Книга: Старая пинакотека — ЛитВек — Читать онлайн — читать полностью — Страница 11
усиливает комизм происходящего.
Статуэтка Амура, водруженная на дверной карниз, большая кровать и полотно с любовной сценой над ней символизируют плотскую страсть, а жаровня с дымящимися углями — сердечный пыл. Рядом с дамой на большом серебряном блюде лежит лимон, чья кислая мякоть таится под яркой кожурой, напоминая о том, чем порой чреваты удовольствия.
В руке у «недужной» — листок бумаги, на котором написано: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь». В проеме двери видна служанка, беседующая с неким господином, вероятно, возлюбленным главной героини. Возможно, он — посетитель дома свиданий и сцена происходит в борделе, а женщина, стоящая возле «занемогшей» девушки, — сводня.
Колористически утонченная живопись Стена смягчает анекдотичность сюжета.
«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»
Питер Пауль Рубенс. Охота на львов. 249 х 377 см. 1621 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Как хаос совместить с гармонией? Как смертельную опасность сделать красивой? Как изобразить движение на неподвижном полотне?
Все это виртуозно воплощал Питер Пауль Рубенс. И все эти несочетаемые вещи мы видим на его картине «Охота на львов».
«Охота на львов» и барокко
Если Вы любите барокко, то, скорее всего, Вы любите Рубенса. В том числе его «Охоту на львов». Потому что в ней есть все, что присуще этому стилю. Да и ещё и исполнено с невероятным мастерством.
В ней все бурлит, как в котле. Люди, кони, звери. Выпученные глаза. Раскрытые пасти. Напряжение мышц. Взмах кинжала.
Накал страстей такой, что дальше уже некуда.
Когда я смотрю на картину, у самой начинает внутри вскипать. В ушах – еле уловимый шум борьбы. Тело начинает слегка пружинить. Кипучая энергия картины неизбежно передаётся и мне.
Эти эмоции – в каждой детали. Которых так много, что глаза разбегаются. Что ж, барокко «любит» избыточность. И «Охота на львов» – не исключение.
Вместить в одну картину четырех лошадей, двух львов и семерых охотников крупным планом – это надо очень постараться!
И все это роскошно, помпезно. В барокко без этого никуда. Даже смерть должна быть красивой.
Но барокко – это театр. Совсем отталкивающих кровавых сцен Вам не покажут. Лишь предвосхищение, что развязка будет жестокой. Можно ужасаться, но без отвращения.
«Охота на львов» и реализм
Особо чувствительные могут расслабиться (это я о себе в том числе). В реальности никто так на львов не охотился.
Лошади не подойдут к дикому зверю. Да и львы скорее ретируются, чем будут нападать на зверей покрупнее (для них лошадь и всадник представляются единым существом).
Эта сцена – сплошная выдумка. Причём в роскошном, экзотическом варианте. Это Вам не охота на беззащитных косулей или зайцев.
Поэтому заказчики были соответствующие. Высшая аристократия, которая вешала такие огромные полотна в залах своих замков.
Но это не значит, что барокко – это «ноль» реализма. Как раз-таки персонажи более-менее реалистичны. Даже дикие звери, которых Рубенс скорее всего не видел вживую.
Это нам сейчас доступны изображения любых животных. А в 17 веке так просто животное с другого континента не увидишь. И художники допускали немало ляп в их изображении.
Что уж говорить про 17 век, когда жил Рубенс. Если и в 18 веке, например, акулу могли написать чудно. Как у Джона Копли.
Так что мы можем только восторгаться талантом Рубенса писать то, что он сам воочию не видел, так реалистично. Что-то мне подсказывает, что и акула у него вышла бы правдоподобнее.
Упорядоченный хаос в «Охоте на львов»
Несмотря на хаос из копыт, морд и ног, Рубенс виртуозно выстраивает композицию.
Копьями и телом мужчины в белом картина по-диагонали бьется на две части. Все остальные детали как бы нанизаны на эту диагональную ось, а не просто разбросаны по пространству.
Чтобы вы понимали, насколько мастерски выстраивал композицию Рубенс, приведу для сравнения картину его современника Пауля де Воса. Причём на ту же тему охоты.
Пауль де Вос. Травля медведей. 1630 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тут диагонали нет, а скорее разбросанные по земле собаки вперемешку с медведями. Причём медведи какие-то не такие, согласитесь. Их морды больше на кабаньи похожи.
«Охота на львов», как часть живописного «сериала»
«Охота на львов» – не единственная работа Рубенса на эту тему.
Художник создал целую серию таких работ, пользующихся спросом у знати.
Но именно «Охота на львов», хранящаяся в Пинакотеке Мюнхена, считается лучшей.
Хотя в этой серии есть ещё более экзотичная «Охота на гиппопотама».
Питер-Пауль Рубенс. Охота на крокодила и гиппопотама. 1616 г. Старая Пинакотека, Мюнхен
И более прозаичная «Охота на волка и лису».
Питер Пауль Рубенс. Охота на волка и лису. 1621 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Гиппопотам» проигрывает «Львам» из-за более простой композиции. Он и создан был на 5 лет раньше. Видимо Рубенс поднаторел и во «Львах» уже выдал все, на что способен.
А в «Волке» нет той динамики, которой так выделяются «Львы».
Все эти полотна огромны. Но для замков это было в самый раз.
Вообще, Рубенс почти всегда и писал такие масштабные работы. Он считал ниже своего достоинства брать полотно меньшего формата.
Он был смелым человеком. И любил сюжеты посложнее. При этом был самоуверен: искренне считал, что ещё не было такого живописного вызова, с которым он бы не справился.
Ничего удивительного, что ему давались сцены охоты. Смелость и уверенность в этом случае только на руку живописцу.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Персей и Андромеда.
Перейти на главную страницу
Любовь и революция
В 1920-е годы известные мексиканские художники-коммунисты Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос отправились в Москву для участия в конгрессе Коминтерна. Ривера проникся идеями Троцкого и считал себя его учеником, Сикейрос же безоговорочно поддерживал Сталина. Неслучайно, когда пребывание Троцкого в Норвегии стало, мягко говоря, некомфортным, президент Мексики Ласаро Карденас предоставил ему политическое убежище именно по просьбе Диего Риверы. Первое время Троцкий был гостем Риверы и его жены — талантливой художницы Фриды Кало. На момент приезда Троцкого в Мексику Диего лечился в больнице от болезни почек, так что гостей встречала его жена.
Статья по теме
Мексиканская драма. В чём феномен Фриды Кало
У Фриды был столь же бунтарский и темпераментный нрав, как и у Льва Троцкого. Несмотря на то что в детстве она перенесла полиомиелит, Фрида пользовалась успехом у мужчин. Ривера, в свою очередь, был большим охотником до женского пола и даже изменял жене с её младшей сестрой Кристиной. 29-летняя Кало сразу же очаровала Троцкого, который был в два раза старше её, и вскоре он стал наведываться к ней в спальню «посмотреть картины». Помимо этого, Лев Давидович пытался также подбить клинья к Кристине, но получил от ворот поворот. Эротические проделки Троцкого едва не стоили ему разрыва с женой Натальей Седовой. Кстати, незадолго до этого он закончил работу над книгой «Преданная революция», в которой, в числе прочего, писал: «Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый „семейный очаг“, то есть архаическое, затхлое и косное учреждение».
Гонорары от публикаций и пожертвования от своих единомышленников, особенно в США, стали основными источниками существования Троцкого с семьёй за границей. Часть вывезенного архива, который он считал своим, революционер продал в Гарвард и Амстердамский институт современной истории. Ещё в Норвегии он пишет ряд статей, в которых призывает мировой пролетариат объединиться в борьбе против Советского Союза. А в 1938 году Троцкий в противовес Коминтерну создаёт Четвёртый интернационал. К тому времени троцкистские партии появились в Европе, Азии и Латинской Америке.
«Иудушка», «жулик», «дрянь». Как Троцкий смог предсказать нападение Гитлера Подробнее
Упорядоченный хаос в «Охоте на львов»
Несмотря на хаос из копыт, морд и ног, Рубенс виртуозно выстраивает композицию.
Копьями и телом мужчины в белом картина по-диагонали бьется на две части. Все остальные детали как бы нанизаны на эту диагональную ось, а не просто разбросаны по пространству.
Чтобы вы понимали, насколько мастерски выстраивал композицию Рубенс, приведу для сравнения картину его современника Пауля де Воса. Причём на ту же тему охоты.
Пауль де Вос. Травля медведей. 1630 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тут диагонали нет, а скорее разбросанные по земле собаки вперемешку с медведями. Причём медведи какие-то не такие, согласитесь. Их морды больше на кабаньи похожи.
Творческий путь
Принято выделять три основных этапа развития творчества живописца. Если кратко, то это:
- Ранний этап — до 1620 г.
- Зрелое творчество (1620-1630 г).
- Поздний этап.
С 1600-1608 гг Рубенс провел в солнечной Италии. Там он выполнил на заказ большое количество портретов.
Ранний этап
Большую популярность мастер приобрел в самом начале своего творческого пути. Из Италии он вернулся в связи с полученным печальным известием: в Антверпене умерла его мать. Рубенс сильно переживал утрату, у него появились мысли стать монахом.
Но перестать рисовать картины он не смог. Живописец регулярно получал заказы от состоятельных горожан. Ему было предложено начать работу при дворе известного в городе эрцгерцога Альберта.
Битва амазонок
Со временем Питер Рубенс стал одним из самых востребованных художников в родном городе. Он не только выполнял заказы своего покровителя, но и расписывал соборные стены, и писал портреты других горожан. Известная картина «Союз Земли и Воды» появилась на свет в 1618 г. По мнению искусствоведов, в ней явно заметно влияние живописцев из Италии на стиль Рубенса. Основным замыслом шедевра стало единство города с природой: Антверпена и реки, на которой стоит этот город, Шельды.
Охота на львов
К раннему этапу, помимо полотна «Союз Земли и Воды» (1612-1615), относят: «Битву амазонок», «Охоту на львов» (обе работы были выполнены в период с 1615 по 1618), «Охоту на кабана» (1615). Питер увлекался изображением сюжетов на мифологическую тематику. Одной из таких картин стала «Похищение дочерей Левкиппа».
Изображенные люди и животные экспрессивны, каждый из них будто бы находится в динамике. Эту работу сравнивают с трудами Микеланджело, которыми художник увлекался во время стажировки в Италии.
Зрелое творчество
Начиная с 1620 г, Рубенс стал выполнять заказы, поступившие от французской королевы Марии Медичи. Это были полотна исторического жанра. Художнику был заказан цикл работ, предназначавшихся для декорации помещений нового королевского замка. Овдовевшая королева хотела украсить его эпизодами из своей жизни с умершим королем.
Охота на кабана
Работа над первой серией картин была окончена в 1625 г. Завершить вторую серию, посвященную правлению умершего короля, автор не успел. Для придания картинам выразительности мастер использовал аллегорические и мифологические образы.
Похищение дочерей Левкиппа
Известной на весь мир картиной из этого цикла стала работа, посвященная прибытию французской королевы в Марсель. Мария Медичи на полотне изображена во весь рост. Одетая в нарядное платье она сходит с галеры на берег, приветствуют госпожу божества стихии морских глубин. Над ней витает в далеких облаках Слава, дающая всем знать о прибытии королевы в порт. Канаты, сброшенные с корабля, привязывают наяды, сопровождающие свою повелительницу.
Поздний этап
На закате творческого пути в результате долгих лет непрерывной работы живописец заболевает подагрой. Заболевание не поддается лечению и начинает быстро прогрессировать. Но оптимистический настрой не покидает мастера.
Свои работы он писал до последних дней жизни. Центральной темой этого этапа стала сельская жизнь и природа. Знаменитые картины того времени: «Крестьянский танец» и пейзаж «Крестьяне, возвращающиеся с полей».
Художник Питер Пауль Рубенс. Часть 6. Пейзажи и сцены охоты
julia_popo (julia_popo
) wrote, 2015-01-24 20:47:00 julia_popojulia_popo 2015-01-24 20:47:00 Category: Originally posted bybolivar_s at Художник Питер Пауль Рубенс. Часть 6. Пейзажи и сцены охоты.
Цитата сообщения lomovolga
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Sir Peter Paul Rubens (Питер Пауль Рубенс, Flemish painter, 1577-1640). Пейзажи и сцены охоты. 6
Рубенс нечасто рисовал пейзажи — спрос на его работы заставлял его в основном заниматься живыми сценами, но все же он сделал множество набросков и этюдов своего любимого сельского фламандского пейзажа. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами).
Питер Пауль РубенсПейзаж с замком и парком Стен
1630 — 1635
Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот, или моста, или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. На закате жизни, когда Рубенс отошел от крупных заказов, он снова вернулся к пейзажной теме
Рыцарский турнир у Кастл Стиина1635-37. Дерево, масло, 72х106.
Музей Лувр, Париж, Франция
За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Пейзаж с радугой,1638. Дерево, масло, 136х236.
Коллекция Уоллоса, Лондон, Англия
Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде.
Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Кажется, что свет исходит из самой картины, из глубины.
В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов.
Питер Пауль РубенсПейзаж с замком Стен
Пейзаж с руинами Палатина в Риме1608. Дерево, масло, 76х107.
- Музей Лувр, Париж, Франция
- Питер Пауль РубенсПейзаж с замком Стен
- Питер Пауль РубенсПейзаж с охотниками и коровами
- Питер Пауль РубенсПейзаж с птицеловами
Пейзаж с радугой,1632-1635. Холст, масло, 86х130.
- Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Пейзаж с ручьем
Пейзаж со Святым Георгием и Драконом1630. Холст, масло, 152х227.
- Королевская коллекция, Виндзор
- Питер Пауль РубенсРассвет в лесу с охотой на оленей — 1635
- РУБЕНС ПИТЕР ПАУЭЛПейзаж с водопоем.
- Лувр (Париж)
- Питер Пауль РубенсФерма у озера
- Рубенс, Питер ПаульВозчики камней
- Эрмитаж
- Лесной пейзаж
- Питер Пауль РубенсЛето, крестьяне, едущие на рынок
- Крестьянский танец
- Крестьянская свадьба
- Питер Пауль РубенсВозвращение со сбора урожая
Летний пейзаж с видом Хет Стина,1635. Дерево, масло, 137х235.
- Лондон, Национальная Галерея, Англия
- Вечерний пейзаж
- Пейзаж
- Пейзаж в лунном свете
- Abendliche Landschaft mit Schäfer und Herde1638-1640
- National Gallery, London
- Питер Пауль РубенсПастырь со своей паствой в Вуди
- Лондонская Национальная галерея
Питер Пауль РубенсПейзаж в штормовую погоду1625. Дерево, масло, 147х209.
- Исторический Музей, Вена, Австрия
- Peter Paul RubensA Wagon Fording A Stream
- Пейзаж с аллеей
- Пауль Бриль и Питер Пауль РубенсПейзаж с Психеей и Юпитером
- Музей Прадо
- The Watering Place
- Питер Пауль РубенсОдиссей и Навсикая
- Sir Peter Paul Rubens (Flemish, 1577-1640)Winter: The interior of a barn
- Рубенс, Питер ПаульПейзаж с плотиной
- Эрмитаж
- Питер Пауль РубенсПейзаж с доярками и коровами.
- 1616. Музей Лихтенштейн (Вена)
- Охота
Питер Пауль РубенсОхота Дианы.1628. 24х62.
- Музей Лихтенштейн (Вена):
- Охота на тигров
- Лев и мышь
- Охота на львов
- Охота на бегемота и крокодила
- Охота на кабана
- Питер Пауль Рубенс и мастерскаяОхота на волка и лису
- Музей Метрополитен
- Рубенс Питер Пауль (1577 Зиген — 1640 Антверпен)Калидонская охота(59х90 см) ок1612
- Музей Гетти (J. Paul Getty Museum)
- Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель IОбоняние
- Музей Прадо
- Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель IВидение Св Хуберта
- Музей Прадо
- Nymphen, Satyrn und Hundefirst half of 17th century
- Private collection, Zürich
- Попугай
Стоимость
Настало время поговорить о расценках и привести конкретные цифры расходов. Надеемся, они не повергнут вас в шок.
Расценки зависят:
- от страны, в которой вы будете охотиться;
- от «матёрости» льва и его половой принадлежности;
- от наличия услуг егеря, переводчика и иных специалистов.
Большинство представленных расценок привязаны к ЮАР:
- охота на молодого льва (3 дня) — 19500 долларов;
- охота на взрослую особь (3 дня) — 29500;
- пятидневная охота (самка и молодой лев) — 24500;
- охота на самку (5 дней) — 6700.
Процесс выслеживания и добычи может растянуться дольше, чем на 5 дней (зачастую так и происходит). В этом случае, стоимость тура вычисляется по средней цене одного дня — 250-800 долларов с человека.
Хотя крокодилы и бегемоты не имеют отношения к Большой Пятёрке, в ожидании льва, вы можете поохотиться, например, на африканского аллигатора. Тем более, что это дело не просто разрешено местными властями, но и всемерно ими поощряемо.
Стоимость трофея (шкура льва) — около 15000.
Услуги таксидермиста:
- чучело львиной головы — 950 долларов;
- шкура — 200;
- полный комплект — 2300.
Будьте готовы к тому, что на сафари у вас уйдёт около 10 дней.
Берите предложенные расценки, умножайте, прибавляйте возможные расходы по оплате документов, услуг переводчика и прочих мелочей… и смело закладывайте бюджет на 30-40 тысяч.
Книга: Старая пинакотека — ЛитВек — Читать онлайн — читать полностью — Страница 11
усиливает комизм происходящего.
Статуэтка Амура, водруженная на дверной карниз, большая кровать и полотно с любовной сценой над ней символизируют плотскую страсть, а жаровня с дымящимися углями — сердечный пыл. Рядом с дамой на большом серебряном блюде лежит лимон, чья кислая мякоть таится под яркой кожурой, напоминая о том, чем порой чреваты удовольствия.
В руке у «недужной» — листок бумаги, на котором написано: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь». В проеме двери видна служанка, беседующая с неким господином, вероятно, возлюбленным главной героини. Возможно, он — посетитель дома свиданий и сцена происходит в борделе, а женщина, стоящая возле «занемогшей» девушки, — сводня.
Колористически утонченная живопись Стена смягчает анекдотичность сюжета.
«Союз земли и воды»
Картина Рубенса «Союз Земли и Воды», написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Полотно, изображающее богиню Земли Кибелу, морских богов Нептуна и Тритона, а также богиню Викторию, обладает сразу несколькими смыслами. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга, их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. Но лично для Рубенса «Союз Земли и Воды» был еще и намеком на трудное положение фламандцев, лишенных выхода к морю в период голландской блокады. Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. Так как полотно, находясь в Эрмитаже, считалось достоянием, в 1977 году в СССР были выпущены почтовые марки с этой картиной.
По теме: Владимир Туров. Отзывы о работе, отзывы о семинарах
Краткая биография
- 1598 – Питер Пауль Рубенс принят в антверпенскую гильдию Святого Луки, где он получает звание «свободного художника», но при этом продолжает учиться и шлифовать свой талант.
- 1600 – Отправляется в Италию, куда стремились в то время все художники, так как считалось, что только там можно постичь главные тайны и секреты живописного мастерства. Там он много работает, копирует шедевры великих мастеров Ренессанса, погружается в быт итальянского народа. В конце того же года Рубенс становится придворным художником к герцогу Мантуи Винченцо I Гонзаго. В Италии он пишет множество портретов аристократов, используя новые живописные приемы, богатый колорит, усилив значение пейзажного фона.
- 1608 – Рубенс получает известие о болезни матери. Он срочно едет в Антверпен, но уже не застает ее в живых.
- 1610 – Живописец приглашен на придворную службу эрцгерцогом Альбертом и инфантой Изабеллой, правителями Фландрии и представителями испанской короны.
- 1611 – Рубенс открывает собственную мастерскую, где брали уроки будущие известные художники – Антонис ван Дейк и Франц Снайдерс. Кроме того, его классы посещали не только живописцы, но и граверы, скульпторы, архитекторы.
- 1622 – Художник отправляется в Париж, чтобы выполнить наиболее значительный заказ в своей жизни, который принесет ему международную славу. По поручению Марии Медичи Рубенс должен написать картины для нового Люксембургского дворца: в первой галерее должны располагаться полотна изображающие события из жизни королевы-матери, во второй галерее – сцены, повествующие о правлении ее покойного супруга Генриха IV. Художник выполнит лишь одну часть заказа, создав исторический цикл «Жизнь Марии Медичи».
- 1624 – Питер Пауль Рубенс получает дворянское звание от имени испанского короля Филиппа IV.
- 1626 – После смерти первой супруги, Рубенс посвящает все свободное от живописи время дипломатии. В мирных переговорах между Англией и Голландией он играет важную роль представителя брюссельского правительства, а также доверенного лица инфанты Изабеллы. Целью кампании было заставить Мадрид согласиться на определенные условия мира.
- 1628 – Состоялась важная дипломатическая поездка в Испанию, где он сумел убедить Филиппа IV в необходимости мира. Там Рубенс вновь соприкасается с гармонической цельностью южной живописи, а в особенности почитаемого им Тициана, что окажет сильное влияние на его искусство 1630-х годов.
- 1629 – Рубенс отправляется на длительные переговоры в Англию.
- 1630 – Этот год ознаменован вершиной дипломатической деятельности Рубенса, результатом которой стал мирный договор между Испанией и Англией.
- 1633 – Художник окончательно отходит от дипломатической деятельности.
- 1635 – Рубенс завершает живописную серию из девяти огромных полотен для потолка зала во дворце Банкетинг-Хаус в Лондоне. Из-за развивающейся подагры, он посылает туда помощника, для установки картин.
- 1638 – Испанский король Филипп IV делает у Рубенса срочный заказ: он желает получить от него 50 полотен для охотничьего замка Торре до ла Парада. По состоянию здоровья живописец не в состоянии выполнить столь большой, но выгодный заказ. Он выполняет множество эскизов, но сами картины пишут различные художники из Антверпена и подписывают своими именами.
- 1640 – В Последний год жизни Рубенс много болеет, его мучает подагра, он перестает чувствовать сначала левую, а затем и правую руку. 27 мая художник составляет завещание, а через три дня, 30 мая из-за острого приступа болезни, его организм не выдерживает и сердце останавливается.
Рубенс и его наследие
+T —
Друзья, хочу поделиться впечатлениями о выставке «Rubens and his legacy», которая открылась в январе в Лондонской Королевской Академии Искусств . Фламандский художник работал в стиле барокко и писал все, начиная от семейных портретов и заканчивая расписыванием потолков и сводов в храмах.
Но больше всего Питер Рубенс известен своими чувственными обнаженными женскими телами, как говорится, «рубенсовскими пышными красавицами». Королевскому художнику позировали флорентийские богачи Медичи, камеристки испанских Габсбургов и английские владыки.
На протяжении многих веков подлинная индивидуальная техника живописца отпечатывалась в наследии Пикассо и Рембрандта, в портретах Ван Дейка, в охотничьих сценах Делакруа и в пейзажах. Тут можно было увидеть шикарные произведения Ван Дейка , Ватто, Ренуара, Тернера, Мане, Сезана, Делакруа, Климта, Пикассо, Бэкона.
Художник и сам никогда не стеснялся подражать, в том числе Тициану и Брейгелю. Освоив жанры ренессансной живописи, он стал универсальным художником своего времени. Стиль, манера, мироощущение и художественные штудии самого мэтра оказали колоссальное влияние на других живописцев. Именно поэтому и их произведения вошли в один из разделов экспозиции.
Рубенс обожал жизнь и эта торжествующая витальность сквозит не только на его картинах. Ею наполнены и его рисунки, и его наброски. Он стал одним из тех мастеров, что предугадали наступление кинематографа, до изобретения которого оставались века, композиции разработаны как мизансцены, и мастерство владения светотенью по-прежнему поражает воображение.
Блуждая из зала в зал, посетитель сможет проникнуться и ознакомиться с самыми знаменитыми английскими художниками таких как : Джон Констебл, Томас Гейнсборо и Уильям Тернер в «Поэтическом «зале, в зале посвященном «Элегантности» — сравнить портреты кисти Рубенса с произведениями Антонио ван Дейка и Жана Оноре Фрагонара, а в зале «Вожделение» оценить, как по-разному может преломляться влияние Рубенса в работах Пабло Пикассо и Поля Сезанна. Мне запомнилась комната с современными художниками, перекликающимися с творчеством великого Рубенса, например, картина Френсиса Бэкона» Спящая фигура» напомнила рубеновское пышное тело.
Многие из картин на выставке имеют впечатляющую историю: один из пейзажей Рубенса в свое время приобрел первый премьер-министр Великобритании Роберт Уолпол. Другие работы художника, которого кураторы называют, помимо всего прочего, успешным пропагандистом абсолютизма, украшали резиденцию Марии Медичи.
Каждый из художников кон аспектах живописи Рубенса, и работы, представленные на этой выставке, демонстрируют различные варианты влияния: здесь есть и точные копии, и творческие копии, и стилизации, и «цитаты», которые лишь перекликаются с картинами мэтра. Только самые лучшие художники могли «перевести» визуальный язык Рубенса так, чтобы он стал их собственным стилем.
Картина «Похищение дочерей Левкиппа», долгое время считавшаяся подделкой, была признана работой Питера Пауля Рубенса и была включена в данную экспозицию. Теперь Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло может гордиться собственным подлинником Рубенса благодаря стараниям неравнодушного куратора.
Полотно из Осло могло быть написано Рубенсом в 1610—1611 годах.
На картине — мифическая сцена о братьях-блинецах Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа — Гилаиру и Феб (те были обручены с их двоюродными братьями).
Что касается находки, выглядит она грубее известной картины и дочери более недовольны с виду, но Ван Хаут – голландский эксперт и куратор, заявил о полной уверенности в подлинности полотна, «иначе не включил бы его в выставку», еще и столь ответственную.
Сад любви — Питер Пауль Рубенс. 1632.
В одном из залов нашему вниманию представлено известнейшее полотно Рубенса, написанное для себя, а не для продажи. В возрасте 53-х лет художник обретает любовь к совсем юной, шестнадцатилетней Елене Фурман. После нескольких лет вдовства его жизнь вновь наполняется радостью и семейной гармонией, несмотря на большую разницу в возрасте с молодой супругой.
Именно поэтому лица всех женщин на полотне художника напоминают лицо его возлюбленной – красиво очерченные глаза, пухлые губы, алые щёки, пышные формы. Внешность обоих мужчин на картине также напоминает более ранние автопортреты Рубенса – у обоих испанские бородки и вьющиеся волосы.
Смерть ангела
В середине лета 1626 счастливого и успешного художника постиг тяжелейший удар судьбы. В возрасте тридцати четырех лет, вероятно, во время эпидемии чумы, скоропостижно скончалась его горячо любимая супруга Изабелла.
Все шестнадцать лет совместной жизни она была его верной подругой, которая незаметно и скромно держалась в тени художника, поддерживая его во всех начинаниях. Изабелла родила Рубенсу троих детей: дочь Клару Серену, которая умерла в возрасте двенадцати лет, и двоих сыновей Альберта и Николоса.
Охота на крокодила и гиппопотама. 1615–1616
Коронование Марии Медичи в Сен-Дени в Париже. 1622–1625
Шубка. 1640
Смерть жены стала страшным испытанием для живописца. Он был неутешен в своем отчаянии. История сохранила для нас письмо Рубенса своему другу Пьеру Дюпюи, датированное 15 июля 1626: «Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата достойна глубокого переживания, и так как единственное лекарство от всех скорбей — забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе. Думаю, что путешествие помогло бы мне, оторвав меня от зрелища всего того, что меня окружает и роковым образом возобновляет мою боль».
После смерти Изабеллы Брант художник полностью посвятил себя дипломатии. Он посетил Англию, Францию и Испанию. Так, в 1630 многолетние усилия мастера увенчались успехом — не без его участия удалось, наконец, заключить мир между Англией и Испанией.
Техника и стиль
В рисунках Рубенс проявил уникальный дар, внося через них в повседневную жизнь яркие краски, самобытность и колорит. Рисуя свои первые картины, художник сумел подчеркнуть свойственную ему манеру: он тщательно прорисовывал детали пейзажа и фона, которые находились на заднем плане портрета человека. Технику работы итальянских мастеров живописи художник перенес на свои картины.
Этюд головы девочкиКлара Серена Рубенс — дочь Рубенса от первой жены Изабеллы Брант
В течение всего творческого пути живописец постоянно находился в поиске: собственного художественного стиля, новых решений передачи цвета, способов подачи объема и формы. К каждому заказу он относился с особым трепетом и всегда находил уникальный подход к написанию будущих шедевров.
Жизнь Марии Медичи
Несмотря на довольно неблагоприятную политическую ситуацию, деятельность художника на протяжении 1620-х поражает своим разнообразием. Он руководил работой граверов и живописцев в своей мастерской, оформлял книги различной тематики для издательства, делал картоны для шпалер, выполнял эскизы для скульптурных проектов и различных изделий художественных ремесел.
В 1621 Рубенс получил свой самый важный в жизни заказ, который принес ему международную славу.
В январе 1622 художник отправился в Париж, чтобы выполнить договор, заключенный с Марией Медичи — матерью Людовика XIII, — написать картины для двух галерей нового Люксембургского дворца.
Программа изображений четко составлялась самой королевой, а в интерпретации сюжетов, их последовательности, а также порядке размещения фигур в композиции художнику предоставлялась значительная свобода.
Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи» (1622–1625, Лувр, Париж) является исключительным. Сохраняя достоверность в изображении героев, обстановки и костюмов, Рубенс обогатил композиции многочисленными аллегорическими и мифологическими персонажами.
Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, присутствуют два крылатых амура, олицетворяющих собой любовь и супружество. Они держат перед монархом достаточно приукрашенное изображение невесты.
За всей этой сценой благосклонно наблюдают Юпитер и Юнона.
В двадцати четырех больших панно художник рассказывает о политических событиях, происшедших во Франции в начале XVII века. Каждая картина, вошедшая в серию, представляет собой самостоятельное произведение, но вместе с тем является частью общего замысла.
Все полотна цикла отмечены театральностью, роскошной пышностью и декоративностью — чертами, характерными для искусства барокко. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, приподнятый колорит определяют несравненные декоративные качества картин.
Для выполнения заказа живописец был вынужден привлечь своих учеников.
«Охота на львов», как часть живописного «сериала»
«Охота на львов» – не единственная работа Рубенса на эту тему.
Художник создал целую серию таких работ, пользующихся спросом у знати.
Но именно «Охота на львов», хранящаяся в Пинакотеке Мюнхена, считается лучшей.
Хотя в этой серии есть ещё более экзотичная «Охота на гиппопотама».
Питер-Пауль Рубенс. Охота на крокодила и гиппопотама. 1616 г. Старая Пинакотека, Мюнхен
И более прозаичная «Охота на волка и лису».
Питер Пауль Рубенс. Охота на волка и лису. 1621 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Гиппопотам» проигрывает «Львам» из-за более простой композиции. Он и создан был на 5 лет раньше. Видимо Рубенс поднаторел и во «Львах» уже выдал все, на что способен.
А в «Волке» нет той динамики, которой так выделяются «Львы».
Все эти полотна огромны. Но для замков это было в самый раз.
Вообще, Рубенс почти всегда и писал такие масштабные работы. Он считал ниже своего достоинства брать полотно меньшего формата.
Он был смелым человеком. И любил сюжеты посложнее. При этом был самоуверен: искренне считал, что ещё не было такого живописного вызова, с которым он бы не справился.
Ничего удивительного, что ему давались сцены охоты. Смелость и уверенность в этом случае только на руку живописцу.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Персей и Андромеда».
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Питер Пауль Рубенс. Охота на львов. 249 х 377 см. 1621 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.