: «Потому ли, что первая прочитанная мной еще пятилетним мальчиком книга “Путешествия Гулливера в страну лилипутов” — детское издание Сытина с раскрашенными картинками, или стремление в далекие страны было врожденным — но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет. Я читал бессистемно, безудержно, запоем. В журналах того времени “Детское чтение”, “Семья и школа”, “Семейный отдых” — я читал преимущественно рассказы о путешествиях, плаваниях и охоте».

Позже Александру досталось настоящее сокровище — наследство от дяди, три огромных ящика с книгами. Книги были не только на русском, но и на польском, и на французском, и Саша Гриневский запоем читал Жюля Верна, Фенимора Купера, Эдгара По, Майна Рида, Густава Эмара, Луи Жаколио… Приключения, путешествия, экзотические острова — для будущего писателя это была настоящая отдушина, окно в другой мир, потому что мир, который его окружал в реальности, радовал мало.

Сашу определили в школу, но учился Гриневский неважно. Успевал разве что в законе Божием, словесности, сочинениях, истории и географии

По остальным предметам были сплошные неуды. Учителя говорили: «Гриневский способный мальчик, память у него прекрасная, но он озорник, сорванец, шалун». Мало того, Саша, по примеру Пушкина, вздумал сочинять о нелюбимых педагогах эпиграммы. Вернее, хулиганские стишки. Этого стерпеть уже не смогли, и Сашу из школы выгнали.

Пришлось отцу отдавать девятилетнего сына в подготовительный класс Вятского земского реального училища. Именно там Саша получил прозвище, ставшее в будущем его литературным именем — Грин.

Вятское Реальное училище, в котором учился А.С. Грин. Фото конца XIX века

Но и в училище учеба не слишком увлекала Александра. Он продолжал читать. Вместо того чтобы делать уроки, при первой возможности валился в кровать с книгой и куском хлеба, грыз краюху и упивался героической живописной жизнью в тропических странах.

4

Отношение к революции и советской власти

Советским писателем Александра Грина можно назвать только потому, что он жил в этот период. Он не разделял ценностей советской власти и крайне негативно относился к революции.

В юности увлечение революцией привело его в царскую тюрьму и навсегда отбило желание принимать участие в подобных мероприятиях и вступать в какую-нибудь партию. Грин негативно относился к самой идее революции, однако ярости в нем она не вызывала, в отличие от И. Бунина, А. Толстого, З. Гиппиус.

Осуждение властей Советского союза и критика революции в «Новом Сатириконе» чуть не привели писателя к смертной казни.

В Музее Грина

Феодосийский Дом-музей Грина заметен издалека – он выделяется своим живописным декоративным панно с изображением романтической бригантины.

Декоративная бригантина — опознавательный знак Музея А.Грина

При входе в музей посетителей встречает корабельный антураж с якорями и дубовыми дверьми. Все помещения обычных ранее комнат тоже представлены в корабельной атрибутике – в виде каюты Капитана Геза или Трюм фрегата, Клиперной или Ростральной. Воссоздан в подобном виде и писательский кабинет с его творческой обстановкой.

Вход в Музей А.Грина

Повсюду видны корабельные атрибуты — канаты, штурвалы, макеты кораблей, оснащенных алыми парусами. Работает в музее и интерактивное сопровождение, где среди прочего можно познакомиться со страницами биографии писателя, узнать его настоящее имя.

Музейные экспонаты в корабельной атрибутике

В музейных помещениях проходят тематические выставки, различные творческие вечера с современными писателями и поэтами, художниками и музыкантами. Самый большой выставочный зал посвящен постоянной экспозиции «Грин и современность».

В Музее А.Грина можно узнать интересные факты его биографии

Посетить этот музей можно все дни, кроме понедельника с 9.00 до 17.00. Но надо иметь в виду, что с 13.00 до 14.00 в музее обеденный перерыв. Стоимость посещения варьируется от 120 до 300 рублей. Есть возможность взять аудиогид или посетить музей в составе экскурсионной группы.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Презентация на тему: » АЛЕКСАНДР ГРИН ( 1880 — 1932). БИОГРАФИЯ Ранние годы Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. Отец.» — Транскрипт:

1

АЛЕКСАНДР ГРИН ( )

2

БИОГРАФИЯ Ранние годы Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. Отец Стефан Гриневский, польский шляхтич.В 1873 году женился на 16-летней русской медсестре Анне Лепковой. Первые 7 лет детей у них не было, Александр стал первенцем, позднее у него появились брат Борис и две сестры, Антонина и Екатерина. Александр научился читать в 6 лет, первой его книгой стали «Путешествия Гулливера».С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. Воспитание мальчика было непоследовательным его то баловали, то строго наказывали, то бросали без присмотра.

3

МАТЬ АЛЕКСАНДРА ГРИНА ОТЕЦ АЛЕКСАНДРА ГРИНА

4

У ЧЕНИЕ В 1889 году девятилетнего Александра отдали в подготовительный класс местного реального училища. Его соученики впервые дали Александру прозвище «Грин». В отчёте училища отмечалось, что поведение Александра Гриневского было хуже всех остальных, и в случае не исправления он может быть исключён из училища. Всё же Александр смог закончить подготовительный класс и поступить в первый, но во втором классе написал оскорбительное стихотворение об учителях и был исключён из училища. По ходатайству отца Александр в 1892 году был принят в другое училище, имевшее в вятке дурную репутацию.

5

В 15 лет остался без матери, умершей от туберкулёза. Спустя 4 месяца (май 1895 года) отец женился на вдове Лидии Авенировне Борецкой. Отношения Александра с мачехой были напряжёнными, и он поселился отдельно от новой семьи отца. Мальчик жил в одиночестве, увлечённо читая книги и сочиняя стихи. Подрабатывал переплётом книг, перепиской документов. В 1896 году по окончании четырёхклассного вятского городского училища 16-летний Александр уехал в Одессу, решив стать моряком.

6

Александр перепробовал много работ от моряка до золотоискателя, но настоящее свое призвание он нашел в литературе годы стали переломными в жизни Грина. Прежде всего, он стал писателем. В 1906 году был опубликован первый рассказ Грина «Заслуга рядового Пантелеева», подписанный А. С. Г. Рассказ описывал бесчинства армии среди крестьян. Гонорар Грин получил, но весь тираж был конфискован в типографии и уничтожен, случайно сохранились лишь несколько экземпляров; аналогичная судьба постигла и следующий рассказ «Слон и Моська». Только начиная с 5 декабря 1906 года рассказы Грина начали доходить до читателей; первым стал рассказ «В Италию», подписанный «А. А. М-в» (то есть Мальгинов).

7

Псевдоним А. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай» (1907 год). В 1908 году у Грина вышел первый сборник рассказов «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах». Важным событием стала женитьба 24-летняя Вера Абрамова стала женой Грина. Нок и Гелли из рассказа «Сто вёрст по реке» это Грин и Вера. В 1910 году вышел второй его сборник «Рассказы». Большинство включённых туда рассказов написаны в реалистической манере, но в двух «Остров Рено» и «Колония Ланфиер» уже угадывается будущий Грин-сказочник. В Петербурге, 1910 г. Как новый оригинальный и талантливый российский литератор он знакомится с Алексеем Толстым, Леонидом Андреевым, Михаилом Кузьминым и другими крупными литераторами. Особенно сблизился он с А. И. Куприным. Впервые в жизни Грин стал обладателем больших денег, которые у него, впрочем, не задерживались, быстро исчезая после кутежей и карточных игр.А. И. Куприным

8

Произведения Александра Грина Произведения Александра Грина

9

СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА ГРИНА Умер Грин 8 июля 1932 года в Старом Крыму от рака желудка. За два дня до смерти попросил пригласить священника и исповедался. Похоронен там же на городском кладбище, Нина(вторая жена) выбрала место, откуда видно море. На могиле Грина скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».8 июля 1932 года рака желудка Татьяной Гагариной Узнав о смерти Грина, несколько ведущих советских писателей призвали издать сборник его произведений. Сборник «Фантастические новеллы» вышел в 1934 году.

10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Подготовила Ученица 6 «А»класса Дубина Асия

«Меня потянуло домой…»

Так писал Грин в «Автобиографической повести». Это бывает: из дома тянет в дорогу, а в дальних краях вспоминается и кажется таким притягательно-прекрасным далекий дом. Грин мог годами скитаться по городам, весям, рекам и морям, но в какой-то момент не выдерживал и вновь возвращался в родную Вятку.

Первым поводом к возвращению послужила ссора молодого матроса Гриневского с капитаном корабля. Норовистый горячий моряк вернулся в Вятку и пробыл здесь целый год. Затем снова отправился в странствия — поехал в далекий жаркий Баку…

И опять после того, как его изрядно потрепала жизнь, после того, как Грин сменил добрый десяток занятий, поездил по стране, его потянуло на родную землю.

Один из современников писателя, литературовед Вадим Ковский так описывал его жизненный поиск: «В течение нескольких лет он пытался войти в жизнь, как в штормовое море, и каждый раз его, избитого о камни, выбрасывало на берег — в ненавистную, обывательскую Вятку, унылый, чопорный, глухой город».

В 1906 году Александр за участие в революционном движении (он был членом партии эсеров) приговорен к четырем годам ссылки в Тобольскую губернию. Там он пробыл всего три дня и, сбежав, нелегально появился в Вятке. Отец тогда достал ему чужой паспорт, с которым Грин еще четыре года жил там под именем вятского мещанина А. А. Мальгинова.

А.С. Гриневский. Петербург, 8 января 1906 г. Полицейская карточка. Самая ранняя из известных фотографий писателя

Скончался отец Александра Грина в 1914 году. О его смерти сообщила губернская газета «Вятская речь». Грин на похороны приехать не смог, потому что сам находился в лечебнице. Он приехал в родной город только через два года, в 1916-м. Тогда говорил сестрам, что ему часто очень хочется в Вятку. В рассказе «Зурбаганский стрелок» Грин пишет: «Я хотел окончить жизнь там, откуда начал ее, и в этом возвращении к первоисточнику прошлого, после многолетних попыток создать радость жизни, была острая печаль неверующего, которому перед смертью подносят к губам памятный в детстве крест».

Тем не менее в советское время Грин в Вятку не приезжал. Упоминал ее лишь в письмах к сестрам и, опосредованно, в рассказах, где описывал города, очень похожие на губернский город своего детства.

6

Примечания

. КЛЭ. М., 1972. С. 887.

. Манн Ю.В. Эволюция Гоголевской фантастики. К истории русского романтизма. М., 1973. // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978. // Поддубная Р.Н. Рассказ «Сон» И.С. Тургенева и концепция фантастического в русской реалистической литературе 1860—1870 годов. // Русская литература 1870—1890 годов. Свердловск, 1980.

. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. // Мелетенский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. // Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. // Померанцева В.П. Русская народная сказка. М., 1963. // Гусев В.Э. Эстетика фольклора. Л., 1976. // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего десятилетия. Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1979. // Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка». Изв. АНСИР Сер. лит. и яз. I. 36. 1977. № 3 // Далгат У.В. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М., 1981. // Медрин Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980.

. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. // Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974.

. Семибратова И.В. Фантастика в русской литературе XIX в. М., 1974. // Семибратова И.В. Типология фантастики в русской прозе 30—40-х годов XIX в. М., 1973. // Фиалкова Л.Л. Гоголевская традиция в русской фантастической прозе начала XX в. АКД. Тарту, 1985. // Сергеева Т.Н. О формировании теории фантастического в русской критике конца 1820—1830-х гг. Томск, 1988. // Чебанюк Т. Проблемы фантастики в русской критике 20—40-х годов. Идейно-художественное своеобразие произведений русской литературы XVIII—XIX веков. М., 1978.

. Гуревич Г. Карта страны фантазий. М., 1967. // Брандис Е. Научная фантастика и человек в сегодняшнем мире. // Вопросы литературы. 1977. № 6 // Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974. // Бритиков А.Ф. Проблемы изучения научной фантастики. Русская литература. 1980. № 1. // Тамарченко Е.Д. Мир без дистанций. Вопросы литературы. 1968. № 11. // Чернышева Т.Л. Фантастика и современное натур-философское мифотворчество. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. Л., 1983.

. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986.

. Чернышева Т.А. Научная фантастика и современное мифотворчество фантастика. М., 1972. // Чернышева Т.А. О старой сказке и новейшей фантастике. Вопросы литературы. 1977. № 1. // Чернышева Т.А. Природа фантастики. Иркутск., 1984.

. Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л., 1977. С. 43.

. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Н.А. Бердяев. О русских классиках. М., 1993. С. 217.

. Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 216.

. Платонов А. Рассказы А. Грина. Размышления читателя. М., 1970. С. 123.

. Вольпе Ц.С. Об авантюрно-психологических новеллах А. Грина, Искусство непохожести. М., 1991. С. 28.

. Загвоздкина Т.А. Особенности поэтики романов А.С. Грина. Проблема жанра. АКД. М., 1985. С. 8.

. Бердяев Н.А. Революция и культура. О русских классиках. М., 1993. С. 257.

. Там же. С. 256.

. Ковский В. Романтический мир Александра Грина. М., 1969. С. 47.

. Григорьева Л.П. Традиции фантастического в новеллистике А. Грина. Литературный процесс: традиции и новаторство. Архангельск, 1992. С. 149.

. Боровский В. Литературная критика. М., 1971. С. 71.

. Харчев В. Поэзия и проза Александра Грина. Горький, 1972. С. 27.

. Григорьева Л.П. Традиции фантастического в прозе А. Грина. Литературный процесс: традиция и новаторство. Архангельск, 1992. С. 149.

. Там же. С. 151.

. Кобзев Н.А. Роман Александра Грина. 1983. С. 68.

. Григорьева Л.П. Указ. соч. С. 157.

. Там же. С. 153.

. Грин А.С. Собрание сочинений в 6-томах. М., 1980. Т. 6. С. 349. Далее ссылки на это издание в тексте с указанием страницы и номера тома.

. Вихров В. Рыцарь мечты. С. 17.

. Неретина С.С. Загадки как способ преображения чудесного. М., 1989. С. 93.

. Григорьева Л.П. Указ. соч. С. 155.

. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С. 67.

. Грин Н.Н. Из заметок об А. Грине. Воспоминания об А.С. Грине. Л., 1971. С. 355.

. Григорьева Л.П. Указ. соч. С. 154.

. Григорьева Л.П. Указ. соч. С. 155.

. Топоров В. Петербург и петербургский текст русской литературы. Метафизика Петербурга. Санкт-Петербург, 1993.

. Пискунов В. «Второе пространство» романы А. Белого «Петербург». Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988.

. Скороспелова Е. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе. М., 1979. С. 63.

. Скороспелова Е. Указ. соч. С. 60.

. Паустовский К. Черное море. Золотая роза. М., 1972. С. 133.

Детские и юношеские годы

Александр Грин — творческий псевдоним. Настоящая фамилия автора — Гриневский. 

Будущий писатель появился на свет в последний месяц лета, 11 августа 1880 г. в небольшом городе Слободской, что сейчас расположен в Кировской области.

Семья маленького Саши не была творческой. Мать — Анна Лепкова, всю жизнь работа медсестрой. Отец — поляк Стефан Гриневский, борец за справедливость, участвовал в восстании 1863 г., за что был отправлен в ссылку. Знакомство родителей произошло уже после того как Стефан вернулся из ссылки.

Саша был старшим из четырех детей Гриневских. В 15 лет у Александра умирает мать, и отец вскоре женится вновь. Однако найти общий язык с мачехой не удалось, и мальчик поселился отдельно. 

Приключения, о которых он столько читал, невидимым светом манили к себе, и после окончания Волжского училища будущий писатель решил стать моряком, бороздить моря и океаны, как герои его любимых книг.

Однако жизнь на корабле не впечатлили Грина, а буйный нрав помешал найти общий язык с командой и капитаном. В 1902 г. Александр поступает на службу в армию, однако дезертировал и, связавшись с революционерами, вел подпольную деятельность. Однако этот период его жизни не продлился долго, меньше чем через год Александр Степанович был арестован и сослан в Сибирь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: