Жан-Батист Шарден (1699-1779).
Жан-Батист Шарден. Автопортрет. 1771. Лувр, Париж.
Жан-Батист Симеон Шарден признанием при жизни был обделён. А зря — его работы являются величайшим достижением реализма в живописи.
Больше всего он любил писать… фрукты. Даже когда Шардена сделали членом французской Академии, обозначали его как «изобразителя плодов».
Шарден не вписывался в эпоху рококо. Совсем. Он принципиально игнорировал моду на изящные сюжеты и парадные портреты. Он был художником «третьего сословия».
Но в результате его работы оказались вне времени. Невольно удивляешься, сколько любви к окружающему миру читается в его картинах. Кажется, Шарден восхищался буквально всем, что видел вокруг.
Ярким примером такого особого взгляда на жизнь является картина «Медный бак». Кому ещё придёт в голову в галантном XVIII веке писать бак?!
Жан-Батист Шарден. Медный бак. 1734. Лувр, Париж.
В этой простоте мастер видел поэзию. Цветом он передаёт полированный блеск от множества прикосновений рук, игру солнца на медных боках.
Это больше, чем натюрморт. Это образ, полный благородства. И никакая простота предмета не может нивелировать это.
Только самые прозорливые современники сумели по достоинству оценить Шардена. Например, Дидро. Да и как можно не восхищаться честностью и наблюдательностью художника.
Вот, к примеру, «Мальчик с юлой».
Жан-Батист Шарден. Мальчик с юлой. 1738. Лувр, Париж.
Модный парик, чопорный костюм, тугой шейный платок, строгая осанка. Но Шарден показывает, что это всего лишь мальчик, которому свойственно любопытство и живость характера. И никакими атрибутами это не скрыть.
Художник был преданным семьянином. Даже на автопортрете он предстаёт перед нами в домашнем колпаке, этаким добрым дедушкой.
А образ супруги чрезвычайно правдив, без прикрас.
Жан Батист Шарден. Портрет жены. 1776. Чикагский инситут искусства.
Это уже немолодая женщина, но как много здесь преданности и искренности. И это во времена, когда от портрета ждали декоративности и вычурной красоты.
Что ж, Шарден смело двигался своей дорогой. Он предпочитал манерности простой рассказ о жизни, о людях и их быте.
Работы (подборка)
Триумф истории над временем , 1772, Camera dei Papiri, Ватикан, Рим
- Король Август III. , 1745, Дрезден, картинная галерея
- Копия Афинской школы 1752–1755 годов для герцога Нортумберленда , Музей Виктории и Альберта
- Подробные исследования в Кунстхалле Карлсруэ и Кунстхалле Киль (центральная часть, ранее являвшаяся частью коллекции в Гут-Эмкендорфе )
- Решение Парижа , 1756 г., Санкт-Петербург , Эрмитаж
- Слава святому Евсевию . 1757 г. Рим, потолочная фреска в церкви Евсевия.
- Папа Климент XIII . 1758, Болонья, Национальная пинакотека
- Иоганн Иоахим Винкельманн , между 1758 и 1762 годами, Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
- Король Испании Фердинанд IV . 1760, Мадрид, музей Прадо
- Парнас , 1760–1761 гг., Потолочная фреска на вилле Альбани, Рим.
- Прославление Геракла , 1762–1775, Мадрид, потолочная фреска в Palacio Real
- Мария Луиза Пармская . около 1765 г., Париж, Лувр
- Излияние Святого Духа . около 1765 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж
- Поклонение пастырей . 1770, Мадрид, музей Прадо
- Автопортрет . после 1770 г., Берлин, Государственная картинная галерея
- Мария с младенцем и двумя ангелами . 1770, Вена, Художественно-исторический музей.
- Аллегория истории . 1772–1773, Рим, потолочная фреска в Camera dei Papiri в Ватикане.
Ранний период жизни
Автопортрет, 1744 г.
Менгс родился в 1728 году в Усти-над-Лабем (нем. Aussig) в Королевстве Богемия , в семье Исмаила Менгса , датского художника, который в конце концов обосновался в Дрездене, где находился двор выборщиков и королей. . Его старшая сестра Тереза Марон также была художницей, как и его младшая сестра Джулия .
Его и Тереза родились в Богемии просто случайно. Их мать не была женой их отца; У Исмаила был многолетний роман с домработницей семьи Шарлоттой Борман. Пытаясь скрыть рождение двух незаконнорожденных детей, Исмаэль под предлогом «отпуска» отвез Шарлотту в ближайший крупный город за границей, Усти-над-Лабем (90 км вверх по течению от реки Эльбы ). По крайней мере, в случае с Антоном Исмаэль Менгс забрал своего ребенка и Шарлотту обратно в Дрезден через несколько недель после рождения. Там они прожили следующие 13 лет.
В 1741 году Исмаил перевез свою семью из Дрездена в Рим.
Жизнь
Автопортрет, около 1775 г.
Антон Рафаэль Менгс родился в семье саксонского придворного художника Исмаэля Менгса . Он и его сестра Тереза Конкордия получили первые уроки рисования у своего отца. С 1741 по 1744 год он оставался в Риме со своим отцом, чтобы изучать древность и старых мастеров , особенно Рафаэля и Микеланджело . По возвращении в возрасте семнадцати лет он был назначен краснодеревщиком в Дрездене .
Картина Менгса над главным алтарем католической придворной церкви в Дрездене
В 1746 году Менгс во второй раз поехал в Рим. Он обратился в католицизм и женился на римлянке Маргарите Гуацци. В 1749 году он вернулся в Дрезден, где был назначен главным саксонским придворным художником при дворе Фридриха Августа II в 1751 году и получал годовой оклад в 1000 талеров. В 1751 году он вернулся в Рим после остановок в Венеции и Флоренции, а в 1752 году стал членом Академии Сан-Лука . В 1755 году он встретил археолога Иоганна Иоахима Винкельмана , который вскоре стал одним из его ближайших друзей и дал ему новое понимание через свои идеи . Это дало Винкельманну большое влияние на живопись Менга. Он привел к изменению своего творчества от рококо к раннему классицизму, что сделало его одним из ведущих художников нового направления в искусстве.
1755 г. Менгс был папой Климентом XIII. назначен Cavaliere di speron d’oro («Рыцарь Ордена Золотой шпоры»). В конце 1759 года он отправился в Неаполь, чтобы изобразить королевскую семью. В том же году Карл VII , король Обеих Сицилий , покинул Неаполь, чтобы сменить своего отца на посту короля Испании в Мадриде. Менгс вернулся в Рим. Весной он начал фреску потолка « Парнас» на вилле Альбани , которая считается ключевым произведением немецкого классицизма. В 1761 году он был назначен художником при испанском дворе в Мадриде, где вместе с Джованни Баттистой Тьеполо и Коррадо Джакинто работал над дизайном королевского дворца . Гонорары для обоих художников были одинаковыми, что свидетельствует о высокой оценке Менгса при испанском дворе. В октябре 1765 года между Винкельманом и Менгсом произошла ссора из-за картины (см. Ниже), так что контакты между двумя друзьями полностью прекратились. Особую поддержку Менгсу в Мадриде и Риме оказал его друг, испанский дипломат и меценат Хосе Николас де Азара , который поддержал его в публикации его работ.
В 1769 году он получил отпуск от короля Испании Карла III из-за проблем со здоровьем. и вернулся в Италию в общей сложности на пять лет. После длительного пребывания во Флоренции он прибыл в Рим в 1771 году, где ему было поручено задание в Ватикане (Camera dei Papiri) и он был назначен «Principe» Академии Сан-Лука, должность, которую он занимал в 1771/72 году. держал.
Весной 1774 года он вернулся в Мадрид по приказу испанского короля, чтобы завершить начатые там дела. За это время он продвинул молодого Франсиско де Гойя в должности придворного художника («primer pintor de cámara») , чей талант он признал и для которого он получил заказы в качестве художника для королевских производителей ковров. Зимой 1776 года ему был предоставлен постоянный отпуск из-за плохого здоровья, чтобы он мог вернуться в Рим 1 марта 1777 года. После двух лет неустанной работы он умер в Риме в 1779 году и был похоронен в римской церкви Санти-Микеле-э-Маньо . Его могила была создана Винченцо Пачетти в 1782 году .
Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.
Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.
Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.
Творчество
Портрет Доменико Аннибале
Блестящий портретист, Менгс умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели. Ему позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Климента XIII до Фридриха Великого, королей Саксонии, Испании и императрицы Екатерины II.
Менгс, прекрасный знаток античного и современного искусства, вслед за Винкельманом проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам. Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения. Он призывал соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо. Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты, той, которая не существует в природе, а является результатом отбора самого наилучшего. Он критиковал живописцев XVII и XVIII веков, первых за чрезмерное увлечение светотеневыми эффектами и избыточные драматизацию и религиозный пафос, вторых — за тематику, лишённую моральных и образовательных устремлений. Как теоретик он получил громкую известность в интеллектуальных кругах Европы и оказал сильное влияние на развитие новейшей живописи. Менгс стремился прежде всего к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определённых приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, техники акварели и пастельного рисунка. Слава художника угасла вскоре после смерти. В XIX веке Менгса считали «холодным и неискренним», тем не менее отдавая должное ему как портретисту. Менгс считал себя первым неоклассицистом, в то же время он был одним из последних мастеров барокко. По мнению Рудольфа Виттковера: «В конечном счете, он в такой же степени завершает традицию, как и начинает новую».
Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля
Мадонна с щеглом
В 1508 году художник уже в Риме, здесь он будет жить до самой смерти. Известный архитектор Донато Браманте, служивший при дворе папы Юлия II, представил своему покровителю Рафаэля как невероятно талантливого юношу. Папа Юлий II дал задание молодому художнику – расписать одну стену в Папском дворце. Увидев готовую фреску, Юлий II тут же распорядился очистить все помещения от старых картин для работ нового мастера.
Эти произведения так и войдут в историю, как станцы Рафаэля (от итал. станца – комната), их он будет расписывать до последнего дня своей жизни. Комплекс фресок располагается в четырёх залах площадью 6 х 9 м. В каждом из этих залов Ватиканского дворца по четыре картины (на каждой стене). Для столь объёмной работы господин художник папского двора Санти будет привлекать помощников – молодой, но уже прославленный мастер набрал учеников. Именно они закончат последнюю фреску по эскизам мастера после его смерти.
Портретист
Афинская школа
Среди картин Рафаэля Санти не только произведения религиозной тематики. В его наследии прекрасные портреты: папы Юлия II, молодой женщины (Форнарины), дамы с вуалью (Донны Велаты), дамы с единорогом и другие.
Вот уже пять столетий зрители, глядя на портреты кисти Рафаэля, сталкиваются с живыми взглядами, лицами и эмоциями героев картин. Примечательно, что в процессе работы художник часто вносил изменения. Так, например, вместо единорога компанию даме составляла собака. Многослойные картины Рафаэля – увлекательнейший материал для сегодняшних исследований.
Произведения Рафаэля не часто становятся предметами торгов. В 2012 году на «Сотбис» рисунок «Голова молодого апостола» (1519-1520), являющийся эскизом к последнему полотну Рафаэля «Преображение» (алтарная живопись), продан почти за 30 млн. фунтов стерлингов. Полученная сумма в два раза превысила первоначально назначенную цену. Для графики это абсолютный рекорд.
Жан-Антуан Ватто (1684-1721).
Жан-Антуан Ватто. Автопортрет. 1721. Музей Конде, Франция.Антуан Ватто — первый и главный сочинитель эпохи рококо. Переехав в Париж, бывший баталист и поклонник Рубенса, сразу «нащупал» свою тему – высшее общество и занятия аристократов.
Герои Ватто танцуют, музицируют, отдыхают, гуляют в парке. Завидные сцены беззаботной жизни.
Однако во всем этом улавливается ироничный взгляд художника. Чувствуется и двусмысленность, и меланхолия, а порой и грусть.
Взгляните на картину «Затруднительное предложение».
Жан-Антуан Ватто. Затруднительное предложение. 1716. Эрмитаж.
На первый взгляд в сюжете нет ничего интригующего. На фоне природы, будто на сцене, отдыхает компания аристократов. Звуки гитары, неспешные разговоры. Но присмотритесь внимательнее: перед нами мнимая идиллия!
Молодой юноша в синем камзоле пытается остановить девушку, порывающуюся уйти. Пунцовые щёки дамы говорят о возмущении, обиде.
Остальные девушки не смотрят на рассорившуюся пару, но человек в красном всё понимает. Его лёгкая усмешка с долей ехидства говорит, что он в курсе всех событий. Но он не собирается вступаться за девушку. Наоборот, ему доставляет удовольствие наблюдать за ее реакцией.
Неловкая ситуация, которая поначалу казалась обыденной пасторалью. Так что картина в стиле рококо тоже может быть многослойной.
В историю живописи Ватто вошёл, как талантливый колорист. Тончайшие оттенки и наслоения коричневых, сиреневых, жёлтых, розовых тонов – всё это фирменное цветовое решение художника.
Рассмотрим «Паломничество на остров Киферу». Эта картина стала переломной в жизни Ватто. Она принесла ему славу и признание.
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717. 129 × 194 см. Лувр, Париж.
На картине изумительно выстроена композиция. Персонажи расставлены просто гениально: они будто танцуют, то устремляясь вглубь картины, то приближаясь к зрителю.
В конце жизни Ватто создаёт ещё одно удивительное полотно – «Вывеска лавки Жерсена».
Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия.
Ватто создал эту картину в качестве вывески для реальной лавки своего друга. Поэтому какое-то время этот шедевр висел на улице, над дверью в эту лавку.
Казалось бы, это просто бытовая сцена. Посетители рассматривают картины. Но у Ватто же всегда что-нибудь ещё заложено.
Вот и тут он показывает закат эпохи Короля-Солнце, Людовика XIV. Аллегорически, конечно — портрет Людовика убирают в ящик.
Вот так Ватто умел передавать смыслы с помощью изящных и малозаметных поз и жестов.
И в этом сквозит все та же меланхолия: ведь именно при этом правителе расцвело искусство. Именно в эту эпоху Ватто состоялся, как художник.
Плодотворный период художника длился всего 12 лет! Но за это время он успел получить признание, вырастить последователей и дать старт новому стилю в искусстве (рококо).
Скоропостижная смерть
6 апреля 1520 года (кстати, вскоре после такой же неожиданной смерти Марии, с которой был помолвлен) 37-летний цветущий, полный энергии и замыслов, ставший великим при жизни Рафаэль Санти вдруг умер.
Точная причина неизвестна. Кровопускание, сделанное врачом при небольшом недомогании, привело к резкому ухудшению состояния художника и скорой смерти. Причинами плохого самочувствия, по одной версии, стала простуда и инфекция, подхваченная в погребальных галереях, по другой, распутство. На второй версии настаивает современник Рафаэля Джорджо Вазари (1511-1574), художник и литератор. Но, как видим по годам жизни, он не мог быть знаком с Рафаэлем лично и ответственно свидетельствовать по поводу смерти выдающегося мастера живописи.
Прах художника – в римском Пантеоне, «храме всех богов», одним из которых в некотором роде стал бог в искусстве Рафаэль Санти.
Взрослая жизнь и смерть
В 1749 году Антон Рафаэль Менгс был назначен первым художником Фридриха Августа , курфюрста Саксонии, но это не помешало ему продолжать проводить большую часть своего времени в Риме. Там он женился на Маргарите Гуацци, которая сидела у него в качестве модели в 1748 году. Он обратился в католицизм , а в 1754 году стал директором Ватиканской школы живописи. Его фреска роспись Парнас на вилле Альбани принесли ему репутацию ведущего художника.
В 1749 году Менгс принял заказ от герцога Нортумберлендского на создание копии маслом на холсте фрески Рафаэля « Афинская школа» для своего лондонского дома. Картина Менгса, выполненная в 1752-1717 годах, является полноразмерной, но он адаптировал композицию к прямоугольному формату и добавил другие фигуры. Сейчас он находится в коллекции Музея Виктории и Альберта .
Менгс умер в Риме в июне 1779 года и был похоронен там в церкви Санти-Микеле-э-Маньо .
Отрочество, юность
Вскоре отец снова женился, но с мачехой Бернардиной у Рафаэля отношения были холодными. В 12-летнем возрасте он потерял и отца. К этому времени Санти уже заявил о себе, как о даровитом художнике, поэтому он остался при дворе герцога. Мастерство его так прогрессировало, что у наблюдательных покровителей не возникало сомнения, что этот парень вскоре оставит позади своих первых наставников из дворцовой мастерской.
Требовалось углубленное обучение – юношу направили в мастерскую Пьетро Перуджино (1446-1524), одного из самых знаменитых живописцев Италии того времени. Жил он в городе Перуджа, в 100 км от Урбино. Учитель довольно быстро передал талантливому ученику всё, на что был способен. Вскоре искушённые любители искусства перестали различать кисти наставника и воспитанника. При этом Рафаэль всегда оставался с окружающими дружелюбным, не кичился своими успехами – у него было золотое сердце.
Карьера
Автопортрет, 1774 г.
Дважды он принимал приглашения Карла III Испании поехать в Мадрид . Там он создал некоторые из своих лучших работ, в первую очередь потолок банкетного зала Королевского дворца в Мадриде , предметом которого были Триумф Траяна и Храм Славы. После завершения этой работы в 1777 году Менгс вернулся в Рим, где умер два года спустя при плохих обстоятельствах, оставив двадцать детей, семеро из которых получили пенсию от короля Испании. Его портреты и автопортреты напоминают о внимании к деталям и проницательности, которые часто теряются в его величественных картинах.
Его близость к Иоганну Иоахиму Винкельманну увеличила его историческое значение. Менгс разделял энтузиазм Винкельмана по отношению к классической древности и работал над установлением господства неоклассической живописи над популярным тогда стилем рококо. В то же время, однако, влияние римского барокко оставалось сильным в его творчестве, особенно в его религиозных картинах. Он мог бы вообразить себя первым неоклассиком, хотя на самом деле он может быть последним проблеском искусства барокко. Рудольф Витткауэр писал: «В конечном итоге он является концом, как и началом». Гете сожалел, что «такое много знаний должно было быть связано с полным отсутствием инициативы и бедностью изобретательности и воплощено в натянутой и искусственной манере».
Могила Антона Рафаэля Менгса в Риме
У Менгса было известное соперничество с современным итальянским художником Помпео Батони . Он также был другом Джакомо Казановы . Казанова рассказывает о своей личности и современной репутации через анекдоты в своей Histoire de ma vie . Среди его учеников в Италии были Антон фон Марон , Антонио Марон (Вена, 1731 — Неаполь 1761). Среди его учеников в Испании был Агустин Эстеве .
Помимо многочисленных картин в Мадриде, его главными работами являются Вознесение и Святой Иосиф в Дрездене, Персей и Андромеда в Санкт-Петербурге , а также потолок Виллы Альбани. Недотрога был введен в эксплуатацию в качестве алтаря пьесы All Souls College, Оксфорд , и в настоящее время проводится в Национальной галерее в Лондоне. Другой алтарь был установлен в колледже Магдалины в Оксфорде .
Теоретические труды
Менгс писал об искусстве на испанском, итальянском и немецком языках. Он показывает эклектичную теорию искусства , которое видит совершенство , как достижимо с помощью хорошо сбалансированного слияния различного превосходства: греческий дизайн в сочетании с выражением Рафаэля , в светотени в Корреджо , и цветом Тициана .
Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1868. Частная коллекция.
Личность Лиотара загадочна. А его жизненный путь полон белых пятен. Например, до сих пор биографы гадают, почему он одевался как турецкий поданный.
Но известно, что он был 13 ребёнком в семье и получил первое образование, как миниатюрист. После были годы странствий, о которых мало что известно.
Но именно в это время он открыл для себя пастель. Эта техника прославила его на всю Европу.
Одна из первых зрелых работ мастера — «Три грации».
Жан-Этьен Лиотар. Три грации. 1737. Рейксмузей, Амстердам.
Здесь можно воочию увидеть, за что мастер так любил пастель. Мягкие линии, плавные цветовые переходы, реалистичное изображение деталей и, конечно, нежный колорит.
Сам художник упоминал, что живопись – это зеркало всего прекрасного, и только пастель позволяет реалистично передавать восхитительный окружающий мир.
Глядя на эту пастельную картину, сложно возразить мастеру.
Казалось бы, до «галантного века» Ватто рукой падать, а Лиотар предлагает нам совсем другую красоту. Парадный портрет и декоративность отметены в сторону.
Мастер отказывается от фона, чтобы его герои не смогли «спрятаться» за пышные витиеватые декорации. Придворным дамам не всегда был по вкусу такой вот прямолинейный подход.
Самым известным полотном Лиотра является «Прекрасная шоколадница».
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1745. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. Дрезденская галерея.
Личность прекрасной героини породила немало мифов. О части из них я рассказываю в статье про эту картину.
Взгляд модели в сторону разрушает все каноны классического портрета. Нейтральный фон делает изображение ещё более рельефным.
После эпохи рококо, когда портреты отличались манерностью и изобилием деталей, «Шоколадница» Лиотара стала просто откровением. Фотографическая правдивость обескураживала и восхищала публику.
Рассказ о мастере был бы не полным без какого-либо «королевского портрета». Например, Портрета Георга, Принца Уэльского (позже — Георга III).
Жан-Этьен Лиотар. Портрет Георга, Принца Уэльского (позже Георга 3). 1754. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Молодой юноша предстаёт перед нами в пол-оборота. Мы не видим пышных одежд, атрибутов королевской принадлежности
Зато сразу наше внимание привлекает румянец на щеках героя: перед нами всего лишь юноша, хоть и принц
Лиотар — это пример независимости и правдивости в искусстве. От современников нам осталась любопытное изречение, которое многое говорит об этом художнике: «Он наблюдал, как работают другие, и делал всё по-своему!»
Живописная работа
Портреты
Менгс был блестящим и востребованным портретистом. Он рисовал сильных мира сего, таких как Папа Климент XIII. , Август III. и его сын, курфюрст Саксонии Фридрих Кристиан .
Картины и фрески
Менгс виртуозно овладел иллюзионистской росписью потолка, разработанной и практиковавшейся в стиле барокко. Его потолочные фрески «
Прославление святого Евсевия в Риме», « Прославление Геракла» в Королевском дворце в Мадриде и « Аллегория истории в Ватикане» написаны в традициях барочного иллюзионизма .
Парнас (этюд для фрески Виллы Альбани), Эрмитаж , Санкт-Петербург
Под влиянием Винкельмана он выполнил роспись потолка « Парнас» — скопище художников и муз — для виллы Альбани в Риме , которая отличается от вышеупомянутой. В манере панно в рамке на картине изображен Аполлон в окружении муз с их матерью Мнемозиной . Добавление одного человека позволяет художнику строго симметрично расположить фигуры. Картина отсылает к знаменитой картине Парнаса, изображающей его великого образца для подражания Рафаэля , где Менгс резко сократил количество фигур, а также одевал и обставлял фигуры в соответствии с знаниями древнего искусства того времени. Композиция картины выдержана в традициях Николя Пуссена : плоские ряды людей, скульптурные фигуры, отказ от световых и темных эффектов, отсутствие слияния цветов. В картине Менгс прославляет кардинала Алессандро Албани как покровителя искусств.
Парнас считается образцовым воплощением теории искусства Винкельмана, поскольку он представил ее в 1755 году в своих размышлениях о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре . Считается основополагающим произведением немецкого классицизма. Изображение играет центральную роль в оценке Менгсом своего положения в истории искусства. Уничижительные замечания, сделанные в его адрес историками искусства в девятнадцатом веке, скорее всего, относятся не столько к его портретам, сколько к фресковой живописи.
Цитаты
«Воплощение всех красот, описанных в древних образах, можно найти в бессмертных работах господина Антона Рафаэля Менга, первого придворного художника королей Испании и фон Полена, величайшего художника его, а также, возможно, в следующий раз. Как феникс, он был как бы пробужден из пепла первого Рафаэля, чтобы научить мир красоте в искусстве и достичь в нем высочайшего полета человеческих сил ». Иоганн Иоахим Винкельманн
«Можно ли утверждать, что в его работах имитация этого древности привела к чему-то иному, чем сборка каменных частей с нанесенными цветами и прикреплением хранилища души, хранящегося в портфелях копировального аппарата, наконец, с добавлением заимствованных механизмов людей, которым изображенный акт чужд ». Август Кестнер
Биография
Христос на Масличной горе
Сын саксонского придворного живописца Измаила Менгса — датчанина по происхождению. Отец дал сыну двойное имя в честь самых почитаемых им художников: Корреджо (Антонио Аллегри) и Рафаэля.
Начала рисования изучал вместе со своей сестрой Терезой Конкордией под руководством отца. С по 1744 годы вместе с отцом жил в Риме, где изучал античное искусство и работы старых мастеров, прежде всего Рафаэля Санти и Корреджо). В Риме Менгс учился у Марко Бенефиала (англ.)русск. и Себастьяно Конки.
Автопортрет, 1744
Возвратившись в Дрезден, в 17 лет получил должность кабинетного художника. В 1746 году приехал в Рим вторично. Перешёл в католичество и сочетался браком с римской натурщицей Маргеритой Гуацци. В 1749 году вернулся в Дрезден. В 1751 году назначен главным придворным художником, с годовым жалованием 1000 талеров. Уже в новой должности получил заказ на исполнение алтарной композиции «Вознесение» для придворной церкви в Дрездене. Он выехал в Рим, чтобы начать работу над картиной рядом с произведениями итальянских художников, и посетил попутно Венецию и Флоренцию. Благодаря протекции кардинала Алессандро Альбани герцог Нортумберлендский заказал Менгсу для своей галереи копии произведений Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Рафаэля, в том числе фрески последнего «Афинская школа».
В конце 1755 года Менгс познакомился с Иоганном Иоахимом Винкельманом, который вскоре стал самым близким его другом и оказал большое влияние на формирование взглядов художника в области живописи. Покровительствовал Менгсу испанский дипломат и меценат Хосе Николас де Азара. В 1755 году художник получил от папы Климента XIII звание рыцаря «Ордена Золотой шпоры».
Весной 1756 года Менгс начал работать на вилле Альбани над фресковой росписью плафона и люнетов («Парнас», тондо «Рим» и «Гений»). Эта работа Менгса считается ключевым произведением западноевропейского неоклассицизма, сам же мастер удостоился от Винкельмана звания «величайшего художника своего времени». В конце 1759 года прибыл в Неаполь для работы над алтарной композицией «Введение Марии во храм» для Королевской капеллы в Казерте, писал портреты членов королевской семьи. После того, как Карл IV Неаполитанский наследовал за отцом испанский королевский престол, Менгс вернулся в Рим. В 1761 году художник уехал в Мадрид, где совместно с Джованни Баттистой Тьеполо оформлял Новый королевский дворец. Работал он также и в загородных королевских резиденциях Аранхуэсе и Ла-Гранхе. Гонорары обоих мастеров при испанском королевском дворе были чрезвычайно высоки. В Испании одним из учеников Менгса был Агустин Эстеве (исп.)русск.. В октябре 1766 года из-за ссоры с Винкельманом Менгс навсегда прекратил общение с ним. С по 1773 год Менгс находился в Неаполе, снова работая над портретам членов королевской семьи.
В 1773 году автопортрет Менгса в галерее Уффици был помещён на почётном месте — под картиной Рафаэля. В 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. В том же году он снова приехал в Испанию, там познакомился с молодым Гойей, талант которого, вероятно, оценил и помог тому получить место художника Королевской шпалерной мануфактуры святой Варвары. Менгс и сам создавал картоны для этой мануфактуры. Из-за болезни — он плохо переносил мадридские холодные зимы — Менгс вернулся в 1777 году в Рим. Умер 16 июня 1779 года. Похоронен в римской церкви Санти-Микеле-э-Маньо. В семье Менгсов было двадцать детей, семерым из них после смерти художника испанский король Карл назначил пенсион. Его дочь, Анна Мария Менгс, также стала художницей.
Менгс поддерживал хорошие отношения со многими знаменитыми современниками, кроме Винкельмана, например, с маркграфиней Вильгельминой Байрейтской и Джакомо Казановой, который неоднократно упоминает художника в своих мемуарах.
При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского. Его книга, посвящённая Винкельману Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые — Цюрих 1762, переиздано 1765, 1774, 1788) использовалась во многих академиях как учебник. Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780, переиздан в 1783 и 1787), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки.
В числе его учеников был Джузеппе Маццола.
Происхождение и детство
Коронование Марии
Рафаэль Санти родился в конце марта-начале апреля (точная дата неизвестна) 1483 года в восточно-итальянском городке Урбино, владении семьи Монтефельтро. Герцог славился любовью к искусствам, и при дворе собирал талантливых художников. Так, среди прочих он покровительствовал отцу Рафаэля, Джованни Деи Санти, придворному живописцу. Марджи Чарла, мать Рафаэля, растила сына в любви и заботе, отказываясь от помощи няни и кормилицы, что обусловило особо крепкую связь между матерью и сыном. С малых лет мальчик вместе с отцом бывал в мастерских замка и наблюдал, как мастера пишут портреты представителей семьи герцога, расписывают стены дворца. Среди них были Паоло Уччелло и Лука Синьорелли – их имена общеизвестны в Италии и сегодня. Судьба мальчика была предрешена – в ней удачно сошлись происхождение, окружение, интерес ребёнка и явное дарование.
Кратко самое главное в биографии Рафаэля Санти – это потеря матери в восемь лет. Детство – самая значимая пора в жизни любого человека, смерть мамы оставила глубокую рану в душе мальчика, которая кровоточила всю жизнь. Любимым живописным образом художника Рафаэля станет Мадонна, их он написал десятки. Каждая наделена невероятной теплотой и материнским светом, любовью к чаду – истинными ценностями женщины.